Пшояогачбсюю механизмы формирования деятельности
" г .
Понимание научения как изменения деятельности в результате тренировки длительное время было достаточно конструктивным. Однако с позиций сегодняшнего дня это определение имеет два недостатка. Научение может происходить:
• без изменения деятельности;
• без тренировки (путем наблюдения с помощью инструк ций).
Современный подход понимания научения широко использует концепцию человека как системы переработки информации. Согласно этой концепции, человек — активный участник процесса научения. В процессе переработки информации информационный поток, который возникает на стадии восприятия, претерпевает ряд когнитивных изменений, которые завершаются реакцией человека или изменением состояния памяти. Например, рассматривая картину, мы вначале осуществляем операцию распознавания изображения, затем устанавливаем ассоциативную связь с чем-то, с чем мы уже сталкивались раньше, и затем сохраняем изображение путем запоминания.
В рамках этой концепции большое внимание уделяется вопросу о способах интерпретации посту дающей информации. Информационный подход сравнивает человека с компьютером, а научение рассматривает как процесс, состоящий из трех этапов: кодирования, запоминания, воспроизведения.
Информационными единицами при научении будут выступать суждения и ассоциативные связи. Особое значение имеют прогностические заключения, структурированные в памяти человека. Элементы памяти, ответственные за прогностические заключения, в инженерной психологии называются скриптами (схемами, фреймами).
Важнейшими свойствами таких структур памяти являются:
• наследование признаков, т. е. возможность элементов памяти наследовать некоторое свойство памяти более высо кого порядка. Например: «Фирма предлагает все типы авер- логов, вязальных и видж-машин». Мы не знаем, что такое аверлоги и вид ж-машины, но знаем, что машина — это ка кой-то механизм, поэтому предполагаем, что указанные объекты представляют какие-то механизмы для вязания. Фраза становится относительно понятной;
• нечеткость значений, т. е. обладание способностью под разумевать существование определенных качеств той или иной конкретной ситуации даже в том случае, когда о них явным образом не сообщается* Например, в указанном при мере мы можем подразумевать, что в аверлогах и вижд-ма- шинах есть какие-то движущиеся части, так как они есть во всех машинах.
Такие прогностические суждения в значительной степени облегчают общение и обучение.
В современных исследованиях научения упор делается на то, как человек приобретает сложные когнитивные навьнси. (Например, программирование на компьютере; решение политико-социологических задач.)
В рамках такого понимания фиксируют наличие трех видов научения:
• наращивание — накопление знаний о новых фактах в па мяти (знание, что можно сделать);
• переструктурирование •— первоначальное формирова ние ассоциативных связей в памяти {получение процедур, т. е. знание, как что-то можно сделать);
• настройка — формирование мнёмических приемов с це лью более быстрого и надежного использования оператив ных образов.
Имея знание о механизмах научения, можно успешно осуществлять проектирование процесса обучения во всех его формах. Проблема формирования навыка находит свое прямое отражение в организации и осуществлении трудовой деятельности. Работа управляющего, оператора, политцка или любого другого специалиста не может быть реализована без соответствующей психологической системы деятельности, совокупности профессиональных действий и навыков. Решение этик практических задач не может быть осуществлено без соответствующих научных разработок. В последнее время остро встает вопрос о проектировании обучающих систем, например компьютерных: программ. В зависимости от работы проектировщика можно существенно увеличить мощность, гибкость и надежность работы системы «человек—компьютер». Наибольшей неопределенностью в этой системе отличается именно человеческий фактор, и повысить его эффективность можно лишь через изучение психологических механизмов формирования деятельности, действий, навыков и научения.
Я-687
\
Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|