Направления менеджмента и их характеристика
1 Система современных управленческих технологий
2 Направление менеджмента
Чтобы эффективно управлять различными по природе объектами, руководитель должен хорошо представлять механизмы управления и знать современные подходы к управлению.
Руководитель, осуществляет свою профессиональную деятельность, в организации выполняя определенные роли. Статус руководителя дает ему возможность воздействовать теми или иными способами на поведение людей с целью повышения их активности и высокой результативности.
Наука, которая изучает закономерности управления организациями любого типа, технологическими процессами, людьми в организации, называется менеджмент.
Любая организация что-то производит. Это могут быть продукты, приборы, оборудование, различные услуги и т.д. Физкультурно-спортивные организации в этом отношении не являются исключением. Они производят оздоровительные услуги, готовят спортсменов к выступлениям на соревнованиях, организуют соревнования, производят спортивные зрелища и т.д. Организация, производящая товары и услуги, хочет, чтобы они были реализованы в кратчайшие сроки с максимальной выгодой. А это значит, что производимые товары и услуги необходимо поставить на рынок, учесть интересы и запросы потенциальных потребителей, выделить их в отдельные группы, знать своих конкурентов и многое другое.
Наука, которая изучает особенности производства и продвижения товаров и услуг на рынок с учетом запросов потребителей и способов эффективного сбыта этих товаров или услуг, называется маркетинг. Для того, чтобы эффективно и результативно управлять трудом других людей на производстве и реализацией товаров и услуг, необходимо, чтобы руководитель умел управлять собственной профессиональной деятельностью. Наука, которая изучает особенности собственного управления, называется самоменеджмент. Необходимо уметь организовать свой личный труд, чтобы он был радостным, производительным и эффективным.
Вся деятельность, осуществляемая в физической культуре и спорте, является деятельностью управленческой как по форме, так и по содержанию. Это значит, что работники (тренер, методист, директор и т.д.) стремятся при помощи соответствующих методов воздействия на объекты различной природы перевести их из исходного состояния в необходимое. Любой объект управления в спорте представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов.
Система – это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новое качество.
Система менеджмента – эта система, в которой реализуются функции менеджмента: планирования, организации, контроля, мотивации.
Любая система имеет две основные характеристики:
1. Целостность: система представляет собой совокупность конкретных, взаимосвязанных частей.
2. Делимость: система состоит из подсистем, которые также обладают системными свойствами.
Основными подсистемами являются:
· социальные – включают персонал, организованный в группы.
· экономические – представляют элементы структурных подразделений и работники предприятия – собственники имущества.
· технико-технологические – включают три основных элемента: исходный матеиал ( сырье), средство переработки (машины), технологию (способ переработки).
· организационные – представляют систему правил, процедур методов, обеспечивающих рациональное и эффективное сочетание субъекта и объекта.
· информационные – это подсистемы коммуникации.
Модель системы менеджмента представлена в виде взаимодействия двух элементов. Первым элементом является объект менеджмента или управляемая часть системы. В качестве второго элемента выступает субъект менеджмента или управляющая часть системы. В зависимости от конкретной ситуации субъект управления может рассматриваться и как объект управления по отношению к вышестоящему звену системы ( например, завуч является субъектом по отношению к учителю, и объектом управления по отношению к директору).
Взаимодействие объекта и субъекта управления характеризуется как процесс, имеющий определенные ограничения и осуществляемый в соответствии с определенной целью.
Следовательно, и наука «менеджмент», описывающая особенности и специфику управления этими объектами, также является сложной системой, она включает в себя три направления: рационалистическое, поведенческое и системное.
Направление менеджмента как управленческой технологии
Рационалистическое направление
Само название этого направления говорит: чтобы организация работала более эффективно, необходимо построить более рациональную структуру организации, так и рациональную систему управления этой организацией.
Школа научного управления.
Рационалистическое направление в менеджменте включает в себя школу научного управления. Основоположником школы считают Ф.Тейлора, он первый поставил задачу усовершенствовать существующие методы управления, применяя научный подход. Сторонники научного управления считали, что работа по управлению -это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждый будет заниматься своим делом.
В 1911 году Тейлор предложил основные положения, которые сводились к следующему:
1. Создание научного фундамента и организации конкретной работы рекомендовалось использование научного анализа для определения лучших способов выполнения производственных задач.
2. Отбор рабочих на основе научных критериев и их обучения
3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно обоснованной системы организации труда
4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими
5. Использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности.
Концепция научного управления является результатом, которого менеджмент стал самостоятельной областью научного исследования.
Школа административного управления.
Разработка общих проблем и принципов управления организацией связана с именем Анри Файолем. Главный вклад школы состоит в том, что эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений для трудовых операций, которые должен выполнить работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия. Под эффективностью управления Файоль понимал такое управление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного из имеющихся в распоряжении ресурсов. Один из важнейших тезисов Файоля заключался в универсальности разработанных им принципов управления, а, следовательно приведет организацию к успеху. Принципы, сформулированные основателем школы, не потеряли актуальности и в современном менеджменте.
Рациональная структура организации. Это значит, что организация должна быть не набором каких-то подразделений, а иметь четкую организационную структуру, при которой все подразделения логично дополняют друг друга, не дублируют чужие задачи и функции, не имеют лишних людей и т.д.
Рациональная структура управления. От динамичности рациональности, компетентности управленческих структур в большей степени зависит не только успешность, но и само ее существование как субъекта хозяйствования. При этом следует особо отметить, что структура управления должна соответствовать структуре самой организации и т.д.
Сбалансированное делегирование полномочий и ответственности. Ни один начальник, на каком бы уровне иерархической управленческой лестницы он ни находился, не в состоянии решать поставленные задачи, если о не обладает соответственными полномочиями. Эти полномочия обязательно должны быть делегированы (переданы) руководителю в полном объеме, но за их использование он несет безоговорочную ответственность.
Дисциплина. Один из наиболее существенных и значимых компонентов успешной деятельности любой организации не только в узком, привычном для нас смысле. Дисциплина рассматривается как широкое понятие, включающее в себя «исполнительскую дисциплину», «технологическую дисциплину», «дисциплину поставок» и т.д. Многочисленные исследования и проверки, проводившиеся, в спортивных школах показали, что в подавляющем большинстве их не соблюдается « технологическая дисциплина», т.е. учебно-тренировочный процесс не соответствует основным принципам спортивной тренировки. Систематические нарушения технологического процесса не позволяют целенаправленно готовить спортсменов высокого международного класса.
Инициативность.Важным аспектом деятельности руководителя организации или структурного подразделения является воспитание у подчиненных высокого уровня инициативности и ответственности за результатом своего труда.
В основе школы количественных методов управления лежит положение о том, что управленческая деятельность представляет собой логическую последовательность действий, которые можно формализовать на их основе построить соответствующий алгоритм А это значит, что в управлении необходимо применять математические методы с использованием компьютеров и компьютерных технологий.
Основные аспекты, на которые обращают внимание эта школа:
- автоматизированные системы управления на основе компьютеров;
- создание общих и специализированных баз данных, компьютерных сетей;
- применение статистических и математических методов управления;
- применение методов математического моделирования, принятия управленческих решений и т.д.
Все эти направления и подходы широко применяются во многих областях социальной практики в том числе и в сфере большого спорта.
Поведенческое направление.В этом направлении выделяются две школы: школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Одним из первых ученых, внедрившим психологию в бизнес, промышленность и управление, была американский социолог Мэри Паркер Роллет. Одна из первых выдвинула идею участия рабочих в управлении. Она призывала создавать на предприятиях атмосферу общности интересов, на основе которой может быть обеспечен максимальный вклад все рабочих и служащих в достижение целей организации. Но все же принято считать, что школа возникла в результате опытов во главе с психологом Элтоном Мэйо. Эксперимент заключался в следующем: работниц одного из заводов поместили в отдельное помещение. Группа работала без мастера, лишь под наблюдением экспериментатора. В ходе исследования менялись условия работы: освещение, температура, условия оплаты, порядок работы. Наблюдатели расспрашивали их о домашних делах, о настроении, советовались, выслушивали жалобы. Интерес проявлялся к сфере человеческих отношений, к моральному состоянию, к их внутреннему миру. Производительность труда и моральный климат в экспериментальной группе улучшился на протяжении двух лет. Затем все нововведения отменили, но к удивлению исследователей, выработка работниц продолжала оставаться такой же высокой.
Мэйо смог показать, что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается».
Исследования показали:
- социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги;
- социально-психологические взаимодействия в рабочей группе так же важны, как и организация выполняемой работы;
- нельзя игнорировать человеческий фактор при любом правильном планировании управления.
Выводы Д.Мэйо сводились к утверждению:
- что решающее влияние на производительность труда оказывают не только материальные факторы, но главным образом, психологические и социальные, что производительность труда в не меньшей степени зависит и от отношений с другими работниками. По этой причине представители школы утверждали, что эффективным управлением может быть только в том случае, если руководители в достаточной степени знают личные особенности своих подчиненных, их сильные и слабые места, только в этом случае руководитель может полно и эффективно использовать их возможности.
Школа поведенческих наук.
Начало этому направлению положил У.Барнард. Свое название школа получила от широко известного психологического направления – бихевиоризма (поведение, наука о поведении). Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных факторов.
Существует ряд факторов психологической и социально-психологической природы, которые влияют на поведение человека именно совместными действиями, повышая или снижая активность человека. К таким факторам относятся:
- социально-психологический климат группы;
- групповая сплоченность;
- статус человека в группе;
- традиции организации, их формирование.
Повседневное внимательное отношение к людям, тон и характер общения, стиль и способ выдачи распоряжений и указаний, интерес к личным и семейным делам работника, совместное проведение досуга в рамках различных мероприятий, и множество других достаточно простых, человеческих знаков внимания способных существенно изменить отношение любого человека к своей работе, своим должностным обязанностям.
В основе взглядов представителей этой школы лежало суждение о том, что обязательным условием эффективности труда отдельного работника является осознание им своих собственных возможностей. Был разработан ряд методов, помогающих ему достичь этой цели. Например, для того чтобы повысить эффективность работы, предлагалось изменить ее содержание или привлекать работника к управлению предприятием. Ученые полагали, что при помощи таких методов можно достичь раскрытия возможностей работника.
Задачу менеджмента видели в создании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, обеспечении активного подключения работы к задачам организации.
Вывод этой школы о том, что работа человека будет в том случае успешной, если положительная мотивация сопровождается достаточными усилиями с определенными способностями, стал программой эффективного управления трудовыми ресурсами, а научная концепция стал известной как теория человеческих ресурсов.
Системное направление
Применение системного подхода положило начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению». Организация стала пониматься как система – некая ценность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, все части взаимосвязаны. Организация – открытая система, т.е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет выживаемость организации.
В упрощенном виде организацию как открытую систему можно представить в виде модели «вход-выход», которая через входы получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы и технологию, и возвращает во внешнюю среду продукцию или услуги формируемые на ее входе.
При этом необходимо иметь в виду, что системный подход – это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей. Сама теория систем еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы особенно важны, а также не определяет, что в окружающей среде влияет на управление и результат деятельности организации.
Системный подход, имеет ряд преимуществ:
1 - увидеть весь объект управления в целом 2 - выделить те элементы, которые в данный момент времени наиболее значимы для жизнедеятельности всего объекта.
3 – установить связь между всеми элементами объекта, а значит – более эффективно управлять им.
При этом, воздействуя на любой элемент объекта управления и изменяя его состояние или функционирование, мы воздействуем и на другие элементы системы.
Ситуативный подход
Ситуативный подход разработан в конце 60-х годов. В центре этого
подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах факторов. Ситуативный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией.
Это способ мышления о проблемах организации и их решения.
Суть ситуативного подхода заключается в том, что в каждом случае принятые решения, управление должно концентрироваться на ситуативных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы, определяющие эффективность деятельности конкретной организации. Ключевым элементом действия руководителя является правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех неудач организации.
Главный тезис сторонников ситуативного подхода к менеджменту тот, что «лучше способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует.
Процессный подход
Процессный подход в управлении возник уже в 20-е годы прошлого века, на развитие получил только во второй половине 50-х годов. Этот подход рассматривает управление как единый процесс. представляющий непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организация, стимулирование и контроль). Каждая управленческая функция также представляет процесс, который состоит из серии взаимосвязанных действий. Сегодня существуют различные подходы и классификации и варианты перечней конкретных управленческих функций.
Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные друг с другом системы.
Менеджмент рассматривает управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Все четыре функции требуют принятия решения и для всех их необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия решения.
Тесты на сообразительность
1. На руках, как известно 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
2. Одинокий ночной сторож умер днем, дадут ли ему пенсию.
3. Сумма долга должна быть возвращена тремя частями по одной части через каждые три месяца. Сколько нужно времени, чтобы рассчитаться с долгом?
4. Сколько девяток в ряду чисел от 1 до 100?
5. «Подожди – и плохое само придет» - чего не хватает в этой оптимистической фразе?
6. Один из законов Мерфи гласит: «Предоставленные самим себе, события развиваются от плохого к худшему» - А что же происходит дальше?
7. Утверждают, что среди ученых есть множество невежд. Почему же все-таки кое-где наблюдается несомненный научный прогресс?
Задачи
1. Ежедневно в одно и то же время из Москвы во Владивосток и из Владивостока в Москву уходят железнодорожные составы. Время в пути – ровно неделя. Встречаясь, поездные бригады едущие в противоположном направлении, по ходу обмениваются письмами. Сколько раз за рейс сможет получить письма московская бригада?
2. Во внешнеэкономическом объединении в 60% многосторонних международных
операций участвуют США, в 80% - Великобритания, в 85% - Япония, в 90% Германия.
Какой процент операций охватывает все эти страны вместе?
Вопросы к семинарскому занятию
1. Перечислите объекты управления, являющиеся совокупностью реальных абстрактных образований.
2. Нарисуйте структуру любого, на ваше усмотрение из этих объектов.
3. В чем специфика управленческой деятельности тренера и что представляет собой объект его управления.? Чем управляет тренер?
4 . Какие «школы» лежат в основе рационалистического направления
и в чем их суть?
5. Что общего и в чем различие рационалистического и поведенческого направлений в менеджменте?
6. Сформулируйте концепцию управления школы человеческих отношений.
7. Приведите основные положения школы поведенческих наук.
8. Сформулируйте основное положение системного подхода в менеджменте?
9. Поясните сущность ситуационного подхода в менеджменте?
10. Поясните процессный подход в менеджменте
11. Что необходимо для того, чтобы эффективно применять ситуационный подход в подготовке спортсменов.
12. Опишите в виде системы тренировочный процесс в спорте.
|