Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Процедурные иехшвгри: фашишация и медиящя


 



 

3. Установить критерии для оценки решений данной проблемы.

4. Генерировать альтернативные решения.

5. Оценить решения.

6. Выбрать лучшее решение.

7. Выработать план действий по реализации данного решения по следующей схеме: пункт плана — его цель — начало и конец работы по выполнению — ресурсы — ответственный за выполнение.

8. Осуществить эти действия.

9. Оценить результаты работы (а также роль в них фа-силитации).

Генеративную работу предпочтительнее вести с по­мощью метода «мозговой атаки». «Мозговая атака» (мозговой штурм, метод «Дельфи», метод «635»и пр.) есть способ генерации идей, с помощью которых в даль­нейшем можно решить ту или иную проблему. Осново­полагающим правилом здесь является отказ от всякой критики выдвигаемых идей. Члены группы первона­чально просто проговаривают идеи без анализа их цен­ности и оценки реалистичности, без боязни показаться глупыми или быть неправильно понятыми. Отсутствие сдерживающих препятствий способствует тому, что од­на мысль стимулирует другую, по поводу высказывания одного рождаются различные ассоциации у других, и в результате получается целый портфель идей.

При организации «мозговой атаки» фасилитатор может придерживаться следующего сценария [б, с. 191-193].

До мозговой атаки:

1.
3.

Определить групповую цель. Стимулировать груп­пу к размышлению о том, что она хотела бы полу­чить в результате «мозговой атаки». В случае, если компетенция членов группы по об­суждаемой проблеме недостаточна, пригласить к участию в обсуждении экспертов, хорошо инфор­мированных по данной проблеме. Ограничить число участников обсуждения, имея в виду, что «мозговая атака» наиболее эффективна, когда состав группы не превышает 10—12 человек. Сменить привычную для членов группы обстанов­ку. Подобрать такие время и место (например, заго-




родный пансионат), которые контрастировали бы с обстановкой обычных дискуссий. 5. Создать неформальную атмосферу. Вполне допус­тимо снять галстуки и пиджаки, обращаться друг к другу просто по именам, вести разговор за чаем, кофе, пивом или коктейлями.

Во время мозговой атаки:

1.Посадить участников рядом, лучше в круг или полу­крут. Раздать каждому вспомогательные материалы по проблеме. Тот факт, что участники команды си­дят бок о бок, сам по себе стимулирует желание со­обща заняться проблемой.

2. Поощрять генерацию идей и самому (в качестве ве­дущего) генерировать их. Помочь участникам «моз­говой атаки» дать волю своему воображению и вы­двинуть большое количество идей, подходя к во­просу со всех возможных сторон. Приветствовать даже самые фантастические идеи.

3. Осуществлять модерацию (фиксировать на доске или листе бумаги) всех выдвинутых идей (это мо­жет делать специально выбранный протоколист), записывая их так, чтобы всем было видно. Визуаль­ная фиксация идей создает у группы ощущение коллективного достижения, снижает возможность повторения и стимулирует новые идеи.

После окончания генерации идей:

1.Уменьшить список идей (за счет сведения сходных воедино). Выделить консенсусные (самые приемле­мые) идеи.

2. Сформировать рейтинг (иерархию) оставшихся идей.

3. Детализировать самые лучшие идеи, обсудить пути их улучшения. Можно предложить членам группы начинать такое обсуждение со слов: «Данная идея станет лучше, если...».

■ 11.3. Понятие медиации___________________

Медиацияэто либо разрешение организацион­ных конфликтов, либо разрешение некоторых разно­гласий (например, через изображение на рисунке) и со-


гласование (если возможно — сразу, в противном слу­чае — работа по подгруппам, а потом согласование).

Медиация — это процедура прогрессивного вме­шательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) пла­номерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого согла­шения, которое соответствовало бы их интересам.

Попробуем сравнить технологии фасилитации и медиации. Несмотря на то, что у медиаторской про­цедуры много общего с технологией фасилитации, на­блюдаются существенные различия.

Итак, медиацию (посредничество) в первую оче­редь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Ме­диатор сначала ослабляет конфликт, затем подготавли­вает почву для принятия взвешенных решений и, на­конец, его действия позволяют разрешить некоторую проблему. В любом случае существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его уча­стниками и переведен на управляемый уровень.


Медиация в большей степени концентрируется на том, как стороны будут разрешать конфликт и состав­лять план действий, чем на углублении в личные исто­рии и проблемы. Медиатора должно больше интересо­вать настоящее и будущее, нежели прошлое. Медиация ставит задачи, ведущие к достижению желаемой цели, и ориентирована преимущественно на результаты.

Требования к медиатору

Поскольку сама по себе процедура медиации пред­полагает наличие сложной ситуации, то к посреднику, ведущему процесс медиации, предъявляются особые требования. Ведь его квалификация и опыт могут в значительной степени повлиять на исход дела.

Так, в Донецкой областной группе медиации (ДОГМ) [4] полагают, что медиатор — это дипломат, а не адвокат, обладающий большим количеством при­сущих ему способностей и приобретенных умений и навыков, включая нижеперечисленные:

• Спокойное поведение.

• Рассудительность.

• Уравновешенность.

• Терпимость и выдержка.

• Чувство справедливости.

• Выносливость (хорошее здоровье).

• Блестящие способности общения и ведения перего­воров.

• Способность быстро анализировать сложные юри­дические стороны дела.

• Хорошее понимание человеческой природы.

• Умение хорошо слушать.

• Умение избегать конфронтации (не доводить сто­роны до конфронтации).

• Умение владеть своими эмоциями.

• Умение держать нейтралитет.

• Абсолютная беспристрастность, отсутствие заин­тересованности в конфликте.

Хороший медиатор должен выслушать позиции, по которым одна из сторон высказывала свой отказ, и изложить их так, чтобы обе стороны согласились их рассмотреть и понять. Медиатор должен ликвидиро­вать эмоциональную окраску высказываний так, что-


I______________________________________ Пива 11

бы намерения высказываний были сохранены. В слу­чаях участия нескольких сторон медиатор должен по­чувствовать, как ему ликвидировать враждебность между сторонами и установить коалиционные отно­шения, а впоследствии — привести их к согласию.

■ 11.4. Стадии процесса медиации___________________

Стадия 1. Формирование алгоритма работы и до­верия

Эта стадия закладывает ту основу взаимоотноше­ний, которая будет соблюдаться на протяжении всего процесса медиации. Задача медиатора — сделать про­цесс медиации понятным и приемлемым для участни­ков. Иногда клиенты выбирают медиацию лишь пото­му, что хотят избежать рассмотрения дела в суде. Смысл процесса для них пока непонятен, и отдельные действия медиатора, будучи непрозрачными, могут вызывать замешательство и даже сопротивление.

В первой стадии медиации выделяется несколько последовательных позиций (шагов):

 

ШАГ ЗАДАЧА
1. Рассаживание уча­стников Организовать пространство для ра­боты, предоставить участникам возможность получения невербаль­ных впечатлений друг от друга
2. Вступительное заявление медиатора Направить эмоциональное состоя­ние участников в позитивное русло
3. Изложение медиа­тором фактов, имеющих отношение к делу Сформулировать собственное по­нимание непосредственной основы конфликта и последующих событий
4. Уточнение фактов участниками процес­са Дополнить интерпретацию пробле­мы медиатором изложением скры­тых пружин и интересов самими участниками
5. Обсуждение ожи­даний от процесса медиации Получить представление о прием­лемых для участников стилях взаи­модействия
6. Объявление и со­гласование правил работы Обеспечить функциональный на­строй участников

Дроцеддрные технологии: фасилитация и медиация________________ Н

Стадия2. Анализ фактов ивыявление проблем

Для принятия приемлемого решения все участники должны иметь равный объем информации и хорошо понимать действительные проблемы, хотя данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача медиатора на второй стадии — вы­явить все имеющиеся проблемы, поскольку большин­ство конфликтов носят комплексный характер. Нужно добиться не только личных мнений о тех или иных проблемах, но и совместного понимания и формулиро­вания участниками существа конфликта. Здесь медиа­тор выступает как бы в двух ролях: гида, показываю­щего, на что стоит обратить внимание, и анализатора, носителя экспертного знания.

Стадия3. Поиск альтернатив

Эта стадия призвана дать ответ на вопрос: как вы можете сделать то, что вы хотите, с наибольшим эф­фектом? В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксированных медиатором к данному моменту, ключ к решению, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Эти-то проблемы и нужно опре­делить в первую очередь. На данной стадии медиатор выполняет две важные задачи:

1) помочь участникам лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть;

2) стимулировать их к поиску новых предложений, которые могли бы удовлетворить всех лучше, чем пре­дыдущие.

Стадия4. Взаимодействие и принятие решения

Главная задача четвертой стадии — кооперирова­ние участников, нацеливание их на совместную рабо­ту. Полезно начать диалог сторон с наименее значи­мых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы небольших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диалога. В случае, когда разговор все же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного факто­ра обращать внимание на то, что участники согласи- 283


I______________________________________ Глава 11

лись обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримиримости.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.