Проблема, поставленная перед исполнителями В 1999 году в структуре «Юникона» был образован Центр макроэкономических исследований. К середине 2000 года завершился подготовительный этап его создания, и перед PR-подразделением «Юникона» и специалистами Центра была поставлена задача в короткие сроки с минимальными затратами создать ЦМЭИ образ одного из наиболее авторитетных экспертных институтов в области макроэкономики. За ориентир «публичности» были взяты Экспертный институт Евгения Ясина, Институт финансовых исследований Андрея Вавилова, Бюро экономического анализа во главе с Евгением Гаврилен-ковым. В то же время для реализации PR-проекта ЦМЭИ была разработана программа взаимодействия со СМИ, принципиальным образом отличающаяся от упомянутых выше институтов. Главное отличие — полная открытость информации.
Уникальность проекта состоит в том, что ЦМЭИ «Юникон» стал первой в России независимой экспертной организацией, анализирующей общеэкономическую ситуацию в стране на макроуровне. Существующая независимость позволяет ЦМЭИ «Юникон» давать объективную оценку ситуации в основных сферах экономики и промышленности и указывать на наиболее значимые наблюдаемые тенденции. Все исследования проводятся на основании данных Госкомстата, ГТК, Банка России и других официальных источников. Тем не менее выводы и оценки специалистов ЦМЭИ «Юникон» значительно отличаются от комментариев официальных и полуофициальных экспертов. В первую очередь из-за того, что «Юникон» в своих исследованиях рассматривает проблемы, априори закрытые для многих экспертных институтов.
ЦМЭИ «Юникон» внимательно изучает такие вопросы, как вывоз и возврат российского капитала, реальный объем обязательной продажи валютной выручки, инвестиции в реальный сектор экономики, ценообразование в отдельных отраслях промышленности, например в металлургии и ТЭК, реальный курс российской валюты, состояние банковского сектора, социальные индикаторы, а также другие вопросы, важные для общества.
Все исследования носят открытый характер и направляются в адрес органов государственной власти, региональных администраций, крупнейших российских бизнес-структур.
Результаты исследований ЦМЭИ «Юникон» сегодня востребованы не только обществом в лице средств массовой информации, но и представителями органов власти. Оценки наших экспертов неоднократно использовали в своих выступлениях первые лица государства, на исследования ЦМЭИ «Юникон» ссылаются руководители различных министерств и ведомств.
За полтора года своего существования Центр макроэкономических исследований стал одним из ведущих экспертов в области макроэкономики. Этот успех по праву принадлежит трудовому коллективу Центра макроэкономических исследований во главе с директором ЦМЭИ Е.В. Матросовой. Определенный вклад в успех ЦМЭИ внесло и PR-подразделение «Юникона».
Время и сроки осуществления проекта
PR-составляющая проекта стартовала в середине 2000 года и продолжалась в течение всего 2001 года. Никаких предпосылок для возможного замораживания проекта пока не существует.
I_________________________ гии а
Использованные приемы и средства PR
На этапе подготовки PR-проекта было принято принципиальное решение отказаться от каких бы то ни было публикаций на коммерческой основе, максимально используя возможности и приемы «белого PR». Это целевая рассылка пресс-релизов, личный контакт с каждым из журналистов, пишущих на макроэкономическую тематику, выяснение интереса и потребностей СМИ в макроэкономической информации и чуткое реагирование на эти потребности. Ну и конечно же, мы неотступно следовали главному принципу PR: «Никогда не отказывай журналисту». Журналисты всегда могут рассчитывать на профессиональную помощь наших экспертов, что тоже отразилось на отношении прессы к ЦМЭИ.
Вовлеченная аудитория (масштаб проекта)
По своему охвату проект был рассчитан на четыре аудитории:
• общероссийскую (публикации в «Известиях», «Российской газете», «Финансовой России», Интерфаксе, Прайм-ТАСС, Финмаркете);
• московскую («Ведомости», «Газета», «Время новостей», «Профиль»);
• региональную на местном уровне («Сибирский посад» (Тюмень), «Норильские новости», «Вечерний Новосибирск», «Деловое Поволжье» (Волгоград), «Деловой Петербург» и др.);
• зарубежную (Financial Times, La Tribune).
Описание хода проекта
Первым этапом PR-кампании, помимо объявления о создании ЦМЭИ через прессу, стала подготовка серии пресс-релизов на макроэкономическую тематику. В базу рассылки пресс-релизов было включено большинство информационных агентств, газет и журналов, а также около 80 региональных изданий, адреса электронной почты которых удалось найти через Интернет.
Характерно, что если первый пресс-релиз был перепечатан шестью информационными агентствами, видимо вследствие определенной новизны, то второй пресс-релиз, подготовленный спустя два дня, не был опубликован вообще — журналисты не были готовы к тому, что консультационная компания, пусть и ведущая, будет столь настойчиво претендовать на сектор, давно поделенный между мэтрами макроэкономики.
Утииие РВ-|ииелыисиьи ___________________
Далее последовал длительный рабочий период, во время которого PR-подразделение «Юникона» вместе со специалистами Центра уточняли, какие темы интересны журналистам, какой должна быть оптимальная, на их взгляд, форма подачи материала, устанавливали контакты с журналистами, пишущими на макроэкономическую тематику.
Логическим завершением первого этапа стал переход марки «ЦМЭИ Юникон» с лент информационных агентств, которые уже регулярно предоставляли место для сообщений ЦМЭИ, на страницы ведущих деловых и общественно-политических газет, журналисты которых стали активно использовать материалы ЦМЭИ, иногда даже делая «предварительные заказы» на интересующие их сведения.
Следующим, качественно новым этапом стало признание специалистов ЦМЭИ в качестве полноценных и универсальных экспертов в области макроэкономики. В общем объеме публикаций все большую долю занимали комментарии и высказывания сотрудников ЦМЭИ по общим проблемам экономики. Журналисты отныне вспоминали о ЦМЭИ «Юникон» не только в дни выхода очередного пресс-релиза, а включили экспертов компании в Short-List своих «комментаторов».
Наконец, третий и последний на сегодняшний день этап пришелся на конец 2001 года. Средства массовой информации стали выражать готовность предоставить свои страницы для масштабных статей экспертов ЦМЭИ. Например, «Известия» опубликовали программную статью директора ЦМЭИ Елены Матросовой «Можно ли избежать долгового кризиса» объемом 1/3 полосы и сделали заказ еще на 8 —10 подобных материалов.
На сегодняшний день спрос на авторские статьи экспертов ЦМЭИ значительно превышает предложение.
|