Герменевтика — искусство понимания и истолкования Нейролингвистическое программирование
Пропагандистский анализ
Теория переговоров
Идеологические конструкты
■ 13.1. Рииорика_____________________________
Классическая риторикабыла наукой наук, на ней основывались не только ораторское искусство, но и музыка, и живопись, и литература. В дореволюционной России риторика входила в школьные курсы, а в советское время она оказалась забытой, что стало последствием отсутствия необходимости изощренного воздействия интеллектуального порядка, которое было ей присуще.
Риторика в классическом понимании задает наиболее эффективные формулы речевого воздействия. В античные времена это послужило развитию ораторского искусства, а в Средние века привело к возникновению гомилетики — науке о построении проповеди. Риторика, как теория ораторской речи, может рассматриваться и как предтеча политической теории, руководства по ведению политической борьбы.
И до сих пор устная коммуникация занимает ведущее место, что объясняется следующими тремя причинами[12, с. 533]:
а) динамический характер живого общения, позво ляющий приблизить процессы создания и восприятия текста, свести их в одну временную точку;
б) восприятие в толпе резко повышает эффектив- 320ность, поскольку люди, находящиеся в подобном со-
■а|и иммциашиго yam, зиииыв цн и Циник)
стоянии, локоть к локтю, психологически переведены в возбужденное состояние. Профессиональные ораторы стараются заставить людей сесть в аудитории близко друг к другу для достижения эффекта толпы1;
в) традиционные средства коммуникации всегда более консервативны и запоздалы по отношению к новым идеям. Они, как правило, находятся под контролем властных структур, поэтому «еретикам» (тем более ниспровергателям) туда пробраться трудно.
Классическая риторика имеет три логически взаимосвязанные части:
Инвенция — отбор аргументов, эмоциональных отсылок.
Диспозиция — расположение отобранного.
Элокуция — вербальная реализация отобранного, вплоть до фонетического уровня.
Аудитория и установление с ней контакта особую роль играют уже со времен Античности. В дальнейшем многие дисциплины утратили связь с аудиторией, но она не потеряна в PR. Эта традиция продолжается в одной из функциональностей PR — спичрайтинге (от англ. «speechwriting»). Так, Г. Почепцов характеризует спичрайтеров как особую когорту профессионалов, к которой в последнее время причисляет себя и ряд партийных работников. Он пишет, что в подобном отделе в Белом доме работают до пятидесяти человек, которые не только готовят речи президента, но и поставляют статьи (и, вероятно, заготовки для них) для газет. Такое же число — пятьдесят человек — называют англичане, когда речь идет о подготовке важнейших выступлений своего премьера [12, с. 534].
1 Толпа — это любое относительно большое число людей, собравшихся в одном месте и находящихся в прямом взаимодействии друг с другом. Отличие толпы от массы и социального скопления заключается в том, что это не механическое, а органическое скопление, где физическое единение дополняется внутренним единством и закрепляется в однообразном коллективном действии. Эффект толпы заключается в том, что в толпе люди, находящиеся под внешним воздействием (горячая речь харизматического вождя, маршевая музыка и т. п.), ведут себя так, как не стали бы вести себя в обычном состоянии. Толпа становится шлюзом, через который периодически выплескиваются слабоуправляемые волны коллективного бессознательного. Подробнее см. Радаев В.В. Возвращение толпы: анализ поведения вкладчиков «финансовых пирамид» // Вопросы социологии. 1998. № 8. С. 100-143.
11. Кондратьев Э. В. и др.
I______________________________________ Гвава 13
Риторика позволяет нам не только подготовить, но и реализовать построенный текст, в чем также схожа с PR. Виктор Виноградов писал: «Ораторская речь — синкретический жанр. Она — одновременно и литературное произведение, и сценическое представление» [по 12]. Эти же слова в большой степени касаются и всех видов PR, которые немыслимы без соответствующего воплощения в жизнь.
■ 13.2. Теория аргументами_______________
Родоначальниками теории аргументации являются X. Перельман, Ф. Ван Еемерен и Р. Гроотендорст. Рассматривая в качестве объекта изучения оправдание или опровержение рациональным образом чьей-либо точки зрения, они не смогли описать этот вид деятельности средствами наук, традиционно сориентированных на высказывание: логики и лингвистики. Логика1 оказалась слишком абстрактной, а лингвистика — слишком конкретной для этих целей. Теория аргументации же была рассмотрена не только как теория высказываний, но как теория речевых актов (т. е. более широко), поскольку общение видится как обмен речевыми актами разной степени сложности [12, с. 540].
Аргументация определяется как «социальная, интеллектуальная, вербальная деятельность, необходимая для того, чтобы оправдать или опровергнуть мнение, состоящее из набора высказываний и направленное на то, чтобы получить одобрение аудитории».
Аргументации, как и PR, присуща ориентация на реальный речевой контекст, а не на теоретические обобщения, которые свойственны логике. Теория аргументации оперирует следующими характеристиками [12, с. 541]:
• Экстернализация аргументации — принципиальная ориентация на вербальную коммуникацию.
• Функционализация аргументации. Аргументация предстает как целенаправленная деятельность, процесс, а не результат (продукт) как в логике.
1 Логика — наука, исследующая законы и формы мышления, 499 способы развития знания и построения систем научного знания. См. иСС Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982.
■ни ишцшииин ции, знчные цн и |иншЩ
• Социализация аргументации. Аргументация имеет коммуникативный и интерактивный характер, когда говорящий и слушающий поочередно меняются местами.
• Диалектификация. Независимо от того, идет ли речь о про-аргументации или о контраргументации, всегда один из пользующихся языком обращается к оппоненту, который предположительно занимает позицию рационального судьи. Если последний реагирует на аргументации критически, то происходит критическая дискуссия.
Поскольку аргументация считается сложным речевым актом, то разрешение спора представляет последовательность четырех стадий [3, с. 36 — 37]:
1. Стадия конфронтации,где выдвигаются и подвергаются сомнению точки зрения сторон.
2. Стадия открытия дискуссии,где стороны договариваются о правилах дискуссии и защищают/критикуют точку зрения.
3. Стадия аргументации,представляющая собой реальную дискуссию, когда требуется дальнейшая аргументация для разрешения сомнений.
4. Заключительная стадия,где устанавливается то, как разрешен спор.
Теоретики аргументации внесли вклад в разработку правил проведения дискуссий. К примеру, требуется, чтобы оппоненты 1) установили, какие пропозиции они принимают для начальной стадии совместно, без аргументации, 2) какой процедурой они будут признавать совместно правильность аргументов.
Для связей с общественностью интересными могут быть следующие положения теории аргументации [12, с. 542].
1. Существенное внимание уделяется анализу реального речевого употребления, а не искусственным примерам.
2. Теория аргументации не просто анализирует речевую реальность, но и порождает ее, задавая процессы представления аргументов.
3. Собеседник, в отличии от большинства гуманитарных наук, воспринимается как равно-активный с говорящим.
Гша 13
■ 13.3. Гермешми - ккуссшво понпмамя и истолкования
Герменевтика есть искусство понимания (истолкования), искусство поиска путей перехода от знака к значению, имеющая долгую историю. Корни герменевтики уходят в решение проблемы восстановления «аутентичной» версии Библии во времена до появления печати, когда рукописное ее копирование приводило к появлению множества ошибок [1, с. 38]. Священные тексты прошлого требовали более внимательного прочтения, чем тексты массовой культуры сегодняшнего дня. С другой стороны, известна традиция аллегорической интерпретации слов писаний и высказываний, когда в словах искался очень глубинный, часто мистический смысл.
Так, Г. Шпет говорит об историческом существовании двух видов герменевтики: «В первом случае слово как знак, подлежащий истолкованию, указывает на «вещь», предмет и на объективные отношения между вещами, которые вскрываются путем интерпретации, и сами эти объективные отношения, очевидно, связывают сообщающего о них; во втором случае слово указывает только намерения, желания, представления сообщающего, и интерпретация так же свободна и даже произвольна, как свободно желание сообщающего вложить в свои слова любой смысл или много смыслов, поскольку это соответствует его намерениям» [16, с. 234].
Данный контекст способствовал возникновению понятия герменевтического круга. Суть данного явления заключается в понимании части с точки зрения целого, а целого — с точки зрения частей. Так, смысл предложения состоит из смысла отдельных слов, взятых в совокупности. Однако не стоит забывать, что и смысл слова становится более ясен из контекста предложения. К примеру, смысл слова «коса». Конечно, нельзя интерпретировать текст без знания логики и грамматики, но сам говорящий облекает свою речь в форму логическую и грамматическую, уже заранее понимая, что он хочет сказать.
От создателя герменевтики Ф. Шлейермахера нам известны следующие ее каноны:
■ни нимяииадиирн иди, зиачамыв щ п Юииии!
1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка автора и его первоначального круга читателей.
2. Смысл всякого слова в данном месте должен определяться по его связи со смыслом контекста. Иными словами, и эту мысль мы встречаем у Гада-
мера, герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части [1]. Например, интерпретируя книгу, исследователь должен восстановить ту перспективу, в рамках которой автор формулирует свои взгляды. Традиция, а также то, что он называет «слиянием горизонтов», является для Га-дамера мостом, перекрывающим пространственный и временной разрыв между автором и интерпретатором. Однако этот разрыв не может никогда быть преодолен, так же как невозможна полностью верная интерпретация. Интерпретации всегда имеют пробный характер, являясь предметом постоянного пересмотра в рамках герменевтического круга [1, с. 39].
Если говорить о правилах истолкования текста, то, следуя традициям Ф. Шлейермахера, можно предложить следующие:
1. Истолкование должно начинаться с общего обзора, дающего возможность понять единство произведения и его основные черты.
2. Всегда необходимо соотносить целое и части — следовать правилу герменевтического круга.
3. Стремиться к пониманию стиля не только в рамках языка, но и мышления автора, однако помнить, что это понимание не может быть абсолютным.
4. Прежде чем истолковывать текст, нужно знать биографию автора и культурно-исторический контекст появления текста.
5. При истолковании использовать как интуитивный («прочувствование»), так и аналитический метод.
6. Идея или цель текста (произведения) может быть видна только из объединения содержания текста и круга адресатов, для которых он был написан.
Чем же герменевтика интересна для связей с общественностью?
Во-первых, PR-коммуникации должны интерпретироваться с учетом всех возможных вариантов.
Глава 13
Во-вторых, герменевтика сильно завышает позицию интерпретанта, ровно как и PR, работая с событиями, комментирует и интерпретирует их, используя герменевтику для восстановления пропущенных смыслов и создания новых символов. Кроме того, без точного знания своей целевой аудитории невозможно создать вариант эффективного сообщения.
Наконец, общая цель герменевтики — достижение соглашения и гармонизация отношений — отражена во многих определениях PR. А цель любого понимания — достижение согласия по существу, то, ради чего мы общаемся друг с другом и договариваемся между собой.
■ 13.4. Ийрояенгвоспшсше программирование
Если два человека при встрече обменяются долларами, у каждого останется по доллару. Если эти же люди при встрече обменяются идеями, у каждого останется две идеи.
Томас /укефферсон
Компонент кнейро» относится к нервной системе. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы и представляет собой один из основных способов, которым человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей.
В основе НЛП лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейролингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. То есть мы, как человеческие существа, осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования.
Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Обладание только одним спосо-
|