Упражише Шредшш шиоа мыошеш i мыслательных предаочпеш» [2, с. 54-63]
Слушатели делятся на команды по два человека. Члены команды определяют — кто из них будет интервьюером, а кто, респондентом. Роли интервьюера и респондента заключаются в выполнении следующего алгоритма:
1. Интервьюер зачитывает вслух внятно и не очень быстро вопрос-задание (Вопросов 18, зачитываются).
2. Респондент выслушивает задание; и пытается быстро дать ответ.
3. Интервьюер фиксирует напротив задаваемого вопроса (номера вопроса) движение глаз ведомого, пока он анализирует ход своих мыслей по следующим направлениям: вверх —влево, вверх — вправо, влево, вправо, вниз —влево, вниз — вправо — в виде стрелочек: К Я <■ ■♦ 1£ Л.
4. После каждого вопроса интервьюер просит респондента оценить, насколько легко (высокий балл) или трудно (низкий балл) ему было вспомнить заданный образ, и записывает оценку следом за стрелкой. Оценка «9» означает, что внутренний образ удалось создать с легкостью, он четкий, ясный, почти не отличается от реальности. Оценка «1» ставится, если для создания образов пришлось приложить большие усилия. Если респондент никак не может дать ответ на основной вопрос, — ставится оценка «1». Не имеет смысла соотносить свои абсолютные оценки с оценками других людей. Значение имеет только сравнение оценок одного человека на разные задания между собой.
5. По окончании ответов на все три блока вопросов-заданий участники меняются ролями.
Комментарий для преподавателя
Для чистоты эксперимента можно разделить слушателей на две группы: интервьюеры и респонденты, и дать инструкции для каждой группы отдельно. Конечно, это работает лишь до момента смены ролей. В любом случае интерпретацию результатов необходимо проводить лишь после интервьюирования обоих участников.
Вопросы для интервьюера:
Блок 1.
У кого из ваших друзей или знакомых самые длинные волосы? Вспомните лицо своего первого учителя в школе.
jama иммдишишв ции, значимые pi РИ |оииик1I
3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.
4. Представьте цвет входной двери вашего дома или офиса.
5. Вообразите телеведущего, который вам больше всех нравится, в высокой шляпе.
6. Представьте самую большую из ваших книг.
Блок 2.
1. Вспомните любимую мелодию.
2. Услышьте отдаленный звон церковных колоколов.
3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?
4. Услышьте, как заводится на морозе утром машина.
5. Вспомните голос друга детства.
6. Представьте звук своего голоса под водой.
Блок 3.
1. Ощутите, что ваша левая кисть руки погружается в холодную воду.
2. Представьте, что держите в обеих руках гладкие и почти невесомые стаканы.
3. Погладьте воображаемую кошку или собаку.
4. Представьте, что вы надели мокрые носки.
5. Вообразите, что вы прыгаете с метровой стены.
6. Представьте, что ваши руки лежат на баранке автомобиля и вы едете по дороге.
Ключи и интерпретации
Мыслительные предпочтения.Три блока представляют направления мыслительных предпочтений: блок 1 —визуальное мышление, блок 2 — слуховое мышление, блок 3 — кинестетическое мышление. Сложите все баллы в каждой из блоков группах и разделите на шесть, чтобы получить общий средний балл вашего восприятия и воображения. Посмотрите, не является ли один из трех средних баллов выше, чем два других, или, напротив, один из них заметно ниже двух других.
Если вы хотите получить более точные данные о своих мыслительных предпочтениях с учетом того, что речь идет о вашей субъективной оценке, вы можете самостоятельно подобрать большее количество примеров и заданий на каждый из трех разделов.
Определение типа мышления по направлению движения глаз.В нейролингвистическом программировании существует метод определения мыслительных предпочтений, который заключается в том, каким образом мы двигаем глазами, когда думаем (см. рисунок). Так, припоминание образов выражается в перемещении глаз вправо. А в процессе
создания образов (фантазирование, воображение) происходит перемещение глаз влево. Обращение к визуальным образам характеризуется взглядом вверх, звуковых — в сторону, а осязательных — вниз.
Проверьте, соответствуют ли зафиксированные вами движения глаз респондента при ответах на разные блоки вопросов изображениям, предложенным на рисунке.
Если при ответе на некоторые вопросы движения глаз не соответствовали указанным на рисунке, то возможны два варианта.
Первый — это когда вместо попытки вспомнить респондент пытался вообразить. Второй вариант связан с тем, что у каждого из нас есть свой излюбленный способ вызывать свои воспоминания. Мы думаем так, как хотим думать, даже если всегда выбираем самый запутанный и обходной путь. Так что, глядя на движение глаз, можно увидеть не одно движение, а серию взглядов, соответствующую внутренней цепочке размышлений и ассоциаций. Задайте партнеру вопрос: «Что вы делаете, чтобы вспомнить нечто?», — и сможете увидеть ту же последовательность движения глаз, которая происходит при самом воспоминании, поскольку и на этот раз сработает система мыслительных предпочтений.
|