Цицашы коммуникативного цикла, значимые для PR Цачаяв) ребенка. И чем дальше развивается ребенок, тем большую индивидуальность приобретает его эстетический вкус. И хотя этот вкус всегда находится в диалоге с мнением окружающих, он все же всегда есть глубоко личное дело.
В каком-то смысле эстетическое отношение к действительности — есть первая форма структурирования, гармонизации и упорядочения мира мифом. Каждый человек создает свою, глубоко индивидуальную рамку эстетического восприятия мира и производит уверенный отбор тех феноменов и предметов, которые ему нравятся. А это и значит, что языком его индивидуальной эстетики говорит миф КАК ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, позволяющий в тех или иных предметных ситуациях совершать достаточно однозначный эстетический выбор.
На первых порах именно эстетическое упорядочение является основанием познавательной активности человека. Иные формы мифологического упорядочения мира — понятийные, концептуальные, идеологические, религиозные — возникают позднее и требуют определенного уровня развития рефлексивных способностей [3].
■ 12.4. Условия и этапы социализации мифа_____________
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
В.А. Бахчанян
Любой миф начинает свое существование как индивидуальный, и возникает он как мнение конкретного человека о своем отношении к чему-то. Вначале он проявляется как понятное и самодостаточное для автора мнение, и на этом этапе не является собственно «мифом». Но человеку свойственно делится своим мнением с окружающими. Попробуем проследить ход изменения индивидуального мнения, постепенно превращающегося в миф.
Например, М. Дымшиц отмечает, что в процессе попытки поделиться своим мнением может выясниться, что [3]:
1) не интересен объект мнения (как предельный случай: просто неизвестен) и возникнет необходимость в формировании интереса к объекту;
I______________________________________ Глава 12
2) мнение непонятно (нет согласия по критериям описания и допустимым операциям с этими критериями), и тогда возможность однозначной интерпретации всеми участниками обсуждения высказанных критериев падает практически до нуля;
3) мнение не исчерпывающе (использованы не все возможные критерии), что может привести к многократному росту количества привлекаемых для оценки критериев;
4) мнение не самодостаточно (требуется дополнительный источник информации для обсуждения мнения), но эти критерии предлагаются многочисленными источниками (пункт 4).
В этой ситуации для того чтобы рассказать «о чем-то», необходимо «этому» дать ИМЯ, то есть ограничить описание объекта. Последующее согласование критериев, операций описания и возникающая необходимость сократить число используемых критериев приводят к еще большему ограничению описания объекта. На определенном этапе это сокращение описания объекта оказывается информационно недостаточным и не позволяет дифференцировать его от других аналогичных объектов.
В результате после многочисленных актов коммуникации остается только рассказчик (1), имя объекта (2) и то, что у инициатора коммуникации было «отношением к объекту», а. у остальных формируется как «переживания от называния имени объекта» (3). Таким образом, рассказчик, имя объекта и переживания об имени и составляют «миф».
Хотелось бы обратить внимание, что:
1) сам объект мифотворчества может быть к этому моменту уже утерян (мифологизация вождя после его смерти), или, «обратный» эффект, объект мифотворчества «заново приобретается» реципиентом — после нескольких встреч с мифом (покупка товара после рекламы). При этом устойчивость «обратного» эффекта гораздо меньше, чем «прямого»: несколько недель по сравнению со столетиями;
2) «переживания от называния имени объекта» хотя и описываются через слова (т. н. «ключевая лексика» — молитвы, например), к ним не сводятся и ими не описываются.
Цсцюлвны коммушашившв цдиа, значимые am PR |мачш1
В современных условиях, как правило, нет столетий для самостоятельной «кристаллизации» мифа (как, например, было это время у религиозных конфессий), он требуется или сейчас, или должен выполнять определенную задачу в ближайшем будущем. Соответственно, три составные части разрабатываются присоблюдении условий, соответствие которым необходимо для успешной социализации мифа.
Условия успешной социализации мифаделятся на содержательные и количественные. Первым и основным, содержательным условием является совпадение кодовИсточника (рассказчика) и реципиентов: описание должно проводиться с использованием только той лексики, которая используется реципиентами для описания соответствующих объектов, и только с использованием тех операций, которые используются реципиентами. Проблема «совпадения кодов» была осознана в рамках европейской традиции около 15 столетий назад и выразилась в запрете перевода Библии на национальные языки, а в восточной традиции была осознана гораздо раньше и признана по сути не решаемой. Такое решение выразилось в формировании процесса обучения через «личное созерцание», а не через коммуникацию, как в европейской традиции.
Вторым, так же содержательным, условием является соответствие рассказчика образу «тот, кому я могу доверять».В современных условиях это не обязательно человек. Газета, журнал, телепередача, творческая группа и т. д. также подлежат оценке как «имеющие/не имеющие доверие в данных вопросах» для использования в качестве рассказчика. Однако в дальнейшем происходит персонификация носителя информации реципиентами (слушателями) через конкретных людей (напр.: «Комсомолка» написала...). Степень доверия к информации в зависимости от ее источника осознается даже на уровне обыденного сознания (вопрос «Откуда ты это знаешь?» в ответ на неожиданное сообщение является стандартным). В условиях опосредованной коммуникации значение имеют газета или телепередача, ПЕРВОЙ сообщившая о событии или факте, издательство, в котором вышла книга, посвященная той или иной проблеме, и т. д.
Третьим, количественным условием является необходимый уровень интенсивности воздействия, обес-
печивающий удержание внимания реципиентов ине позволяющий занять внимание конкурирующим сообщениям.Необходимая интенсивность и длительность воздействия определяется характером распространяемой информации и, вопреки распространенному мнению, практически не зависит от наличия конкурирующей информации по данной теме. В случае равной интенсивности воздействия конкурирующей информации по конкретной теме общество выбирает ту, которая больше соответствует указанным выше критериям — соответствие по коду и по «рассказчику». Сама зависимость эффективности от интенсивности воздействия описывается S-образной кривой.
Социализация мифа состоит из четырех последовательных этапов (рис. 12.4) [3J:
1. Этап «вывода имени»: уровень знания имени от 2,5% (типичный уровень «фантома» по знанию брендов, событий и т. д.) до 30—35% интересующей социальной группы. В это время понимание имени характеризуется исключительно «предвосхищением» людей, формируемым звучанием имени, восприятием упаковки и т. д., а источник информации («рассказчик») по имени не атрибутирован.
2. При превышении уровня знания в 30 — 35% начинается этап «формирование понимания»: начинается
этап активного присвоения характеристик объекту и атрибутирования источников информации. Крайне опасный этап: разнообразие мнений о характеристиках объекта и наиболее достоверных источников о нем может привести к конфликту между ними и отказу общества от дальнейшей «работы» с именем. Может сформироваться группа активных последователей «имени», смещения мифа в маргинальные социальные группы, но массовым данный миф уже не станет никогда.
3. При превышении уровня знания в 70% происходит «мифологизация»: потеря незначимых, с точки зрения реципиентов, характеристик, уменьшение их числа, что облегчает продвижение в широкие массы. Также происходит «потеря» источников информации, что также облегчает принятие мифа все большим количеством людей и формирование «самодостаточности» мифа, когда его приверженцы начинают адаптировать миф к изменяющимся условиям внешней среды без активного участия «источников» или без осознания таких источников («рассказчиков»).
4. Этап «демифологизации» наступает в случае «обрастания» объекта мифа дополнительными характеристиками, атрибуции источника мифа и т. д. В этом случае при сохранении высокого знания начинает падать приверженность мифу, ион «умирает».
I______________________________________ Гяава 12
Существует несколько «контрольных» областей, в которых можно проверить ту или иную гипотезу о мифе на валидность и операционность [3]. Этими контрольными областями является конфессиональ-ность(не религиозность как таковая), идеологическая работаи брендинг(раздел маркетинга, описывающий формирование предпочтения той или иной торговой марки, т. е. товара под определенным названием и/или упаковкой).
По данным брендинга, доля приверженцев лидирующей торговой марки конкретной товарной группы никогда не превышает 40 — 45% всех потребителей этой группы, а чаще всего и того меньше (отчасти это зависит от количества конкурирующих марок в товарной группе). Возможности поддержки той или иной формы идеологических взглядов определяются теми же закономерностями, что и в брендинге. Соответственно, увеличение доли приверженцев определенных взглядов в определенной группе более 45% может быть реализовано только насилием, примерами которого заполнены исторические хроники. Правда, это приводило к довольно интересному результату: часть приверженцев «победившей» точки зрения через небольшой промежуток времени опять формировали «альтернативное» мнение, и цикл борьбы за победы «единственно верного учения» повторялся [3].
■ 12.5. Тнпологря мифа____________________
Хочешь заработать—создай новую религию.
Р. Хаббард
Круг сюжетов и тем, охватываемый мифотехноло-гиями рекламы и PR, по сути, затрагивает все пространство мироздания. Здесь можно увидеть социокультурный, политический, экономический и психологический и другие срезы.
Большинство мифологических сюжетов, положенных в основу рекламных постеров, можно обнаружить в виде наскальных рисунков, сцен на древних вазах, 314оттисков на глине и барельефов. Именно это заставля-
Дщиплины коммуникативного цокла, значимые для РД |начало|
ет нас искать наиболее распространенные элементы мифологического сюжетосложения,используемые в рекламе и PR. Один из ведущих российских PR-ме-нов Б.Л. Борисов выделяет следующие [2].
Мифологема Звезды.Символизирует харизматическую энергию, изливающую мощь некой личности. Попытки культурологов, философов, психологов определить сущность этого явления не дали единой формулировки. Зато известны территории наиболее высокой активности: кино, политика, эстрада, мода, спорт. Относится к астральным мифам. Через посредство астрологии, интерпретирующей движение небесных светил, способна оказывать воздействие на поступки человека. В рекламном ролике из серии «Всемирная история» режиссера Т. Бекмамбетова, снятого по заказу банка «Империал», в сочельник, на званом ужине у императрицы сидит грустный Суворов. На вопрос Екатерины: «А что это граф Суворов ничего не ест?», Суворов отвечает: «Ждем-с! До первой звезды нельзя!». На что Екатерина, поняв намек, произносит: «Звезду генералиссимусу!»
Мифологема о сотворении мира.В качестве примера можно привести расхожий рекламный сюжет о домохозяйке, окруженной совершенными бытовыми приборами. Моделируется ситуация, дающая ей возвышенный статус божества в райском мире потребления.
Мифологема «Американская мечта»(American dream). Миф основан на протестантском отношении к собственности как к части самого себя. Индивидуализм выступает как движущая сила прогресса, породившая особый тип человека, именуемого «self made man» и живущего по законам «life stile».
Солярные мифы.Сходны с астральными и лунар-ными. Построены на аналогии солнечного совершенства. Опосредованно прием использован в рекламной кампании оператора мобильных телефонов «Baltcom GSM» — образ подсолнуха с семенами-клавишами. Прием срабатывает буквально, ибо подсолнух в буквальном переводе с латышского — солнечный цветок. Особенно часто солярный мотив встречается в политической рекламе. Например, на рекламном постере социал-демократической партии Латвии. Похожие
I______________________________________ Гяава 12
приемы в своем подтексте всегда сулят потребителю переход из черно-белого мира проблем в лучезарное солнечное пространство.
Символическое рождение.Данный образ активно используется при презентациях бизнес-структур, в связи с началом действий на рынке или при представлении нового руководителя или бизнес услуги. Связан с комплексом космогонических мифов о происхождении вселенной и с антропогенезом — мифами о происхождении человека. Основная функция — позиционирование в среде.
Символическая смерть.Связано с комплексом мифов-пророчеств о конце мира и глобальных катастрофах. Это прежде всего наработка акций, к которым «следует быть готовым» на случай форс-мажорных обстоятельств: банкротств и прочих кризисных ситуаций. Уход с рынка в связи с завершением жизненного цикла товара. Изменение профиля деятельности. Это сфера действия технологий по управлению кризисными ситуациями. Основная функция — выработка алиби для массового сознания.
Календарные культы.Комплекс мероприятий, обусловленных цикличностью в природе и деятельности людей. Способ поддержания имиджа. Основная функция — имитация приобщения к процессам летоисчисления, истории, астрономии, хронологии.
Исследователи давно заметили, что при чрезвычайном многообразии национальных мифов целый ряд основных мотивов в них повторяется, образуя кружение тем. Большинство мифов строится на базе авантюрных и бытовых сюжетов. Среди наиболее популярных мотивов и тем мифологического мышления следует выделить:
— о драконоборчестве и злодействе (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Минотавр);
— матери и падчерице (Золушка);
— о мудрой и верной жене (Пенелопа, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная);
— о добывании чудесных предметов и существ (золотое руно, волшебное кольцо, золотая рыбка, конек-горбунок, Сивка-Бурка);
— о сотворении мира (космогонические мифы);
— о появлении человека (антропогонические мифы);
Дщнны иищааииаааага цна, зааимые |н И [таи]
— о появлении богов (теогонические мифы);
— о колдовстве и шаманизме, черте, дьяволе (мотив состязания и преодоления);
— о родстве человека и зверя, растения (антропоморфические рекламные сюжеты, имиджирова-ние товарных знаков);
— о пугале, чучеле (различные вариации на тему «ужастиков»).
В отдельную категорию можно выделить политические и этнические мифы. К политическим следует отнести мифы о формах государственности: имперские, тоталитарные, социалистические, либерально-демократические. Если даже спроецировать мифологию на политическую картину мира, где жестокость соседствует с ложью, вовсе не следует отождествлять понятия «миф» и «вымысел». В категориях мифа можно говорить о таких трагических событиях в истории, как Большой террор, Вторая мировая война, Холокост. Одним из аспектов этой темы является рассмотрение технологий политических суперлативов — превосходных степеней в количественных характеристиках человеческих жертв. К мифам этнической идентичности следует отнести национальное самосознание, культурный национализм и т. д.
В завершение следует отметить, что миф вездесущ, ипопытки докопаться до сути его «тела» всегда обречены на неудачу, поскольку под каждой очередной одеждой всегда обнаружится новая.
Резюме
• PR использует в своей деятельности такие маркетинговые инструменты, как сегментирование и позиционирование. Сегментирование используется для определения целевых аудиторий. При позиционирование продукт, услуга или организация помещаются в конкурирующий контекст. Для удачного позиционирования применяются правила: передавайте важное преимущество, конкретизируйте, упрощайте, начинайте с силы, будьте правдивы.
• Необходимость брендинга как управленческого процесса возникла в связи с усложнением понятия «торговая марка» и развитием ряда смежных понятий. Бренд — маркетинговый объект, развивающийся во времени, на-
Гпан 12
деленный определенными свойствами в сознании потребителей. Бренд включает совокупность функциональных и эмоциональных элементов, единых с самим товаром и способом его представления. В данном определении бренд наделяется важными символическими свойствами, акцентирование которых позволяет оказывать психологическое воздействие на сознание потребителей и побуждать их к приобретению товаров и услуг.
• PR использует основные приемы мифологизации. Миф содержит в себе несколько функций: энергетическая, создание коллективов, формирование идентичности, воспроизведение коллективной идентичности, формирование и структурирование пространства. В жизни люди постоянно используют мифы. Основными их формами являются: жребий, вкус, эстетические предпочтения, чувственный образ.
• Миф начинает существовать как индивидуальный, а затем человек делится своим мнением с окружающими. В этом случае он может выяснить, что не интересен объект мнения, мнение не понятно, мнение не исчерпывающее, мнение не достаточное.
• Основными функциями мифа являются: аксиологическая, семиотическая, гносеологическая, коммуникационная.
• Основными условиями социализации мифов являются: совпадение кодов, соответствие рассказчика образу, уровень интенсивности воздействия. Социализация мифов состоит из последовательных этапов: вывод имени, формирование понимания, мифологизация, демофологизация.
• Среди наиболее распространенных элементов мифологического сюжетосложения, используемых в PR, выделяют: мифологему Звезды, мифологему о сотворении мифа, солярные мифы, символическое рождение, символическую смерть, календарные культы.
Темы |» самомоикшого вздчеш
1. Основные положения теории мифа и их использование в практике PR
2. Возникновение и развитие мифодизаина в современном обществе.
3. Коммуникативно-предметное поле: определение, сущность и принципы построения.
4. Интеграция PR-технологий в процесс управления брендами (брендинг).
Щсцуряуиы иимяншшмг! цш, значимые ря Рй (ише| Вопросы ряя обсдждеш
1. Приведите примеры торговых знаков, брендов, зонтичных брендов.
2. Опишите функции мифа.
3. Расскажите о технологии создания и социализации мифа?
4. В чем особенность мифодизаина?
5. Какие существуют основные типы мифов?
Рекомендуемые всшвчшки
1. Барт Р. Миф сегодня // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс: Универс, 1994.
2. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. М.: ФАИР-Пресс, 2001.
3. Дымшиц М. Условия и этапы социализации мифа. http://www.marketingmix.ru/advpr.shtml
4. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения, 1991.416 с.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М: Логос, 1998. С. 157 — 159.
6. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.688 с.
7. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2000. 624 с.
8. Shiffman L.G., Kanuk L.L. Consumer behavior. Englewood Cliffs, N.J., 1983.
9. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб.: Изд-во Института личности, 1995. 300 с.
10. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2000. С. 216-229.
11. Игнатьева Ю. Имидж — все! Всякая торговая марка мечтает стать брендом // Деловая хроника. 2003. 28 января — 3 февраля. С. 34 — 36.
НАУКИ КОММУНИКАТИВНОГО ЦИКЛА, ЗНАЧИМЫЕ РЯ Иi [ОКОНЧАНИЕ]
Риторика
Теория аргументации
|