J5. Паиоюпнешю механизмы форммромнм деятельности
рации без актуализации в сознаний ее цели появляется в результате выработки соответствующих навыков. Навык — это ' \ автоматизированный элемент сознательного действия, кото-■ рый вырабатывается в процессе его выполнения, пх>едставля-ющий координированное умение решать тот или иной вид двигательной, сенсорной, интеллектуальной или психической задачи.
Существуют разные виды навыков: сенсомоторные, интеллектуальные, перцептивные и т. д. В любом навыке можно различить психологическую и физиологическую стороны. Одними из первых в филО- и онтогенезе начинают вырабатываться моторные навыки, по мере выработки осложняясь сенсорными и интеллектуальными компонентами. Двигательный навык — это необходимый приспособительный элемент нормального функционирования человека и взаимодействия его с окружающей средой.
Общая схема формирования навыка заключается в следующем. В процессе многократного воздействия на организм сходных раздражителей внешней и внутренней среды у человека формируется определенная программа поведения как реакция на эти раздражители. Она представляет собой умение действовать в определенной ситуации с большой степенью приспособляемости к этой ситуаций. Пусковым механизмом любого навыка является сенсорный сигнал, дающий информацию о состоянии среды. Выработка навыка представляет собой активную психомоторную деятельность. Говоря о программе поведения, мы неизбежно предполагаем какие-то изначально заложенные системы действий. Для навыка система ответных действий предстает как совокупность тех автоматизмов, за счет которых и происходит эта стандартизированная деятельность. Навык — прижизненно выработанная структура. Не только начало навыка, его пусковой механизм формируется в виде сенсорного сигнала, но и последующая корректировка навыка осуществляется с помощью сенсорной информации. Важным моментом любой деятельности является ее осознание, а следовательно, оценка. Оценка присуща и выполнению навыка. Оценка навыка осуществляется осознанно — результатов и подсознательно—процесса.
За формирование навыка ответственны основцые церебральные структуры. Навык, формируясь, локализуется на различ-
ных уровнях— в зависимости от автоматизированности тех или иных компонентов. Нервной моделью осуществления навыка является йфферевтвыйст/штез^Афферентньш синтез — это нейрофизиологическая основа психологической системы деятельности или действия. Афферентный синтез приводит к решению вопроса* какой именно результат должен быть получен в данный момент. Афферентный синтез — это материальная база информационной основы деятельности, обеспечивающая постановку цели. Афферентный синтез лежит в основе активационного обеспечения навыка. Каждая деятельность в своем развитии приобретает черты оперативно* сти. Цель, которая должна быть достигнута в данном действии, предстает в виде образа — эталодаи Осуществляя способы действия, человек воспринимает рассогласование между фактическим состоянием объекта и тем, которое должно быть достигнуто в результате данного действия. Организация предметцого действия требует, чтобы это рассогласование было оценено на фоне всех имеющихся сведений о сложившейся в этот момент обстановке. Нейрофизиологическим механизмом такой оценки выступает акцептор действия, т.е. нервная модель параметров предвосхищенного реального результата. По механизму акцептора действия осуществляется корректировка навыка.
Промежуточный этап овладения новым способом действия на основе знания, не достигшего уровня навыка, называют умением. Умение -т это знание, которое понято учащимся и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выл о лняемого действия и приобретшее некоторые черты оперативности.
На этапе умения усвоенный апособ действия регулируется знанием» по мере тренировки достигается преобразование умения в навык. При этом происходит изменение ориентировочной основы действия.
В трудовой деятельности большее значение имеют двигательные навыки как необходимый приспособительный элемент нормального фущшэдонирования человека. Двигательный навык есть коордашациоцная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. В связи с этим, большинство исследований посвящено именно двигательным навыкам. Структура двигательного навыка проанализирована К*А. Бернштейнрм, считавшим,
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|