Психологические механизмы формирования деятельности
„ г
что в процессе упражнения происходит построение навыка. Каждый двигательный навык представляет многоуровневую? структуру. Н.А. Бернштейн выделяет пять таких уровней, начиная с низшего, локализующегося в спинном мозгу, и кончая высшим — кортикальным. В каждом навыке какой-то уровень будет ведущим — остальные фоновыми. (Например: осанка — руброспинальный уровень; письмо -4 кортикальный.) При изменении условий деятельности мо-i жег быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно. Каждый этап выработки двигательного навыка—I это активная психомоторная деятельность/образующая навык в содержательном и исполнительном аспектах.
Формирование двигательного навыка представляет собой^ целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз разного смысла и качественно различных механизмов. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное дей-3 ствие.
Впостроении любого навыка Н.А. Бернштейн выделяв1^ два периода. >
Первый период — собственно построение навыка. Основ-^ ная задача операций первого периода — обеспечить точность и стандартность выполнения навыка. Он включает фазы:
• установления ведущего уровня. На этой фазе определя етсятот мозговой уровень, который доминирует в началь* ной стадии построения навыка. Эта фаза практически пред решена. В детстве это уровень пространственной ориентации, у взрослых — уровень предметного действия. Указанные^ уровни держат монополию на роль ведущих на начальной] стадии всех формируемых навыков;
• определения двигательного состава навыка, т. е, фор-J мы и внешнего характера движения. В этой фазе происхо дит индивидуальное согласование особенностей двигатель-^ ного состава и личностных свойств субъекта;
• выявления адекватных сенсорных коррекций. KoppeKi ций — это внутренние сенсорные сигналы, управляющие на4 выком. Это самая трудная из всех фаз. На все поступающие! сигналы несут информацию, необходимую для осуществле ния навыка. Поэтому на данной фазе происходит «сортиров^ ка» сигналов на значимые и незначимые.
Автоматизация — это переключение ряда координирующих элементов двигательного акта на ниже лежащие уров
ни, более адекватные именно для этих коррекций.Автоматизация может состоять в использовании готовых фонов и в выработке специальных автоматизмов. В каждом навыке осознается только состав, определяемый его ведущим уровнем. Если ведущий уровень очень высок, то бессознательные фоновые цели коррекций могут быть очень сложными по составу и длительными по времени. Внешняя форма таких частей навыков называется машинальными действиями. Второй период— стабилизации. Осуществляется расширение того диапазона внешних и внутренних условий, в границах которых реализация навыка будет эффективной. Второй период включает фазы:
• срабатывания элементов навыка. Как сказано выше, корректировка навыка осуществляется на различных моз говых уровнях. Переработка информации обеспечивается фоновыми и ведущим уровнями. Этот процесс должен быть внутренне согласованным. Трудность срабатывания в том, что все потоки информации и коррекционных сигналов по падают на одну и ту же исполнительскую систему. Это так называемое явление симультанной интерференции. Если она протекает болезненно, то появляется плато уже автома тизированного действия, т. е. навык не совершенствуется, а стабилизируется на одном уровне;
• стандартизации. Идет борьба за то*, чтобы движение не выходило за уровень допустимой вариативности* ЦНС вы рабатывает для стандартизации определенные коррекции и автоматизмы, направленные на сохранение у движения ус тойчивой формы;
• стабилизации. Отрабатывается стабильность двигатель ного навыка, сопротивляемость его сбивающим влияниям. В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и внутренние помехи и осложнения. Особое внимание следует обратить на возможность деавтоматизации навыка. Деавто- матизация — частичный иди полный распад навыка.Деав- томатизация возникает, когда по какой-то причине подчи ненный уровень становится ведущим или когда движение само переключается на иной, непривычный ему уровень. На основе этого механизма разработан метод искусственной деавтоматизации.
Несмотря на сложность навыка, реальный процесс запе-чатления необходимых связей может происходить молние-
.:№
tmm2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ£ССЖ)НАШЮЙ ДШИЬНОСТИ
§5. Психологические механизмы формирован*! дмтвяьностм
носно быстро* Это объясняется многоуровневым активным строительством навыка. Динамика развития навыка состоит в том, что там, где есть развитие, каждое следующее упражнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его^Фак-тически идет повторение без повторения. При формировании навыка упражнение представляет собой не повторение движения, а его построение. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения этой задачи, а сам процесс решения, от раза к разу изменяя и уяучйпая его форщг.
Построение навыка распре дел ено во времени. Это обусловлено тем, что активный поиск наиболее адекватного решения, происходящий в ЦНС, требует значительных временных затрат. Добавляет затрату времени дастшвдартноеть задач и фона общей обстановки, в которых происходит построение навыка.
На основе концепции Бернштейна относительно любого сенсомоторного навыка можно определить, в каком периоде и фазе он находится в данный момент и какие мозговые структуры задействованы. Следовательно, можно моделировать процесс формирования навыка.
Проблема научения
С проблемой построения навыка тесно связана проблема научения. Освоение деятельности существенно меняет целесообразное поведение личности, как во внешнем, так и во внутреннем плане. Процесс, связанный с изменением в поведении и действиях человека, называют научением. Научение—это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма.
|