Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологические механизмы формирования деятельности


 


„ г


что в процессе упражнения происходит построение навыка. Каждый двигательный навык представляет многоуровневую? структуру. Н.А. Бернштейн выделяет пять таких уровней, начиная с низшего, локализующегося в спинном мозгу, и кончая высшим — кортикальным. В каждом навыке ка­кой-то уровень будет ведущим — остальные фоновыми. (Например: осанка — руброспинальный уровень; письмо -4 кортикальный.) При изменении условий деятельности мо-i жег быть переключение ведущего уровня, хотя это очень трудно. Каждый этап выработки двигательного навыка—I это активная психомоторная деятельность/образующая на­вык в содержательном и исполнительном аспектах.

Формирование двигательного навыка представляет собой^ целую цепь последовательно сменяющих друг друга фаз раз­ного смысла и качественно различных механизмов. Выра­ботка двигательного навыка есть смысловое цепное дей-3 ствие.

Впостроении любого навыка Н.А. Бернштейн выделяв1^
два периода. >

Первый период — собственно построение навыка. Основ-^ ная задача операций первого периода — обеспечить точность и стандартность выполнения навыка. Он включает фазы:

установления ведущего уровня. На этой фазе определя­
ется
тот мозговой уровень, который доминирует в началь*
ной стадии построения навыка. Эта фаза практически пред­
решена. В детстве это уровень пространственной ориентации,
у взрослых — уровень предметного действия. Указанные^
уровни держат монополию на роль ведущих на начальной]
стадии всех формируемых навыков;

определения двигательного состава навыка, т. е, фор-J
мы и внешнего характера движения. В этой фазе происхо­
дит индивидуальное согласование особенностей двигатель-^
ного состава и личностных свойств субъекта;



выявления адекватных сенсорных коррекций. KoppeKi
ций — это внутренние сенсорные сигналы, управляющие на4
выком. Это самая трудная из всех фаз. На все поступающие!
сигналы несут информацию, необходимую для осуществле­
ния навыка. Поэтому на данной фазе происходит «сортиров^
ка» сигналов на значимые и незначимые.

Автоматизация — это переключение ряда координиру­ющих элементов двигательного акта на ниже лежащие уров


ни, более адекватные именно для этих коррекций.Автома­тизация может состоять в использовании готовых фонов и в выработке специальных автоматизмов. В каждом навыке осознается только состав, определяемый его ведущим уров­нем. Если ведущий уровень очень высок, то бессознатель­ные фоновые цели коррекций могут быть очень сложными по составу и длительными по времени. Внешняя форма та­ких частей навыков называется машинальными действиями. Второй период— стабилизации. Осуществляется расши­рение того диапазона внешних и внутренних условий, в гра­ницах которых реализация навыка будет эффективной. Вто­рой период включает фазы:

срабатывания элементов навыка. Как сказано выше,
корректировка навыка осуществляется на различных моз­
говых уровнях. Переработка информации обеспечивается
фоновыми и ведущим уровнями. Этот процесс должен быть
внутренне согласованным. Трудность срабатывания в том,
что все потоки информации и коррекционных сигналов по­
падают на одну и ту же исполнительскую систему. Это так
называемое явление симультанной интерференции. Если
она протекает болезненно, то появляется плато уже автома­
тизированного действия, т. е. навык не совершенствуется, а
стабилизируется на одном уровне;

стандартизации. Идет борьба за то*, чтобы движение не
выходило за уровень допустимой вариативности* ЦНС вы­
рабатывает для стандартизации определенные коррекции и
автоматизмы, направленные на сохранение у движения ус­
тойчивой формы;

стабилизации. Отрабатывается стабильность двигатель­
ного навыка, сопротивляемость его сбивающим влияниям.
В качестве сбивающих влияний могут выступать внешние и
внутренние помехи и осложнения. Особое внимание следует
обратить на возможность деавтоматизации навыка. Деавто-
матизация — частичный иди полный распад навыка.
Деав-
томатизация возникает, когда по какой-то причине подчи­
ненный уровень становится ведущим или когда движение
само переключается на иной, непривычный ему уровень.
На основе этого механизма разработан метод искусственной
деавтоматизации.

Несмотря на сложность навыка, реальный процесс запе-чатления необходимых связей может происходить молние-


.:№


tmm2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ£ССЖ)НАШЮЙ ДШИЬНОСТИ


§5. Психологические механизмы формирован*! дмтвяьностм


 


носно быстро* Это объясняется многоуровневым активным строительством навыка. Динамика развития навыка состо­ит в том, что там, где есть развитие, каждое следующее уп­ражнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его^Фак-тически идет повторение без повторения. При формировании навыка упражнение представляет собой не повторение дви­жения, а его построение. Правильно проводимое упражне­ние повторяет раз за разом не средство, используемое для решения этой задачи, а сам процесс решения, от раза к разу изменяя и уяучйпая его форщг.

Построение навыка распре дел ено во времени. Это обуслов­лено тем, что активный поиск наиболее адекватного реше­ния, происходящий в ЦНС, требует значительных времен­ных затрат. Добавляет затрату времени дастшвдартноеть задач и фона общей обстановки, в которых происходит пост­роение навыка.

На основе концепции Бернштейна относительно любого сенсомоторного навыка можно определить, в каком периоде и фазе он находится в данный момент и какие мозговые структуры задействованы. Следовательно, можно моделиро­вать процесс формирования навыка.

Проблема научения

С проблемой построения навыка тесно связана проблема научения. Освоение деятельности существенно меняет целе­сообразное поведение личности, как во внешнем, так и во внутреннем плане. Процесс, связанный с изменением в по­ведении и действиях человека, называют научением. Науче­ние—это устойчивое целесообразное изменение физичес­кой и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно врожденны­ми физиологическими реакциями организма.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.