Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

J5. Паиоюпнешю механизмы форммромнм деятельности


 


рации без актуализации в сознаний ее цели появляется в ре­зультате выработки соответствующих навыков. Навык — это ' \ автоматизированный элемент сознательного действия, кото-■ рый вырабатывается в процессе его выполнения, пх>едставля-ющий координированное умение решать тот или иной вид дви­гательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.

Существуют разные виды навыков: сенсомоторные, ин­теллектуальные, перцептивные и т. д. В любом навыке мож­но различить психологическую и физиологическую сторо­ны. Одними из первых в филО- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки ос­ложняясь сенсорными и интеллектуальными компонента­ми. Двигательный навык — это необходимый приспособи­тельный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.

Общая схема формирования навыка заключается в сле­дующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней и внутренней среды у че­ловека формируется определенная программа поведения как реакция на эти раздражители. Она представляет собой уме­ние действовать в определенной ситуации с большой степе­нью приспособляемости к этой ситуаций. Пусковым меха­низмом любого навыка является сенсорный сигнал, дающий информацию о состоянии среды. Выработка навыка пред­ставляет собой активную психомоторную деятельность. Го­воря о программе поведения, мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий предстает как совокуп­ность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык — прижизнен­но выработанная структура. Не только начало навыка, его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигна­ла, но и последующая корректировка навыка осуществля­ется с помощью сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание, а следователь­но, оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно — результатов и подсоз­нательно—процесса.



За формирование навыка ответственны основцые церебраль­ные структуры. Навык, формируясь, локализуется на различ-


ных уровнях— в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервной моделью осуществления на­выка является йфферевтвыйст/штез^Афферентньш синтез — это нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия. Афферентный синтез приводит к решению вопроса* какой именно результат должен быть по­лучен в данный момент. Афферентный синтез — это матери­альная база информационной основы деятельности, обеспе­чивающая постановку цели. Афферентный синтез лежит в основе активационного обеспечения навыка. Каждая дея­тельность в своем развитии приобретает черты оперативно* сти. Цель, которая должна быть достигнута в данном дей­ствии, предстает в виде образа — эталодаи Осуществляя способы действия, человек воспринимает рассогласование между фактическим состоянием объекта и тем, которое дол­жно быть достигнуто в результате данного действия. Орга­низация предметцого действия требует, чтобы это рассогла­сование было оценено на фоне всех имеющихся сведений о сложившейся в этот момент обстановке. Нейрофизиологи­ческим механизмом такой оценки выступает акцептор дей­ствия, т.е. нервная модель параметров предвосхищенного реального результата. По механизму акцептора действия осуществляется корректировка навыка.

Промежуточный этап овладения новым способом дей­ствия на основе знания, не достигшего уровня навыка, на­зывают умением. Умение -т это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в фор­ме правильно выл о лняемого действия и приобретшее неко­торые черты оперативности.

На этапе умения усвоенный апособ действия регулирует­ся знанием» по мере тренировки достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение ориенти­ровочной основы действия.

В трудовой деятельности большее значение имеют двига­тельные навыки как необходимый приспособительный элемент нормального фущшэдонирования человека. Двигательный на­вык есть коордашациоцная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной за­дачи. В связи с этим, большинство исследований посвящено именно двигательным навыкам. Структура двигательного навыка проанализирована К*А. Бернштейнрм, считавшим,


Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.