Физкультурно-спортивная деятельность как объекта Управления
1 Физкультурно-спортивная деятельность и факторы ее осуществляющие
2 Физкультурно-спортивное мероприятие как объект управления
3 Коммуникации физкультурно-спортивной организации и их особенности.
Спортивная деятельность - это один из видов социально-значимой деятельности, регламентированный системой тренировок, соревнований и направленный на достижение высокого спортивного результата. Спортивная деятельность выступает в качестве самостоятельного объекта управления. Чтобы эффективно управлять этой деятельностью, необходимо знать все факторы, влияющие на нее.
На спортивную деятельность людей влияют:
- социальная макросфера – определяется статусом спорта в обществе, тем вниманием, которое уделяет спорту правительство и средства массовой коммуникации, финансовые вложения, массовость и т.д.;
- социальная микросфера – ближайшее окружение (внеспортивное – семья, друзья, учителя, класс может мешать, так и благоприятствовать).
спортивное окружение – непосредственно относящееся к спорту, команда, болельщики наибольшее влияние на спортивную деятельность оказывает личный тренер, от его профессиональных и человеческих качеств зависит не только успешность спортивной деятельности, но и продолжительность занятий спортом вообще;
- индивидуально-личностные особенности - спортсмена, включают в себя состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, мотивацию, психические особенности и т.д. Названные показатели в различной степени поддаются корректировке и изменению под влиянием тренировочных воздействий в процессе спортивной деятельности. Так показатели общей выносливости, хотя и являются генетически обусловленными, изменяются в процессе тренировок более значительно, чем, например сила нервных, темперамент или характер. Понимание особенностей и природы тех или иных компонентов позволяет тренеру правильно строить тренировочный процесс и выбирать адекватные методы воздействия, т.е. эффективно управлять подготовкой спортсменов;
- материальное и программно-методическое обеспечение - подготовки спортсменов, оказывает влияние на результативность спортивной деятельности ( спортивная база, тренажеры, приборы, технические устройства, средства восстановления, программы и средства отбора, подготовки, тренировки, наличие спарринг-партнеров, финансовые средства.
Социально-профессиональный статус тренера характеризует его личностные и профессиональные качества, особенности взаимоотношений с окружающими, способы руководящего воздействия и стиль управления спортивной командой, человеческие и лидерские качества, которые оказывают решающее влияние на активность и результативность спортивной деятельности занимающихся.
Информация – это сведения и знания о действительности, которые отчуждаются от их носителя в виде сообщений и благодаря которым уменьшается неопределенность. Человеческая деятельность нередко зависит от того, знаем ли мы о том, что произошло, произойдет или имеет место в настоящий момент. Неосведомленность в некоторых аспектах положения вещей, значимых с точки зрения стоящих перед человеком или организацией, иногда является существенным препятствием, лишающим право принимать решения и действия. Чем больше степень неосведомленности, тем более ценной является информация.
Информация очень важна, поскольку она необходима для принятия решений. В связи с этим информация характеризуется с точки зрения ряда качеств:
1) полнота (считается полной, если ее достаточно для того, чтобы принять решение);
2) достоверность (не должна искажать реального положения дел);
3) актуальность (если она не отвечает потребностям, которые имеются в данной ситуации);
4) доступность (реализуется в наличии прямого доступа к носителем, на котором закреплена информация).
5) языковая ясность (информация должна быть выражена на языке, понятном для ее получателя).
Эффективность деятельности менеджера зависит от его умения работать с информацией, причем основной проблемой является не недостаток, а избыток информации. Выделяется информация, которая принимается во внимание и которая во внимание не принимается.
Коммуникации. Все что делают руководители для того, чтобы обеспечить достижение целей организации, требует эффективного обмена информацией. Если люди, работающие в организации, не смогут обмениваться информацией, то они не сумеют работать вместе, сформулировать цели и достигнуть высокого результата. Многочисленными исследованиями установлено, руководитель тратит от 50 до 90% своего времени на коммуникации, в результате которых обменивается информацией как внутри, так и вне организации.
Под коммуникацией понимают обмен информацией между людьми и их объединениями в процессе взаимодействия. Говоря о коммуникациях, имеют ввиду совокупность действий людей, связанных с передачей информации и ее обработкой при помощи разнообразных средств и инструментов. Коммуникации в менеджменте выполняют очень важную функцию, которую принято называть связующей.
Процесс коммуникации обязательно включает следующие компоненты:
1. Формирование сообщения – определение целей, стоящих перед отправителем. На данном этапе рождается замысел сообщения, то есть определяется, какая информация должна быть передана, кому она будет передана, каким образом это будет сделано. Другими словами формируется план действий;
2. Кодирование – этап, на котором информация облекается в слова или другие знаки, объединяемые в рамках одного текста.
3. Передача сообщения – для которой используются те или иные каналы (почты, факс, электронная почта и т.д.)
4. Декодирование – процесс « расшифровки», понимания сообщения и стоящего за ним намерения, переводит значки на бумаге или экране монитора в мысли.
5. Обратная связь – реакция получателя на переданную ему информацию, которая позволяет отправителю понять, что его сообщение либо было воспринято правильно или неправильно, либо вообще не было воспринято.
Все коммуникации можно разделить на следующие виды.
1. Коммуникации между организацией и ее внешней средой. Любая спортивная организация должна знать, где и когда проводятся соревнования; какие новые методы разрабатываются и применяются, как организовать рекламную компанию в средствах массовой информации. Какие нормативные акты приняты организациями управления; какие требования существуют при оформлении документов для выезда за границу. Эти и многие другие вопросы связывают организацию с внешней средой.
2. Коммуникации между уровнями и подразделениями внутри организации. Внутри организации информация перемещается с одного уровня управления на другой вертикальных коммуникаций, а также между подразделениями в рамках горизонтальных коммуникаций.
Вертикальные коммуникации могут осуществляться по нисходящему уровню. Например, директор сообщает тренерам о текущих задачах. Коммуникации по восходящей – с низших уровней на высшие. Например, тренера школ сообщают о результатах прошедших соревнований, о существующих проблемах и др. Обмен информацией между подразделениями организации осуществляется в рамках горизонтальных коммуникаций. Так как организация является системой взаимосвязанных подразделений, то для координации своих действий они должны обмениваться между собой соответствующей информацией.
В организации существуют и другие коммуникации:
- коммуникации между руководителем-подчиненным;
- коммуникации между руководителем - рабочей группой;
- неформальные коммуникации (слухи, домыслы, сплетни)
- межличностные коммуникации;
Обмен информацией между двумя или более людьми осуществляется в коммуникационном процессе, имеющим специфику и структуру.
Коммуникации можно разделить на формальные и неформальные.
Формальные – это коммуникации, которые связывают отдельные элементы организационной структуры и устанавливаются при помощи уровня, закрепленные в должностных инструкциях и внутренних нормативных документах, которые регламентируют взаимодействие работников или подразделений.
Неформальные коммуникации связывают людей, которые объединены в рамках одной неформальной группы. Они возникают в любой организации. В основном функционируют как канал распространения слухов. Слухами называется любая информация, которая получена по неофициальным каналам коммуникации. Они могут быть важным источником информации для руководителя, так как более быстрое распространение информации. В то же время нельзя доверять, любая информация , распространяемая таким образом, нередко не обладает необходимыми качествами, недостоверной, неполной, субъективной и т.д.
Слухи возникают, если сотрудники испытывают недостаток информации, предоставляемой по каналам формальных коммуникаций, если информация поставляется нерегулярно с запозданием. Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения работников; новые меры по наказаниям за опоздание; изменения в структуре организации; грядущие перемещения и повышение, кадровое изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту; кто кому назначает свидание после работы.
Обратная связь и память
Адресат, каким-то образом реагирует на то, что мы ему сообщили, например, высылаем главный ответ, или просто предлагает свои условия, или соглашается с тем, что ему предложили. В любом случае реализуется обратная связь. при этом нужно иметь в виду, что отсутствие ответа обычно рассматривается как отрицательный ответ, также является обратной связью.
На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить Обратная связь, позволяет руководителю скорректировать решение, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется с помощью функций контроля. Каждый начальник обычно отсеивает половину данных. До руководителя организации доходит обычно только 16%, из 98,4% информации. Но и поступившим сведениям снизу» не приходится доверять вполне. Естественно стремление – свои дела приукрасить, а недостатки преуменьшить. Подобное явление порождает проблемы искажения и потери информации.
Межличностные коммуникации
Эффективный обмен мнениями требует больше, чем просто передачу данных. Он требует, чтобы человек, передающий сообщение, и тот. кто принимает, обладали определенными навыками (писать, говорить, слушать и т.д.) достаточным для того, чтобы обмен мнениями был успешным. В результате общения совершается обмен информацией, достигается взаимопонимание, вырабатывается определенная позиция друг к другу.
Выработка навыков эффективного взаимодействия с людьми необходимы менеджеру любого уровня. Сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего времени не на решение финансовых, технических или организационных проблем, а на решение психологических задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами. Знания и умения в области общения необходимы не только менеджерам, но и любому из нас, ибо через общение человек организует и оптимизирует свою производственную, научную, учебную и любую иную деятельность. Общение позволяет решать не только вопросы организации. но и проблемы ее сотрудников.
К закономерностям, которые определяют процессы межличностных взаимоотношений, можно отнести следующие:
1. Зависимость общения от восприятия партнера. Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Все люди разные, они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллекту и т.д. Ввиду этого при восприятии возникают ошибки неравенства, получившие название факторов и превосходства привлекательности и отношения к нам.
2. Неадекватность самооценки. Оно может быть сильно завышено или занижено, в зависимости от психологических особенностей личности.
3. Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексии( рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание другого. но знание того, как другой понимает меня).
4. Расщепление смысла передаваемой информации (различное толкование информации, в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях общающихся).
5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.
6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.
Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Деловое общение – это прежде всего коммуникация, обмен информацией, значимой для участников общения. Поэтому, чтобы процесс общения был эффективным и способствовал достижению целей его участников, нужно правильно выбирать и использовать средства коммуникации.
Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные); невербальные.
Наиболее значимыми невербальными средствами выступают движения человека.
Взгляд несет очень большую информацию о человеке. Если человек возбужден, чем-либо заинтересован или находится в приподнятом настроении, его зрачки сильно расширены, если настроение мрачное, сердитое, то зрачки сужаются.
Еще более информативными оказываются движения тела человека, а конкретно его поза, жесты, походка, голос, рукопожатие.
Следует иметь в виду, что невербальные средства проявляются неосознанно, человек не часто контролирует, но эти проявления нужно учиться держать под контролем.
Речь как вербальное средство общения. Умение говорить предполагает умение точно формулировать свои мысли и излагать их доступные для собеседования языком.
Важно, чтобы речь была содержательной (насыщенной информацией) и логичной.
Правило ясности, точности речи:
1. О точности высказывания должен заботиться говорящий. Ясность мысли оценивается слушателем.
2. Слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке.
3. Следует избегать книжных, мудреных. канцелярских слов, делающих речь запутанной и сумбурной.
4. Стиль изложения является причиной неуместного комизма речи.
5. Необходимо точно следовать нормам связи слов в фразе.
Умение говорить является важной составляющей частью авторитета менеджера. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько его речь проста и доходчива, выразительна и эмоциональна. Эти требования относятся не только к речи менеджера, но и каждого из нас.
Успешность делового общения зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Слушание – это не просто молчание, но и процесс требующих больших психологических усилий, определенных навыков.
Деловые совещания – это инструмент коллективного принятия решения или координация действий сотрудников. Оно обычно проводится в том случае, если по каким-то причинам одно лицо не может принять решение самостоятельно. К таким причинам может относиться и недостаток компетенции и формальная необходимость, или затрагивает интересы многих сотрудников.
Подготовка к совещанию предполагает определение того, кто будет принимать в нем участие, когда и где произойдет совещание, почему оно необходимо и что должно быть достигнуто в результате совещания.
В сфере физической культуры и спорта существует множество объектов управления. Важнейшими являются спортивные и физкультурные мероприятия. Значимость объясняется тем, что для спорта характерен соревновательный аспект, момент сопоставления физических, духовных, спортивно-волевых и других качеств, воспитываемых в процессе многолетней подготовки спортсменов.
Каждое мероприятие требует специальных управленческих усилий и специальной подготовки. От качества проведения спортивных мероприятий зачастую зависят результаты многолетнего труда не только тренера или спортсмена, но и целых спортивных организаций. Существует большое количество различных по характеру, целям, задачам, формам проведения и другим признакам физкультурно-спортивных мероприятий.
Спортивные соревнования классифицируются:
- по масштабу проведения (международные, областные, городские)
- по формам организации в виде Чемпионатов, кубков;
- по целям (отборочные, контрольные, показательные, массовые);
- по продолжительности (многотуровые, разовые);
- по способу определения победителей ( личные, лично-командные, командные).
Независимо от характера мероприятий, существует общая управленческая схема проведения, которую необходимо оформить в виде маркетинговой программы. Прежде всего, необходимо разработать общий замысел планируемого мероприятия. При этом следует ответить на ряд вопросов:
1. Проводится данное мероприятие ради «галочки» или под давлением вышестоящих организаций, то его проведение лишается всякого смысла;
2. Для кого проводятся физкультурно-спортивное мероприятие? Что нужно сделать для удовлетворения запросов участников и зрителей для данного спортивного мероприятия;
3. Где будет проводиться мероприятие и есть ли все необходимое для успешного проведения?
4. Имеются ли у персонала, который будет проводить мероприятие, организационные, судейские, маркетинговые и другие умения и навыки?
5. Есть ли в данном соревновании «изюминка», которая может и должна привлечь болельщиков, участников?
6. Имеется ли доступ к средствам массовой информации и можно ли заручиться их поддержкой? Без поддержки и внимания средств массовой информации невозможно информировать потенциальных зрителей и болельщиков и привлекать их на трибуны.
7. Есть ли необходимые средства на проведение данного мероприятия, в том числе и на проведение рекламной компании?
8. Можно ли привлечь спонсоров к проведению спортивного мероприятия, чем его заинтересовать и как работать с потенциальным спонсором. Это позволит не только привлечь дополнительные средства, но и получить прибыль.
9. Есть ли надежда на успешно проведение мероприятия? Этот прогнозный вопрос заставляет менеджера ориентироваться не на сам факт проведения мероприятия, а именно на успешное его проведение. Если надежда на успех минимальна, то проведение мероприятия нецелесообразно.
Получив на вопросы обоснованные положительные ответы, менеджер приступает к детальной проработке и составлению положения о мероприятии. Положение - является основным нормативно-правовым документом, регламентирующим проведение конкретного мероприятия, на основании которого спортсмены допускаются к конкретному мероприятию и финансируются все затраты на его проведение.
Положение включает в себя некоторые общие разделы: 1 Цели и задачи; 2. Руководство проведением мероприятия; 3. Место и сроки проведения; 4. Программа соревнований; 5. Система оценки результатов и условия зачета; 6. Порядок оценки результатов и условия зачета. 7. Порядок награждения победителей и призеров; 8. Условия приема и допуска участников и команд; 9. Порядок и сроки подачи заявок.
Рассматривая спортивные мероприятия как средство производства зрелищных услуг, необходимо знать основных потребителей, которым оно предназначается. Они делятся на несколько групп:
- зрители, которые могут прийти на соревнования
- спортивные организации или отдельные спортсмены, которые могут принять в них участие;
- спонсоры, которые могут дать финансовые средства на проведение мероприятий;
- рекламодатели, которые могут купить место для проведения рекламной компании.
При проведении спортивного мероприятия менеджеру необходимо не только знать своих потенциальных потребителей, но иметь специалистов, хорошо разбираться в финансовой области, определить источники доходов, определить долю прибыли, составить смету и т.д.; управлении (разработать рациональный и оптимальный план мероприятия, систему контроля за его выполнением и т.д.); маркетинг (уметь найти наибольшую аудиторию, подобрать спонсоров и т.д.) права (разработать и заключить необходимые договоры и контракты, решать спорные вопросы).
Определением потенциальных потребителей и их запросов начинается маркетинговая программа, включая следующие аспекты:
- выбор места проведения мероприятия
- подбор кадров, обеспечивающих проведение мероприятия
- формирование бюджетного мероприятия
- работа со спонсорами
- размещение рекламы
- обеспечение безопасности проведения мероприятия
- обеспечение размещения, питание участников и их транспортное обслуживание
- разработка перечня дополнительных услуг для зрителей
- освещение мероприятия в СМИ и аккредитация журналистов.
Как показывают исследования, расходы зрителей на покупку билетов составляют не более 30% всех расходов от посещения спортивного мероприятия. Остальные 70% расходов приходятся на покупку программы соревнований, сувениры, горячих закусок, прохладительных напитков. Это говорит о том, что существенная прибыль может быть получена за счет удовлетворения сопутствующих интересов и потребностей болельщиков и зрителей.
Важным этапом подготовки и проведения физкультурно-спортивных мероприятий является разработка сценария мероприятия. При этом, если организационная сторона определяется положением, а спортивная правилами проведения соревнований, то эмоционально-художественная, зрелищная – сценарием мероприятия.
Спортивные, оздоровительные, развлекательные и другие мероприятия являются самостоятельным и весьма важным объектом управления. В связи с этим менеджер должен обладать большим арсеналом знаний в экономической, управленческой, правовой и других областях, только в этом случае он может «продвинуть» зрелище на рынок зрелищных услуг и реализовать его с максимальной эффективностью.
Тесты на сообразительность.
1. Что дороже: полкилограмма двугривенных или килограмм гривенников?
2. Сколько будет, если 500 руб. разделить на половину?
3. В ресторане подавали котлеты из рябчика с говядиной. Один из клиентов поинтересовался, много ли в них мяса рябчика – ведь это маленькая птичка. Пополам – ответил официант. Что официант остроумно утаил от клиента?
4. Из улья одновременно вылетели три пчелы. Когда они будут находиться в одной плоскости?
5. Сколько будет 3% от 3%?
6. При какой скорости движения собаки не будет слышен звук от ударов о мостовую сковородки, привязанной к ее хвосту? (автор надеется, что читатель не будет пытаться решить этот тест экспериментально).
7. Как быстрее всего обжарить с обеих сторон три полукруглых ломтя хлеба на круглой сковороде? (Одновременно на сковороде помещаются только два из них).
Задачи
1. Предприятие в 1998 году вложило 100 млн. у.е. в проект, связанный с риском, в расчете заработать за год 200 млн. у.е. Проект потерпел неудачу, и вложенные в него деньги пропали.
Каков убыток предприятия, принимая, что инфляция за год составила 50%?
2. В результате износа цена товар снизилась на столько же рублей, на сколько и процентов.
Сколько первоначально стоил товар?
3. Автомобиль проехал расстояние между двумя городами со скоростью 60 км/час и возвратился со скоростью 40 км/час.
Какова была средняя скорость езды?
Вопросы к семинарскому занятию
1. Какова логика проведения спортивного мероприятия.
2. Назовите последовательность действий менеджера, проводящего мероприятие.
3. Составьте смету расходов проведения любого выбранного Вами физкультурно-спортивного мероприятия.
4. В чем заключается суть и особенность управления физкультурно-спортивным мероприятием?
5. Напишите, за счет, каких социально-психологических характеристик среда ближайшего социального окружения оказывает влияние на активность детей в спортивной деятельности?
6. Какие компоненты индивидуально-личностных особенностей спортсмена могут изменяться под воздействием тренера?
7. Какие компоненты определяют профессиональный уровень тренера?
8. Что такое спортивная деятельность и какие факторы на нее влияют в наибольшей степени?
9. Какие бывают системы проведения соревнований, в чем их особенности, преимущества и недостатки?
10. Процесс коммуникаций и эффективность управления.
11. Пути совершенствования коммуникаций в спортивных организациях.
1.5. Целеполагание, прогнозирование и планирование в спорте.
1. Целеполагание как основа управления
2. Основы прогнозирования
3. Способы разработки прогнозов в спорте
4. Планирование и его роль в процессе управления
Цель – одна из самых сложных и вместе с тем древнейших категорий. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности. Бесцелевой деятельности не может быть по определению. В качестве цели выступает желаемое конечное состояние, к которому направлена деятельность организации или отдельных людей. Именно ее стремятся достичь в определенные периоды своего существования и функционирования.
Целеполагание – процесс выбора, формирования и обоснования целей является наиболее существенным моментом всей деятельности организации. Целевая функция спортивной организации начинается с установления общей цели этой организации, выражающей причину ее существования. Главной проблемой менеджмента является установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается организация как целостная социальная система.
Цель в социально-экономических системах формируется на основе согласования интересов людей. В организациях разрабатывается система целей, включающая три уровня: цели организации, цели структурных подразделений, цели сотрудников, организации.
Цели организации в целом закрепляются в политике фирмы, в ее миссии, планах юридических нормативных документах, на базе которых действует организация.
Политика организации – это внутренние нормативные требования и управления фирмой.
Миссия организации – детализирует статус фирмы и устанавливает направления и ориентиры для определения целей и стратегий различных структурных подразделений.
Чтобы выбрать соответствующую миссию для своей физкультурно-спортивной организации, руководитель должен ответить на вопросы: « Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?»
Руководителю необходимо знать и уметь оценивать не только факторы внешней среды, но и внутренней, которые оказывают существенное влияние на достижение целей. Цели физкультурно-спортивной организации зависят от назначения, формы собственности, размера и других факторов. Однако, не все факторы, влияющие на достижение целей, можно учесть в полном объеме.
Чтобы внести вклад в успех организации, формулировки целей должны отвечать следующим требованиям:
1. Цели должны быть конкретными и умеренными, чтобы качественные цели выразить в количественные показатели.
2. Цели должны быть достижимыми и эффективными, чтобы эффективна была деятельность организации.
3. Цели организации должны образовывать систему, если они согласованы, взаимосвязаны, взаимодополняют и не противоречат друг другу.
4. Цели, ориентированные во времени, должны быть достигнуты.
5. Цели должны быть измеряемыми и устанавливаться на длительную или короткую перспективу.
Целями управления называют те результаты, к которым организация стремится
в своей деятельности. Точнее, цель управления – это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем. Цель управления – элемент любого плана и потому является первоначальным этапом процесса управления.
Цели спортивной организации фиксируются в трех документах – уставе организации, концепции и целевой программе развития физической культуры и спорта, на территории, входящей в сферу обслуживания этой организации. Наряду с общей целью спортивной организации формируются цели, которые в учредительных документах чаще называют задачами организации. Физкультурно-спортивная организация имеет как правило не одну, а несколько целей: одна – массовая физкультурно-спортивная работа, а другая – спорт высших достижений.
Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение предельности или доходности. Однако в большинстве случаев физкультурно-спортивные организации – это некоммерческие организации. В этом случае менеджментом является постоянное определение удовлетворения потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. В целях менеджмента республиканских органов управления физической культуры и спорта воплощается социальная политика государства. Целью управления – элемент любого плана и потому является первоначальным этапом процесса управлений.
Классификация целей:
по субъектам: - цели собственника; цели менеджмента; цели трудового коллектива; цели субъектов внешней среды (цели потребителя, поставщиков, конкурентов).
- характеру: экономические; социальные; научно-технические; политические.
- значимости: главные; второстепенные
- месту иерархии (рангу): высшие; промежуточные; низшие.
- охватываемой области: общие; частные.
- времени: долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.
- осознанности: действительные, мнимые
Согласование и взаимодействие целей осуществляется в пространстве и во времени. Согласование в пространстве включает: взаимодействие и взаимосвязь целей по уровням иерархии системы управления ( вертикальная координация) и взаимодействие целей внутри одного уровня управления; горизонтальная координация. Основным инструментом вертикальной субординации целей организации является построение так называемого «дерева целей».
В управленческой деятельности, отличительной особенностью которой является разделение общей цели на ряд составляющих, называется «дерево целей».
Основы прогнозирования.
Прогнозирование должно предшествовать планированию. Прежде чем определить, каким образом будет действовать, организация необходимо со всех сторон рассмотреть, как можно больше возможностей с целью определить, к каким результатам могут они привести, могут ли они иметь негативные последствия, какова их эффективность, насколько они доступны. Прогнозирование – это научное предвидение будущих событий, условий и эффектов деятельности или реализации итогового продукта.
Типология прогнозов: поисковый, нормативный, целевой, программный, проектный, организационный.
Прогнозирование – это сложный этап. Строить прогнозы всегда приходится в ситуации неопределенности. По этой причине в процессе прогнозирования необходимо учитывать как можно больше информации.
Неопределенности, с которыми приходится иметь дело менеджеру, многочисленны. Условно их можно разделить на несколько групп:
а) неопределенность, связанная с природными факторами;
б) неопределенность, связанная с ближайшим окружением (поведение покупателей, конкурентов, отношение с поставщиками и т.д.);
в) неопределенность, связанная с экономической, социальной и политической жизнью (смена власти, экономика, политика государства, инфляция, экологические организации
и т.д.).
Действительно, ставя перед организацией какие-то цели, руководитель должен предположить, какова степень их достижения. Хорошо известно, что планируемое событие может обязательно произойти (вероятность Р=1), не произойти (вероятность
Р=0) или произойти с какой-то долей неопределенности (вероятность 0<Р<1). Прогнозирование статистически измеряется величиной вероятности (Р), которая лежит в пределах от 0 до 1.
Руководителю необходимо знать и уметь оценивать не только факторы внешней среды, но и внутренней, которые оказывают существенное влияние на достижение целей; а также необходимо знать сильные и слабые стороны своей организации. Однако, не все факторы, влияющие на достижение целей, можно учесть в полном объеме.
Способы разработки прогнозов в спорте
Спортивное прогнозирование – это научное предвидение перспектив развития спорта на основе знания объективных законов и анализа действительного его состояния.
Важность разработки проблемы прогнозирования в области спорта обусловлено рядом причин:
- значительным повышением политической и социальной значимости спорта;
- необходимостью поиска новых путей подготовки квалифицированных спортсменов;
- дальнейшее повышение массовости физической культуры и спорта в стране;
- значительным усложнением и увеличением масштабности физкультурного движения;
- его структура и функции.
В основе прогнозов лежат те методы, которые сопровождают каждое научное исследование: анализ и синтез, дедукция и индукция, наблюдение, эксперимент, систематизация и классификация, интуитивное предвидение и гипотеза, аналогия, экстрополяция.
Интуитивное предвидение – служит основой экспертных оценок. Тренер, посмотрев новичка, интуитивно чувствует хорошего спортсмена, или предвидит возможные результаты. Интуиция – это основанная на прошлом опыте способность принимать правильные решения без осознания их доказательности данный момент времени.
Для прогнозирования широко употребляется метод экспертных оценок, базирующийся на учете мнений экспертов.
Метод экстрополяции. Суть в следующем: имеются данные об изменении в течение некоторого промежутка времени той или иной величины. Эти данные изображают в виде соответствующей кривой. Плавно продолжая эту кривую за пределы рассматриваемого промежутка, мы получаем возможность, судить о результате, который может показать спортсмен.
Метод моделирования. Применение предполагает построение сложной и логически связанной модели объекта прогнозирования. Модель не должна, во всех деталях воспроизводить движения, она лишь заменяет объект моделирования, являющийся его представителем для совершенно определенных целей.
По форме модели бывают:
- предметными;
- физическими (водные игры, тренажер, моделирующий бросок копья);
- логическими (предусматривают логику процесса, события);
- математическими (описание процесса с помощью уравнений, неравенств).
Основы социального прогнозирования позволяют представить разработку прогноза в спорте как системное исследование, состоящее из ряда последовательных этапов.
Только на основе прогнозов спортивной деятельности возможно целенаправленное проведение организационных мероприятий, реальное осуществление намеченных в связи с этим целей. Руководство и каждый работник должен четко знать: кто, когда, как и что должен делать, чтобы поставленные задачи были решены в кратчайшие сроки и с минимальными издержками.
Этим занимается управленческая функция планирования.
Планирование – это процесс, результатом которого является четкая формулировка целей, и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели могут быть достигнуты. Планирование с точки зрения технологии представляет собой систему технико-экономических расчетов, представленных в форме таблиц, графиков и моделей, определяющих пути достижения цели. Результатом планирования является план.
План включает: цели, задачи, определение путей и средств достижения поставленных целей, комплекс необходимых ресурсов, ответственных исполнителей и сроки выполнения.
|