Корпоративный праздник как бизнес-ритуал Мы победили: настала эра триумфа капитализма! Мы покорили мир от Пекина до Балтимора, от Санкт-Петербурга до Сингапура. Западные политические лидеры с трудом сдерживают довольные улыбки, когда осматривают новые биржи ценных бумаг...
К. Нордстрем, Й. Риддерстрале
«Бизнес в стиле ФАНК»
(за два года до биржевого кризиса в США)
О чем приведенный эпиграф? ...Как вы поняли его, до того как прочитали подпись в скобках? ...А после этого? ...Вам не интересно, почему высказывание не завершено? ...Как вы думаете, о чем говорится дальше? И еще...
Одно можно сказать точно: «Наш мир сплошь пронизан мифами».
Зачастую под современным мифомв PR понимается сообщение, злонамеренно искажающее суть некоторой проблемы и пути ее разрешения (подробнее см. гл. 12). Если разбираться более детально, то можно выделить мифы, граничащие с простым обманом, и мифы, определяемые как некоторые объективно обусловленные в потребительском обществе идеи. Известный антрополог К. Леви-Строс полагал, что сами .__ по себе мифы не несут никакой функции, они лишь 1Эи
служат выражением базовых категорий человеческого разума, выраженных в виде серий противоречащих друг другу оппозиций: левое и правое, сырое и вареное, мужское и женское. Любой миф— лишь комбинация этих и некоторых других элементов. В то же время Р. Барт рассматривает мифы как систему коммуникации, состоящую из системы не только из письменных текстов, а также из продуктов кино, спорта, фотографии, рекламы и телевидения [1, с. 172—173]. Идеи, заложенные в мифах, изменяют мировоззрение ипути удовлетворения потребностей человека. В основу систематического описания мифов авторы предлагают положить классификацию потребностей человека. Среди психологов, философов, культурологов получили распространение разные определения основных потребностей человека, и если попробовать составить список потребностей человека, выделяемых различными авторами, то получится следующее [8].
1. В пище, дыхании, движении, отдыхе (физиологические потребности).
2. В безопасности, уверенности, положительной самооценке (экзистенциальные потребности).
3. В слиянии с каким-либо существом.
4. В творчестве.
5. В познании, освоении мира.
6. В проявлении воли.
7. В мировоззрении
8. В сверхсмысле.
Пути удовлетворения потребностей в значительной степени зависят от мировоззрения человека. Языки (в т. ч. и знаковые системы), которыми владеет человек, определяют его видение мира. Предъявление событий, изображений и смыслов, обладающих некоторыми неизменными формальными элементами, их организация и динамика способны воздействовать на человека и корректировать его мировоззрение [по 8 — Дж. Гибсон, 1988].
Попробуем выяснить структуру мифологических механизмов воздействия на человека, осуществляемых в рамках коммуникативного пространства, взяв за основу исследования родоначальника мифодизайна А. Ульяновского.
■ 7.1. НошреВносяные мифологии___________________
Итак, мифологии, определяющие мировоззрение и жизнедеятельность (а иногда и мыследеятельность) человека, обусловлены человеческими потребностями, которые приведены выше.Следуя этой логике А. Ульяновский предлагаетследующую классификацию потребностных мифологий [8, с. 137— 144].
Представим их более подробно, указав в скобках номер эксплуатируемой потребности.
Волшебность
Вариантами волшебности могут быть следующие. • Усиление (волшебная палочка). Данная мифология обещает каждому чудесное усиление своих ресурсов, которое связывает с обладанием неким предметом (например, «Если каждый мужчина оборачи-
Гвава 7
вается вам вслед — значит, вы использовали духи «Импульс»).
• Антропоморфность (5).Мифология эксплуатирует особенность нашего мышления, одушевляющую объекты окружающего мира и заставляющую ждать этого одушевления. Например, в рекламе леденцов «GOLIA ACTIVE BLUE» используется образ мужчины вместо мотора автомобиля. Или «НОВЫЙ ПЕНТАЛГИН» (парень в стиле «а 1а Бэтмен»), выхватывающий девушку из лап слуг дьявола.
• Тотемичность (5,7).Мифология придает объектам статус загадочных и могущественных существ, перед которыми не долго и оробеть, обладание ими так приятно. Например, в рекламе «RENAULT-LAGUNA» ракурс съемки автомобиля таков, что потребитель оказывается ростом всего в несколько сантиметров. Более того, за автомобилем возносится вверх огромный сверкающий символ розы ветров.
2. Псевдоэкзистенциальность (2)
• Ложные смыслы жизни.Смысл жизни декларируется в следовании вторым условным действиям. Например, следование моде, накопление денег, посещение модных клубов и т. д.
• Замена процесса обладанием(псевдосчастье). Человек с определенными личностными проблемами может превратить свою жизнь в безрезультатную попытку преодоления этих проблем через владение различными объектами. Например, реклама телевизора «SAMSUNG-BIO»: «Принесли телевизор в дом — и окружающая обстановка заполнилась шелестящими тропическими растениями, пением появившихся диковинных птиц и... чуть ли не шумом водопада под окном. Все счастливы — все оживает, как только в доме появился телевизор «ВЮ» от «SAMSUNG».
• Бегство от действительности(развлечения, гиперинформированность, трансы). Это реклама туристических туров, компьютерные игры, демонстрация Гран-при различных конкурсов и шоу, информационные программы, алкоголь. Примерами телерекламы могут служить реклама с Ю. Меньшовой в кли-
Мшоды воздействия и воюреВишеяя тфврмацна__________________
пах «DIROL Лесная ягода» и «DIROL Вишня», а также множество других роликов, визуализирующих «освежающие» эффекты жевательных резинок. • Стремление отгородиться.При применении этой мифологии вас будут стараться убедить, что совершение некоторой последовательности действий, владение некоторыми объектами даст вам покой и безопасность. Например, полицейские в видеоклипе, рекламирующем аудиосистему, настолько чувствуют себя в безопасности, что даже толпа, перевернувшая их автомобиль, остается для них незамеченной.
3. Ложное слияние(3)
3. Фромм разделял Эрос на физиологическую эро тическую потребность и глубинное стремление к ду ховному слиянию с каким-либо объектом/субъектом. Данная мифология и предлагает подобное слияние. Например, реклама «GALINA BLANCA». Героиня сю жета — домохозяйка упорно старается убедить нас, что только в дуэте с бульонными кубиками «GALINA BLANCA» у нее получаются такие вкусные блюда. А экспертами вкуса становятся уже не только семья, но и весь двор.
Точно так же рекламный message мясокомбината «Останкино» — «Секрет семейного счастья», подразумевает, что благополучные супружеские отношения возможны только тогда, когда муж ужинает продукцией этого комбината. Данный message находит соответствующее визуальное подкрепление — счастливая семья на фоне колбасной нарезки.
4. Ложное творчество(4)
Вместо действительного творчества данная мифология обещает вам его имитацию. Например, набор ручек «ART-ATTAK» фирмы «BIC». Текст на оборотной стороне упаковки: «Стоит только взять в руку эту ручку, и — взрыв творческой энергии, поток творческих решений...». Или еще пример: в качестве выигрыша у гроссмейстера в телешоу «Своя игра» предлагается компьютер с функцией искусственного интеллекта (пользование которым поднимет вас на новый уровень познания действительности).
I__________________________________ Гию 7
5. Качественные искажения информации (5)
В этой мифологии под формальными признаками беспристрастного информирования скрываются глубокие структурные искажения ситуации. Например, анекдот про соревнование двух бегунов (советского и американского): ТАСС сообщает: «Наш бегун пришел вторым, а американец предпоследним».
|