Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. Темы эссе: «Мой смысл культуры», «Мое восприятие современной культуры».
Контрольные вопросы по теме:
Вопрос 1.Что из предложенного списка не является гуманитарным ресурсом в туризме: 1) архив 2) традиция 3) библиотека 4) музей 5) родник 6) трава 7) почта 8) гостиница 9) язык.
Вопрос 2. Выделяют следующие способы кодирования культуры, кроме:
1) мифология
2) живой образец
3) язык
4) символика тела
5) предметы второй природы
Вопрос 3.Сфера деятельности учреждений культуры относится к одному из уровней понятия «культура»:
1) в широком смысле
2) в глубинном смысле
3) в узком смысле
4) в промежуточном смысле
Вопрос 4. К основополагающим формам культуры не относится:
1) искусство
2) религия
3) наука
4) история
5) мифология
Вопрос 5.Какая из перечисленных культур не является субкультурой:
1) труда и досуга
2) дайверов
4) политическая
5) неслышащих
6) байкеров
Вопрос 6. Соотнесите понятия и определения:
1) религия
|
| А – это наиболее древняя система ценностей
| 2) искусство
|
| Б – вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем
| 3) мифология
|
| В – рациональное изучение мира специально разработанными средствами и способами
| 4) наука
|
| Г – художественная интерпретация явлений окружающего мира
| Вопрос 7. К видам гуманитарных ресурсов в туризме не относится:
1) культура 2) наука 3) информация 4) спорт 5) производство 6) социальная работа 7) СМИ
Вопрос 8.Соотнесите названия и содержания подходов в понимании культуры:
1) психоаналитический
|
| А – на основе понимания культуры мира нравственного долга и табу
| 2) аксиологический
|
| Б – на основе понимания культуры как системы символических смыслов
| 3) герменевтический
|
| В – на основе понимания культуры как второй (созданной человеком) природы
| 4) семиотический
|
| Г – на основе понимания культуры как системы ценностей
| 5) деятельностный
|
| Д – на основе понимания культуры как системы знаков, символов
| Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
1) суеверия
2) мораль
3) ритуалы
4) теоретические знания
5) приметы
Вопрос 10.К категориям культуры, выражающим определения человека как субъекта деятельности, относятся: 1) пространство 2) время 3) движение 4) человек 5) качество 6) зло 7) вера 8) мера
Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
1) этническая
2) элитарная
3) национальная
4) народная
5) массовая
Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
1) творец
2) живой агент
3) сеятель
4) хранитель
5) посредник
6) потребитель
Темы рефератов:
1. Городская культура: ее отличительные характеристики.
2. Современные субкультуры.
3. Культура туризма.
Методическое обеспечение лекционных занятий:
мультимедиа-презентация № 1 «Основные понятия теории культуры».
Литература к теме:
1. Воробьева, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьева. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.
2. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры / Е.М Скворцова. – М.: Юнити, 1999.
3. Шендрик, А.И Теория культуры: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология» / А.И. Шендрик – М.: ЮНИТИ; М.: Единство, 2002.
4. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.
5. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие для вузов / И.Е. Ширшов [и др.]; под общ. ред. И.Е. Ширшова. – Минск: БГЭУ, 2004.
6. Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. А. С. Неверова. – 2-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2005.
Тема 1.2. Основные объекты культурного
Наследия (2 часа)
Цель: сформировать представления об основных объектах культурного наследия и их роли в сохранении и развитии цивилизации, нации, человека.
Задачи:
1. Формировать представления о культурном наследии, учить распознавать и квалифицировать объекты культурного наследия;
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового и национального культурного наследия как основы для будущей профессиональной деятельности;
3. Создавать условия для развития национального самосознания, чувства гордости за культурное наследие нации и сопричастности к его популяризации и сохранению.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие.
2. Категории и формы нематериального культурного наследия.
3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия.
4. Всемирное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности.
5. Основные объекты культурного наследия: материальные носители знания (включая письменные и кино-фото-фонодокументы), произведения искусства, реликвии (религиозные, светские), памятники культуры движимые и недвижимые, объекты комплексного характера и средовые объекты природного наследия.
Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
Культурное наследие – совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Материальное культурное наследие – культурные достижения общества, его исторический опыт, выраженный в рукотворных объектах и предметах, представляющих общечеловеческую ценность.
Рис. 27. Составляющие материального культурного наследия
Нематериальное наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности (рис. 28).
Рис. 28. Составляющие нематериального культурного наследия
|