ЧЧП ты (например, врачи, инженеры) и проведен сбор и анализ вторич- ££11 ной информации.
Ирщене га-ииньиим_______________________ |
На практике холл-тест выглядит следующим образом: в магазине или вблизи мест большого скопления людей (часто городские рынки или людные улицы) устанавливаются оборудованные комнаты («hall») для проведения исследования. Представители целевой аудитории приглашаются в «hall», где проводится тестирование. При проведении холл-теста опрашиваются представители целевой аудитории по заранее подготовленному структурированному вопроснику. В методе холл-тест выделяют следующие типы тестирования:
• «слепое» (без марки продукта) и «открытое» тестирование;
• оценочное (один товар) и сравнительное (несколько аналогичных товаров).
К примеру, основной целью исследования рекламы при холл-тестах обычно является тестирование рекламных роликов (печатных изданий) на запоминание, узнаваемость и уровень побудительности рекламы к покупке.
Включенное наблюдение. В ряде ситуаций информация может быть получена только в процессе непосредственного наблюдения за действиями участников событий или рыночного обмена (например, продавцов и покупателей). В таком случае исследователь становится наблюдателем, фиксирующим увиденное и услышанное, а также собственные впечатления о происходящем. Кроме того, исследователь может задавать вопросы участникам наблюдаемой ситуации — информантам. При этом наблюдатель может выступать в ролях, различающихся по степени открытости-закрытости исследователя для респондентов:
• полный участник — цели и статус исследователя остаются неизвестными для информантов, а поэтому такую ситуацию можно назвать ситуацией скрытого маркетингового наблюдения. Сам исследователь в таком случае является участником исследуемой ситуации (например, в момент покупки исследователь может находиться в позиции покупателя или продавца);
• неполный участник — цели и статус исследователя остаются неизвестными для респондентов, но сам исследователь не вовлечен в ситуацию, наблюдая ее со стороны;
Пап 9
• полный наблюдатель — респонденты осведомлены о целях и статусе исследователя, исследователь не при нимает участия в ситуации, наблюдая ее со стороны.
Контент-анализ. Особым видом исследования является анализ текстов — контент-анализ, который сочетает в себе черты качественных исследований (смысловой анализ текста) и количественных исследований (статистический анализ текста). Контент-анализ по выбранной теме позволяет получить ответы на многие вопросы, связанные с исследованием текста как части процесса коммуникации: кто говорит, что говорит, как, кому, с какой целью, с каким результатом? Контент-анализ по строго очерченному спектру тем дает возможность сформировать динамическую картину высказываний, мнений, реакций и общественных стереотипов. Контент-анализ используется в работе со следующими видами текстов:
• публикации СМИ и текстовые материалы в Интернете;
• внутренние документы компаний;
• рекламные буклеты и информационные материалы компаний;
• тексты экспертных и глубинных интервью;
• отчеты государственных, общественных, отраслевых и профессиональных организаций;
• другие письменные источники.
Домашний тест. Домашний тест — это вид маркетингового эксперимента, предусматривающего тестирование продуктов в домашних условиях, в ситуации их реального использования. Домашний тест направлен на оценку функциональных качеств товаров. В результате домашнего теста может быть получена информация следующего характера:
• соответствие реального использования товара запланированному производителем;
• наличие дополнительных потребительских качеств товара;
• целевые группы, преимущественно использующие товар;
• качественные характеристики товара;
• другая сопутствующая информация.
цциик РЦниииесшыв_______________________
Наиболее часто метод домашнего тестирования применяется для решения задач позиционирования нового товара, относящегося к определенной товарной группе, и позволяет выявить недостатки и преимущества товара по сравнению с аналогами других производителей, определить оптимальную цену товара, название и другие характеристики. Преимуществом домашнего теста является то, что тестирование продуктов происходит в тех же условиях, в которых они используются в реальной жизни.
Статистический анализ. Методы статистического анализа направлены на получение нового маркетингового знания с помощью математических методов обработки первичных и вторичных формализованных данных. Маркетинговый анализ статистических данных проводится с использованием таких программных пакетов, как Excel, Access, SPSS, Statistica и других.
Свободный поиск («free search») — это особая исследовательская стратегия, применяемая для получения нестандартной или специальной информации в ограниченные сроки. В режиме «свободного поиска» исследователь использует разнообразные источники информации:
• публикации электронных и печатных СМИ;
• материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет;
• он-лайновые и офф-лайновые базы данных;
• книги;
• массовые опросы;
• отчеты и публикации профессиональных, отраслевых и общественных организаций;
• открытую документацию коммерческих и некоммерческих организаций (итоговые и годовые отчеты);
р правительственные отчеты;
• включенное наблюдение;
• экспертные и глубинные интервью;
• пресс-конференции, презентации, выступления, доклады, лекции;
• приобретенные образцы товаров, имеющихся в свободной продаже;
• другие источники, использование которых не ограничено существующим законодательством.
Результатом «свободного поиска» является краткий отчет в форме обзора ситуации в интересующем контексте.
I__________________________________ Гни 9
Web-поиск.Web-поиск («web-search») — вид свободного поиска посредством сети Интернет. Эта сеть содержит разнообразные сведения по любой тематике, и особым искусством является умение найти, отобрать и проанализировать рассеянную по виртуальному пространству информацию. Для этого необходимо обладать особыми поисковыми навыками, включающими:
• выработку адекватной стратегии поиска;
• четкое следование избранной стратегии в процессе поиска;
• выстраивание продуманной логики запросов на поисковых серверах;
• разумное сочетание времени, отведенного на поиск информации и анализ содержания;
• способность быстро усваивать большие объемы изменяющейся информации.
■ 9.3. Алгоритм выполнения исшршшельского нронта_________________________
Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится.
Закон Мескимена (из цикла законов Мерфи)
Исследовательский проект состоит из трех типов деятельности: а) планирование, подготовка, пилотаж; б) полевая работа; в) аналитика и продвижение.
Этап планированияначинается с момента появления заказа на исследование или инициативной идеи проведения исследования. Заказ на исследование возникает на основе интереса или проблемы. Если для удовлетворения интереса или решения проблемы требуется информация социологического характера, то проведение исследования является обоснованным способом получения такой информации.
Проблема или интерес облекаются в формат технического задания, где описываются примерная тематика, интересующие социальные и профессиональные группы, география и ориентировочный формат ре-224зультатов. Техническое задание носит предваритель-
Уцаини FR-деяшельивсюыд_________________________
ный характер и в процессе дальнейшей подготовки в него вносятся уточнения и коррективы. К подготовке технического задания рекомендуется привлечь специалистов компании и заказчика, которые помогут сформулировать проблему или интерес на языке методов социологических исследований.
Предварительное техническое задание нуждается в дальнейшей детализации. Поэтому рекомендуется пилотирование темы исследования — получение внешних точек зрения на проблемы и цели, обозначенные в техническом задании. Пилотирование целесообразно проводить двумя способами.
1. Тематические беседы с 2 — 3 экспертами позволят, во-первых, получить квалифицированное мнение о теме, проблематике и содержании исследования и, во-вторых, помогут на этапе разработки инструментария исследования (анкеты, гайда, плана экспедиции). Эксперты отбираются исходя из темы исследования.
2. Тематический обзор медийного поля предусматривает поиск, аккумулирование и анализ публикаций релевантных СМИ и интернет-ресурсов по тематике исследования. Глубина и степень детализации обзора определяются индивидуальным образом, применительно к специфике темы исследования. Тематический обзор позволяет, во-первых, повысить понимание исследуемой проблематики и, во-вторых, поможет на этапе разработки инструментария исследования (анкеты, гайда, плана экспедиции).
По результатам пилотирования составляется программа исследования, содержащая:
• концепцию исследования (цели, задачи, планируемое представление результатов);
• описание методологии и методики (выборка, география, инструментарий);
• техническое задание и календарный план. Программа исследования предоставляет исчерпы вающую информацию о целях, процессе реализации и результатах исследования.
Полевая работазаключается в сборе первичных или вторичных эмпирических данных. Первичные эмпирические данные собираются посредством поле-
Кондратьев Э- В. и др.
вых методов исследования, специально для целей и задач данного исследования. Основными полевыми методами сбора эмпирических данных являются анкетные опросы, групповые и личные интервью, антропологические экспедиции, фото- и видеоархивирование. Вторичные эмпирические данные представляют собой результаты анкетных опросов, других видов исследований, а также разные виды публикаций, собранные для других целей, но полезные как источник информации по тематике интересующего исследования.
Полученные эмпирические данные нуждаются в технической обработке: переводе в электронный вид, кодировке, обобщении, расшифровке, редактировании. Это трудоемкий процесс, иногда занимающий' продолжительное время (до двух недель).
На основе полученных данных готовится результирующий аналитический отчет. В зависимости от целей и задач, обозначенных в программе исследования, аналитический отчет может иметь разные форматы: от краткой аналитической записки до развернутого детального обзора, затрагивающего все аспекты изучаемой проблемы. Во многих случаях целесообразно донести основные результаты исследования до целевых аудиторий и экспертного сообщества. Для этого предусматривается продвижение содержания отчета различными средствами PR:
• публикация и рассылка;
• рассылка пресс-релизов;
• организация и участие в тематических мероприятиях (конференции, «круглые столы», брифинги);
• содействие публикациям в СМИ;
• размещение на тематических интернет-ресурсах;
• другие формы активности.
Подготовка и продвижение аналитического отчета не обязательно завершает исследовательский процесс. Если тема требует дальнейшего изучения или оценки изменения ситуации в течение времени, то целесообразно, во-первых,рассмотреть возможность использования других методов исследования и, во-вторых,перевести исследование в формат мониторинга.
■ 9.4. Служба PR в организации: функции, структура, состав________________________________
Как определить, надо ли иметь в составе своей фирмы такой отдел или коллектив, или пользоваться услугами внешних консультантов? Практически все исследователи единодушны в том, что лучше иметь свой собственный отдел. Тут важно знать, что не повторяется закономерность, которая часто наблюдается в случае рекламы, когда рекламные функции передаются во внешнее рекламное агентство. Если продукт или услугу можно передать для рекламы какому-то агентству, то для специалиста по PR источником информации, равно как и творчества, и производства является компания сама по себе. Чем больше он будет знать об организации, тем лучше он будет говорить от ее имени [2, с. 21]. Специалист по PR является и коммуникатором, и советником, и разработчиком PR-кампании.
Попробуем оценить преимущества и слабости создания собственного отдела по PR.
стороны, связан непосредственно с руководителем, а с другой, — имеет возможность обслуживать все функциональные подразделения компании. В частности, этому способствует предлагаемая на рис. 9.2 структура PR-отдела.
Структура отдела определяется взглядом вверх и вниз по иерархической лестнице. Независимо от размера организации и размера создаваемого PR-отдела для эффективной PR-деятельности необходимо иметь прямую связь PR-службы с руководством. Часто руководитель PR-отдела входит в команду высших управленцев. Оптимальной, с этой точки зрения, является такая оргструктура, когда PR-менеджер, с одной
Согласно Ф. Джефкинсу [13, с. 72], руководитель PR-службы (PR-менеджер, PR-директор) обычно выполняет следующие функции:
1. Поддерживает правильный имидж организации, ее политики, продуктов, услуг и персонала.
2. Отслеживает общественное мнение и доводит его до руководства.
3. Предлагает руководителям помощь в вопросах коммуникации.
4. Консультирует руководство организации, другие службы по вопросам организации связей с общественностью.
5. Информирует общественность о политике, деятельности, продуктах, услугах и персонале фирмы для достижения максимального знания и понимания их аудиторией.
В PR много технической работы, о которой часто забывают. Именно поэтому в структуре PR-отдела такое количество секретарских должностей. А работа секретаря, по мнению П. Грина, включает в себя [15, с. 73]: • составление списка прессы для распространения
материалов;
Гмва I
Уиишие РИ-деяшеямрыпью
• осуществление мониторинга прессы;
• подсчет оценки рейтинга;
• создание и заполнение информационных файлов;
• подбор полной справочной библиотеки по группам интересов, важным контактам, информационным каналам;
• организация событий: составление списка приглашенных и т. д.;
• подготовка к публикации и тиражированию любых материалов: от визиток до отчетов;
• установление внутренних каналов коммуникации для определения целей PR, для подготовки всех акций и пресс-релизов;
• контроль соответствия бюджетных расходов запланированным затратам.
В российских компаниях большинство из этих функций выполняется младшими сотрудниками отдела, которые обычно называются «специалист» (в банковской сфере), «младший аналитик», «аналитик» (в специализированных PR-агентствах), «менеджер» (в отраслевых компаниях).
Если попытаться построить некоторую идеальную модель PR-службы в крупной коммерческой структуре, то по мнению А.Н. Чумикова, мы получим следующее. PR-служба находится в подчинении одного из представителей топ-менеджмента и занимается следующими вопросами [15, с. 37]:
• подготовкой технического задания и организацией тендеров на проведение маркетинговых, социологических, политологических и прочих исследований, анализом их результатов;
• разработкой программ по формированию общественного мнения или изменению его в пользу фирмы;
• организацией тендеров и выбором специализированных PR-агентств для возможной совместной работы;
• налаживанием корпоративных связей с общественностью, формированием имиджа фирмы среди широких слоев населения, коммуникацией с лидерами, создающими общественное мнение, — официальными политиками, лоббистами, деятелями культуры, учеными и пр.;
• взаимодействием со СМИ, организацией пресс-конференций, подготовкой пресс-релизов, статей, радио-и телепередач, брошюр, каталогов, бюллетеней, отче-
тов о коммерческой и общественной деятельности фирмы, включая спонсорство, благотворительность, пожертвования;
• организацией презентаций фирмы и производимых ею товаров и услуг, организаций семинаров, экскурсий на фирму, юбилеев и других торжеств;
• внутрифирменные PR: оптимизацией кадровой политики фирмы, созданием системы внутрифирменного статуса, подготовкой материалов и изданием корпоративной газеты/журнала, поддержкой программ по работе с молодыми сотрудниками, ветеранами, пенсионерами, представителями разных национальностей и конфессий, участием в разработке и проведении акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планированием и осуществлением мероприятий для сотрудников фирмы в нерабочей обстановке.
■ 9.5. Специализированная PR-фирма_________________
PR — это не только управленческая функция, это также самостоятельный вид бизнеса. Специфика PR-деятельности такого бизнеса предполагает соответствующую организационную структуру компании. В России большинство организаций, специализирующихся на предоставлении услуг в области PR и бизнес-коммуникаций, называют себя агентствами. Многие специализированные PR-агентства формируются по функциональному признаку. Наряду с этим при распределении обязанностей используются территориально-отраслевой(когда каждое подразделение отвечает за работу с конкретными регионами или отраслями) и проектный(один аккаунт-менеджер1 постоянно ведет один или несколько проектов).
Обязанности могут распределяться в соответствии со сферами PR-деятельности(взаимодействие со СМИ, работа с кризисными ситуациями, отношения с инвесторами и т. д.), а также с направленностью на выполнение внутренних или внешних функций (обучение собст-
1 Account-manager (аккаунт-менеджер) — менеджер рекламного или PR-агентства, ведущий один либо несколько проектов и в процессе работы непосредственно взаимодействующий с заказчиком.
венного персонала, выпуск внутрифирменного издания или проведение PR-кампании для заказчика).
Маркетинговая функция PR-агентства, выражающаяся в необходимости удовлетворить клиента своим «товаром» — PR-услугой, ведет к появлению должностей, заимствованных у коммерческих фирм. Это, например, должности финансового директора, планирующего финансовые операции и контролирующего движение средств, менеджера технического или производственного отдела, руководителя группы связей со СМИ. Общие функции организационного обеспечения различного рода PR-проектов выполняет в ряде случаев менеджер (отдел) по работе с клиентами, а руководство проектами осуществляют директоры специальных программ или менеджеры проектов.
В крупных PR-структурах имеются далее собственные небольшие отделы рекламы и PR, обеспечивающие создание благоприятного рыночного облика PR-фирмы во внешнем окружении.
Интенсивно работающее PR-агентство кроме собственного штата обычно располагает группой внештатных сотрудников «фрилансеров» (от английского — freelance, самозанятый) и региональных представителей, которые не имеют фиксированной зарплаты, но получают гонорары за работу с конкретными проектами. Так, ООО «PR Агентство Бабич и Партнеры» (Владивосток) имеет представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Якутске и Находке. Здесь работает 7 основных сотрудников, которые осуществляют координацию и контроль над проектами, и 10 специалистов по договору. Как правило, консультанты имеют профессиональный опыт в интересующей области: маркетинговые и социологические исследования, политические технологии, media-relations, психотренинг, аналитика и т. д. [11].
Одна из ключевых должностных позиций PR-агентства — креативный (творческий) директор.Это может быть освобожденный от рутинной работы специалист, в задачу которого входит продуцирование творческих идей, а также общее руководство творческим или информационно-аналитическим отделом. Часто главным криэйтором является руководитель фирмы или его заместитель. Важность этой стороны работы PR-агентства
подчеркивает и тот факт, что умение творчески мыслить входит в набор компетенций большинства сотрудников агентства, специализирующегося на связях с общественностью .
Структура PR-агентства «Международный пресс-клуб» включает в себя центральный офис (информационное агентство, бухгалтерско-аудиторское подразделение, группа компьютерного обеспечения, группа консультантов и группа выпуска специальных изданий) и филиалы, которые имеют по три отдела: креативный, коммерческий и организационный. Мобильность фирмы и взаимозаменяемость штатных сотрудников, численность которых не превышает 20 человек, поддерживается наложением функций отделов, групп и специалистов друг на друга [15, с. 180].
Резюме
• Управление PR-процессом состоит из следующих шагов (RACE): исследование (определение, уточнение проблемы); планирование и программирование (стратегический анализ, разработка предложения, утверждение программы); действие и коммуникации (реализация программы); оценка программы (результаты, последствия, коррективы).
• П. Грин видит управление PR как следующую серию элементов: 1) общий взгляд; 2) намерения и цели; 3) целевые аудитории; 4) ключевые сообщения; 5) стратегия; 6) тактика/деятельность; 7) график; 8) расходы; 9) контроль.
• Специалист по PR должен владеть разнообразными методами социологических исследований, такими как: анкет-
ный опрос («Face-to-face», телефонный опрос, интернет-опрос), экспертное интервью, глубинное интервью, фокус-группа, выборочное наблюдение, контент-анализ, домашний тест, статистический анализ, свободный поиск и поиск в сети Интернет.
• Основными особенностями организации работы PR-службы являются прямая связь с руководством и наличие большого количества исполнителей, которые занимаются технической работой: составлением списка прессы для распространения материалов, осуществлением мониторинга прессы, подсчетом оценки рейтинга, созданием и заполнением информационных файлов, подбором полной справочной библиотеки, важными контактами, информационными каналами, организацией событий, подготовкой к публикации и тиражированию любых материалов. Кроме того, PR-служба занимается организацией тендеров на исследования, разработкой программ по общественному мнению, выбором PR-агентств для совместной работы, взаимодействием со СМИ, организацией презентаций, внутрифирменным PR.
• PR-фирмы формируются по функциональному, территориально-отраслевому признаку или по сфере деятельности. В крупных фирмах может существовать собственный отдел рекламы. Многие PR-агентства кроме штата сотрудников имеют внештатных сотрудников. Важную роль в PR-агентствах играет креативный директор, который занимается поиском творческих идей.
Темы jm самостоятельного оздчеопо
1. Программный подход в управлении PR-деятельностью.
2. Качественные и количественные методы социологических исследований.
3. Методы и способы оценки в управлении PR-деятельностью.
4. Организационная структура PR-агентства.
Вопросы дня обсдждевпя
1. В чем сущность программного подхода к PR-деятельности ?
2. Опишите структуру PR-отдела. Чем она определяется?
3. Какие методы исследования используются в PR?
4. Перечислите функции PR-службы в фирме.
5. Кого в PR-агентстве называют креативным директором?
Вракоичесш задано
1. Ирнммик задакве «1|щнpafiiminut cipiu n связям
с liuecnuiiicnbni
Ознакомьтесь с основными функциями, которые выполняют работники PR-службы. Сравните функции руководителя, специалиста и секретаря PR-службы. Что в них общего и каковы различия? Результаты представьте в виде таблицы.
|