Состав и средства маркетинговых коммуникаций За последние годы все большую роль в успехе любой организации приобретают маркетинговые коммуникации наряду с общим возрастанием роли маркетинга. Предприятия постоянно прибегают к методам эффективной коммуникации с целью информировать и убедить потребителей отдать предпочтение определенным товарам и маркам и в какой-то степени побудить и заставить их действовать.
Эти цели достигаются с помощью различных методов и инструментов продвижения: реклама, названия и имидж магазинов, упаковка, рассылка специальных предложений, раздача бесплатных образцов, купонов, скидок, другие коммуникационные виды деятельности.
«Комплекс маркетинговых коммуникаций (комплекс продвижения) представляет собой совокупность средств и методов маркетинга, обеспечивающих доведение информации о товаре, услуге, фирме до покупателя и направленных в конечном счете на совершение им покупки»5.
5 Климин AM. Медиапланирование своими силами. Готовые маркетинговые решения. — СПб.: Питер, 2007. С. 9.
Маркетинговые коммуникации есть процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают коммуникационные посылы и определенным образом реагируют на них.
Для эффективной передачи маркетингового обращения могут использоваться самые разные средства. Важно, чтобы эти средства наилучшим образом информировали, демонстрировали и убеждали в важности характеристик трех остальных элементов комплекса маркетинга: товар, цена, политика распространения товара. При этом в используемом комплексе коммуникаций не должно быть ничего лишнего и случайного. В противном случае это будет нецелевой и бесполезной тратой бюджета, выделенного на продвижение. При этом у фирмы уменьшится прибыль из-за больших расходов на осуществление коммуникации.
По классической теории, комплекс маркетинговых коммуникаций состоит из четырех основных средств воздействия: рекламы, личной продажи, стимулирования сбыта и связей с общественностью (PR, пропаганда).
На структуру комплекса маркетинговых коммуникаций влияет множество факторов: тип товара, этап жизненного цикла товара, стратегия продвижения, особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов, финансовые возможности фирмы.
Рассмотрим несколько подробнее составные элементы комплекса маркетинговых коммуникаций.
«Реклама — форма неличного представления товаров, услуг, фирмы от лица известного производителя посредством размещения обращений в различных средствах информации»6. В дальнейшем мы будем рассматривать массовую рекламу в части медиапланирования, разработки плана использования средств массовой информации (СМИ) для донесения рекламного обращения, а также наружную рекламу и рекламу на транспорте.
Там же. С. 9.
Основной смысл рекламы — информировать и убедить. Продавец посредством рекламы выражает свои намерения, предложения, а потребитель, воспринимая ее, — заинтересованность в данном товаре. Если интерес покупателя не проявился, значит, цель рекламодателя не достигнута.
Преимуществами рекламы как составляющей комплекса маркетинговых коммуникаций являются широкий охват, возможность адресного воздействия на целевую аудиторию. Недостатками считаются отложенный эффект воздействия и реагирования, отсутствие обратной связи и зачастую высокая стоимость.
Средства рекламы (каналы распространения рекламных посланий) выбираются таким образом, чтобы эффективно достичь внимания целевой аудитории. Основными критериями при выборе каналов распространения рекламных посланий являются обеспечение максимального охвата целевой аудитории, соответствие стоимости размещения рекламы выделяемому рекламному бюджету, соответствие характера рекламного сообщения особенностям канала. Также важно обеспечить необходимый географический охват потребителей и желаемые частоту и форму подачи материала. Определение необходимого набора и сочетание всех этих параметров и находится в ведении медиапланировщика, что будет подробнее рассмотрено в последующих главах.
«Стимулирование сбыта— специальные мероприятия, направленные на скорейшее осуществление покупки покупателем или интенсификацию продавцом, характеризующиеся наличием стимулирующего бонуса и условиями его получения»7. Для покупателей бонус — это скидки, подарки, розыгрыши призов, для продавцов — система поощрений и премий.
Стимулирование на сегодняшний день является сравнительно недорогим: и эффективным методом продвижения товара. Стимулирование сбыта используется и как дополнение к массовой рекламе других инструментов продвижения, и как самостоятельное мероприятие с целью увеличения объема
7 Климин A.M. Медиапланирование своими силами. Готовые маркетинговые решения. — СПб.: Питер, 2007. С.9.
продаж в краткосрочном периоде, поддержания лояльности к уже знакомой марке, ознакомления и формирования положительного имиджа при введении на рынок новинок.
Существуют мероприятия по стимулированию сбыта, направленные не прямо на увеличение продаж, а на создание и повышение имиджа фирмы, что косвенно повышает и спрос на ее продукцию.
Преимуществом методов стимулирования являются личный контакт, возможность предоставления покупателю большей информации о товаре, быстрая реакция потребителя» также велика вероятность немедленной и импульсивной покупки. Но стоит заметить, что эффект от стимулирования сбыта, как правило, кратковременный. И нужно действовать осторожно, дабы не подорвать имидж фирмы как производителя качественного товара предложениями скидок и объявлениями о распродажах и акциях.
Выбор средств стимулирования зависит от множества факторов, начиная от особенностей товара, целей и задач кампании и заканчивая знаниями и фантазией специалиста, формирующего план по использованию стимулирующих мероприятий.
Личная продажа— это «устное представление товара и услуг, осуществляемое в ходе беседы представителя фирмы с одним или несколькими покупателями с целью продажи и установления долгосрочных контактов»8.
Преимуществами личной продажи являются возможность передать большой объем информации, наличие обратной связи, демонстрация товара. К недостаткам можно отнести небольшой охват, субъективность продавца в процессе представления товара, кратковременность достигнутого эффекта.
В процессе личной продажи могут присутствовать элементы стимулирования: купоны, скидки, подарки, льготы и т.п.
Эффективность личных продаж определяется в значительной степени квалификацией продавца и его заинтересованностью в процессе. Поэтому многие фирмы тратят много
Там же. С. 9.
времени, усилий и средств на поиск и подбор персонала, его развитие и стимулирование.
Связи с общественностью (public relations)— это «налаживание отношений между компанией и различными аудиториями с целью создания выгодной для компании репутации, положительного отношения к товарам и услугам компании и устранения нежелательных слухов и мнений»9.
В число функций связей с общественностью входит создание положительного образа организации, сохранение репутации и поддержание имиджа, создание у сотрудников чувства ответственности и заинтересованности в делах предприятия.
Инструментами связей с общественностью могут служить постоянные контакты с представителями средств массовой информации, проведение пресс-конференций, «круглых столов», участие в работе социально значимых организаций, благотворительность и т.д.
В процессе работы по продвижению товара все перечисленные элементы коммуникации переплетаются, взаимодействуют и дополняют друг друга. Важно, чтобы применяемые коммуникационные средства и их единая направленность соответствовали общим целям проводимой политики стимулирования продвижения.
Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК)— это «концепция, согласно которой компания тщательно продумывает и координирует работу своих многочисленных каналов коммуникации — рекламы в средствах массовой информации, личной продажи, стимулирования сбыта, связи с общественностью, прямого маркетинга, упаковки товара и других с целью выработки четкого, последовательного и убедительного представления о компании и ее товарах»10.
9 Климин AM. Медиапланирование своими силами. Готовые мар кетинговые решения. — СПб.: Питер, 2007. С. 9.
10 Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вот В. Основы марке тинга. 2-е европ. изд. / Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002.
Согласно другому подходу, в составе комплекса маркетинговых коммуникаций выделяют две составные части: ATL-реклама и BTL-реклама.
К ATL-рекламе (above the line (ATL) — с англ. «над чертой») относят массовые рекламные средства: телевидение, радио, печатные средства, наружная реклама и реклама на транспорте (те средства, которые обеспечивают большой охват, обладают высокой скоростью накопления аудитории, однонаправленным воздействием).
BTL-реклама (below the line (BTL) —- с англ. «под чертой») включает комплекс услуг по стимулированию потребителя: связи с общественностью, стимулирование сбыта, личные продажи, конференции, выставки, реклама в Интернете, различные промоакции, дегустации, спонсорство. BTL-реклама направлена на стимулирование конечного потребителя. Она предполагает диалог, быструю ответную реакцию, заинтересованность. Характерная особенность — поиск нестандартных подходов к ее реализации для максимального привлечения внимания и стимулирования покупателей в местах продаж.
BTL-реклама считается вспомогательной и дополнительной к ATL-рекламе. На BTL-рекламу относят, как правило, средства, оставшиеся в рекламном бюджете после планирования ATL-рекламы. Тем не менее ее роль немаловажна в реализации общей концепции продвижения. И, подобно термину ИМК, здесь используется термин TTL-рекламы (through the line (TTL) — с англ. «через линию»), который сочетает в себе методы как ATL-, так и BTL-рекламы.
1.3. Понятие медиапланирования в общей концепции продвижения и маркетинга
После того как принято решение о концепции товара, особенностях его производства и ценообразовании, каналах сбыта необходимо решить вопрос о разработке плана мар-
кетинговых мероприятий по выпуску товара или услуги на потребительский рынок. В действительности все эти этапы управленческой и маркетинговой деятельности взаимосвязаны и постоянно корректируются, исходя из состояний и изменений внутренней и внешней среды предприятия.
Стратегия маркетинговой коммуникации подчинена общей маркетинговой стратегии, ее целям. Та, в свою очередь, связана с корпоративной стратегией и стратегией бизнеса. Компания при продвижении товара на рынок должна использовать согласованно все элементы комплекса маркетинга. Достижение планируемых результатов маркетинговой стратегии возможно только при успешной реализации всего комплекса маркетинговой и коммуникационной стратегии.
Рекламную стратегию зачастую рассматривают как часть общей коммуникационной стратегии. В нее включается только работа со средствами информации, размещениями в них сообщений о предлагаемых товарах и услугах.
Однако мы уже упоминали о том, что все элементы коммуникации зачастую взаимосвязаны и дополняемы. К тому же не все предприятия имеют возможность разделять функции в части продвижения между несколькими специалистами. Зачастую концепцию продвижения разрабатывает один человек и согласовывается она комплексно. Для удобства восприятия под рекламой, рекламной деятельностью (стратегией) далее будем понимать весь комплекс мер и действий по продвижению продукции (о чем говорилось в определении ИМК). Этот комплекс будет включать и стимулирование, и действия по связям с общественностью, и другие предметы коммуникации, — все то, что так или иначе приближает товар или услугу к конечному потребителю.
Суть рекламной стратегии состоит в том, чтобы донести до потребителя решение проблемы, конкретное преимущество, выгоду материального или психологического характера, которое дает предлагаемый товар.
Эффективность составленной стратегии продвижения товара зависит от правильности ответа на представленные вопросы.
1. На кого будет ориентирована вся рекламная активность? При этом важно разделять понятия потребителя и покупателя товаров, так как эти участники рыночных отношений не всегда совпадают друг с другом. То есть ключевым моментом предпланирования рекламной стратегии является определение целевой аудитории, на которую будут направлены все механизмы коммуникации.
2. Что необходимо рассказать и потсазать потребителю? То есть четко определить наполнение рекламного послания, исходя из качеств и свойств товара, которые хотим донести до потребителя.
3. Где, в какое время, в каком количестве необходимо разместить, передать рекламное послание установленной целевой аудитории?То есть выделить средства рекламы, наиболее популярные среди представителей потенциальных покупателей, дабы максимально широко охватить и в кратчайшие сроки их проинформировать о предлагаемой продукции.
Определение того, на какую аудиторию рассчитана рекламная стратегия, — важный, основополагающий этап. Он является необходимым как для разработки рекламного сообщения (творческий этап, креатив), так и для выбора средств распространения рекламы.
В части творчества необходимо определить, какой смысл должен быть вложен в рекламное сообщение, что необходимо донести до целевой аудитории. Сообщение должно помочь понять, какую проблему (утилитарную, бытовую или психологическую) покупатель решит, приобретя именно этот продукт.
Распространенная формула успешно составленного рекламного сообщения — AIDA— включает следующие этапы:
- внимание (attention). Первоначальный контакт с рекламным сообщением и привлечение внимания;
- интерес (interest). Восприятие рекламной информации, возникновение интереса;
- желание (desire). Формирование положительного отношения к продукции и побуждение к покупке;
- действие (action). Импульс и реализация совершения пробной покупки.
С помощью средств рекламы мы доносим разработанное рекламное послание до конкретной аудитории, выбранной на начальном этапе планирования рекламной стратегии.
Выбор средств рекламы — это так называемый технический этап разработки концепции продвижения. Выбор и последовательность действий опирается на исследовательскую информацию, расчеты и модели поведения и восприятия потребителями сообщений. Однако как и из-за отсутствия подчас полной, достоверной информации о показателях медиа-предпочтений, так и из-за быстро меняющейся ситуации на рынке в данном этапе присутствуют и элементы творчества. Эффективность разработанной медиаполитики зависит также от интуиции разработчика в системном и комплексном видении, прогнозировании маркетинговых мероприятий.
Насколько удачно будут выбраны средства распространения рекламы, будет зависеть эффективность коммуникационного воздействия. Какое средство рекламы максимально соответствует целевой аудитории, сколько человек увидит, услышит рекламу, с какой частотой, какие должны быть показатели рекламных контактов для достижения поставленных целей, как сделать так, чтобы потраченные на рекламу средства работали наиболее эффективно, — на эти и другие вопросы отвечает медиапланирование.
Медиапланирование является важным тактическим этапом в комплексном планировании рекламной стратегии. Любое оригинальное и интересное по разработке, содержанию и исполнению рекламное сообщение может быть неэффективно при неудачном размещении. При этом неэффективно как в части планируемого воздействия, так и в перерасходе средств на достижение поставленных рекламных целей.
Медиапланирование — комплекс мер по разработке медиаплана, включающего описание целей и задач рекламной кампании, целевой аудитории рекламного воздействия, графика выхода рекламных сообщений в рамках опреде-
ленной рекламной кампании в заданный временной период. Медиапланированием называется процесс выбора средства рекламы (медиа), конкретных видов внутри каждого средства (определенных газет среди печатной продукции, телеканалов в общем ТВ-вещании и т.п.), времени, частоты размещения рекламной информации, географии размещения (национальный, региональный, местный уровень).
Более всего методы медиапланирования распространены среди СМИ, менее -— в наружной рекламе и рекламе на транспорте по причине трудностей в оценке эффективности и замеров медиапоказателей.
Предподготовка к планированию начинается еще на этапе разработки маркетинговой стратегии и постановки маркетинговых задач. Они и определяют рекламные задачи и стратегии.
Медиапланирование — важный и необходимый этап в составе общего планирования рекламной кампании. Специалист по медиапланированию, если он выделен в составе предприятия или как отдельный специалист в агентстве, начинает работу по планированию совместно с маркетинговым отделом и постоянно координирует с ним свою деятельность.
Медиапланировщик или специалист, фактически исполняющий его функции, должен не только обладать большой базой знаний о носителях рекламной информации, но и разбираться в маркетинге, рекламном деле, быть и психологом, и социологом-исследователем. Специалист по медиапланированию должен уметь выбрать правильный вариант из множества возможных, уметь обосновать свой выбор.
Эффективным медиапланирование является тогда, когда решения, разработанные по ходу этого процесса, предусматривают размещение рекламного сообщения в наиболее подходящем для целевой аудитории медиасредстве, т.е. в самое выгодное время (выигрышном месте), с оптимальным размером (хронометражем), необходимое количество раз при минимально возможном бюджете.
В процессе медиапланирования выделяют стратегическую и тактическую части. Формирование стратегии и определение целей является основой для последующего выбора тактики продвижения. Стратегический план— это, как правило, долгосрочный документ, отражающий основные направления рекламного планирования, характеристики товара и аудитории потребителей. Выбор тактики осуществляется на более краткий по срокам период. Тактический план постоянно корректируется и сравнивается с общим стратегическим планом. Но это не значит, что последний не может быть видоизменен и дополнен. Задача ме-диапланировщика и состоит в мобильном реагировании и подчинении медийной части продвижения общей ситуации на рынке изменениям в медийной политике и маркетинговой, управленческой, производственной деятельности фирмы.
В рамках стратегии определяется выбор медиасредств, их взаимодействие, формат сообщений, период и длительность кампаний. На уровне тактики осуществляется выбор и взаимодействие отдельных видов носителей в рамках медиа-средств, выделенных на этапе разработки стратегии, график выходов сообщений и показатели эффективности.
Под средствами рекламы, медианосителями рекламыдалее будем понимать средства информации в целом как категории: телевидение, радио, пресса, наружная реклама. Отдельные виды средств рекламы— это конкретные носители в рамках определенных медиасредств. Так, в наружной рекламе — это адресная программа, отдельные щиты и форматы, в прессе — определенные журналы, газеты, на радио — определенные радиостанции, передачи внутри каждой радиостанции и время выхода рекламных роликов, на телевидении — телеканалы и передачи.
Любой этап работы медиапланера подчинен целям, которые должны быть достигнуты в результате планирования рекламных кампаний. Задачей медиапланировщика или маркетолога, занимающегося медиапланированием, является установление приоритетных целей, наиболее значимых задач. Цели должны быть достижимыми, конкретными, ясными, четкими по срокам исполнения.
Обычным критерием успешной рекламной кампании для производителя продукции является увеличение продаж и, как следствие, прибыли. Здесь необходимо уяснить, что медиапла-иирование призвано помочь в достижении этой цели, но оно является не определяющим, а лишь звеном в цепочке общей маркетинговой политики. На прибыль и продажи в немалой степени будут влиять и качество самого товара, цена, место размещения, фактор сезонности, качество обслуживания и т.д. — все то, о чем говорилось при рассмотрении комплекса маркетинга.
Задача медиапланирования состоит в донесении информации о продукции до потребителя с учетом поставленных медиацелей. Маркетинговую цель (продажи, прибыль) при ме-диапланировании необходимо переводить в цель рекламную (знания, лояльность и т.д.) для более конкретного понимания того, чего мы хотим достигнуть при реализации медиаплана, и по каким критериям определять его эффективность.
После разработки медиаплана (как итогового результата процесса медиапланирования) начинается этап его реализации. Осуществляется покупка рекламных площадей (медиабаинг), реализация медиаплана и отслеживание рекламной кампании (соответствие выходов сообщения составленному плану).
По окончании рекламной кампании или запланированной ее части определяется эффективность ее реализации путем сравнения планируемых и достигнутых результатов. По итогам сравнения и исследований вносятся, в случае необходимости, определенные коррективы в старые задачи и осуществляется постановка новых.
|