Iiiiihu ipieiMpoiaiii 1взкс рвшрпа Знание о природе ритуала еще не дает практических рекомендаций их проектирования и проведения. Для практического применения потребуется понимание принципов и детальная проработка этапов бизнес-ритуалов.
Автор концепции бизнес-ритуалов А. Ульяновский предлагает пять принципов проектирования бизнес-ритуала [8, с. 225-226]:
I__________________________________ Гнва 7
1. Организация сквозного действа. Данный принцип проявляется в условиях связности элементов бизнес-ритуала, сочетания его фрагментов, разделения единого действа между несколькими лицами и воспроизведение действия — его повторение или стилизация.
2. Проектирование на основе определенного коммуникативного качества бизнес-ритуала.
3. Алиби для сознания. Коммуникация с подсознанием гостей происходит лишь в моменты, когда их сознание полностью задействовано.
4. Традиционная последовательность ритуала и воздействие по стадиям состояния сознания участника. Воздействие, предназначенное для одной стадии, не работает в другой.
5. Встроенные воздействия.
Стадии йзнес-впидам
Бизнес-ритуал представляется самым благоприятным случаем для организаторов осуществить встроенные воздействия. Понимание возможностей тех или иных воздействий приходит из знания структуры бизнес-ритуала. Выделяют следующие 10 стадий [8]:
1. Проектирование.Определение времени и длительности проведения бизнес-ритуала, подготовка сценария, расчет сметы расходов. Уже на этом этапе важно учесть, что эстетика транса не совпадает с эстетикой нормального состояния.
2. Подготовка организатора.Организация внутренней и внешней среды бизнес-ритуала: рекламные щиты, плакаты, объявления, внутреннее оформление помещений и организация пространства действа.
3. Оповещение гостей. Первое одаривание.Имеется в виду и психологическое одаривание. Так, включение графы «Дополнительные требования к оснащению номера» в конце обратного купона пригласительного письма является психологическим одариванием в России.
4. Сбор-прием гостей.Этап начинается с встречи гостей в аэропорту и заканчивается встречей непосредственно на презентации.
5. Ритуал.Он начинается с организации гостей. Из дезорганизованной массы гости как-то организу-
МемцыиздеИшвия и ишребашеи ■нформации
ются, например собираются вокруг некоей точки. Следующей стадией является открытие ритуала. В советское время в этот момент было принято разрезать ленточку. Так формируется предвосприятие ритуала, некоторое эмоциональное отношение к предмету ритуала еще до его демонстрации. Присутствующие начинают ощущать себя объединенными ритуалом. Идущая следом демонстрация предмета ритуала создает благоприятную почву для осознания. На этой стадии происходит формирование мнения и постепенное втягивание в ритуал, выражающееся в концентрировании внимания на предмете ритуала.
Самым ответственным моментом становится переход границы(отсечение обыденного) и вхождение в транс. Здесь мы вынуждены сделать отступление, поскольку некоторые представляют транс как нечто ужасное, обязательно сопровождающееся конвульсиями и имеющее отношение к наркотическим практикам. Это глубочайшее заблуждение. Под трансом понимается состояние психики, характеризуемое ослабленной регулирующе-контролирующей функцией сознания (а не его отключением) [8, с. 285]. Степень ослабления контроля сознания описывается в терминах глубины: глубокий — неглубокий транс. Для бизнес-ритуалов характерно состояние неглубокого транса.
Итак, переход границы оказывает мощное внушающее воздействие и снижает контролирующую функцию сознания. Отсечение может происходить физически, освещением, чудесным действием (например, символическое зажжение).
Следующая стадия пир и транссоставляет ядро ритуала. На этой стадии происходит комплексное воздействие еды, алкоголя, музыки, света, запаха. В состоянии транса в процессе еды участники буквально «заглатывают» внушающие воздействия (Господа, сегодня с нами живое пиво «Визит»). Аплодисменты, вызванные внушающей репликой, усиливают ее действие.
Любое действие, совершенное в связи с предметом ритуала, укрепляет установку на принятие предлагаемого мнения о нем. Очень сильно задействуются эмоциональные стороны сообщений. Длинные аргументированные рассуждения типа «Обратите внимание на новые конструктивные элементы схемы крепления
I_______________________________ Гин 7
подвески» здесь малоэффективны. Если участник ритуала съедает пирожок, на котором пропечен фирменный логотипчик, или выпивает бокал вина за предмет ритуала, он символически вводит в себя этот предмет.
Общие добровольные действия группы участников (в неявно задаваемом организаторами направлении) укрепляют расположение к предмету ритуала. Такие действия носят название перфомансов.Перфоманс ни в коем случае не игра, это серьезное действие, имеющее некий результат. VIP обычно не вовлекаются в перфомансы, либо «управляют» ими. Конечно, это должно быть очевидно только для организаторов действия и VIP.
По окончании пира наступает время выхода изусловного времени транса и завершения ритуала.В состоянии транса (секс, алкоголь, развлечения, чтение книги, просмотр захватывающего фильма) изменяется ощущение времени. Культурологи называют это состояние условным, космическим временем [8, с. 233]. В конце ритуала нужно вернуть всех его участников в реальность. Транс и все, что в нем происходило, должен захлопнуться и остаться с участником. Следует делать это очень осторожно — приглушить музыку, объявить окончание и т. д. Транс «захлопывают» не организаторы, а сознание участников, что достигается предварительным оповещением об окончании презентации в связи с каким-то событием или временным моментом, которые еще только будут. По завершении ритуала к участникам возвращается ощущение реального времени.
6. Второе одаривание.На прощание можно вручить пакеты с подарками, где есть и информационные материалы. Подарок воздействует в момент дарения, соединяя приятную эмоцию с лицом дарителя, и после — уже в виде напоминания. Долговременный подарок связывает нитью воспоминаний участника и хозяина ритуала. На такой возможности лучше не экономить.
7. Организация времени гостей.VIP-гости и VIP-xo-зяева обычно отделяются от всей массы и отправляются предаваться самым изысканным развлечениям. И. Кон указывает на общее для всех культур и традиционное различие морали для VIP и обыкновенных людей. Тем не менее всех гостей нужно обязательно проводить. Перебравший гость нуждается в ухаживании,
Ммо|Ы из]е1сшт и nipeiiitai ифвцтн
поскольку его сознанию была обещана безопасность. Еще один интенсивно дискутируемый вопрос: должны ли хозяева пить и как должны пить — нуждается в дополнительном изучении. Если все хозяева будут демонстративно трезвы, может нарушиться «узнавание», что весьма актуально для российского менталитета.
8. Фиксация ритуала.Обычно это происходит с помощью трансформации ритуала в массовый театр, зрелище, средствами видео и телевидения. Организаторы совершенно правы: презентация стоит дорого и необходимо сделать из нее зрелище. Однако есть несколько основных технических правил, которые необходимо соблюдать. Во-первых, в съемки не должны попасть трансовые состояния и недирективные внушения. Во-вторых, сценарий съемки должен быть заранее подготовлен, и в ходе съемки следует его строго придерживаться. В качестве фото- и видеооператоров лучше приглашать профессионалов, имеющих качественное портфолио1. И наконец, ритуал должен быть перемонтирован по законам видеорежиссуры.
9. Оповещение среды.Основная роль на этом этапе отводится журналистам, присутствующим во время действа. А помочь им должны розданные пресс-релизы, медиа-киты и фотографии.
10. Мосты контактов.Есть замечательный повод соединить ваш ритуал с бизнес-реальностью гостей. Сделайте и передайте участникам презентации фото графии с презентации. Не упускайте возможность на вести мосты контактов.
7.4. Ивриораиивиын цаздмик как бизнес-ришдан_________
Продуманный корпоративный праздник — это правильная организация свободы!
Т. Орлова, руководитель компании Skyworker
В последние десять лет все более важным средством организации коммуникаций внутри компании становится корпоративный праздник. Корпоративный
1 Портфолио — у дизайнеров, фотографов и видеооператоров архив выполненных работ, подготовленный для показа потенциальному клиенту.
праздник выполняет целый комплекс функций от командообразования до идеологического влияния на сознание сотрудников (см. рис. 7.1). Внутренний PR и межличностные коммуникации являются одним из самых ответственных направлений работы с персоналом. Как добиться, чтобы сотрудники компании эффективно взаимодействовали друг с другом, как предотвратить возможные конфликты, создать моральные стимулы для хорошей работы? Одним из инструментов решения является проведение корпоративных праздников. Организация корпоративных праздников становится самостоятельным сектором услуг в области бизнес-коммуникаций, которым занимаются специализированные агентства. Рассмотрим основные методологические подходы к организации и проведению корпоративных праздников.

Миссия организации корпоративных праздников заключается в том, чтобы, создавая интересные корпо-
ративные события и праздники, улучшать отношения между сотрудниками и повышать результативность работы компаний. Корпоративный праздник — это не только развлечение, но и способ повышения эффективности работы компании. Неформальные отношения помогают улучшить формальные. Корпоративный праздник — один из лучших методов развития человеческих отношений, работающих на цели и задачи компании. Доверие между руководством и сотрудниками появляется не только на совещаниях и личных деловых встречах, но и в процессе открытого общения в неформальной обстановке. Искусство корпоративного праздника состоит в создании атмосферы доверия и интереса к инициативам руководства. Нет двух одинаковых корпоративных праздников, как не бывает двух одинаковых людей, поэтому даже стандартный сценарий праздника может дать разные коммуникационные результаты. Хороший корпоративный праздник рождается и вырастает в самой компании. Успешный корпоративный праздник станет началом или достойным продолжением истории и традиций компании. Быть искренними в работе и отдыхе — это не просто требование этикета, но и способ жизни сплоченной организации. Корпоративные праздники являются реальной возможностью прийти к сотрудничеству через совместный отдых, коллективные игры и интерактивное взаимодействие. Из каких принципов рекомендуется исходить при разработке креативной идеи и сценария корпоративного праздника?
Вопервых, каждый праздник уникален. Неповторимость праздника заключена в уникальной культуре и традициях каждой компании. Следует предлагать только те идеи и форматы праздников, которые находят отклик во внутренней среде компании. Корпоративный праздник может стать и самостоятельным запоминающимся событием и началом новой хорошей традиции. Таким образом, корпоративные праздники — важная составляющая жизни компании. Выращивая праздник на основе корпоративных ценностей и традиций, организаторы способствуют формированию позитивной организационной культуры.
Вовторых, корпоративные праздники должны быть интерактивны. Концепция и сценарий праздника
предполагают вовлечение всего коллектива в активное участие в праздничном действии. В предлагаемых праздниках не должно быть посторонних и наблюдателей — все являются участниками. Так в совместном творчестве рождается дух компаний-победителей. Организуя свободу выражения, делая ожидаемое неожиданным, в процессе праздника трудовой коллектив обретает «второе дыхание», оптимизм и стремление к совместной продуктивной деятельности.
Втретьих, требуется творческое видение праздника как события, требующего серьезной творческой и организационной подготовки. Поэтому не следует пренебрегать обращением к профессиональным сценаристам, режиссерам, поскольку опора на собственные таланты не всегда оказывается результативной. Профессиональные организаторы корпоративных праздников помимо собственного творческого и организационного капитала имеют обычно налаженные партнерские связи с профессионалами в организации и проведении праздников: театральными коллективами, музыкантами, аниматорами и массовиками-затейниками, художниками и декораторами, костюмерами.
День рождения компании, начало или завершение крупного проекта, переезд в новый офис, дни рождения сотрудников, традиционные Новый год, Восьмое марта, День защитника отечества — это далеко не полный список возможностей и поводов проведения корпоративного праздника. Однако чаще всего корпоративный праздник ассоциируется с концертной программой, распитием вина и обильными закусками. Многие корпоративные праздники — это банальные застолья, лишенные привлекательности для многих сотрудников. После таких мероприятий остается похмельный синдром и тусклые воспоминания о шумном вечере. Подобные праздники не только не будут работать на развитие корпоративных отношений, но иногда сами могут послужить основой новых конфликтов.
Если праздник рассматривать как эффективную форму корпоративных коммуникаций, то пора избавляться от стереотипных взглядов. Лучшая альтернатива заключается в объединении возможностей театра, технологий управления персоналом и спонтанной творческой инициативы участников праздника. Наряду с таки-
ми серьезными направлениями работы как тренинги, праздники являются не менее эффективной формой работы с коллективом организации. Обычно от работы с персоналом ожидают, что она «твердой рукой» внесет организованность, слаженность и единство в корпоративную жизнь. Однако опыт показывает, что не менее эффективным оказывается иной путь — лупи, погружения трудовою коллектива в творчество, игру и свободу самовыражения. Правильно организованные корпоративные праздники в полной мере дают возможность раскрытия позитивного потенциала сотрудников. Раскрепощение позволяет установить естественные межличностные связи, найти наиболее простые и жизнеспособные пути решения профессиональных задач, личного и делового взаимодействия (см. рис. 7.2).
Можно выделить следующие основные форматы корпоративных праздников.
• Развлекательно-концертные праздники: концертные и шоу-программы с привлечением артистов, музыкальных и танцевальных групп, предусматривающие творческое участие сотрудников компании в феерических шоу, конкурсах, театральных и концертных номерах.
ГНИ 7
|