Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Герменевтика — искусство понимания и истолкования

Нейролингвистическое программирование

Пропагандистский анализ

Теория переговоров

Идеологические конструкты

■ 13.1. Рииорика_____________________________

Классическая риторикабыла наукой наук, на ней основывались не только ораторское искусство, но и музыка, и живопись, и литература. В дореволюцион­ной России риторика входила в школьные курсы, а в советское время она оказалась забытой, что стало последствием отсутствия необходимости изощренно­го воздействия интеллектуального порядка, которое было ей присуще.

Риторика в классическом понимании задает наибо­лее эффективные формулы речевого воздействия. В античные времена это послужило развитию оратор­ского искусства, а в Средние века привело к возникно­вению гомилетики — науке о построении проповеди. Риторика, как теория ораторской речи, может рассма­триваться и как предтеча политической теории, руко­водства по ведению политической борьбы.

И до сих пор устная коммуникация занимает веду­щее место, что объясняется следующими тремя при­чинами[12, с. 533]:

а) динамический характер живого общения, позво­
ляющий приблизить процессы создания и восприятия
текста, свести их в одну временную точку;

б) восприятие в толпе резко повышает эффектив-
320ность, поскольку люди, находящиеся в подобном со-


■а|и иммциашиго yam, зиииыв цн и Циник)

стоянии, локоть к локтю, психологически переведены в возбужденное состояние. Профессиональные орато­ры стараются заставить людей сесть в аудитории близ­ко друг к другу для достижения эффекта толпы1;

в) традиционные средства коммуникации всегда более консервативны и запоздалы по отношению к но­вым идеям. Они, как правило, находятся под контро­лем властных структур, поэтому «еретикам» (тем бо­лее ниспровергателям) туда пробраться трудно.



Классическая риторика имеет три логически взаи­мосвязанные части:

Инвенция — отбор аргументов, эмоциональных от­сылок.

Диспозиция — расположение отобранного.

Элокуция — вербальная реализация отобранного, вплоть до фонетического уровня.

Аудитория и установление с ней контакта особую роль играют уже со времен Античности. В дальнейшем многие дисциплины утратили связь с аудиторией, но она не потеряна в PR. Эта традиция продолжается в одной из функциональностей PR — спичрайтинге (от англ. «speechwriting»). Так, Г. Почепцов характеризует спичрайтеров как особую когорту профессионалов, к которой в последнее время причисляет себя и ряд партийных работников. Он пишет, что в подобном от­деле в Белом доме работают до пятидесяти человек, ко­торые не только готовят речи президента, но и постав­ляют статьи (и, вероятно, заготовки для них) для газет. Такое же число — пятьдесят человек — называют анг­личане, когда речь идет о подготовке важнейших вы­ступлений своего премьера [12, с. 534].

1 Толпа — это любое относительно большое число людей, со­бравшихся в одном месте и находящихся в прямом взаимодействии друг с другом. Отличие толпы от массы и социального скопления за­ключается в том, что это не механическое, а органическое скопле­ние, где физическое единение дополняется внутренним единством и закрепляется в однообразном коллективном действии. Эффект толпы заключается в том, что в толпе люди, находящиеся под внеш­ним воздействием (горячая речь харизматического вождя, марше­вая музыка и т. п.), ведут себя так, как не стали бы вести себя в обыч­ном состоянии. Толпа становится шлюзом, через который периоди­чески выплескиваются слабоуправляемые волны коллективного бессознательного. Подробнее см. Радаев В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» // Вопросы социологии. 1998. № 8. С. 100-143.


11. Кондратьев Э. В. и др.


I______________________________________ Гвава 13

Риторика позволяет нам не только подготовить, но и реализовать построенный текст, в чем также схо­жа с PR. Виктор Виноградов писал: «Ораторская речь — синкретический жанр. Она — одновременно и литературное произведение, и сценическое пред­ставление» [по 12]. Эти же слова в большой степени касаются и всех видов PR, которые немыслимы без со­ответствующего воплощения в жизнь.

■ 13.2. Теория аргументами_______________

Родоначальниками теории аргументации являются X. Перельман, Ф. Ван Еемерен и Р. Гроотендорст. Рас­сматривая в качестве объекта изучения оправдание или опровержение рациональным образом чьей-либо точки зрения, они не смогли описать этот вид деятель­ности средствами наук, традиционно сориентирован­ных на высказывание: логики и лингвистики. Логика1 оказалась слишком абстрактной, а лингвистика — слишком конкретной для этих целей. Теория аргумен­тации же была рассмотрена не только как теория вы­сказываний, но как теория речевых актов (т. е. более широко), поскольку общение видится как обмен рече­выми актами разной степени сложности [12, с. 540].

Аргументация определяется как «социальная, ин­теллектуальная, вербальная деятельность, необходи­мая для того, чтобы оправдать или опровергнуть мне­ние, состоящее из набора высказываний и направлен­ное на то, чтобы получить одобрение аудитории».

Аргументации, как и PR, присуща ориентация на реальный речевой контекст, а не на теоретические обобщения, которые свойственны логике. Теория ар­гументации оперирует следующими характеристика­ми [12, с. 541]:

Экстернализация аргументации — принципи­альная ориентация на вербальную коммуникацию.

Функционализация аргументации. Аргументация предстает как целенаправленная деятельность, процесс, а не результат (продукт) как в логике.

1 Логика — наука, исследующая законы и формы мышления, 499 способы развития знания и построения систем научного знания. См. иСС Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982.


■ни ишцшииин ции, знчные цн и |иншЩ

Социализация аргументации. Аргументация име­ет коммуникативный и интерактивный характер, когда говорящий и слушающий поочередно меня­ются местами.

Диалектификация. Независимо от того, идет ли речь о про-аргументации или о контраргумента­ции, всегда один из пользующихся языком обраща­ется к оппоненту, который предположительно за­нимает позицию рационального судьи. Если по­следний реагирует на аргументации критически, то происходит критическая дискуссия.

Поскольку аргументация считается сложным рече­вым актом, то разрешение спора представляет после­довательность четырех стадий [3, с. 36 — 37]:

1. Стадия конфронтации,где выдвигаются и подвер­гаются сомнению точки зрения сторон.

2. Стадия открытия дискуссии,где стороны догова­риваются о правилах дискуссии и защищают/кри­тикуют точку зрения.

3. Стадия аргументации,представляющая собой ре­альную дискуссию, когда требуется дальнейшая ар­гументация для разрешения сомнений.

4. Заключительная стадия,где устанавливается то, как разрешен спор.

Теоретики аргументации внесли вклад в разработ­ку правил проведения дискуссий. К примеру, требует­ся, чтобы оппоненты 1) установили, какие пропозиции они принимают для начальной стадии совместно, без аргументации, 2) какой процедурой они будут призна­вать совместно правильность аргументов.

Для связей с общественностью интересными могут быть следующие положения теории аргументации [12, с. 542].

1. Существенное внимание уделяется анализу реаль­ного речевого употребления, а не искусственным примерам.

2. Теория аргументации не просто анализирует рече­вую реальность, но и порождает ее, задавая процес­сы представления аргументов.

3. Собеседник, в отличии от большинства гуманитар­ных наук, воспринимается как равно-активный с говорящим.


Гша 13

■ 13.3. Гермешми - ккуссшво понпмамя и истолкования

Герменевтика есть искусство понимания (истолко­вания), искусство поиска путей перехода от знака к значению, имеющая долгую историю. Корни герме­невтики уходят в решение проблемы восстановления «аутентичной» версии Библии во времена до появле­ния печати, когда рукописное ее копирование приво­дило к появлению множества ошибок [1, с. 38]. Свя­щенные тексты прошлого требовали более вниматель­ного прочтения, чем тексты массовой культуры сегодняшнего дня. С другой стороны, известна тради­ция аллегорической интерпретации слов писаний и высказываний, когда в словах искался очень глубин­ный, часто мистический смысл.

Так, Г. Шпет говорит об историческом существова­нии двух видов герменевтики: «В первом случае слово как знак, подлежащий истолкованию, указывает на «вещь», предмет и на объективные отношения между вещами, которые вскрываются путем интерпретации, и сами эти объективные отношения, очевидно, связы­вают сообщающего о них; во втором случае слово ука­зывает только намерения, желания, представления со­общающего, и интерпретация так же свободна и даже произвольна, как свободно желание сообщающего вло­жить в свои слова любой смысл или много смыслов, по­скольку это соответствует его намерениям» [16, с. 234].

Данный контекст способствовал возникновению понятия герменевтического круга. Суть данного явле­ния заключается в понимании части с точки зрения це­лого, а целого — с точки зрения частей. Так, смысл предложения состоит из смысла отдельных слов, взя­тых в совокупности. Однако не стоит забывать, что и смысл слова становится более ясен из контекста предложения. К примеру, смысл слова «коса». Конеч­но, нельзя интерпретировать текст без знания логики и грамматики, но сам говорящий облекает свою речь в форму логическую и грамматическую, уже заранее понимая, что он хочет сказать.

От создателя герменевтики Ф. Шлейермахера нам известны следующие ее каноны:


■ни нимяииадиирн иди, зиачамыв щ п Юииии!

1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка автора и его первоначального круга читателей.

2. Смысл всякого слова в данном месте должен опре­деляться по его связи со смыслом контекста. Иными словами, и эту мысль мы встречаем у Гада-

мера, герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части [1]. На­пример, интерпретируя книгу, исследователь должен восстановить ту перспективу, в рамках которой автор формулирует свои взгляды. Традиция, а также то, что он называет «слиянием горизонтов», является для Га-дамера мостом, перекрывающим пространственный и временной разрыв между автором и интерпретато­ром. Однако этот разрыв не может никогда быть пре­одолен, так же как невозможна полностью верная ин­терпретация. Интерпретации всегда имеют пробный характер, являясь предметом постоянного пересмотра в рамках герменевтического круга [1, с. 39].

Если говорить о правилах истолкования текста, то, следуя традициям Ф. Шлейермахера, можно предло­жить следующие:

1. Истолкование должно начинаться с общего обзора, дающего возможность понять единство произведе­ния и его основные черты.

2. Всегда необходимо соотносить целое и части — следовать правилу герменевтического круга.

3. Стремиться к пониманию стиля не только в рамках языка, но и мышления автора, однако помнить, что это понимание не может быть абсолютным.

4. Прежде чем истолковывать текст, нужно знать би­ографию автора и культурно-исторический кон­текст появления текста.

5. При истолковании использовать как интуитивный («прочувствование»), так и аналитический метод.

6. Идея или цель текста (произведения) может быть видна только из объединения содержания текста и круга адресатов, для которых он был написан.

Чем же герменевтика интересна для связей с обще­ственностью?

Во-первых, PR-коммуникации должны интерпрети­роваться с учетом всех возможных вариантов.


Глава 13

Во-вторых, герменевтика сильно завышает пози­цию интерпретанта, ровно как и PR, работая с событи­ями, комментирует и интерпретирует их, используя герменевтику для восстановления пропущенных смы­слов и создания новых символов. Кроме того, без точ­ного знания своей целевой аудитории невозможно со­здать вариант эффективного сообщения.

Наконец, общая цель герменевтики — достижение соглашения и гармонизация отношений — отражена во многих определениях PR. А цель любого понимания — достижение согласия по существу, то, ради чего мы об­щаемся друг с другом и договариваемся между собой.

■ 13.4. Ийрояенгвоспшсше программирование

Если два человека при встрече обменяются долларами, у каждого останется по доллару. Если эти же люди при встрече обменяются идеями, у каждого останется две идеи.

Томас /укефферсон

Компонент кнейро» относится к нервной системе. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обра­батываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы и представляет собой один из основных спо­собов, которым человек может активировать или сти­мулировать нервную систему других людей.

В основе НЛП лежит представление о том, что обу­чение, память и творчество являются функциями опре­деленных нейролингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат вы­полнению определенных задач или достижению опре­деленных результатов. То есть мы, как человеческие су­щества, осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования.

Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Обладание только одним спосо-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.