Маркетинговый подход в PR: сегментирование и позиционирование Брендинг и PR: от торгового знака к зонтичному бренду
Миф как феномен культуры. Природа и формы мифа
Условия и этапы социализации мифа
Типология мифа
■ 12.1. Маркетинговый подход в PR: сегментирование и позиционирование _____________________
PR заимствовали для своих целей методы, разработанные в рамках таких сфер деятельности, как реклама и маркетинг, что позволяет американцам говорить: «Мы продвигаем своих президентов точно так же, как и любой другой товар».
Приведем конкретный пример. За последнее десятилетие в России сменилось несколько «партий власти», то есть тех общественных объединений, которым со стороны Президента и его администрации оказавалась официальная или неофициальная поддержка на парламентских выборах. Каждый раз происходили изменения в маркетинговом позиционировании движений, менялась идеологическая упаковка, при этом содержание этой упаковки оставалось практически идентичным — представители региональной и федеральной административной элиты благополучно перемещались из «Демократического выбора России» в «Наш дом — Россия», а затем в «Единую Россию». Соответственно трансформировался политический бренд «партии власти» — сначала это демократические ценности и свободы плюс максимальная либерализация экономики, затем — неопределенный
цсцииы иммцшшшог» ции, зиачиные щ PR \mm\
центризм с упором на социальную и патриотическую составляющую, и наконец — патриотическая риторика с креном на возрастание роли государства в экономике.
Сегмешронпе
Исходя из каких соображений происходило перепозиционирование самой влиятельной политической силы страны? Первой задачей становится сегментирование аудитории. Достаточно давно Запад перестроился всвоих основных усилиях с производства на процесс продажи, чтобы производить то, на что имеется спрос или на что этот спрос можно создать. Это только на заре эпохи массового производства, когда спрос в целом превышал предложение, Форд мог заявлять, что он производит машины «любого цвета, если этот цвет черный».
В развитие этого направления предлагается три критерия:
1)рынок должен подразделяться на существенные подгруппы;
2) эти подгруппы можно идентифицировать;
3) их можно достигнуть с помощью специализированных масс-медиа.
В число характеристик,помогающих провести идентификацию того или иного сегмента аудитории, подпадают:
— географические характеристики;
— демографические характеристики (возраст, пол, уровень дохода, профессия, образование);
— психографические характеристики;
-* социокультурные характеристики (образ жизни, принадлежность к социальной группе, потребительские и культурные предпочтения). Рассмотрим данные характеристики на примерах. Сельские жители обладают своими собственными системами предпочтений, отличающимися от городских. «Сельские жители демонстрируют заметно более консервативные общественно-политические позиции по сравнению с городскими. Если из всего населения России советскую систему предпочитают 39 процентов, то из сельского — 58, нынешнее политическое устройство — 10 процентов (в селе — 6), запад-
I______________________________________ Гива 12
ную демократию — 29 процентов (в селе — 16)». Это значимые показатели, поскольку в сельской местности России проживает 26 процентов населения.
Сегментация по возрасту также очень важна, поскольку определенные возрастные категории имеют разные наборы идеалов, разные каналы коммуникации, по-разному выходят на выборы. К примеру, зрительские аудитории фильмов «Бойцовский клуб» и пя-тисотсерийного сериала «Красный плющ» радикальным образом отличаются по возрастному составу. В рамках предвыборной президентской кампании 1996 года специально для молодежной аудитории был запущен мегапроект «Голосуй или проиграешь» с участием звезд эстрады и рок-н-ролла.
Сегментация по полу позволяет оценить потенциал бренда у мужчин и женщин. Так, согласно опросам общественного мнения [7, с. 163—164], Л. Кравчук и Б. Клинтон пользовались большой популярностью среди женщин-избирательниц. Хотя одновременно отмечается тенденция к стиранию «граней». Как пишет «Комсомольская правда» (19%, 31 мая): «Последнее время молодые парни и девушки стараются выглядеть одинаково. Они носят одну и ту же одежду — майки, джинсы и огромные ботинки — одинаково стригутся, читают одни и те же журналы и используют духи «СК One» (от Кельвина Кляйна). Стало модно курить сигареты без фильтра, слушать CD-плеер и разговаривать томными тягучими голосами. Трудно сказать, когда началось это перерождение мужчины в женщину, и наоборот, но оно повлекло появление магазинов «унисекс».
Демографические данныедают нам сведения о типе ключевой аудитории, но не отвечают на вопрос, какие психологические характеристики описывают нашего потребителя, что движет им при принятии решений. В этом случае мы обращаемся к психографике — изучению жизненных стилей и стереотипов.
Психографический анализпозволяет не только сегментировать рынок, но и позиционировать и репо-зиционировать продукты, и, соответственно, разрабатывать кампании по их продвижению. В качестве примера психографического исследования Л. Шиффман и Л. Канюк приводят сегментирование женского населения, состоящее из пяти групп, названных женскими
ццшлииы коммуникативного цикла, значимые ила РД [нашв|
именами: Тельма — 25%, Мирдред — 20%, Кандис — 20%, Кэти -18%, Элеонора — 17% [8, с. 116].
В целом демографический подходпомогает локализовать потребителя, а психографический— показать его внутренний мир (интересы, мнения и предпочтительные типы поведения).
Важность социально-культурной сегментацииподчеркивает следующий пример (Почепцов, с. 165): на рынке США и на рынке Италии подается разный кофе «Нестле». В рамках этих исследований, к примеру, удалось показать будущий сдвиг в потреблении алкоголя от цветных сортов (виски) к «белым» (водка, джин, текила). Это было основано на том, что молодежь заинтересована в новизне и не очень хочет «стандартных» поступков (а выработка вкуса к виски требует времени).
Возвцшироваппе
Позиционированиеявляется одной из важнейших маркетинговых стратегий. Специалисты по маркетингу стараются «позиционировать» свои марки так, чтобы они воспринимались специфичным сегментом рынка как удовлетворяющие определенные потребности или обладающие определенными атрибутами. Позиционирование продукта особенно важно по отношению к другим маркам в рамках той же категории продукта.
Поэтому зубная паста становится не просто зубной пастой, а освежителем полости рта, если этого в данную минуту ждет потребитель. Автомобиль сегодня — это не только средство передвижения и демонстрация уровня доходов, это также выражение образа жизни владельца и даже показатель его характера. Шестисотый «Мерседес» и «Ягуар» при сопоставимом уровне престижа и стоимости ориентированы на две разные аудитории: первый — консервативные представители высшего и высшего-среднего класса среднего и старшего возраста, второй — преуспевающие молодые йаппи, занимающиеся творческой и профессиональной интеллектуальной деятельностью.
Лидер может сделать акцент на тех или иных аспектах своею образования. И не только лидер. Шанель придумала себе «благородную» легенду и с упорством рассказывала ее и друзьям, и журналистам. Между тем родилась
I_________________________________ Гиава 12
она в богадельне. Отец — ярмарочный торговец, мать — кухарка и гладильщица, в семье — четверо детей» [7].
В период избирательной кампании Клинтона в 1992 г. было обнаружено, что население практически не знает, что у него есть жена и дочь. И Клинтона пришлось «запускать» вновь, чтобы позиционировать его как благополучного семьянина. А Хиллари пришлось вместо привычной ей роли феминистки исполнять роль домашней хозяйки, выходя на сцену с собственноручно испеченными сладостями.
Джоан Райан и Джордж Леммон пытаются отграничить позиционирование от построения имиджа: «Позиционирование в сильной степени отличается от построения имиджа, поскольку оно включает помещение продукта или услуги в конкурирующий контекст. Это означает поиск наиболее сильных возможных «состояний» для продукта. Построение имиджа может производиться вне такого контекста — часто так и делается. Вы можете улучшать репутацию или создавать имидж, и необязательно при этом думать о том, приведет ли это к увеличению продаж на рынке. Позиционирование, с другой стороны, весьма уязвимо с этой позиции — вы делаете все верно или продукт проваливается». Они же предлагают следующие ПРАВИЛА УДАЧНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ:
— передавайте важное преимущество — людям следует рассказывать, почему именно ваш продукт важен для них; следует определить, что именно хочет аудитория, и дать ей это;
— будьте конкретны — нельзя охватывать всех и быть конкретным, хорошее позиционирование не может быть реализовано в рамках универсалистского подхода; в качестве политического примера можно привести Рональда Рейгана, сообщения которого всегда были конкретными, он никогда не стремился охватить всех;
— упрощайте — лучший вариант позиционирования представляет собой одну идею, которую легко понять;
— начинайте с силы — подчеркивайте сильные стороны вашего продукта;
— будьте правдивы — нельзя долго обманывать потребителей искаженной или ложной информацией.
Нпсдошшны иммдшашшого цикла, зиачомые для PR |иашо|
Приведем общеизвестные примеры ситуаций, которые можно рассмотреть как явное использование позиционирования.
Волк позиционирует себя как Красная Шапочка, пытаясь войти к Бабушке. Для него это единственно возможная стратегия проникновения внутрь, поскольку Бабушка (как некий механизм) реагирует только на «пароль» Красная Шапочка. Злоумышленник, проникая в современную квартиру, позиционирует себя какпочтальон, принесший телеграмму, электрик, проверяющий счетчики, переписчик в период Всероссийской переписи населения и пр.
Любая поп-звезда обязательно позиционирует себя всексуальном плане, считая, что таким образом она сможет получить наибольшее количество поклонников. Отсюда самообозначения вроде «поп-символы страны».
Министр здравоохранения, позиционируя введение платных медицинских услуг, говорит о том, что это делается, чтобы люди увидели, «за что именно они должны теперь платить» (то есть реально проблема представлена как бы в перевернутом виде с использованием технологии «спин-доктор»).
■ 12.2. Брендинг и PR: m порговогн знака ■ зоншичномц брендд ______________________
Наиболее динамично развивающимся направлением современного маркетинга является брендинг, который можно рассматривать с двух сторон:
1. Брендинг — раздел маркетинга, описывающий формирование предпочтения той или иной торговой марки, т. е. товара под определенным названием и/или упаковкой.
2. Брендинг — процесс создания и управления брендами посредством рекламы, PR и бизнес-коммуникаций.
Необходимость брендинга как управленческого процесса возникла в последнее время в связи с усложнением понятия «торговая марка» и развитием ряда смежных понятий. Специалисту по связям с общественностью важно знать основные понятия брендинга, поскольку в российской практике часто формированием и первичным позиционированием брендов занимаются PR-агентства.
I______________________________________ Гива 12
Итак, в современном маркетинге широко используются понятия «торговый знак», «бренд», «зонтичный бренд».
Торговым знаком называется любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров компании, отличающие их от товаров конкурентов. Торговый знак позволяет идентифицировать данный товар как уникальный, то есть принадлежащий конкретной компании и обозначающий конкретный продукт. Торговый знак помещают на товарах, предназначенных для продажи, с целью идентификации их происхождения. При этом торговый знак в наименьшей степени информативен, поскольку, во-первых, он обычно не обладает глубоко разработанными имиджевыми характеристиками, во-вторых, свое преимущественное воплощение находит в графическом и кратком вербальном выражении (название + графика/рисунок). Исторически появление торговых знаков связано с развитием массового промышленного производства и открывшимися возможностями широкой территориальной дистрибуции, когда качество товаров минимальным образом гарантировалось через уникальную марочную маркировку. В США расцвет товарных знаков пришелся на конец XIX — начало XX века.
Образ торгового знака в изменяющейся информационно-маркетинговой среде статичен, то есть в наименьшей степени поддается управляемым трансформациям. Позиционирование торговых знаков осуществляется преимущественно в местах продажи, в меньшей степени для этого используются средства массовой рекламы и PR.
Диверсификация промышленного производства и рост значения рекламных средств в продвижении товаров и услуг потребовали поиска новых маркетинговых подходов. В результате этого возникло понятие бренда. Бренд имеет несколько определений:
Бренд — это название, термин, символ, дизайн, обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя (или группы производителей) и выделяющие его среди товаров и услуг других производителей. Согласно этому определению, бренд по своему содержанию очень близок к торговой марке. В современной российской практике сложно провести границу между брендом и торговым знаком/маркой. Как поясня-
lacimmi имириатдвшп цикла, значимые |яя И Начала]
ет директор по исследованиям компании «Комкон медиа» Петр Залесский, для проведения границ между брендом и торговой маркой могут использоваться результаты маркетинговых исследований, где выявляется уровень известности марки [11]. В то же время единства мнений среди специалистов по маркетингу в этом вопросе нет: одни считают минимальным показателем спонтанной известности1 20%, другие — 30—50%. Например, в заявках на конкурс «Бренд года» торговой марки российских соков и нектаров Rich и парфюмерии и косметики «Серебряная роса» указывалась цифра 15% [11].
Бренд включает совокупность функциональных и эмоциональных элементов, единых с самим товаром и способом его представления. В данном определении бренд наделяется важными символическими свойствами, акцентация которых позволяет оказывать психологическое воздействие на сознание потребителей, и побуждать их к приобретению товаров и услуг. Соответственно в данном определении подчеркивается значение рекламы для успешного стимулирования спроса.
Бренд — маркетинговый объект, развивающийся во времени, наделенный определенными свойствами в сознании потребителей. Третье определение вбирает в себя качества двух предыдущих и дополняет их важной новой характеристикой — динамикой образа бренда в пространственно-временном континууме. Бренд теперь не просто статичная торговая марка, вызывающая ряд стабильных ассоциаций в сознании потребителей, но развивающийся маркетинговый объект с переменным потенциалом. Очевидно, что таким брендом, проделавшим успешную эволюцию от торгового знака, является «Кока-кола». Этот бренд изменяет свои свойства в зависимости от «поколенческих» особенностей целевой аудитории, исторической эпохи и специфики конкретной страны. «Кока-кола» заключает в себе как элементы универсального бренд-кода, сохраняющегося в независимости от контекста, так и трансформирующиеся имиджевые характеристики,
1 Спонтанная известность — это упоминание данной торговой марки представителями целевой аудитории при ответе на вопрос о том, какие марки той или иной группы товаров им известны.
которыми этот бренд наделяется в каждой конкретной ситуации с помощью средств рекламы и PR.
Представленные выше три интерпретации бренда относятся к так называемой западной трактовке этого понятия. «Зонтичный бренд» — понятие, обозначившее новый этап развития теории и практики маркетинга. Зонтичный бренд возник в результате конвергенции «восточной» и «западной» трактовок бренда. Суть «восточной концепции» бренда заключается в том, что компания, предлагая рынку продукты в близких товарных категориях, создает для этой товарной категории общий бренд. Например, многочисленные модификации аудиоплеера «СОНИ» продаются под торговой маркой «Walkman + уникальное символическое дополнение». Такой подход к брендингу позволяет существенно сокращать расходы на рекламу на первом этапе выведения новых товаров на рынок.
В современном виде зонтичный бренд представляет собой маркетинговую концепцию, означающую продвижение на рынок нескольких товаров, объединенных общим брендом, но сохраняющих уникальные торговые марки. В линейке зонтичного бренда могут быть собраны товары с разными торговыми марками, но имеющие, тем не менее, нечто общее. Зонтичный бренд имеет ряд важных преимуществ:
• «Зонтичный бренд» позволяет формировать интегрированную рекламную стратегию,даже если товары ориентированы на разные целевые аудитории и обладают различными функциональными свойствами.
• Реклама «зонтичного бренда» в сознании целевых аудиторий порождает направленный потокединого набора позитивных ассоциацийдля всех товаров, включенных в «зонтичный бренд».
• Зонтичный бренд позволяет проектировать оптимальную архитектуру брендов.Архитектура брендов организует и структурирует продуктовый портфель компании с помощью определения роли каждого бренда и системы отношений между ними в рамках товарного портфеля одной компании. Таким образом, зонтичный бренд позволяет оптимизировать менеджмент продвижения товаров на рынок.
• Зонтичный бренд — это возможность его закрепления в сознании потребителякак дополнительной гарантии качества, обеспеченной общим корпоративным брендом.
• Зонтичный бренд позволяет более эффективно бороться с конкурентамии в перспективе снижать затраты на выведение новых товаров на рынок, опираясь на имидж и репутацию корпоративного бренда.
• Зонтичный бренд расширяет возможности использования различных каналов коммуникациидля донесения информации о товарах до сознания потребителей. Зонтичный бренд — это философия корпоративной товарной группы, способная к эффективному внедрению средствами рекламы и PR в сознание потребительских аудиторий. Технологии PR демонстрируют особую эффективность при развитии таких брендов. Зонтичный бренд — это прежде всего имидж, нематериальная составляющая.
• Зонтичный бренд позволяет формировать общее символическое рекламно-информационное пространство,делая усилия мерчандайзинга максимально результативными.
Гяава 12
• Зонтичный бренд формирует значительный кредит доверия потребителейотносительно новых товаров, включаемых в линейку зонтичного бренда. Такие товары уже изначально обладают имиджевыми характеристиками, присущими зонтичному бренду.
■ 12.3. Миф ш феномен культуры. Природа и формы мифа
Миф это актуализированная очевидность еще не подвергнувшаяся, но уже открытая для сомнения.
(автор неизвестен)
Миф всегда победитель, так как он отражает интеллектуальные потенции, уже апробированные всей историей человечества.
Г. Почетщов
Миф1 соединяет в себе рациональное и иррациональное.Рациональное — поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Однако эффективное воздействие мифологического
1 Миф (гр. ц<Юос,, лат. mythus) — собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. Мифы разделяются на теогонические, изображающие рождение и возникновение богов, космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов, космологические, описывающие построение и развитие мира, антропологические, повествующие о сотворении человека, его сущности и предназначенной им богами судьбе, сотерио-логические, имеющие своей темой спасение человека, и эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов. В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы как символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, а не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи. Кроме того
миф — это своеобразный способ духовного освоения действительности, взгляда на мир, характеризуется тем, что все вещи и явления вос-
Дщашиы иммциашннгд ции, зиачпмые hi п Цачав|
проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
В современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным, глубоко таинственным. Для историка культуры миф — это прежде всего совокупность странных, фантастических повествований, на которых построена вся духовная жизнь древнейших цивилизаций и так называемых «примитивных» народов.
Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия [6, с. 152].
Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта — взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект) [2].
В изучении мифологического материала можно выделить несколько подходов [2]. Во времена античности преобладало аллегорическое толкование мифов, позже развитое в трактатах Боккаччо и сочинениях ф. Бекона. Романтическую концепцию развивали немецкие ученые филологи Ф. Шеллинг, Я. и В. Гримм, трактовавшие миф как эстетический феномен. В XIX веке друг другу противостояли две основные концепции — лингвистическая (М. Мюллер) и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер). В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский), социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипиче-ская (К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Строс).
Русский ученый Б.Л. Борисов полагает, что миф — многоуровневая система. Среди множества ее функций наиболее существенны следующие [2]:
• аксиологическая,или ценностная. Выражает качественное состояние предмета или идеи;
• семиотическая,или знаковая. Это чтение текстов на специфическом языке знаков;
• гносеологическая,или познавательная: опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;
• коммуникационная(функция трансляции). Это механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.
Альтернативную типологию функций мифа как средства объяснения настоящего в современном обществе см. на рис. 12.2.
Известный российский культуролог Л.Г. Ионин полагает, что «миф есть фундаментальная форма строе-
ния реальности» [5, с. 157]. Миф формирует жизнь как единство. Это значит, что он обеспечивает, с одной стороны, единство субъекта и объекта, с другой — единство представления и действия. При этом Л.Г. Ионин выделяет несколько функций мифа [5, с. 157—159].
1. Энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Немецкий социолог Ф. Афшар сравнивает эту функцию мифа с функцией лазера, ответственной за концентрацию энергии. Что это значит практически? Вот пример из обыденной жизни. Предположим, вы запланировали поездку в Магадан, но для того чтобы поехать, нужно выбрать способ передвижения: по железной дороге, на автомобиле или на самолете. Каждому из этих способов передвижения соответствует совокупность представлений, образующая свой особый миф, который можно назвать мифом железной дороги, мифом автомобильного сообщения и т. д. Этот миф канализирует энергию путешествующего, направляя ее в определенное русло, освобождая его от необходимости каждый раз заново изобретать для себя способы путешествия по железной дороге, на автомобиле и т. д. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом.
2. Созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. В качестве примера здесь можно назвать коллективы самого разного рода: от рабочей бригады на заводе или хоккейной команды до целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа. Эти мифы также историчны: не так давно не существовало «конвейерного» мифа, всего сто с лишним лет насчитывает хоккейный миф, еще в середине прошлого столетия не было мифа о свободе и независимости как праве образовать собственное этническое государство. Создание коллективных мифов — безусловно, одна из ключевых задач современных PR, поскольку связи с общественностью и реклама продуцируют массовую потребительскую
Глава 12
культуру, где, например, все стройные женщины питаются йогуртами, стильные парни пьют абсент, а благополучные семьи хранят продукты в холодильниках «Бош». Все вышеперечисленное — не более чем мифы, с помощью которых обыватель сажается на крючок потребления.
3. Формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление.
4. Воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов.
5. Формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия — это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика — это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объектом, то есть территорией. В то же время эти мифы энергитизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия [5, с. 157—159].
Теперь рассмотрим, как существует понятие «мифа» в обыденной речи. Произнося «Это — миф!», с од-
/
Цсцот1ы имивишшкд щи, знчаные ци П \тт\
ной стороны, мы можем иметь в виду, что нечто является иллюзией, не совпадающей с реальным положением дел, подразумевая тем самым слабость той или иной интеллектуальной конструкции. С другой стороны, мы произносим слово «миф», имея в виду, что нечто обладает иррационально-ошеломительной силой воздействия на умы, способностью втягивать в свою орбиту самых разнообразных людей.
Но самое удивительное, что, употребляя слово «миф» в двух указанных противоположных смыслах, мы говорим об одном и том же феномене.
В миф верят или не верят вне всякой зависимости от того, насколько достоверно или недостоверно выглядит миф. А это значит, что интеллектуальная достоверность или недостоверность мифа вообще не имеет отношения к его сути и к сути его бытования в культуре и человеческой жизни.
Природа мифа — не в истине, правде или достоверности, а в чем-то совершенно другом. Человек верит в тот или иной миф, менее всего соотнося свою веру с пафосом истины [3]. Это то обстоятельство, на которое впервые обратили внимание исследователи архаических форм мифологии.
Сутью древней мифологии менее всего являлось объяснение чего бы то ни было. Когда древний человек воспринимает луну как быка, разгуливающего по небу, то это настолько плотно вплетено в структуру его личных переживаний и в структуру его повседневной жизни, что истинно для него то, что соответствует структуре его переживаний. А значит, переживание луны как быка для него неизмеримо более значимо, нежели знание того, что «на самом деле» луна является небесным телом. Луна как бык интегрирована в структуру его жизненных ценностей, в структуру его миропонимания и является для него знанием. С луной же как с небесным телом ему попросту нечего делать, поэтому это для него глубоко бессмысленное знание.
Но откуда берется эта принципиальная уверенность в том, что «на деле» все обстоит совершенно иным образом, а не так, как об этом свидетельствуют данные непосредственного чувственного опыта? Разумеется, из того принципиального доверия, которое переживает любой культурный человек к коллективному опыту своей
I_________________________________ ГНИ 12
культуры. Он ВЕРИТ этому коллективному опыту культуры, который представлен на страницах учебников и книг, и переживает свою веру как истину. В одну эпоху он верит построениям Птолемея, в другую — построениям Коперника и Ньютона, в третью — построениям Эйнштейна. И всякий раз он верит вовсе не потому, что у него есть какая бы то ни было опытная возможность проверить эти построения, а просто потому, что он сын своей культуры, и вера в те или иные истины этой культуры (коей он прирожден) является фундаментальным условием его существования в этой культуре.
Человек просто верит в истины своей культуры, и оттого любая культурная истина объективно функционирует по отношению к нему точно так же, как первобытный миф. Приведем пример. Любой образованный представитель современной цивилизации, глядя на натянутые между столбами электрические провода, с уверенностью скажет: по ним бежит ток. Но ведь «бег» тока по проводам есть чистейшей воды мистическое свойство, которое не может быть удостоверено жизненным опытом этого человека. Единственное, в чем можно удостовериться, так это в том, что прикосновение к этим проводам заканчивается плохо. Но как на основании этого плачевного опыта сделать вывод о том, что по проводам якобы «бежит ток» — непонятно. Почему же любой образованный человек с уверенностью это утверждает? Да потому, что он принял на веру соответствующее знание своей культуры [3].
Таким образом, любая истина, принятая за таковую в той или иной культуре, функционирует по законам мифа: она никогда не сводима к данным непосредственного восприятия.Апелляция к истине всегда есть апелляция к коллективному опыту. А это и значит, что любая истина это и есть миф — нечто, принимаемое человеком на веру как факт культуры. И любой человек видит мир не так, как диктует ему непосредственный опыт, а так, как диктует ему другая, более высокая, чем непосредственный опыт, инстанция — инстанция культурных истин. Эти культурные истины... и есть мифы, которые задают человеку определенную размерность восприятия мира и заставляют его восприятие подстраивать мир под эту мифологическую размерность. А эту мифологическую размерность человек упорно именует истиной.
Цсмины имндшаниш! ниа, зтвмые ци И Imam)
Еще один, очень важный для PR вывод: человек — это существо, изобретающее мифы, называющее эти мифы истинами, а затем живущее в их рамках и по их законам, подстраивая мир под размерность этих мифов.
Каковы же конкретные формы тех иллюзорных упорядочений мира, которые предлагает миф и которые спасают человека от потенциального сумасшествия? Ответ на этот вопрос мы находим у М. Дымшица [3].
|