Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пшояогачбсюю механизмы формирования деятельности


 


" г .


Понимание научения как изменения деятельности в ре­зультате тренировки длительное время было достаточно кон­структивным. Однако с позиций сегодняшнего дня это опре­деление имеет два недостатка. Научение может происходить:

без изменения деятельности;

без тренировки (путем наблюдения с помощью инструк­
ций).

Современный подход понимания научения широко ис­пользует концепцию человека как системы переработки ин­формации. Согласно этой концепции, человек — активный участник процесса научения. В процессе переработки инфор­мации информационный поток, который возникает на ста­дии восприятия, претерпевает ряд когнитивных изменений, которые завершаются реакцией человека или изменением состояния памяти. Например, рассматривая картину, мы вначале осуществляем операцию распознавания изображе­ния, затем устанавливаем ассоциативную связь с чем-то, с чем мы уже сталкивались раньше, и затем сохраняем изоб­ражение путем запоминания.

В рамках этой концепции большое внимание уделяется вопросу о способах интерпретации посту дающей инфор­мации. Информационный подход сравнивает человека с компьютером, а научение рассматривает как процесс, со­стоящий из трех этапов: кодирования, запоминания, вос­произведения.

Информационными единицами при научении будут вы­ступать суждения и ассоциативные связи. Особое значение имеют прогностические заключения, структурированные в памяти человека. Элементы памяти, ответственные за прогностические заключения, в инженерной психологии называются скриптами (схемами, фреймами).

Важнейшими свойствами таких структур памяти явля­ются:



• наследование признаков, т. е. возможность элементов
памяти наследовать некоторое свойство памяти более высо­
кого порядка. Например: «Фирма предлагает все типы авер-
логов, вязальных и видж-машин». Мы не знаем, что такое
аверлоги и вид ж-машины, но знаем, что машина — это ка­
кой-то механизм, поэтому предполагаем, что указанные
объекты представляют какие-то механизмы для вязания.
Фраза становится относительно понятной;


• нечеткость значений, т. е. обладание способностью под­
разумевать существование определенных качеств той или
иной конкретной ситуации даже в том случае, когда о них
явным образом не сообщается* Например, в указанном при­
мере мы можем подразумевать, что в аверлогах и вижд-ма-
шинах есть какие-то движущиеся части, так как они есть
во всех машинах.

Такие прогностические суждения в значительной степе­ни облегчают общение и обучение.

В современных исследованиях научения упор делается на то, как человек приобретает сложные когнитивные навьнси. (Например, программирование на компьютере; решение поли­тико-социологических задач.)

В рамках такого понимания фиксируют наличие трех ви­дов научения:

наращивание — накопление знаний о новых фактах в па­
мяти (знание, что можно сделать);

переструктурирование •— первоначальное формирова­
ние ассоциативных связей в памяти {получение процедур,
т. е. знание, как что-то можно сделать);

настройка — формирование мнёмических приемов с це­
лью более быстрого и надежного использования оператив­
ных образов.

Имея знание о механизмах научения, можно успешно осу­ществлять проектирование процесса обучения во всех его формах. Проблема формирования навыка находит свое пря­мое отражение в организации и осуществлении трудовой де­ятельности. Работа управляющего, оператора, политцка или любого другого специалиста не может быть реализована без со­ответствующей психологической системы деятельности, сово­купности профессиональных действий и навыков. Решение этик практических задач не может быть осуществлено без со­ответствующих научных разработок. В последнее время остро встает вопрос о проектировании обучающих систем, например компьютерных: программ. В зависимости от работы проекти­ровщика можно существенно увеличить мощность, гибкость и надежность работы системы «человек—компьютер». Наиболь­шей неопределенностью в этой системе отличается именно че­ловеческий фактор, и повысить его эффективность можно лишь через изучение психологических механизмов формирования деятельности, действий, навыков и научения.

Я-687


\


Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.