Основные показатели аудитории радио Наиболее распространены два показателя, в том числе для публичной выкладки результатов исследований.
AQH (Average Quarter Hour)— средний рейтинг 15-минутного интервала, количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале, выраженное в тысячах человек или в процентах от целевой группы.
Как известно, «радиослушание», в отличие от «телесмотрения», носит «фоновый характер», и слушатель часто переключается от одной радиостанции к другой. Поэтому для радио рассчитывается «средняя 15-минутная аудитория».
Reach— накопленный охват радиостанции за сутки (Reach Dly (daily)), за неделю (Weekly Reach), за месяц
(Monthly Reach). Исчисляются показатели как в тыс. чел., так и в процентах от целевой аудитории.
В расчет, как правило, принимаются радиослушатели, которые хотя бы 5 минут слушали радиостанцию (в отличие от телеэфира с ограничением в 1 минуту). Это связано с распространенными методами исследования (более точные данные по телеэфиру).
В этом случае говорят, что «в среднем хотя бы 5 минут в течение усредненного 15-минутного интервала радиостанцию X слушают п тысяч человек или п % аудитории».
При исследовании ТВ может использоваться показатель более распространенный: Gross/Target Rating Point — количество контактов с рекламой на 100 человек среди всего населения/в целевой группе.
При наличии специализированных исследований или развернутых отчетах об исследовании аудиторий и популярности радио могут встретиться следующие показатели:
AQH Share — доля слушателей определенной станции от слушателей радио в целом;
TSL (Time Spent Listening) — продолжительность прослушивания радиостанции за сутки (Dly), за неделю;
Exclusive Reach (Эксклюзивная аудитория)— количество человек, которые слушают только эту радиостанцию за день или за неделю;
Core Audience (Ядро аудитории) — количество человек, которые слушают эту радиостанцию дольше всех других радиостанций;
Core, Exclusive, Loyalty — характеристики лояльности аудитории;
Conversion Index (Индекс соответствия) — показывает, насколько целевая группа типична для аудитории радиостанции. Индекс больше 100 говорит о том, что станцию в целевой группе слушают больше, чем в среднем по населению.
Исследуются также слушатели по месту слушания радио, определяются показатели пересечения аудиторий радиостанций.
Показатели для медиапланирования:
Cost per Point (CPP)—- стоимость пункта рейтинга. Определяет, сколько стоит достижение 1% целевой группы. Исчисляется путем отношения стоимости, затраченной на рекламу на определенной радиостанции, к AQH% этой же станции соответствующего периода;
Cost perthousand (CPT)— стоимость достижения тысячи слушателей. Определяется как отношение стоимости, затраченной на рекламу на определенной радиостанции, к AQH этой же станции соответствующего периода;
Frequency (средняя частота контактов с рекламным сообщением)— сколько в среднем каждый человек из целевой группы услышит рекламный ролик;
Reach n+— количество людей, которые услышат рекламный ролик п раз и более.
Печатные издания
Статистики, применяемые при замере аудитории печатных изданий и оценке эффективности медиаплана, несколько отличны от показателей эфирных СМИ. Объясняется это особенностями замера аудитории и самих печатных СМИ.
При замере аудиторий печатных изданий применяются общие статистики.
Аудитория одного номера издания (Average Issue Readership— AIR)— усредненное количество читателей одного номера. Может выражаться в абсолютном значении или в процентах от населения или целевой аудитории. В процентном выражении этот показатель является аналогом понятия «рейтинг» для прессы (процент опрошенных, читающих один номер издания). Иногда используется термин Cover, позволяющий оценить, какой объем аудитории будет охвачен, если разместить рекламу в одном случайно выбранном номере издания. Также он позволяет оценить и сравнить эффективность вложения в рекламу в издания с различным тиражом.
Аудитория заполгода — количество человек, читавших или просматривавших издание хотя бы раз за полгода. Может
быть выражено в абсолютном значении (тысячи человек) или в процентах от населения или целевой аудитории.
Показатель полугодовой аудитории в исследованиях обозначается различно. Необходимо читать расшифровку статистик, так как при общей схожести обозначенных показателей методика их расчета различна. Аудитория за полгода показывает общий охват, популярность и потенциал издания и целесообразна для использования при оценке регулярной и масштабной рекламной кампании (при неоднократном размещении в издании). AIR оценивает аудиторию одного среднего номера издания. При сравнении, скажем, двух изданий, AIR у одного может быть больше, чем у другого, притом, что аудитория за полгода будет меньше. Здесь нужно определить, какой показатель в оценке будет приоритетным в зависимости от объема и сроков размещения, целей исследования.
Подобно исследованиям радио, печатные издания могут изучаться на предмет наличия лояльной и эксклюзивной аудиторий. Этот анализ пригодится при выборе определенного издания среди подобных нескольких.
Лояльная аудитория— количество человек, читавших или просматривавших все или почти все номера издания. Это наиболее внимательная часть аудитории. Они наиболее интересны, если в ходе рекламной кампании мы набираем частоту восприятия.
Эксклюзивная аудитория— количество человек, читавших одно из сравниваемых изданий, но не читавших при этом другое.
Существует еще несколько показателей по пересечению аудиторий изданий, служащих для более глубинного анализа при выборе изданий или определения общей эффективности при планировании размещения на нескольких. Но, как правило, такой анализ доступен только при наличии специализированных баз данных, предоставляемых исследовательскими организациями. При отсутствии таковых медиапланировщик может самостоятельно определить по наполнению, тиражу, стоимости номера и т.д., что за ауди-
торию представляет издание. Исходя из этого, при сравнении номеров можно предположить пересечение аудиторий и затем, ориентируясь на цели рекламной кампании и бюджет, выбрать одно или несколько изданий для размещения.
При медиапланировании в прессе применяют следующие рекламные статистики.
Cover— охват аудитории в тыс. чел. в целевой аудитории, исходя из общего количества размещений. Охват рекламной кампании — процент представителей целевой группы, которые должны прочесть издания, использованные в плане (а не увидеть конкретное рекламное объявление).
Индекс соответствия (Affinity Index/Index T/U)— индекс, показывающий насколько чаще издание читают представители целевой группы, чем население в целом (рейтинг в целевой группе, деленный на рейтинг среди всех респондентов, умноженный на 100). Индекс больше 100 означает, что план направлен на аудиторию, и что издание в целевой группе читают больше, чем в среднем по населению.
GRP (Gross Rating Points)— количество рекламных контактов, сумма рейтингов, набранная прессой за весь расчетный период рекламной кампании.
TRP (Target group Rating Points)—суммарный рейтинг или количество контактов с рекламным сообщением на сто человек в целевой аудитории. Сумма рейтингов, набранная в целевой группе за весь расчетный период рекламной кампании.
Frequency (частота)— количество рекламных сообщений, которое в среднем увидит каждый человек из охваченной части целевой аудитории за исследуемый промежуток рекламной кампании (средняя возможность увидеть рекламное объявление в газете). При планировании определяется эффективная частота— частота контактов за указанный промежуток времени, считающаяся оптимальной для целей определенной рекламной кампании.
Стоимостные показатели оценки эффективности рекламной кампании в прессе:
Cost TRP— стоимость пункта рейтинга в целевой аудитории (стоимость информирования 1% жителей региона или представителей целевой группы);
СРТ Cover— стоимость достижения тысячи человек.
Рассчитываются стоимостные показатели путем отношения общего бюджета, затраченного на размещение в конкретном издании за исследуемый период, к показателям рейтинга и охвата за подобный же период.
Приотсутствииданныхпоказателейвкачествезнаменателя (показателя эффективности) на практике применяются различные основания, в зависимости от наличия информации: тираж (стоимость рекламы на один номер издания), модуль, квадратный сантиметр приобретенной рекламной площади и т.д. Но при подобных расчетах при планировании рекламы в прессе необходимо учитывать, что, в отличие от радио и ТВ, к рекламе в прессе читатель может возвращаться. Либо же, наоборот, например при размещении в бесплатных рекламных изданиях, велика возможность наличия потерянных номеров (такие издания нередко выбрасываются, даже не будучи прочитанными).
При планировании размещения рекламы в прессе с использованием данных необходимо внимательно относиться к описанию целевой группы и ее объему в исследовании. При этом нужно не переоценить значения AIR и особенно обращать внимание на индекс соответствия, а также — на тему и жанр рекламного объявления, как оно будет смотреться в контексте наполнения и стилистики того или иного издания.
Наружная реклама
Планирование наружной рекламы обычно проводят, исходя из соображений размещения на самых оживленных улицах, трассах, маршрутах и т.д. Подвести под этот носитель какую-то точную статистику весьма трудно. Это связано с назначением самого СМИ (фоновый характер рекламы) и отсутствием четких и однозначных методов замера аудитории этого средства рекламы.
Пожалуй, можно выделить только один показатель аудиторный и, как следствие, один показатель финансовой эффективности размещения:
- OTS — количество контактов с аудиторией;
- расчет СРТ (cost per thousand ) цены за тысячу экспозиций — визуальных контактов со зрителем. Показатель СРТ — это затраты на тысячу зрителей. Определяется он как отношение бюджета рекламной кампании (стоимость изготовления сопутствующих материалов и конструкций, аренды места) к численности ее аудитории в тысячах человек (за сутки).
При наличии подробной информации о пассажиропотоке (социально-демографические характеристики пешеходов, водителей) возможен расчет по той же формуле затрат на 1000 контактов с целевой аудиторией.
При попытках сравнения с другими носителями иногда за один выход принято считать размещение наружной рекламы в течение одного дня.
Так или иначе, статистика по оценке аудитории и финансовой эффективности размещения на данном носителе будет очень приблизительной. Планирование основывается в основном на изучении места размещения и субъективной оценке такового медиапланером.
Более точные данные по оценке наружного размещения рекламы возможны только в метро. В некоторых городах имеются более или менее точные подобные о пассажиропотоке на улицах. Но, к сожалению, данные исследования встречаются весьма редко.
Интернет
Исследования эффективности рекламы в Интернете (по крайней мере, ее просмотра) являются наиболее точными и оперативными. В процессе изучения эффективности размещения рекламы в Интернете используют следующие показатели.
Хост (Host) — количество уникальных пользователей, загрузивших страницу. Это способ идентификации уникаль-
ного пользователя, с которым ассоциируется уникальный IP-адрес компьютера, с которого происходит доступ. Данный показатель хоть и достаточно распространен, но не лишен погрешностей. Есть вероятность, что страницу посетят разные пользователи с одним и тем же IP-адресом.
Хит (Hit)— загрузка любого элемента (html-документа, графического файла, в том числе и баннера и т.д.) пользователем Интернета. Хит— вызов (загрузка) страницы пользователем. При этом одна страница может содержать несколько элементов, и ее открытие будет равняться сразу нескольким хитам. Таким образом, количество хитов не будет равняться числу пользователей.
Хит и Хост — основные понятия при оценке посещаемости сайта как рекламоносителя. Например, сайт имеет в среднем в день 50 хитов при 10 хостов. Это значит, что на сайт пришло 10 тысяч человек, каждый из которых просмотрел в среднем по 5 страниц. По аналогии с печатными изданиями, журнал с определенным объемом страниц с тиражом 10 тысяч экземпляров приобрели 10 тысяч покупателей. Каждый из покупателей прочитал в среднем 5 страниц журнала и увидел рекламу, расположенную на этих 5 страницах. В отличие от печатных изданий, рекламодатель, размещающий сообщение в Интернете, не платит за рекламу, которую не увидел посетитель сайта. То есть хиты и хосты — это реальные люди, просмотревшие реальные страницы и видевшие рекламу, размещенную на них.
Посещение, визит, сессия на сайте (Site Session)— определяется как серия запросов к серверу, сделанных одним пользователем в заданный промежуток времени.
Стоимостные показатели:
- CTR (click-through rate)-— показатель «кликабель-ности», отклик баннера. Определяется как отношение числа переходов по объявлению к числу его показов, т.е. процент людей, среагировавших на объявление. Важно следить, чтобы этот показатель не снизился (т.е. когда объявление показывается часто, но на него никто не реагирует);
- CPM— стоимость за тысячу показов рекламы;
- показатель эффективности рекламной кампании ROI
(return of investment — возврат рекламных инвестиций) определяется путем деления дохода от рекламы на расход на эту рекламу.
Основными показателями посегцаемости сайта являются следующие:
- максимальная аудитория за день, неделю, месяц (daily reach, weekly reach, monthly reach);
- постоянная аудитория (т.е. показатели объема аудитории, возвращающейся на сайт с определенной частотой);
- активность аудитории и степень заинтересованности аудитории.
Зная динамику изменения этих показателей, можно проследить за течением, эффективностью проведения рекламной кампании в Интернете.
Показатель максимальной аудиторииотражает всех посетителей, побывавших на интересуемом сайте за исследуемый период, т.е. оценивается, сколько людей вообще видело сайт, на котором размещена реклама. Этот показатель интересен как для всей рекламной кампании в целом, так и для определенного ее периода, например недели, месяца.
Объем рекламной кампании— это показатель, соответствующий объему максимальной аудитории. На основе этого показателя рассчитывают все стоимостные показатели: СРМ (стоимость тысячи показов рекламного материала), ROI (скорость и степень возврата вложенных средств) и др.
3.5. Термины, используемые в процессе планирования рекламных кампаний
В ходе планирования рекламных кампаний медиапланер сталкивается и оперирует рядом как специализированных
99
терминов и показателей, так и общими понятиями рекламной и маркетинговой деятельности.
Несколько определений и показателей были уже рассмотрены в предыдущих главах. Выделение словаря рекламных терминов перед описанием непосредственно процесса медиапланирования производится с целью первоначальной подготовки, ознакомления с основными категорями. В ходе изучения стратегии и тактики медиапланирования в случае возникновения вопросов в тех или иных определениях можно еще раз вернуться к этому разделу.
Анализ конкурентов (бенчмаркинг) — определение и исследование основных конкурентов, сравнивание цен, стратегий товарооборота и продвижения продукции, сильных и слабых сторон, возможных действий в тех или иных случаях.
Анализ потребителей — выявление основных целевых групп, описание их характеристик и предпочтений, мотивов поведения и причин приобретения товаров той или иной марки.
Анализ эффективности рекламы — определение результата воздействия рекламы на представителей целевой аудитории на различных этапах проведения рекламной кампании.
Анкета — стандартизированная письменная форма, позволяющая осуществлять сбор и систематизацию данных по исследуемой проблеме.
Билборд — конструкция, щит как элемент наружной рекламы, на котором размещается рекламное послание в виде визуально воспринимаемого объявления.
Бриф — план, список, определенная письменная форма изложения основных положений разрабатываемой рекламной кампании.
Брандмауэр — вид наружной рекламы, размещаемой на глухой, хорошо просматриваемой стороне здания.
Виды носителей рекламы, средств массовой информации — конкретные средства распространения рекламы в пределах каждой категории СМИ, например определенные журналы или газеты в рамках категории печатных СМИ.
Вторичная информация — имеющиеся собранные данные, готовые отчеты и публикации, проработанные и составленные ранее для иных целей и дающие возможность их использования в качестве вспомогательной дополнительной информации.
Выборка — часть населения, представляющая всю целевую аудиторию, отобранная непосредственно для проведения исследования.
Глубинное интервью —- личное, прямое интервью, в котором каждого респондента по отдельности опрашивает интервьюер с целью подробного изучения его основных взглядов, установок, предпочтений по изучаемой теме.
График размещения рекламы — план по используемым в ходе рекламной кампании средствам рекламы, видам носителей рекламы, временным позициям, размерам и хронометражу рекламных объявлений, географии и срокам кампании.
Длительность периода рекламной кампании — сроки проведения рекламной кампании, предполагающие использование СМИ для реализации рекламных целей.
Дневник (diary) — метод исследования, при котором участники исследования в течение определенного периода времени заполняют строго разработанные письменные формы, отражающие степень «потребления» того или иного СМИ.
ЖЦТ (жизненный цикл товара) — изменение динамики и размера продаж, прибыли на протяжении всего времени существования товагра на рынке.
Закон Мерфи — рекламный закон, суть которого сводится к тому, что незначительный, неоправданно малый рекламный бюджет приводит к бессмысленности проведения рекламной кампании и потери рекламных средств: «Недостаточные рекламные расходы приводят к бессмысленной трате денег».
ИМК (интегрированные маркетинговые коммуникации) — координация действий, концентрация усилий фирмы, которые направлены на достижение общей маркетинговой стратегии путем взаимодействия всех составляющих маркетинговой коммуникации.
Импульсная покупка — покупка, совершенная стихийно, без предварительного планирования приобретения, желание для которого было вызванно видом товара, некими действиями и мероприятиями в месте его продажи.
Канал сбыта — посредники, организации и частные лица, участвующие в цепочке движения товара от производителя к конечному покупателю.
Качественные исследования — категория исследований, проводимых для глубинного понимания исследуемых проблем, вопросов, на малых размерах выборки. В вопросах-ответах подобных исследований обычно присутствуют развернутые ответы вместо цифр.
Когнитивный диссонанс — внутренне состояние, моральное неудовлетворение потребителя по факту совершения покупки, которое является результатом сомнений в правильности сделанного выбора после приобретения.
Количественные исследования — категория исследований, предназначенных для описания изучаемого явления, объекта с применением методов статистического и математического анализа. Опрос в подобных исследованиях осуществляется обычно с применением цифр в качестве альтернатив ответов.
Конкурентное преимущество — какое-либо преимущество фирмы над своими конкурентами, которое выгодно отличает ее в числе прочих производителей и достигается за счет предложения лучших условий покупки, качества, выгодных цен и т.п.
Коммуникации — процесс передачи, общения и получения информации между участниками взаимодействия по различным каналам общения с использованием различных средств и методов.
Коммуникационная стратегия — план по продвижению продукта фирмы, каналов связи и общения с потребителями в рамках общей маркетинговой стратегии.
Креатив (create — творить) — творческая часть рекламной кампании, определяет общее ее оформление, идею
и разработку рекламных материалов в качестве их исполнения.
Личная продажа— составляющая часть общей маркетинговой коммуникации, представляющая собой прямую продажу товара в результате непосредственного общения продавца и покупателя и имеющая конечной целью: установление длительных взаимоотношений.
Логотип— знак, характерное оформление товара, марки, которое отличает его среди подобных и позволяет потребителю легко выделять его и идентифицировать именно с этим товаром, маркой.
Маркетинг— комплекс мероприятий, направленных на изучение потребностей и ситуации на рынке интересующего продукта, учет выделенных моментов при производстве товаров и услуг, ценообразовании, продвижение произведенного продукта с помощью различных каналов коммуникации.
Маркетинговые исследования— сбор данных, их последующая обработка, анализ и систематизация с целью решения маркетинговых вопросов по направлениям производства и продвижению продукции фирмы.
Медиапланирование— это этап разработки рекламной кампании в части рассмотрения вариантов размещения рекламной информации на различных носителях, построение стратегического и тактического планов по использованию.
Медиаплан— план по реализации рекламной кампании, выполненный в виде графика, схемы по размещению рекламных материалов на отдельных видах носителей.
Медиамикс— комплексный план, представляющий собой вариан использования различных средств распространения рекламы, которые взаимодополняют друг друга в отношении решения общих рекламных и коммуникационных целей рекламной кампании.
Мозговой штурм— метод творческого формирования идей по заранее заданной теме, который предполагает свободное выражение мысли в форме группового диспута.
Наблюдение — метод исследования, заключающийся в опосредованном изучении объектов исследования в течение длительного периода времени с последующей регистрацией событий и моделей поведения людей по интересующей теме.
Носители рекламы, средства распространения рекламы — деление СМИ на радио, телевидение, печатные издания, электронные, наружные СМИ и т.д.
Открытый вопрос — вопрос, не предполагающий вариантов ответа, позволяющий отвечать своими словами, развернутыми предложениями.
Первичная информация — информация, сведения, которые собираются впервые для определенной, отдельно поставленной задачи.
Позиционирование — место продукта в сознании потребителя, то как он воспринимается, что определяется его отличительными чертами и особенностями.
Покупательское поведение — особенности действия людей в процессе приобретения продукции, товаров и услуг.
Приверженность марке — стремление покупателя приобретать товар определенной марки, опираясь на осознанные или неосознанные мотивы.
Психографика — психологический портрет, набор характеристик отдельных потребителей или групп лиц.
Реклама — форма презентации продвигаемых товаров и услуг, осуществляемая на платной основе.
Рекламное агентство — специализированная организация, предоставляющая услуги по разработке, организации и проведению рекламной кампании или ее части по заказу фирмы-плательщика.
Рекламодатель — заказчик рекламы, лицо, выступающее от лица фирм, продвигающих продукт, марку, услугу, осуществляющее заказ на размещение рекламных материалов на различных носителях.
Рекламная кампания —• проведение всего комплекса запланированных и разработанных ранее рекламных ме-
роприятий, рассчитанных на определенный период времени, географию распространения, целевую аудиторию воздействия.
Рекламное сообщение— форма реализации и подачи, способ передачи рекламного объявления.
Рекламные материалы— рекламные объявления, макеты, ролики и прочие материалы, натурально выражающие идею и суть продвигаемого товара, марки.
Рекламный бюджет—* размер и составные затратные статьи финансовых средств, выделяемых фирмой на проведение рекламной кампании.
Референтные группы— группы людей, ближайшее окружение или опосредованные сообщества, с которыми сравнивает себя человек и которые являются объектами и примерами для подражания при совершении определенных действий и формировании взглядов.
Связи с общественностью (public relations)— система отношений между компанией, продвигающей свою марку, товар, и различными аудиториями путем создания положительного «информационного поля» вокруг фирмы, выгодной репутации, имиджа, устранение уже возникших предпосылок для появления слухов, фактов, нежелательной информации.
Сегментирование рынка— разделение рынка на отдельные сегменты — группы потребителей, которых объединяет и отличает от других групп общность потребностей в определенных видах товаров, интересов, схожесть характеристик и поведения.
Спот— рекламный ролик, послание, которое размещается в теле- и радиоэфире между программами и в ходе их трансляций.
Стиль жизни (life style)— устойчивые формы поведения, установки, образ мысли и действия людей, описание того, как люди проводят личное время и тратят средства.
Стимулирование сбыта (sales promotion)— кратковременные, единичные действия и меры, побуждающие приобретать тот или иной товар или услугу.
Транспортная реклама— форма наружной рекламы, носители которой располагаются на бортах транспортных средств, в залах ожидания, на перронах, остановках, радиореклама на транспорте и т.д.
Установки— намерения потребителей (симпатии и антипатии) относительно товара.
Фокус-группа— метод качественного исследования. Проводится в виде свободной беседы, интервью, которое берется у небольшой группы респондентов, подобранных по определенным признакам и характеристикам. Исследование проводит специально обученный ведущий — модератор.
Целевой рынок— часть рынка, совокупность его сегментов, на которые ориентируется кампания в процессе осуществления своей товарной и общей маркетинговой деятельности.
Целевая аудитория— совокупность людей, потенциальных потребителей продукции, марки, на которых ориентировано рекламное послание.
Цель рекламы— постановка условий, конкретной задачи, которые должны быть достигнуты и решены в результате проведения рекламной кампании по информационному воздействию на целевую аудиторию.
TVR (рейтинг)— это выраженное в процентах число зрителей анализируемого эфирного события от общего числа исследуемой аудитории.
Share (доля аудитории)— это выраженное в процентах количество зрителей эфирного события от общего числа зрителей, которые смотрят ТВ в определенный отрезок времени.
Beach (охват)— количество смотревших канал (программу) как минимум 1 минуту.
Reach (охват кампании)— количество человек в ЦА, увидевших хотя бы 1 ролик.
GRP (Gross Rating Point)— сумма показателей охвата для всех демонстраций рекламы за определенный промежуток времени трансляции передач и рекламных роликов.
Frequency (частота контакта)— средняя частота контакта с рекламным сообщением, количество рекламных объ-
явлений, которое в среднем увидит каждый человек из охваченной части целевой группы.
CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) — компьютерная система телефонного опроса путем случайного выбора участников исследования и регистрации ответов непосредственно в ходе исследования.
Panel (панель) — группа людей, специально отобранная для проведения исследования. На этой основе изучается динамика и состояние какого-либо признака, интересующий объект на протяжении значительного периода времени.
People Meter — прибор, позволяющий регистрировать просмотр телевизора каждым из членов телевизионной панели (группы, выборки).
Prime-Time — эфирное время на радио и телевидении, охватывающее максимальное количество радиослушателей и телезрителей.
Zapping — переключение канала телезрителем с помощью дистанционного пульта управления в момент трансляции рекламного сообщения.
ГЛАВА 4
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЭТАП
ПЛАНИРОВАНИЯ РЕКЛАМНЫХ
КАМПАНИЙ
С этой главы мы непосредственно приступаем к рассмотрению процедуры медиапланирования в части стратегии и тактики. Стратегичестсая часть предполагает сбор всей информации по планируемой кампании, постановку целей и задач, формирование первоначального (укрупненного) плана продвижения рекламируемого продукта в части медиа.
По сути, все, о чем говорилось в предыдущих главах, также можно отнести к стратегической части медиапланирования. Оценка маркетинговой политики предприятия, анализ текущей ситуации на рынке, целевой аудитории и конкурентного окружения,— все это непосредственно относится к аналитической части процедуры медиапланирования. Знание методик исследования, основных медиапоказателей и понятий является основой для эффективного планирования рекламных кампаний.
В процессе разработки аналитической части (начальный этап стратегического планирования) медиапланировщик устанавливает текущую ситуацию: на каком моменте развития находится фирма в данный период. Исходя их этого, определяются цели распространения информации. Стратегический план рекламной кампании отвечает на вопрос о путях и средствах достижения этого желаемого.
Отличительной чертой стратегии является долгосроч-ность. Процесс стратегического планирования включает принятие решений о том, что делать, как, когда и кто это будет делать.
В планировании рекламной кампании, помимо руководителя проекта (непосредственно отвечающий за составление медиаплана, медиапланировщика), активное участие в разработке стратегической линии должен принимать и руководитель организации, для которой составляется медиаплан. Это в независимости от того, составляет медиаплан сторонняя организация (рекламное агентство или аналитическая кампания) или собственный специалист, отдел предприятия.
4.1 . Разработка и содержание брифа рекламной кампании
Как уже было сказано, все процессы по маркетинговой деятельности на предприятии взаимосвязаны. Планирование рекламной кампании должно опираться на знания основных аспектов общей маркетинговой стратегии. Медиапланирование же непосредственно отталкивается от рекламных целей и задач. Медиапланер осуществляет разработку стратегии и тактики рекламной кампании на основе знания всех этих факторов, которые, как правило, находят свое отражение в медиабрифе.
Медиабриф (brief, англ.) — краткая письменная форма, содержащая всю необходимую информацию для планирования рекламной кампании в медиачасти, в которой прописываются основные параметры предстоящей рекламной кампании. Бриф— это техническое задание, соглашение между заказчиком рекламной кампании и исполнителем/разработчиком.
Основная цель брифа— определить правильное направление рекламной кампании с точки зрения выбора медиа-средств, соответствующих аудитории рекламируемого продукта, следованию рекламным и маркетинговым целям, финансовой эффективности выбранного направления рекламной кампании.
В случае осуществления услуг по медиапланированию сторонними организациями (например, рекламным агентс-
твом), бриф заполняется либо рекламодателем самостоятельно, либо медиапланировщиком со слов и в результате беседы с заказчиком. В самом идеальном варианте медиабриф предоставляется вместе с маркетинговым и рекламным брифом. Но, как правило, данная информация либо закрыта и предоставляется неохотно, в неполном объеме, либо попросту отсутствует в конкретном изложении. В этом случае исполнитель может попробовать самостоятельно провести дополнительные исследования или сделать какие-то выводы со слов заказчика. Можно попытаться в медиабрифе расширить маркетинговую и рекламную части с целью получения более точной информации.
В случае планирования рекламной кампании силами самого предприятия медиабриф также необходим, чтобы упорядочить и облегчить работу специалиста по медиапланиро-ванию и сопутствующих участников процесса продвижения продукции. Кроме того, данный документ может являться формой отчетности о проделанной работе и основой для последующей разработки концепции продвижения. Заполнение такого брифа происходит силами самого медиапланировщи-ка с привлечением всей необходимой внешней и внутренней информации.
Идеальный медиабриф содержит детальное описание маркетинговых целей и стратегии компании, включая позиционирование бренда, ценовую политику, исторические данные по знанию и продвижению марки, данные о динамике продаж, доле рынка, результаты качественных исследований и т.д. Такой документ ложится в основу создания медиас-тратегии. Важна точность и полнота информации для выбора коммуникационных каналов, иначе существует риск, что стратегия окажется недостаточно продуманной и малоэффективной.
Единой, универсальной структуры брифа нет. Как правило, рекламные агентства, предприятия разрабатывают собственный вариант данного документа. Обычно в структуру любого брифа входят следующие разделы:
- название и краткое описание фирмы, для которой разрабатывается рекламная кампания;
- цель кампании;
- описание рекламируемого продукта, маркетинговый анализ, рыночное окружение;
- основные конкуренты, преимущества и недостатки рекламируемой продукции, марки по сравнению с конкурентными предложениями;
- описание целевой группы;
- история продвижения бренда, прошедшие рекламные кампании;
- сроки и география проведения кампании;
- рекламный бюджет;
- определение медиазадач рекламной кампании;
- формат рекламного сообщения, предпочтительные ме-диасредства.
В случае необходимости указанные позиции могут быть расширены и дополнены. Попробуем кратко рассмотреть каждую из составляющих медиабрифа.
|