Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Щи иммунвшпвшв щш, значимые pi PR loioiiaiael

бом делать вещи — это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, а иногда нет, так что всегда найдутся такие ситуации, с которыми чело­век не будет в состоянии справиться. Два способа по­ставят его перед лицом дилеммы. Иметь выбор — это значит быть способным использовать как минимум три подхода к ситуации [11, с. 266 — 269].

Значимыми для PR являются такие аспекты НЛП, как: принцип «карты и территории», рефрейминг, ме­тафора, три позиции восприятия, списки для визуаль­ного наблюдения и техника якоря.

НЛП исходит из предположения о том, что карта не есть территория.Людям не дано познать реальность, в том смысле, что нам приходится воспринимать ее спомощью органов чувств, а возможности этих орга­нов ограничены. Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, ко­торую получаем через органы чувств, а также взаимо­связей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями [5, с. 28].

Важно понимать, что у каждого есть собственное мировоззрение, основанное на индивидуальных ней­ролингвистических картах. Таким образом, если до­полнить или расширить свою «карту мира», в той же реальности можно обнаружить гораздо больше воз­можностей для выбора.

Техника рефреймингасчитается основной техникой изменения в НЛП и позволяет иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. С пси­хологической точкой зрения произвести рефрейминг — значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного.

Рамка (фрейм) вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм ре­фрейминга. В НЛП рефрейминг заключается в уста­новлении новой психологической рамки вокруг содер­жания какого-либо переживания или ситуации, а за­тем, в расширении нашего восприятия этой ситуации для поиска выхода из нее.



Выделяют несколько видов рефрейминга [7, с. 38 — 42]: изменение размеров фрейма, рефрейминг контекста, рефрейминг содержания, рефрейминг кри­тиков и критики.


ГПК 13

Идея рефрейминга применительно к позиции «дру­гого», человека извне, находит отражение в метафоре.«Главнейшим требованием, предъявляемым к метафо­ре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не озна­чает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. «Встре­тить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации» [7].

Продолжая тему расширения своей карты мира, остановимся еще на одном базовом инструменте НЛП — трех позициях восприятия,с которых осуще­ствляется сбор и интерпретация информации:

1. Первая позиция — мы видим, слышим и чувствуем с собственной точки зрения.

2. Вторая позиция — мы ощущаем себя «в шкуре» мо­делируемого человека, пытаясь думать и действо­вать максимально приближенно к мыслям и по­ступкам другого человека.

3. Третья позиция — мы отстраняемся от ситуации и наблюдаем моделируемого человека во взаимо­действии с другими людьми, оставаясь незаинтере­сованным наблюдателем.

Существует также четвертая позиция восприятия, которая предполагает своего рода интуитивный син­тез всех этих ракурсов и подразумевает системное рассмотрение [6].

Итак, НЛП построено на следующем базисе: чело­век получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальный и т. д.), но для каждого из нас тот или иной канал является доминирующим, веду­щим. Мы как бы сориентированы на него и даже при­вычно описываем ситуации, часто не обращая на это внимания, словами из одного набора. В рамках НЛП предлагается следующий список для визуального на­блюдения за собеседником [6]:

1. Руки индивида.

2. Движения индивида.

3. Ноги и ступни ног индивида.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз (под этим имеются в виду отмеченные выше модели движе­ния глаз при запуске доступа к информации).


Щи иим|нднш1вш8 цщ, значимые щи и |оитш)

5. Взаимосвязь голова/шея/плечи.

6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лице­вые мышцы.

Поскольку индивид достаточно жестко сориенти­рован на один канал (такова основная гипотеза НЛП), то управляемое извне переключение на другой канал может привести к интересным результатам. Так, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер приводят в качестве приме­ра прием одного шамана, который просил обративше­муся к нему человеку с головной болью пять минут смотреть на лист бумаги. И боль отступила [по 7]. Их интерпретация такова: ощущение боли идет по одному каналу, переключение на иной освобождает от боли.

И еще одна техника НЛП — «якорь».Прикоснове­ние, звук, визуальные символы, запах, сопрягаясь пер­воначально с опытом, потом и сами по себе могут вы­зывать необходимые переживания. Подробно описан­ная на индивидуальном уровне, эта техника работает и с коллективным поведением. Звуковыми якорями могут быть национальный гимн, звук кремлевских ку­рантов, ассоциируемый со встречей Нового года на всей территории России. «Якорь» может как стимули­ровать нужное поведение, так и останавливать неже­лательное.

Очень интересно, что подобные позитивные якоря издавна используются рекламой и оттуда были заимст­вованы PR. Это использование детей, домашних жи­вотных, на которых у аудитории исключительно поло­жительная реакция. Маргарет Тэтчер использовала для этого даже чужую собаку, прогуливаясь с ней пе­ред камерой по пустынному пляжу [12, с. 512J.

■ 13.5. Пропагандистский анализ___________________

Лучше «жмейкеры», чем снайперы. Е. Островский

Пропаганда всегда была идеологически детермини­рованным механизмом. Холодная война показала, что го­раздо эффективнее всех вооружений действует слово, если его употребление основывается на жестких науч­ных основаниях. Эта война дала начало развитию комму­никативных моделей воздействия, которые в достаточ-


ной мере идеологически нейтральны, хотя и формулиру­ются с непривычной долей цинизма. Например: «Лучше обработать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей». Поскольку человек при этом рассмат­ривается как канал, а не как адресат информации.

Общую схему пропагандистского анализа можно описать в виде модели Гарта Джоветта и Виктории Доннел[12, с. 571-572].

1. Выявление идеологии и целей пропагандистской кампании предполагает определение предпочте­ний, оценок, отношений, поведения, которые счи­таются нормой в данной группе.

2. Установление контекста, в котором происходит пропаганда. Исследователь должен восстановить контекст событий, найти в нем их интерпретацию.

3. Идентификация пропагандиста заключается в по­иске истинного автора оригинального сообщения (авторство может быть скрыто).

4. Структура пропагандистской организации позво­ляет увидеть ее реальные внутренние и внешние связи и подконтрольность.

5. Целевая аудитория и ее лидеры мнений.

6. Техники, используемые средствами массовой ком­муникации. Эффективное использование взаимо­действия вербальной и визуальной сфер.

7. Специальные техники: работа с лидерами мнений, доверие к источнику, личный контакт, техника ре­зонанса1.

8. Реакция аудитории на технику воздействия.

9. Контрпропаганда (если она используется), ее суть, планируемое влияние и меры противодействия.

10. Оценка эффекта пропагандистской кампании.

Как видно из п. 3 рассмотренной схемы, пропаган­дист часто старается скрыть свое авторство. Рас­сматривая в этом контексте структуру различных со­общений, пропагандистский анализ обогатил PR двумя моделями пропагандистской коммуникации.

Модель искривленного источника,где пропаган­дист (П) создает искривленный источник (Ист), из ко-

1 Суть техники «Резонанс» состоит в том, что очень сложно из­менить существующее мнение, гораздо легче скорректировать уже имеющееся.


торого исходит сообщение (Сооб). В этом случае полу­чатель (Пол) рассматривает эту информацию как та­кую, что поступила из доступного ему источника (Ист), поскольку ему не известен оригинал (П).

Модель легитимизации источника.В этом случае пропагандист (П) тайно помещает оригинальное сооб­щение (Сооб1) в легитимном источнике (Ист). Получа­тель (Пол) принимает это сообщение (СообЗ), как со­общение (Сооб2) источника (Ист), переданное пропа­гандистом (П).

Следует заметить, что часто в пропагандистских це­лях используется модель слухового источника.В этом случае информация используется без указания на ис­точник.

Говоря об эффективности использования пропа­ганды, следует учитывать тот факт, что успех обеспе­чивается лишь тогда, когда ее воздействие имеет си­стемный характер, вне зависимости от сферы приме­нения.

■ 13.6. Теория переговоров______________________

Большую часть нашей жизни мы проводим в обще­нии, выражая свои мысли, взвешивая и критикуя дру­гие точки зрения с целью найти объяснение более адекватное реальности. Таким образом, переговоры становятся неотъемлемой частью жизни любого чело­века и организации, а это, в свою очередь, объясняет интерес к ним специалистов по коммуникациям.

Говоря о структуре переговоров, можно выделить следующие основные этапы:


Гяава 13

— подготовительные мероприятия;

— начало переговоров;

— информирование присутствующих, изложение своей позиции;

— аргументация выдвигаемых положений;

— подведение итогов и завершение переговоров.
Неотъемлемой частью переговорного процесса ста­
новится форма коммуникации, что порождает следую­
щие общепринятые нормы и требования к ведению
переговоров. Это тактичность, соблюдение норм рече­
вого этикета, корректность, лаконичность, правиль­
ность речи и адекватная тональность разговора.

Известный психолог У. Юри выделяет 5 возмож­ных барьеров на пути к сотрудничеству:ваша реак­ция, их эмоции, их позиция, их неудовлетворенность, их сила. Он же предлагает способы преодоления барь­еровна пути к сотрудничеству: станьте на их сторону, переформулируйте, постройте «золотой мост», ис­пользуйте силу для воспитания.

Коммуникативный характер барьеров рассмотрен И.М. Синяевой [14, с. 48 — 49]. Она выделяет барьеры понимания(связаны с логическим, фонетическим не­пониманием); социально-культурные барьеры(по­рождаются национальными особенностями, различия­ми в поле, возрасте, профессиональной направленно­сти); барьеры отношений(возникают при проявлении чувства неприязни, недоверия между партнерами).

Некоторые люди хотят иметь перед собой правила подготовки и проведения деловых переговоров. Сегодня этот список можно представить следующим образом:

1. Сформулируйте конкретные цели.

2. Составьте план беседы.

3. Выберите подходящее время и место.

4. Определите задачи первой части разговора (при­влечь внимание, добиться атмосферы доверия).

5. Подчиняйте свою тактику целям.

6. Старайтесь, чтобы говорил в основном ваш собе­седник.

7. Будьте на высоте положения.

8. Фиксируйте полученную информацию.

9. Прекращайте беседу сразу после достижения на­меченной цели.


■ни иимциашицг! ими, зииные щ п Цк........ | дд

Наиболее интересная теоретическая модель пере­говоровбыла предложена в рамках так называемого «Гарвардского проекта по переговорам». В основу ис­следования была положена идея о неэфективности ис­пользования так называемых «жесткого» и «мягкого» подходов. Охарактеризуем эти подходы (см. табл. 13.1), прежде чем перейти к самой модели.

Таблица 13. J Сравнение жесткого и мягкого подходов к переговорам (по Г.Г. Почепцову)

 

Критерии Жесткий подход Мягкий подход
Роли участников Противники Друзья
Цель Победа Соглашение
Стратегия Требовать уступок Делать уступки
  Придерживаться жесткого курса Придерживаться мягкого курса
Доверие Не доверять другим Доверять другим
Позиция Твердо придерживаться своей позиции, угрожать Легко менять свею позицию, делать предложения
Достижение согласия Требовать односторонних дивиден­дов в качестве платы за соглашение, настаивать на своей позиции Допускать односторонние потери ради соглашения, наста­ивать на соглашении.
Отношение к давлению Применять давление Поддаваться давлению

Бесперспективность «жесткого подхода» — борьбы за выигрыш — кроется в том, что, во-первых, выигрыш одной из сторон автоматически означает проигрыш другой, а во-вторых, обе стороны, обладая знанием о возможности проигрыша, будут бороться за выиг­рыш, и конфликт может перерасти в затяжной кризис.

«Мягкий подход», где мы ориентированы делать ус­тупки, не является альтернативой. Его очень трудно выдержать психологически, что опять-таки означает невозможность нахождения решения, нужного обоим.

Модель «Гарвардского проекта», получившая так­же название «принципиальные переговоры»,базиру­ется на четырех постулатах [12, с. 583]:

1. Делайте разграничение между участниками пере­говоров и предметом переговоров.

2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

3. Разрабатывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на использовании объективных кри­териев. 333


haia 13

Первое правило заставляет нас быть твердыми в от­ношении проблемы, но мягкими в отношениях с людь­ми, участвующими в переговорах. Переговоры — это в первую очередь эффективная коммуникация.

Второй постулат позволяет заглянуть вглубь меха­низма целедостижения. Ведь главное в переговорах не отстаивание позиции (жестко сформулированных усло­вий, от которых невозможно отойти), а достижение ин­тересов. Работа с интересами оказывается эффектив­нее, поскольку:

• Позиция — это «окаменевший» интерес, интерес, представленный с одного ракурса.

• Любой интерес можно удовлетворить несколькими возможными позициями.

• Позиции содержат гораздо больше интересов (в том числе и ненужных), чем те, которые непо­средственно входят в противоречие.

Третий постулат не вызывает сомнений для дости­жения общих интересов, а последние позволяют соиз­мерять результаты через независимые от сторон кри­терии, что просто позволяет сократить время на споры.

■ 13.7. Цеикиесие икшимы__________

Идеология — это опиум для интеллектуалов.

Р.Арон

Мифология современного мира неразрывно связа­на с идеологией, поэтому остановимся на некоторых определениях идеологии. Известный исследователь Славой Жижек считает, что «идеологическое прост­ранство содержит несопряженные, несвязанные эле­менты — «плавающие означающие», сама идентич­ность которых «открыта» и предопределяется их со­членением в цепочки с другими символическими элементами. Центральным у Жижека здесь является понятие «плавающего означающего», которое впер­вые было применено французским психоаналитиком Ж. Лаканом. Каким же образом этот теоретический конструкт использует С. Жижек в отношении к идео­логии?

Жижек рассматривает это на примере. Предпола-334 гается, что в идеологическом пространстве «плавают»


■аааа иинцннмнига циа, зааммиа im PR |иаинн)

те или иные «означающие» — «свобода», «равенство», «государство», «справедливость», «процветание», «разруха», «мир». При внесении в этот конгломерат более сильного, господствующего означающего («коммунизм»), всем остальным придается опреде­ленное в данном случае «коммунистическое» значе­ние. Тогда становится ясно, что настоящая свобода возможна только после преодоления природы буржу­азной свободы, которая на самом деле лишь одна из форм порабощения; «государство» становится оруди­ем господства правящего класса; «равенство» высту­пает как лозунг мелкой буржуазии, направленный на устранение дворянских привилегий; рыночный обмен не может быть «справедливым», поскольку сама фор­ма эквивалентного обмена между трудом и капиталом предполагает эксплуатацию; «процветание» стране может обеспечить только социалистическая плановая организация хозяйства и т. п. То есть пристегивание «коммунистического» означающего к «плавающим означающим» выстраивает из них вполне закончен­ную, все объясняющую картину мира. Точно также пристегивание «либерального», «консервативного» означающего формирует другие ряды значений из тех же означающих, и картина мира меняется калейдо­скопически [8, с. 108].

Почему идеология может быть успешной? Жижек выдвигает несколько ответов на этот вопрос. Во-пер­вых, идеология всегда претендует на истинность. Во-вторых, идеология внутренне непротиворечива и позволяет поставить себе на службу даже факты, ее опровергающие. В-третьих, идеология стремится из­бежать работы с содержанием, так как содержание может быть фальсифицировано, а форма не имеет ос­нований для критики и сомнения. «На что действи­тельно делает ставку идеология, так это на собствен­ную форму, на то, что мы продолжаем идти как мож­но прямее в одну сторону, что мы следуем даже самым сомнительным мнениям, если приняли их за вполне правильные» [8, с. 89].

При анализе идеологии следует различать три ос­новных вопроса: 1) «Что такое идеология?», 2) «Как действует механизм идеологии?», 3) «Почему возника­ет потребность в идеологии?».


I_________________________________ Гин 13

Ответ на эти три вопроса составляет две части. В первой части демонстрируются возможные причины, по которым идеология становится эффективна и акту­альна, а также делаются пояснения, касающиеся носи­телей идеологии. Во второй части объединены ответы на первый и второй вопросы. Такое объединение сдела­но по причине того, что сложно дать определение идео­логии, не объясняя механизмов ее «работы». Во всяком случае, здесь авторы не берут на себя такой труд.

Часть I

Эпоху идеологически определенных массовых дви­жений открыла Французская революция, и с тех пор идеологии выступали важным средством самоопреде­ления различных социальных сил [15, с. 158]. Также оказалось, что идеология может быть сильным средст­вом сохранения господства, когда социальный порядок стало возможно поддерживать не на штыке, а на кончи­ке пера, то есть с помощью СМИ. Поддержание поряд­ка таким способом стало сопряжено с меньшими эконо­мическими и организационными издержками. Посте­пенно идеологией как средством борьбы за господство овладевало все большее число социальных групп.

Из политической сферы идеология перемещается в сферу профессиональную и культурную. Для про­фессиональных групп идеология выполняет некото­рые внутренние и внешние функции: внутренние — формирование образцов идентификации, поддержа­ние корпоративной целостности, передача основ про­фессиональной этики; внешние — формирование бла­гоприятного образа группы, выполняющей социально значимые функции, способ легитимации власти через тезис о связи качества работы с имеющимися creden­tials, расширение сфер влияния, получение дополни­тельных экономических и социальных привилегий от общества. В профессиональной сфере существует дифференциация между «идеологами», т. е. теми, кто производит и транслирует идеологический дискурс, главным образом через профессиональные объедине­ния, кодексы профессиональной этики и т. п., и ос­тальным профессиональным сообществом, принима­ющим идеологию и воспроизводящим ее в своих соци­альных практиках.


Щи иимиииниии ции, зиачимые щ П |1ииик|

Часть II

Идеология стремится к репрезентации в пространстве публичного обсуждения. Став спутницей современного общества, во многом живущего в символическом прост­ранстве средств массовой коммуникации, за его предела­ми идеология распадается подобно медузе, вынесенной из морской воды и оставленной на солнце. Идеология закры­того клуба может быть и существует, но она не способна оформиться в идеологию до тех пор, пока не выходит за стены этого клуба. Только переместившись на страницы газет и интернет-сайтов, воспроизводясь на радио и по те­левидению, высказывания становятся идеологией.

Идеология репрезентирует себя как мнение боль­шинства или хотя бы как мнение, о котором большин­ство не знает в настоящий момент, но которое, без­условно, будет разделяться большинством, когда оно узнает об этом мнении.

Идеология смело берет на себя миссию просвеще­ния, используя дидактику воздействия и убеждения.

Идеология апеллирует к научности как наиболее авторитетной форме знания. Наука и техника состав­ляют основу легитимации господства в современном обществе. «Такие формы идеологии, как наука и тех­ника, хороши тем, что способствуют деполитизации и в принципе не вызывают критики» [10, с. 296 — 297]. При этом широко используется научная лексика, час­то в отрыве от наличествующего научного контекста. В обсуждении экологических проблем «зеленые» и ме­неджеры предприятий, выбрасывающих в окружаю­щую среду ядовитые отходы, прибегают к помощи уче­ных, признавая их мнение как самое авторитетное.

Идеология предполагает восприятие реальности через установленную жесткую систему ценностных координат. «Как и основанная на ней политика, идео­логия дуалистична, противопоставляет чистое «мы» злому «они», провозглашая: кто не со мной, тот против меня» [4]. Идеология позволяет различить « + » и « — », не вдаваясь в причины такого различения. Идеология стремится быть простой и четкой, даже в том случае, когда эти простота и ясность искажают обсуждаемый предмет. Идеологическая картина рисуется четкими линиями, черной и белой красками. Идеолог пользует­ся преувеличением и шаржем, как карикатурист [4].


I______ __^________________________ Паи 13

Идеология внутренне непротиворечива: с помо­щью идеологии можно объяснить все, находясь в пре­делах избранной идеологической системы.

Идеология исходит из нескольких простых концептов, которые при воспроизведении тасуются и формально по­даются «под разным соусом». Идеология — это рутиниза-ция, то есть бесконечное повторение, тиражирование, ав­томатическое усвоение идеи. Идеология обращена к по­тенциально безграничной аудитории, а поэтому апел­лирует простыми лингвистическими конструктами.

Идеология иерархизирует мышление, навязывает стиль мышления, навязывает стиль жизни [4].

Идеология стремится совершить экспансию на все большее число символических пространств: наука, по­литика, повседневность, искусство, экономика. Таким образом, идеология — мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.

Идеология мифологична. Идеология широко исполь­зует риторические обороты и взывает к эмоционально­му восприятию феноменов. Наукообразность не лиша­ет идеологию эмоциональности, но предлагает рациона­лизованные объяснения этой эмоциональности.

Резюме

• Риторика является теорией ораторской речи, поэтому ее использование в PR важно при подготовке и произнесении речей. Риторика имеет три программы: инвенция — отбор аргументов, эмоциональных отсылок; диспозиция — рас­положение отобранного; элокуция — вербальная реализа­ция отобранного вплоть до фонетического уровня.

• Теория аргументации — это социальная, интеллектуаль­ная и вебальная деятельность, направленная на оправда­ние или опровержение некого мнения. Разрешение спо­ра происходит в четыре этапа: 1) стадия конфронтации, где выдвигается и подвергается сомнению точка зрения; 2) стадия открытия дискуссии, где стороны договарива­ются о правилах дискуссии и защищают/критикуют точ­ку зрения; 3) стадия аргументации, представляющая со­бой реальную дискуссию, когда требуется дальнейшая аргументация для разрешения сомнений; 4) заключи­тельная стадия, где устанавливается то, как разрешен спор. Для PR важны следующие ориентации теории аргу-


Щи имщтитт ит, зичмые pi PI |niiiane|

ментации: подлинная речевая реальность, порождение аргументации, направленность на собеседника.

• Герменевтика — искусство понимания и истолкования. Общей целью герменевтики является гармонизация от­ношений, что способствовало возникновению понятия герменевтического круга. Суть данного явления заклю­чается в понимании части с точки зрения целого, а цело­го — с точки зрения частей. Герменевтика следует следу­ющим канонам, сформулированным Ф. Шлейермахером: 1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка авто­ра и его первоначального круга читателей. 2. Смысл вся­кого слова в данном месте должен определяться по его связи со смыслом контекста.

• В основе НЛП лежит представление о том, что обучение, па­мять и творчество являются функциями определенных ней-ро-лингвистических программ. Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Значимы­ми для PR являются такие аспекты НЛП, как: принцип «кар­ты и территории», рефрейминг, метафора, три позиции восприятия, списки для визуального наблюдения и техника «якоря». Человек получает коммуникацию по множеству каналов (аудио, визуальный и кинестетический). Но у каж­дого человека существует доминирующий канал, на кото­рый стоит делать акцент при подаче информации.

• Последнее время пропаганда базируется на научных ос­нованиях. Существует две модели пропагандистской коммуникации: модель искривленного источника, мо­дель легитимизация источника. Кроме этого пропаганда достаточно эффективно использует слухи, в результате чего появляется модель слухового источника.

• Критикуя мягкий и жесткий подходы в теории перегово­ров, Гарвардская программа предложила подход, назван­ный «принципиальные переговоры». Его основными по­стулатами являются четыре пункта: делать разграниче­ние между участниками переговоров и предметом переговоров, сосредотачиваться на интересах, а не на по­зициях, разрабатывать взаимовыгодные варианты, ис­пользовать объективные критерии.

• Мифология неразрывно связана с идеологией. Причина­ми успешности идеологии является: претензия на истин­ность, внутреннее непротиворечие, работа с формой, а не содержанием.


 
 


Темы для ннкмммнанщит

1. Использование различных моделей теории перего­воров.

2. Психоанализ и PR.

3. Мотивационный анализ.

4. Идеология как технология PR.

5. Психодрама и PR.

6. Пропаганда как технология коммуникационного воздействия.

||нкы дм aicgngeiai

1. Какие три «программы» имеет классическая риторика?

2. Назовите основные характеристики аргументаций.

3. Что такое герменевтика?

4. Какие законы герменевтики сформулировал ее со­здатель Фр. Шлейермахер?

5. НЛП — это наука или психотехнология?

6. На чем построено НЛП?

7. Какой контрольный список для визуального наблю­дения предлагается в рамках НЛП?

8. Что лежит в основе психодрамы?

9. Какие модели можно еще добавить к стандартным моделям коммуникации?

10. Сопоставьте мягкий и жесткий подходы.

■рмшшесне задана

1. Уцшше «1|1КЯ111У1 pelptiMiiz» (наш)

С помощью однословного рефрейминга можно изменять эмоциональную окраску и смысл слов, например: неуем­ный — энергичный; настырный — настойчивый; невер­ный — находящийся в поиске.

1. Используйте однословный рефрейминг, чтобы «смяг­чить» смысл следующих слов:

Безответственный —...

Глупый —...

Гневный —...

Жесткий —...

Лживый —...

Мнительный —...

Некрасивый —...


Непостоянный —...

Скупой —...

2. Работая в паре, с помощью однословного рефрейминга изменяйте слова, которые вам будет предлагать ваш сосед. Затем поменяйтесь ролями.

2. Уаражаеше «lemma npex нзш!»

Используя технику трех позиций, обсудите систему обу­чения в вузе.

Цель задания: выработка общего отношения группы к вопросу, как надо учиться в вузе.

1. Все присутствующие делятся на группы по три челове­
ка с задачей обсудить систему обучения с трех сторон. Каж­
дый человек в группе занимает одну из следующих позиций
и отвечает на соответствующие вопросы:

• Студент — «Как и для чего я учусь? ».

• Преподаватель — «Как и для чего учится студент? Моя роль в обучении студента».

• Работодатель — «Как и для чего учится студент? Что из его навыков мне понадобится?».

 

2. Каждый из участников фиксирует/записывает свои мысли и примеры.

3. Участники излагают свои позиции в следующем поряд­ке: «Студент — Преподаватель — Работодатель».

4. После того как все трое в группе изложили свои пози­ции, происходит смена позиций по следующей схеме:

3. Практическое задание «Якорь»

Выяснить, какие способы техники «Якорь» используют:

• Преподаватели по отношению к студентам.

• Собеседники в общении друг с другом.

• Директоры предприятий по отношению к своим подчи­ненным.

• Представители государственных структур.


 
 

342 2

Глава 13






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.