Особенности замера аудиторий медианосителей Замером аудитории носителей рекламы, определением медиапредпочтений, а также мониторингом эфирных событий занимаются специализированные исследовательские организации. Безусловно, подобные замеры могут производиться и самостоятельно. Однако не каждая фирма содержит в штате специалистов по данным вопросам и располагает значительными средствами и ресурсами для подобных исследований.
На данный момент в России существует достаточно большое количество специализированных исследовательских организаций, осуществляющих рейтинговые исследования аудиторий СМИ. Наиболее известными из них являются: COMCON 2; Gallup Media, Russian Research, ВЦИОМ/ МедиаМар, НИСПИ и др. Также действуют две мониторинговые компании: Gallup AdFact и Russian Public Relations Group (RPRG).
Первые шаги исследовательских фирм были направлены на измерение телеаудитории. Данные рейтинговых исследований постепенно стали использоваться при продажах рекламного времени на телевидении. Кроме того, они стали активно применяться при медиапланировании для экономии бюджетных средств при более точном размещении рекламы. Ведь именно на телевидение приходятся самые большие затраты по сравнению с другими рекламоносителями.
Изначально телеаудитория измерялась только с помощью методики day after recall(воспоминание вчерашнего дня). Обращение к человеческой памяти является одним из основных ограничений использования подобной методики. Респонденту приходится не только припоминать название те-
лепередач, телеканалов, которые он смотрел вчера, но и пытаться вспомнить точное время и по памяти оценить, смотрел ли он больше половины передачи. При измерении рейтингов конкретных телепередач нельзя ничего сказать о телесмотрении рекламных пауз, которое в первую очередь интересует рекламодателей. Данная методика ограничивает также и набор показателей, который характеризует интенсивность и частоту телесмотрения.
Кроме этого, методика day after recall предполагает проведение исследования на следующий день после просмотра телепередач. Оперативно же опросить большое количество людей, необходимое для репрезентативности выборки, и обработать данные достаточно сложно. Для этого используется метод телефонного интервьюирования системы компьютерного автоматизированного телефонного интервьюирования (CATI), при которой все интервью контролируются единым сервером. Однако использование телефона в качестве инструмента интервьюирования приводит к территориальным ограничениям.
Телеаудиторию измеряют также с помощью дневниковой панели. Дневник, как правило, состоит из таблиц с перечислением телеканалов в строках и 15-минутными интервалами в столбцах. Он заполняется в течение недели по мере просмотра телевидения или в конце каждого дня. Дневниковая панель как метод измерения обладает одним ограничением: респонденты должны добровольно и тщательно заполнять свои дневники, отмечая все включения и выключения телевизора, переключения на другие каналы, а также свои входы и выходы из комнаты с работающим телевизором. Это довольно трудоемкий процесс для опрашиваемого.
Именно в силу таких ограничений рассмотренных выше методик замера телерейтингов большую популярность приобрели пипж-метровые панели, являющиеся на сегодняшний день наиболее точным из всех известных способов замера аудитории. В рамках данного метода регистрация и сбор данных о телесмотрении проводятся с помощью специального
электронного устройства — пипл-метра. В России исследования телеаудитории с использованием данного аппаратного устройства проводятся компанией TNS Gallup Media. Эти данные являются основой для взаимодействия участников телевизионного рынка. Такое исследование является панельным исследованием, в котором участвуют жители городов с численностью более 100 тыс. чел.
Процесс формирования пипл-метровой панели, ее поддержка и реализация — достаточно трудоемкий процесс, требующий к тому же значительных финансовых средств. Именно поэтому не все исследовательские организации могут применять данный метод для замера и регистрации телеаудитории.
Как правило, начальный этап данного исследования состоит в формировании выборки. Для начала проводятся установочные исследования (обычно раз в год) для того, чтобы выборка пипл-метровой панели репрезентировала генеральную совокупность. Происходит сбор статистической информации о населении, а также информации о переменных, оказывающих влияние на телесмотрение. По данным установочного исследования определяют состав выборки.
После набора участников выборки, получения их согласия об участии в исследовании производят установку необходимого оборудования. Пипл-метры устанавливаются на телевизор и регистрируют, какой канал смотрится в определенный момент. Специальный пульт дистанционного управления имеет количество кнопок, соответствующее числу членов семьи. При начале или окончании просмотра каждый член семьи должен нажать «свою» кнопку на пульте. Данные обо всех переключениях, началах и окончаниях просмотра записываются в блок-память устройства и каждую ночь пересылаются посредством телефонной линии в центр обработки информации.
Для получения информации о телесмотрении определенных событий (передач, рекламных блоков, роликов) необходим сбор информации о точном времени их выхода. Для этого используются данные мониторинговых компаний.
После получения «сырых» данных происходит их обработка с помощью различных процедур. В частности, проводят взвешивание данных — сохранение баланса, соответствия основных параметров между выборкой и генеральной совокупностью.
Проведение исследований телесмотрения и мониторинга телесобытий позволяет решить следующие задачи:
- определить общий имидж каналов и программ;
- провести анализ восприятия продукта (программ, ведущих, оформления канала);
- выбрать временной интервал для выхода новой программы;
- выбрать программу для определённого временного интервала;
- планировать эффективное размещение рекламы;
- оценить эффективность рекламы и др.
При размещении рекламы в прессе необходимо знать ряд характеристик и параметров газет. Среди наиболее легко определяемых параметров можно назвать:
- тираж газеты;
- география и механизм распространения;
- периодичность выхода;
- тематическая направленность;
- стоимость размещения рекламы.
Эти данные можно узнать у самих печатных изданий, из прайсов и просто у сотрудников редакции или рекламного отдела. Но для эффективного планирования и реализации рекламной кампании этой информации недостаточно. Необходимы знания об:
- объеме и структуре аудитории печатного издания;
- отношении аудитории данной газеты к рекламной информации, степени доверия к ней;
- объеме и тематической направленности публикуемой рекламы;
- популярности данного издания среди других рекламодателей и т.п.
Эти статистические характеристики выяснить несколько сложнее, так как их можно получить только из специальных социологических и мониторинговых исследований.
Исследования, проводимые для прессы, позволяют также:
- выяснить отношение читателей к редакционным материалам, оформлению издания;
- спрогнозировать реакцию читателей на выход нового издания;
- проанализировать имидж издания, как его воспринимают сами читатели;
- определить эффективность рекламного воздействия на аудиторию и пр.
Аудитория газеты как рекламоносителя характеризуется двумя параметрами — размером и структурой. Соответственно эти параметры и исследуются при измерении аудитории печатных изданий. Размер аудитории издания — это вероятное число читателей одного номера издания, число постоянных читателей. Структура аудитории предполагает выявление аудитории изданий по социально-демографическим признакам.
Базовой методикой исследований аудитории прессы является методика Recent readership («последнее, недавнее чтение»)13. Вее рамках собирается информация о чтении издания в течение определенного периода времени и дате последнего прочтения издания. Обычно период, за который выявляется чтение издания, определяется, исходя из периодичности самого издания. Затем на основании полученной информации при последующей обработке данных получают показатели размера и структуры аудитории изданий.
Для радио могут быть применены следующие виды исследований:
13 Щепилов К.В. Медиаисседования и медиапланирование. — М.: «РИП-холдинг», 2005.
- определение размера и структуры аудитории радиостанций;
- анализ имиджа радиостанции;
- тестирование музыкального формата, немузыкальных составляющих эфира (радиопрограммы, радиошоу, ведущих радиоэфира, заставки и т.п.);
- определение эффективности рекламы и др.
Для сбора информации об аудитории радио используют методики day after recall, дневниковые методы опроса, синхронный опрос. Методика day after recall уже была рассмотрена при изучении исследований телеэфира. Она применима и для радио, так как оно является эфирным СМИ. При этом приходится полностью полагаться на память респондента. Метод day after recall при телефонном опросе состоит в предложении респонденту вспомнить, что он слышал в течение прошедшего дня или некоторое время назад и в какое время. В рамках же синхронного опроса спрашивается о прослушивании радио на момент звонка.
Несмотря на отличие Интернета от традиционных СМИ (телевидение, радио, пресса), к нему также применимы многие методики исследования аудитории. Интернет обладает своим техническим потенциалом — количеством подключенных компьютеров, их характеристиками и т.д. Реализация потенциала так же, как и для традиционных СМИ, выражается в приобретенной аудитории. С точки зрения планирования размещения рекламы на сайте исследуют:
- объемы аудиторий сайтов за определенный период времени (сутки, неделю, месяц);
- социально-демографические характеристики аудитории интернет-сайтов;
- распределение аудитории интернет-сайтов по времени посещения, просмотра интернет-ресурсов;
- предпочтения, мнения и пристрастия пользователей, рейтинги ресурсов;
- долю посетителей ннтернет-сайтов среди всех пользователей Интернета;
- частоту пользования интернет-ресурсом и др.
При планировании размещения рекламы в Интернете
важно учитывать, что демографический портрет аудитории сайта важнее, чем просто количество посетителей.
Наиболее распространенным методом исследования аудитории Интернета является телефонный опрос (CATI). Опрос организуется с помощью единой системы сбора информации с использованием общей программы сбора данных, и проводят его специально подготовленные интервьюеры. Поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Лица, не подходящие для исследования по социально-демографическим данным, не опрашиваются.
Кроме этого, применяют и метод личного опроса (face-to-face). Поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по квартирам, на улице, в магазинах и т.д. (условия поиска определяются заранее). Методика опроса позволяет получить от респондентов большое количество информации. Данные, полученные в процессе опроса, подвергаются статистической обработке и анализу.
При измерении аудитории посредством онлайн-опро-сов используются преимущества самого Интернета в области организации различного рода анкет и опросов, аналогичных стандартным социологическим анкетам. Как разновидность онлайн-опроса выделяют e-mail-рассылку приглашений в почтовые ящики респондентам с предложением участвовать в опросе. Одновременно в письме содержится ссылка на сайт, на котором расположена анкета.
Менее мобильным видом онлайн-опроса — является web-опрос.Вданном случае анкета размещается на самом сайте компании. Посетителям сайта предлагается пройти участие в опросе. Преимуществом данного вида опроса является существенно небольшие затраты на его проведение, недостатком — только ограничение возможных участников кругом лиц, заинтересовавшихся сайтом (зашедшим на него). Однако данный недостаток не существенен, если при опросе интересны только участники, непосредственно заинтересовавшиеся деятельностью фирмы, сайтом.
При онлайновом подходе в опросах принимают участие люди, которые могут отвечать на вопросы нечестно, например неправильно указывать свой пол, возраст и доход, и это невозможно проверить. При этом в исследовании участвуют наиболее активные пользователи, поэтому отсутствует возможность контроля.
Кроме аудитории, предметом исследования Интернета могут быть:
1) состояние и динамика технического развития Интернета: распространенность различных видов подключения, качество, скорость подключения; общее количество компьютеров, имеющих доступ к Интернету в расчете, например на тысячу жителей страны и др.;
2) содержание, наполнение (контент) Интернета: количество и направленность сайтов; классификация ресурсов Сети; представленность различных тем; оценка содержания сайтов и др.
Подобные изучения проводятся на основании статистических данных министерств связи, провайдеров. Некоторые данные получают также и выборочными опросами. Исследования содержания Интернета осуществляются в основном техническими, программными средствами.
Данные медиаисследований могут предоставляться специализированными компаниями своим клиентам ввиде письменных отчетов и публикаций с заранее оговоренным набором показателей. В этом случае заказчики могут пользоваться при планировании только этими статистиками и описаниями аудиторий. Также возможно предоставление исследовательских данных в виде компьютерных баз данных, с помощью которых можно самостоятельно моделировать схемы размещения рекламы в СМИ, отслеживать возможные меди-аэффекты, самостоятельно разрабатывать целевые аудитории и анализировать их по медиапредпочтениям и т.д. Такие программы содержат не только необходимый набор медиаданных, но и служат инструментами медиапланирования, позволяют автоматически оптимизировать разработанные медиапланы.
Но, несмотря на высокую техничность, полностью доверять подобным методам планирования не стоит. Многие программы не учитывают характера и наполнения СМИ, размера, места размещения и, наконец, оформления самого рекламного объявления. Необходимо делать поправку на возможную неточность, смещенность дацных. Исследования нужно проверять с точки зрения здравого смысла и иных, не учитываемых при таких методах планирования факторов.
Вследствие высокой стоимости приобретать готовые исследовательские данные и делать соответствующие заказы на их проведение способна не каждая организация. В этом случае медиапланер должен уметь самостоятельно находить данные, пусть даже и в обобщенном виде. Это могут быть публикации выдержек из исследовательских проектов. Многие исследовательские фирмы размещают на своих сайтах определенную статистическую информацию, СМИ публикуют результаты медиаисследований их собственной аудитории. Хотя здесь следует быть осторожными, дабы не стать жертвой самих СМИ в желании быть более привлекательными в глазах рекламодателей с помощью более выгодной подачи информации. Эти цифры и данные можно использовать только как приблизительные ориентиры при отсутствии других данных.
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
И КАТЕГОРИИ МЕДИАПЛАНИРОВАНИЯ
Медиаплан формируется на основе анализа значительного числа факторов, характеризующих то или иное медиасредство.
Определить, какие каналы рекламы следует привлечь, помогает ряд показателей, о которых полезно иметь представление и тем, кто заказывает размещение, и тем, кто его осуществляет. Эти данные доступны рекламистам благодаря деятельности исследовательских организаций, которые отслеживают рекламные трансляции и публикации практически во всех СМИ, фиксируют их и обрабатывают с помощью довольно сложных компьютерных программ, используя статистические методы. Результатом этих исследований являются показатели, необходимые для оптимального планирования рекламной кампании. Подробные сведения собираются и о представителях читательской и зрительской аудитории. Эта информация дает возможность ответить на вопрос, что представляют собой люди, предпочитающие те или иные информационные средства.
Сегодня специалисты по планированию рекламных кампаний получают данные, на основе которых возможно научно обоснованно разрабатывать медиапланы. Большинство основных понятий и методик по медиапланированию пришло к нам из западной теории.
Проанализировав внешнюю и внутреннюю ситуацию на предприятии, изучив все данные по медиаисследованиям, специалист, занимающийся планированием рекламных кампаний, приступает непосредственно к медиапланированию. Собственно, все перечисленные моменты входят в обязанности и сферу де-
ятельности медиапланировщика. Они важны для оптимально разработанного медиаплана, но составляют, скорее, подготовительный этап перед процедурой медиапланирования.
Несмотря на то что в процессе планирования рекламных кампаний присутствует во многом элемент творчества, интуиции и он часто зависит от личности медиапланера, процедура медиапланирования во многом стандартизирована. Особенно это проявляется в наличии определенных (стандартных) методик по медиапланированю, показателей планирования, определения эффективности разработанного медиаплана и определенной терминологии.
Попытаемся выявить основные распространенные категории и показатели, используемые при медиаплани-ровании,определим их назначение. Многие термины могут показаться несколько специфичными и ненужными для специалиста, занимающегося медиапланированием, не имеющего специализированных баз данных и информации по медиапред-почтениям. Однако не стоит ими пренебрегать. При контакте с рекламными агентствами и другими участниками медиарын-ка, различными вторичными источниками информации данная терминология может понадобиться для полноправного участия в отношениях, существующих на рынке рекламы.
Изучение медиапоказателей и категорий осуществляется перед рассмотрением особенностей процедуры медиапланирования. Это сделано для того, чтобы по ходу изучения особенностей этой процедуры не отвлекаться на объяснение и уточнение всех понятий, чтобы в комплексе понять всю взаимосвязь цепочки медипланирования.
|