Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Общие представления об управлении

УДК 338. 46: 796 (075)

ББК 65. 497. 5 я 73

 

 

Талай В.А.,2008

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Введение………………………………………………………………..
Глава I. Содержание дисциплины «Спортивный менеджмент»
1.1. Общие представление об управлении…………………………...
1.2. Направления менеджмента и их характеристика……. ………..
1.3. Физкультурно-спортивная организация как объект управления……………………………………………........................................
1.4. Физкультурно-спортивная деятельность как объект управления………………………………………………………………………
1.5. Целеполагание, прогнозирование и планирование в спорте…..
1.6. Контроль, анализ и принятие управленческих решений………
1.7. Социально-психологические основы руководства……………..
1.8. Социально-профессиональный статус тренера как руководителя…………………………………………………………………….. Литература……………………………………………………………..  
Глава II. Содержание дисциплины «Спортивный маркетинг»
2.1. Основы маркетинга физической культуры и спорта…………...
2.2. Концепции маркетинга и их особенности………………………
2.3. Мотивация занятий физической культурой и спортом………...
2.4. Физическая культура и спорт как сфера производства товаров и услуг………………………………………………………………….
2.5. Рынок товаров и услуг и его сегментация………………………
2.6. Распределение товара на рынок и особенности конкурентной борьбы………………………………………………………………….
2.7. Ценообразование, формирование спроса и стимулирование сбыта…………………………………………………………………… Литература………………………………………………………………  
Глава III. Производственные и хозяйственные ситуации в менеджменте…………………………………………………………….
3.1. Кораблекрушение………………………………………………..
3.2. Разрешение конфликтных ситуаций…………………………….
Глава IV. Тестовая оценка компетенции менеджера……………
4.1. Насколько вы соответствуете идеалу делового человека……..
4.2. Умеете ли вы влиять на других………………………………….
4.3. Способность стать богатым человеком…………………………
4.4. Психология семейных отношений менеджера………………….
4.5. Отношение менеджеров-мужчин к прекрасному полу………...
4.6. Почерк и характер………………………………………………...
4.7. Испытай себя: Кто? Капитан? Рулевой? Пассажир?...................
4.8. Ваш стиль общения……………………………………………….
4.9. Умеете ли вы вести деловое обсуждение……………………….
4.10. Трудолюбие……………………………………………………...
4.11. Можете ли вы добиться успеха…………………………………
Глава V. Деловая игра………………………………………………
5.1. Разработка управленческих решений в конкретной сфере деятельности……………………………………………………………….
5.2. Алгоритм решения управленческих решений…………………..
5.3. Техника кадровой работы………………………………………… Тематика контрольных работ…………………………………………. Вопросы к зачету………………………………………………………. Дополнительная литература…………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ



 

За последние несколько лет белорусская экономика изменилась в корне. Разрушена командно-административная и строится новая экономическая система. Ее можно определить как многоукладную экономику с преимущественно рыночным типом производственных отношений.

Преобразования, происходящие в настоящее время во всех областях общественной жизни и социальной практике, предъявляют принципиально новые требования к деятельности организаций и предприятий. Это связано с необходимостью применения в практической работе современных управленческих технологий, то есть знаний современного менеджмента науки об управлении организациями любого типа и маркетинго-науки, изучающей закономерности продвижения и реализации товаров и услуг в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции.

Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть деятельности общества и человека не явились исключением, и все чаще стали использовать общемировые законы менеджмента и маркетинга в своей деятельности и развитии.

На современном этапе, для физкультурного работника, менеджмент и маркетинг, стал неотъемлемой частью его деятельности. Знания и умения во многом определяют успешность и эффективность его работы.

 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНЫЙ

МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Общие представления об управлении

 

1. Проблемы управления физической культуры в современных

социально-экономических условиях.

2. Общие понятия об управлении

3. Логика управления физкультурно-спортивной организацией

4. Общие определения менеджмента и самоменеджмента

 

Физическая культура и спорт занимают важное место в жизни нашей страны. Это связано с тем, что Республика Беларусь впервые за многие годы своего существования выступает на международной арене в качестве самостоятельного субъекта. Более того, многие страны, рассматривают спортивные результаты, показанные на международной спортивной арене, как продемонстрировать уровень своего развития.

Вторая причина необходимости развития физической культуры и спорта в нашей стране является неблагоприятная экологическая обстановка созданная аварией на Чернобыльской атомной электростанции. В связи, с чем именно физическая культура и спорт выступает средством, которое должно способствовать укреплению здоровья и физической подготовки людей всех возрастов.

Для этого необходимо, существенно улучшить качество управления, как всей системой физкультурного движения нашей страны, так и отдельными ее компонентами.

При этом, что вся деятельность осуществляемая в физкультурно-спортивной сфере, является управленческой.

И этой специфической управленческой работе необходимо учиться, знать ее содержание и особенности, ее законы, методику применения в зависимости от объекта управления и ситуации, в которой этот объект находится.

Управление – это целенаправленный, осознанный перевод какого-то объекта из одного состояния в другое.

Например, тренер готовит спортивную команду. Все управленческие усилия тренера будут направлены на то, чтобы поднять уровень подготовленности команды. То есть перевести команду с одного уровня подготовленности на другой, применяя при этом различные методы. Тренер, целенаправленно воздействуя на объекты различной природы, стремиться с помощью каких-то приемов, перевести из одного состояния в другое для достижения поставленной цели.

Из этого следует, что в управленческой деятельности присутствуют три элемента:

1. Субъект управления – человек или организация, которые наделены правом воздействовать на объект управления.

 

2. Процесс управления – набор способов (методов) воздействия,

которые переводят объект управления из одного состояния в другое.

3. Объект управления, на изменение состояния которого направлены

управленческие усилия.

Объектами управления в сфере физической культуры и спорта, могут быть реальными (материальными), мыслительными (абстрактными) или совокупностью реальных и абстрактных образований.

Реальными объектами управления являются спортивная база, развитием которой управляет директор спортивной школы, состоит из конкретных спортивных залов, тренажеров.

Абстрактными объектами управления являются физические качества, которые необходимо развивать у спортсмена для достижения определенного спортивного результата. Образцом объекта управления, представляющего собой совокупность реальных и абстрактных образований, может служить команда или учебно-тренировочная группа.

Для успешного выступления команды и каждого его члена необходимо профессионально управлять командой как целостным живым организмом.

Управление в широком смысле слова реализуется в социальных, биологических и технических системах для управленческой деятельности человека и обеспечивает их сохранение и нормальное функционирование.

Между управлением в социальных системах с одной стороны и управлением в биологических и технических системах с другой стороны имеются существенные различия.

В физической культуре и спорте правомерно употреблять понятие «управление» применительно ко всем названным сферам:

1.Социальное управление – это управление людьми. Оно может осуществлять на уровне государства и общества, так и на уровне определенной группы людей. Его основная цель состоит в упорядочивании действий людей.

2. Спортсмен осуществляет воздействие на объекты неживой природы, управляя автомобилем, санями, яхтой и т. д.

3. .Воздействие на объекты живой природы, управляя различными

животными. Однако воздействие на объекты живой природы в физической культуре и спорте, включает специфическое влияние и на организм самого спортсмена, выступающего в качестве как биосоциального так и социобиологического объекта. Данная ситуация нашла отражение в понятии «управление подготовкой спортсмена», которое трактуется как оптимизация поведения спортсмена. Включает следующие операции: прогнозирование результатов, моделирование параметров соревновательной деятельности, уровня подготовленности и развитие функциональных систем организма, программирование тренировочного процесса, комплексный контроль за уровнем подготовленности, внесение коррекций в систему подготовки.

Кибернетика – наука об управлении в живой и неживой природе. Доказана идентичность управления в технических, биологических и социальных системах. Это означает, что логика управленческой деятельностью одинакова при управлении командой, спортсменами, физическими качествами, мотивацией или двигательной сферой.

Особенности функционирования физической культуры и спорта в

рыночных условиях.:

• Преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг,

как совокупность социально-педагогической форм деятельности,

осуществляемых в целях физического воспитания населения;

• Децентрализация управление отраслью физической культуры и

спорта;

• Многообразие организационно-правовых форм физкультурных и

спортивных организаций;

• Правовое закрепление официального статуса профессионального

спорта;

• Возрастающее экономическое значение физической культуры и

спорта;

• Возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и

спорта.

В рыночных условиях возрастает роль физической культуры и спорта в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании, в рациональном использовании свободного времени.

Физическая культура и спорт относится к сфере социальной жизни,

представляя собой элемент нематериального производства.

В настоящее время в сфере физкультурно-спортивного движения господствует концепция приоритета личности, личных потребностей, интересов и вкусов человека и их первоочередного удовлетворения общественной системой производства (с учетом необходимости прибыли).

Изначально в Англии слово «Менеджмент» означало искусство верховой езды, а «менеджер» - искусный наездник. В русском переводе термин «Менеджмент» является аналогом понятия «управления», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий. Смысл слова «управления» значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующих в рыночных условиях.

Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели. Особенно сложным управление организацией становится в условиях рыночной системы, построенной на экономической свободе, частной собственности и обеспечении прав граждан. Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмент.

Отличие менеджмента от управления заключается в совершенно новой цели деятельности и в методах достижения этой цели.

Цель управления организацией при плановой экономике – выполнение формального плана.

Цель менеджмента – наиболее полное удовлетворение постоянно учитываемых реальных потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли. Метод достижения цели управления организацией при плановой экономике – административное регулирование, базирующиеся на командном давлении. Метод достижения цели менеджера – создание экономической заинтересованности работника в результатах его труда. Менеджмент представляет новый для нашей страны тип управляющего.

Эффективный менеджмент предполагает хозяйственную самостоятельность организаций, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности организации и ее подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Главные факторы рыночной экономики – формы собственности, системы свободного ценообразования, конкуренции, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимости от доходов предпринимателя и ситуации на рынке физической культуры и спорта.

Характерные черты менеджмента.

Во-первых, менеджмент представляет особый вид деятельности, присущий рыночной экономики. При этом следует понимать профессиональное управление, элементами которого являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия, разработка, реализация и управления нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые ориентированы на получение экономической выгоды или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда, постоянное повышение производительности труда и качество продукции или услуг, которые являются главными элементами конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию на рынке.

В-четвертых, менеджмент – это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними для достижения целей организации, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства.

Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы на повышение благосостояния персонала предприятия.

Сущность современного менеджмента составляет управление организацией в условиях рынка с учетом использования методов и механизмов хозяйствования, характерные для рыночной экономики.

Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организации по удовлетворению общественной потребности и спроса рынка на обеспечение требований конкретных потребителей. На разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности организации и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ в зависимости от конъектуры рынка и изменений социально-экономической среды. Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также его направленность на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами.

Менеджмент обеспечивает существование, функционирование и развитие организации.

Менеджмент как наука исторически сложился в ответ на потребности крупного бизнеса в виде системы научных знаний об управлении в коммерческих организациях. В настоящее время понятия «менеджмента» распространены на всю социальную сферу.

Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, в виде различных концепций и теорий, основным содержанием которых являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Основные усилия менеджмента как науки направлены на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным.

Упорядочение знаний о менеджменте позволит квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и, следовательно, определить стратегию и тактику деятельности организации.

Термин «менеджер» в рыночной экономике широко распространен и употребляется применительно к руководителям предприятия, его структурных подразделений – управлений, отделов, отделений, производств, цехов, участков и т.п.

Менеджер выступает в роли организатора, обеспечивает взаимодействие сотрудников для достижения целей фирмы. Как администратор – применяет меры регламентируемого административного воздействия. Как специалист – ставит задачи, определяя, что и как надо делать для выполнения работы. Как дипломат – ведет переговоры, контактирует с субъектами внешней среды. Как инноватор он воплощает в жизнь достижения научно-технического и социального прогресса инициирует инновационную деятельность сотрудников вверенного подразделения или предприятия. Как воспитатель – морально мотивирует деятельность сотрудников, ориентируя их на творческий, инициативный, эффективный труд.

Основные признаки менеджера Менеджер – наемный управляющий. Наем менеджера осуществляет собственник предприятия. Собственник, как правило, занимает только главного менеджера – руководителя предприятия, который в свою очередь подбирает и вводит в должность других менеджеров и работников организации.

Менеджер – должностное лицо. Менеджер всегда занимает определенную вакансию в штатном расписании организации – управленческий пост. Как должностное лицо менеджер выполняет управленческие функции, для чего использует делегированные ему полномочия, и распоряжается ресурсами организации. Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников для достижения целей предприятия. Наличие такого права у менеджера определяет его возможность распоряжаться ресурсами и влиять на ситуацию.

Менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации дается не собственностью, а должностью, не установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера).

Менеджер управляет людьми. В подчинении менеджера всегда находятся сотрудники. Управление их знаниями, умениями, навыками есть управление персоналом. Кроме того, к ресурсам менеджера относятся природные и материальные (включая финансовые) ресурсы, а также информация и время. Качество используемых ресурсов оказывает существенное влияние на продуктивность работы менеджера.

Управляя, менеджер принимает и реализует управленческие решения.

Принятие управленческих решений – отличительный признак менеджера, выделивший управленческий труд из системы общественного труда.

Менеджер – профессионально подготовленный управляющий. Профессиональная подготовка в сфере управления необходима и не может быть заменена подготовкой по отдельным специальностям: гуманитарным, экономическим, техническим, естественнонаучным и др.

Реальная управленческая практика гораздо богаче выделенных признаков. Так, менеджер может совмещать функции предпринимателя и собственника, иметь в распоряжении только два ресурса: информацию и время, не проходить профессиональной подготовки. Однако рассмотрение этих признаков способствует научному пониманию менеджера в целом.

 

Тесты на сообразительность

 

1. Бетонный блок весит одну тонну и еще полблока. Сколько весит

бетонный блок?

2. Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания …

решения. Какой эпитет здесь пропущен?

3. Под каким деревом сидит охотник во время дождя? ( Требуется

абсолютно точный ответ).

4. Если Вам абсолютно безразлично, где вы находитесь, то что это

означает?

5. Как известно, лучшее враг хорошего. А худшее?

6. Самолет летит из Санкт-Петербурга в Бангкок с посадкой в Ташкенте.

Сколько лет пилоту? Требуется абсолютно точный ответ.

7. От какого дурака нет защиты?

 

Задачи

 

1. Имеется 6 емкостей, 3 из которых пустые, а 3 с жидкостью. Емкости расположены подряд: сначала 3 пустых, затем 3 полных. Требуется сделать так, чтобы пустые и полные емкости чередовались.

 

2. Предприятие ежедневно выпускает сверх нормы 3 изделия, и поэтому за 5 дней сверх семидневного задания появляется еще 11 изделий.

Сколько изделий в день фактически производит предприятие?

 

3. Два каменщика за два часа выкладывают двухметровую стену. Сколько

каменщиков за 5 часов выложат стену длиной 5 метров?

 

Вопросы к семинарскому занятию

 

1. Какова роль и значение управления в развитии физической культуры.

2. Чем мы управляем в физической культуре и спорте?

3. Что по Вашему мнению, влияет на развитие физической культуры

и спорта?

4. В чем отличие менеджмент от понятия «управление»?

5. Каковы характерные черты менеджмента?

6. В чем сущность и содержание менеджмента?

7. Назовите особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях?

8. Назовите роли менеджера.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.