Формальные результаты работы В 2001 году ЦМЭИ «Юникон» и его специалисты упоминались в прессе 425 раз.Это только те «документально подтвержденные» публикации, которые удалось обнаружить через базы данных «Интегрум-Техно» и «Интернет Секьюри-тиз» (мониторинг, увы, включал в себя не все источники).
Характерно распределение упоминаний по месяцам. Если в январе - феврале 2001 года — в начальный период PR-кампании — ЦМЭИ «Юникон» упоминался в прессе всего по 13 раз, то ближе к концу года — в сентябре—ноябре — свыше 50 раз в месяц.
РЛ____________________________ гни а
Экономика проекта
О руб. 00 коп.За публикации в 2001 году не было заплачено ни одного рубля. Единственные затраты, которые формально можно отнести к PR-кампании, связаны с полиграфией — печатью материалов ЦМЭИ в типографии.
Отзывы заказчика о результатах
Повышению уровня известности и узнаваемости ЦМЭИ в значительной степени способствовала и осуществляемая параллельно целевая рассылка аналитических материалов ЦМЭИ. Материалы ЦМЭИ в презентационном режиме направлялись и направляются в адрес действующих и потенциальных клиентов «Юникона», органов государственной власти, региональных администраций. В базе данных, составление и сопровождение которой также осуществляет PR-подразделение, на сегодняшний день значится около 700 адресатов, расположенных от Карелии до Дальнего Востока.
На сегодняшний день ЦМЭИ «Юникон» готовит и рассылает по подписчикам следующие аналитические материалы:
• Макроэкономический анализ состояния и перспектив развития экономики Российской Федерации (4 выпуска в год);
• Информационный бюллетень «Топливно-энергетический комплекс» (4 выпуска в год);
• Информационный бюллетень «Металлургический комплекс России» (4 выпуска в год);
• Информационный бюллетень «Цены и тарифы» (годовой выпуск).
Уровень освещения деятельности Центра макроэкономических исследований в 2001 году полностью соответствует ожиданиям руководителей «Юникона» и в какой-то степени их превосходит. На долю ЦМЭИ сегодня приходится примерно каждое второе упоминание «Юникона» в прессе.
В ходе реализации PR-программы была выполнена еще одна задача, поставленная руководством компании: налажено активное сотрудничество с газетой «Ведомости», наиболее авторитетным деловым изданием России. В 2001 году компания «Юникон» упоминалась в «Ведомостях» 115 раз — во многом благодаря ЦМЭИ.
В декабре 2001 года журнал «Компания» написал: «Ана-246литики Центра макроэкономических исследований, создан-
Удравяение РИ-двяшеиыюстьи_______________________
ного «Юниконом», стали самыми цитируемыми людьми
в сфере консалтинга в течение последних нескольких месяцев...» (Разносторонние консультанты, 17.12.2001).
На наш взгляд, это лучшая оценка работы как Центра макроэкономических исследований, так и PR-подразделения «Юникона».
Вопросы изадания:
• В чем преимущества и недостатки разработанной программы взаимодействия со СМИ. Определите зону риска.
• Каковы преимущества ЦМЭИ «Юникон» перед другими экспертными институтами?
• Чем «подкупал» Центр макроэкономических исследований «Юникон» журналистов, пишущих на макроэкономическую тематику.
• Исходя из данных текста определите, какие формы подачи PR-коммуникаций были использованы при воплощении данного проекта в жизнь. Установите, на каком этапе каждая из этих форм имела наибольший успех.
• Почему формальные результаты работы и отзывы заказчика о результатах работы проекта основаны на данных о том, как часто «Юникон» упоминался в различных источниках СМИ?
• Попробуйте оценить данную PR-кампанию с помощью коэффициента эквивалентных рекламных затрат.
Рекомндуемые источники
1. Green P. S. Winning PR Tactics. L., 1994. P. 204.
2. Jefkins F. Public Relations. L., 1992.
3. PR — и летом и зимой: «Сезонный фактор» в PR-стратегии крупных компаний // Сообщение. 2001. № 6.
4. Бортник Е.М., Короткое Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью: Учебное пособие / Под ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. 128 с.
5. Гребенников А.Н. О рейтингах вообще и рейтингах PR-агентств, в частности // PRonline. 2001.
6. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: ЦЕНТР, 1998.
7. Ивлев А. Драма перемен: PR-сопровождение изменения компании // Сообщение. 2002. № 2. 247
f
I______________________________________ Гии 9
8. Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. M.: Альпина Паблишер, 2002. 229 с.
9. Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Пер. с англ. 8-е изд. М.: Вильяме, 2000. 624 с: ил.
10. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1999.
11. О PR-агентстве «Бабич и партнеры». http://www. babich.ru/about.html
12. Попов П., Моисеев А. Обувь для сапожника: Как продвинуть PR-фирму // Сообщение. 2001. № 1.
13. ПочещовГ.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 624 с.
14. Федорова А. Сеанс черной магии с разоблачением: Что всего важнее для PR-фирмы // Сообщение. 2001. № 1.
15. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2000.
Глава 10
ЭФФЕКТИВНОСТЬ PR
И КОММУНИКАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:
ПРОБЛЕМА ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ_____________
Понятие эффективности используется для поддержки и распространения авторитета и власти менеджеров, но его употребление в связи с этим выводится из убеждения, что управленческий авторитет и власть обоснованы по той причине, что менеджеры обладают способностью ставить свое умение и знание на службу достижению определенных целей. Аласдер Макинтайр
10.1.Оценка эффективности PR-кампаний с помощью EAV
10.2. Измерение эффективности PR: методика Г. Туль-чинского
10.3. Оценка эффективности PR и внутрикорпоративных коммуникаций: подход компании Sinicas Communications Inc
10.4. Проблемные точки оценки эффективности PR
■ 10.1. Оценкаэффективности PRкампаний с помощью ЕДУ__________________________
Проблема оценки эффективности PR-кампаний и PR-акций всегда была очень дискуссионной в профессиональной среде. Возможна ли объективная оценка результатов кампании и эффективности вложенных в нее средств?
В реальности часто оценка эффективности сводится к задаче PR-консультанта убедить своего клиента в том, что все сделано правильно и результат достигнут. Иногда оценка эффективности PR-деятельности может сводиться к субъективным факторам, например — понравилось ли это руководству.
Если в рекламе результативность кампании можно как-то просчитать, например, через уровень роста
щ___________________________________ Гша ID
продаж товара, то оценить изменения установок общественности по отношению к вашей компании гораздо сложнее. Некоторые исследователи считают, что все попытки найти объективные критерии оценки PR-программ просто бессмысленны, поскольку эффект — неисчисляемый, слишком многоплановый и продолжительный по времени. Такой подход к проблеме не устраивает клиентов, которые хотели бы видеть, к чему привели оплаченные PR-акции, что представляет собой конечный результат и насколько эффективно была проведена работа.
Выход, который может устроить обе стороны, заключается в том, чтобы оценивать количественными и «рациональными» методами те части результата, которые поддаются оценке и исчислению и на основе этих данных высказывать более объективные суждения о «неисчисляемом целом» (результате).
Норман Стоун называет некоторые следующие результаты, которые поддаются исчислению [2, с. 461]:
1. Процентное изменение обеспокоенности (озабоченности, интереса и др.), вычисляемое путем социологического опроса.
2. Рост числа полученных запросов (заявок).
3. Сокращение числа получаемых жалоб.
4. Частота упоминания в прессе (мониторинг СМИ до начала PR-кампании, в процессе и через некоторое время после завершения).
5. Возможность видеть или слышать определенное мнение (опрос экспертов).
6. Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование).
7. Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке или занятие определенной доли рынка.
В каждой конкретной ситуации можно найти и-дру-гие «исчисляемые» компоненты конечного результата. Но не стоит забывать, что цель оценки вышеприведенных результатов — подтверждение результативности PR-деятельности. Подобные методы являются лишь дополнительными «рычагами» в убеждении людей, привыкших рассматривать результат в цифрах, про-250центах, графиках и коэффициентах.
Эффективность П ■ нмнущинтшых мероприятий,
В случаях, когда исследование не позволяет получить адекватных оценок, PR-специалисты для доказательства эффективности своей работы используют так называемый коэффициент эквивалентных рекламных затрат«EAV (Equivalent Advertising Value)». EAV показывает соотношение рекламных и PR-расходов на размещение в СМИ материалов одного объема. К примеру, PR-агентство в ходе кампании обеспечивало в прессе публикации об организации-клиенте на сумму, эквивалентную определенному рекламному бюджету. Для вычисления EAV определяется совокупный объем всех вышедших публикаций (конечно же, «благоприятных») и подсчитывается, сколько стоило бы размещение рекламы такого же объема в тех же изданиях (с учетом рекламных расценок на момент выхода публикаций и скидок на размещение в различных изданиях). Иногда расходы на PR оказываются в несколько раз ниже (порой — в десятки раз) возможных рекламных расходов, что для кого-то может выглядеть довольно убедительно.
Коэффициент EAV не оценивает эффективность всей PR-кампании, он отражает эффективность затрат на производство определенного продукта (который, может быть, никто не станет покупать). Поэтому EAV может эффективно применяться для оценки в тех моделях PR, целью которых является достижение известности, публичности или «упоминание в прессе», и в комплексном исследовании публикаций (media coverage), на основе которого делаются выводы о результативности кампании.
Большинство методик оценки эффективности PR-кампании сочетают в себе мониторинг и исследования СМИ, а также социологические опросы как в организации, так и среди ее публики. Например, английская компания «Paragon Communications» разработала относительно недорогую методику оценки эффективности PR-кампаний, которая состоит из семи «модулей»:
1. Оценка посланий, публикаций и использованных техник PR.
2. Телефонные опросы СМИ (до 25 СМИ).
3. Телефонные опросы людей, принимающих решения, и лидеров общественного мнения (до 50 человек).
цц__________________________________ Гива II
4. Опрос потребителей по готовой компьютерной базе данных (2000 человек).
5. Почтовый опрос сотрудников (по домашним адресам).
6. Телефонные интервью с теми, кто присутствовал на мероприятиях PR-программы, и теми, кто на них не пришел.
7. Ежегодное постоянное исследование по отношению к спонсорским акциям (более 6000 опрошенных ежегодно).
Учитывая, что для дорогостоящих PR-кампаний требуются точные и достоверные методы оценки их эффективности, разработка таких методов получает все больший спрос на рынке PR-технологий. Объективная оценка эффективности требует дополнительных (и порой весьма серьезных) затрат, которые рассматриваются как неоправданные, особенно в ситуациях, когда эффект PR-деятельности субъективно «понятен» или «очевиден». В связи с этим многие коммуникационные компании в 90-х годах стали специализироваться на разработке и продаже методик оценки эффективности как «общих», так и конкретных программ.
■ 10.2. Измерение эффективности PR: методика г. Трьчинсшо_______________________
Объект — устойчивое, сохраняющееся; конфигурация — меняющееся, нестабильное. Конфигурация объектов образует событие. В событии объекты сцеплены друг с другом, как звенья цепи. Мир — совокупность существующих событий.
Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат
Петербургский профессор Г. Тульчинский в своей работе «PR фирмы: технология и эффективность» [9] и ряде публикаций в журнале «Советник» предлагает собственную оригинальную методику измерения эффективности PR.
Г. Тульчинский вслед за многими специалистами 252 PR полагает, что центральной проблемой PR является
|