Процедурные иехшвгри: фашишация и медиящя
3. Установить критерии для оценки решений данной проблемы.
4. Генерировать альтернативные решения.
5. Оценить решения.
6. Выбрать лучшее решение.
7. Выработать план действий по реализации данного решения по следующей схеме: пункт плана — его цель — начало и конец работы по выполнению — ресурсы — ответственный за выполнение.
8. Осуществить эти действия.
9. Оценить результаты работы (а также роль в них фа-силитации).
Генеративную работу предпочтительнее вести с помощью метода «мозговой атаки». «Мозговая атака» (мозговой штурм, метод «Дельфи», метод «635»и пр.) есть способ генерации идей, с помощью которых в дальнейшем можно решить ту или иную проблему. Основополагающим правилом здесь является отказ от всякой критики выдвигаемых идей. Члены группы первоначально просто проговаривают идеи без анализа их ценности и оценки реалистичности, без боязни показаться глупыми или быть неправильно понятыми. Отсутствие сдерживающих препятствий способствует тому, что одна мысль стимулирует другую, по поводу высказывания одного рождаются различные ассоциации у других, и в результате получается целый портфель идей.
При организации «мозговой атаки» фасилитатор может придерживаться следующего сценария [б, с. 191-193].
До мозговой атаки:
Определить групповую цель. Стимулировать группу к размышлению о том, что она хотела бы получить в результате «мозговой атаки». В случае, если компетенция членов группы по обсуждаемой проблеме недостаточна, пригласить к участию в обсуждении экспертов, хорошо информированных по данной проблеме. Ограничить число участников обсуждения, имея в виду, что «мозговая атака» наиболее эффективна, когда состав группы не превышает 10—12 человек. Сменить привычную для членов группы обстановку. Подобрать такие время и место (например, заго-
родный пансионат), которые контрастировали бы с обстановкой обычных дискуссий. 5. Создать неформальную атмосферу. Вполне допустимо снять галстуки и пиджаки, обращаться друг к другу просто по именам, вести разговор за чаем, кофе, пивом или коктейлями.
Во время мозговой атаки:
1.Посадить участников рядом, лучше в круг или полукрут. Раздать каждому вспомогательные материалы по проблеме. Тот факт, что участники команды сидят бок о бок, сам по себе стимулирует желание сообща заняться проблемой.
2. Поощрять генерацию идей и самому (в качестве ведущего) генерировать их. Помочь участникам «мозговой атаки» дать волю своему воображению и выдвинуть большое количество идей, подходя к вопросу со всех возможных сторон. Приветствовать даже самые фантастические идеи.
3. Осуществлять модерацию (фиксировать на доске или листе бумаги) всех выдвинутых идей (это может делать специально выбранный протоколист), записывая их так, чтобы всем было видно. Визуальная фиксация идей создает у группы ощущение коллективного достижения, снижает возможность повторения и стимулирует новые идеи.
После окончания генерации идей:
1.Уменьшить список идей (за счет сведения сходных воедино). Выделить консенсусные (самые приемлемые) идеи.
2. Сформировать рейтинг (иерархию) оставшихся идей.
3. Детализировать самые лучшие идеи, обсудить пути их улучшения. Можно предложить членам группы начинать такое обсуждение со слов: «Данная идея станет лучше, если...».
■ 11.3. Понятие медиации___________________
Медиация— это либо разрешение организационных конфликтов, либо разрешение некоторых разногласий (например, через изображение на рисунке) и со-
гласование (если возможно — сразу, в противном случае — работа по подгруппам, а потом согласование).
Медиация — это процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого соглашения, которое соответствовало бы их интересам.
Попробуем сравнить технологии фасилитации и медиации. Несмотря на то, что у медиаторской процедуры много общего с технологией фасилитации, наблюдаются существенные различия.
Итак, медиацию (посредничество) в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиатор сначала ослабляет конфликт, затем подготавливает почву для принятия взвешенных решений и, наконец, его действия позволяют разрешить некоторую проблему. В любом случае существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень.
Медиация в большей степени концентрируется на том, как стороны будут разрешать конфликт и составлять план действий, чем на углублении в личные истории и проблемы. Медиатора должно больше интересовать настоящее и будущее, нежели прошлое. Медиация ставит задачи, ведущие к достижению желаемой цели, и ориентирована преимущественно на результаты.
Требования к медиатору
Поскольку сама по себе процедура медиации предполагает наличие сложной ситуации, то к посреднику, ведущему процесс медиации, предъявляются особые требования. Ведь его квалификация и опыт могут в значительной степени повлиять на исход дела.
Так, в Донецкой областной группе медиации (ДОГМ) [4] полагают, что медиатор — это дипломат, а не адвокат, обладающий большим количеством присущих ему способностей и приобретенных умений и навыков, включая нижеперечисленные:
• Спокойное поведение.
• Рассудительность.
• Уравновешенность.
• Терпимость и выдержка.
• Чувство справедливости.
• Выносливость (хорошее здоровье).
• Блестящие способности общения и ведения переговоров.
• Способность быстро анализировать сложные юридические стороны дела.
• Хорошее понимание человеческой природы.
• Умение хорошо слушать.
• Умение избегать конфронтации (не доводить стороны до конфронтации).
• Умение владеть своими эмоциями.
• Умение держать нейтралитет.
• Абсолютная беспристрастность, отсутствие заинтересованности в конфликте.
Хороший медиатор должен выслушать позиции, по которым одна из сторон высказывала свой отказ, и изложить их так, чтобы обе стороны согласились их рассмотреть и понять. Медиатор должен ликвидировать эмоциональную окраску высказываний так, что-
I______________________________________ Пива 11
бы намерения высказываний были сохранены. В случаях участия нескольких сторон медиатор должен почувствовать, как ему ликвидировать враждебность между сторонами и установить коалиционные отношения, а впоследствии — привести их к согласию.
■ 11.4. Стадии процесса медиации___________________
Стадия 1. Формирование алгоритма работы и доверия
Эта стадия закладывает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяжении всего процесса медиации. Задача медиатора — сделать процесс медиации понятным и приемлемым для участников. Иногда клиенты выбирают медиацию лишь потому, что хотят избежать рассмотрения дела в суде. Смысл процесса для них пока непонятен, и отдельные действия медиатора, будучи непрозрачными, могут вызывать замешательство и даже сопротивление.
В первой стадии медиации выделяется несколько последовательных позиций (шагов):
ШАГ
| ЗАДАЧА
| 1. Рассаживание участников
| Организовать пространство для работы, предоставить участникам возможность получения невербальных впечатлений друг от друга
| 2. Вступительное заявление медиатора
| Направить эмоциональное состояние участников в позитивное русло
| 3. Изложение медиатором фактов, имеющих отношение к делу
| Сформулировать собственное понимание непосредственной основы конфликта и последующих событий
| 4. Уточнение фактов участниками процесса
| Дополнить интерпретацию проблемы медиатором изложением скрытых пружин и интересов самими участниками
| 5. Обсуждение ожиданий от процесса медиации
| Получить представление о приемлемых для участников стилях взаимодействия
| 6. Объявление и согласование правил работы
| Обеспечить функциональный настрой участников
| Дроцеддрные технологии: фасилитация и медиация________________ Н
Стадия2. Анализ фактов ивыявление проблем
Для принятия приемлемого решения все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать действительные проблемы, хотя данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача медиатора на второй стадии — выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов носят комплексный характер. Нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулирования участниками существа конфликта. Здесь медиатор выступает как бы в двух ролях: гида, показывающего, на что стоит обратить внимание, и анализатора, носителя экспертного знания.
Стадия3. Поиск альтернатив
Эта стадия призвана дать ответ на вопрос: как вы можете сделать то, что вы хотите, с наибольшим эффектом? В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к данному моменту, ключ к решению, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Эти-то проблемы и нужно определить в первую очередь. На данной стадии медиатор выполняет две важные задачи:
1) помочь участникам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть;
2) стимулировать их к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем предыдущие.
Стадия4. Взаимодействие и принятие решения
Главная задача четвертой стадии — кооперирование участников, нацеливание их на совместную работу. Полезно начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диалога. В случае, когда разговор все же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласи- 283
I______________________________________ Глава 11
лись обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости.
|