Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ На современном этапе основными подходами к объяснению феномена "культура" в культурологической мысли можно считать ниже перечисленные (рис.6).
Рис.6. Подходы в понимании культуры
Три основные направления в понимании культуры, идущие от древних греков и латинян:
Культура как:
Рис.7. Направления в понимании культуры
Вопросы для групповой рефлексии:
1. Как мы понимаем термин «культура» относительно следующих явлений: природа, человек, человечество?
2. Каковы функции человека в природе и культуре?
3. Какие элементы или составляющие культуры являются основой для туризма?
4. Можно ли причислить к ним такие объекты и явления как: овраг, родник, вокзал, почта, песок, трава, гроза, ливень?
5. При каких условиях некоторые из названных объектов и явлений могут стать привлекательными для туризма?
Вопрос для самостоятельного изучения:
Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
Тема эссе: «Что такое культура каждый понимал по-своему…»
Вопросы к лекционному занятию №2:
1. Виды культуры:
– социальная культура: нравственная, политическая, правовая и экономическая.
– этнонациональное измерение культуры: понятие «этнической» и «национальной» культур.
– культура социальных общностей: доминирующая, элитарная, народная, массовая, субкультура и контркультура. Культурный лаг.
Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации.
Взаимоотношение культуры и общества.
4. Взаимодействие природы и культуры.
Виды культуры
Среди многообразия подходов в определении видов культуры бесспорными остаются измерения в рамках культуры: социальной, этнонациональной и социальных общностей.
К видам социальной культуры относят: нравственную и моральную, правовую, экономическую и политическую (рис.8).
Рис. 8.Виды культуры
Как виды, а скорее пласты этнонациональной культуры рассматривается этническая, национальная и массовая культуры (рис.9).
Рис. 9. Этнонациональное измерение культуры
К видам культур социальных общностей относится доминирующая, элитарная, народная, массовая, субкультура и контркультура (рис. 10).
Рис. 10.Виды культуры социальных общностей
Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
Цивилизация и культура – это аксиологические (то есть ценностные) понятия. Цивилизация – это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Цивилизация включает в себя все многообразие культуры. Три основных подхода к трактовке понятия цивилизация (сложившихся еще в XIX веке): унитарный, локально-исторический, стадиальный(рис.11).
Рис. 11.Подходы в понимании цивилизации
Рис. 12.Общее и различное во взаимоотношении культуры и цивилизации. 3. Взаимоотношение культуры и общества
Наряду с действием на природу культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.
Рис. 13. Общее и различное во взаимоотношении культуры и общества
Взаимодействие природы и культуры
Всякая культура реализует свои функции не в вакууме, а по отношению к реально существующим объектам: либоприроде «первой» –естественной, либоприроде «второй» –искусственной.
Рис. 14. Общее и различное во взаимоотношении культуры и природы
Рис. 15.Функции человека в культуре
Вопросы для групповой рефлексии:
1. К какой из групп можно отнести городскую культуру? Каковы ее отличительные признаки?
2. Какая из перечисленных видов культуры является более широкой, глобальной, всеобъемлющей по отношению к остальным?
3. Что является началом и что закатом любой культуры?
4. Какие социальные и природные явления могут способствовать разрушению культуры?
5. Что означает выражение: «Человек – «живой агент» культуры»?
6. Какие из видов культуры непосредственно связаны с туризмом?
Вопросы для самостоятельного изучения и рефератов:
1. Особенности городской культуры.
2. Субкультура: назначение, функции, виды.
3. Культурный лаг: сущность явления.
Темы эссе: «Что я знаю о субкультуре?», «Экология культуры».
Вопросы к лекционному занятию №3:
|