ОКРУЖЕНИЯ И МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ Чтобы иметь четкое представление о том, куда мы хотим прийти и как до этого добраться, необходимо сначала ответить на вопрос: «Где мы находимся сейчас?»
Перед маркетологом, занимающимся продвижением продукции, стоит вопрос о реальном месте пребывания предприятия (в рыночном окружении и сознании потребителя). Отталкиваясь от этого, специалист должен определить пути развития и задачи для достижения поставленных маркетинговых и общекорпоративных целей. Таким образом, необходимым элементом в работе маркетолога является анализ ситуации (причем как внешней, так и внутренней).
Анализ ситуации может полностью осуществляться как силами предприятия, так и с привлечением исследовательских организаций, с помощью специалистов. Основными направлениями анализа являются:
- общий обзор рыночной ситуации, тенденции в отрасли;
- изучение конкурентов;
- положение предприятия в отрасли, конкурентной среде, позиционирование бренда;
- анализ продаж и динамика развития предприятия;
- анализ целевой аудитории, портрета потребителя;
- анализ отношения потребителей к бренду: осведомленность о бренде, лояльность;
- анализ результатов прошлых рекламных усилий, рекламной активности конкурентов;
- изучение рекламного рынка: общих тенденций, медиа-предпочтений целевой аудитории, посредников и цен на размещение и проведение рекламных акций.
В зависимости от размера фирмы, характера ее деятельности, наличия специалистов данный анализ ситуации осуществляется самостоятельно маркетологом или совместно с подразделениями. Зачастую ему приходится аккумулировать и преобразовывать поступающие отчеты соответствующих подразделений. Используются также данные маркетинговых исследований, статистика продаж, мониторинг рекламной активности конкурентов, статистические справки смежных отраслей или предприятий данной отрасли. В случае необходимости и при наличии финансовых средств заказываются специальные или приобретаются стандартные исследования у специализированных исследовательских компаний.
Специалист, занимающийся сбором и анализом данных о внешней и внутренней среде предприятия, должен изыскивать любой источник для получения информации, быть постоянно открытым и готовым для ее восприятия, быть наблюдательным.
Для медиапланирования (как этапа продвижения) необходимо хотя бы поверхностное представление обо всех аспектах деятельности предприятия. Медипланер, будь то специалист, работающий на предприятии или же в рекламном агентстве, должен представлять, где находится предприятие и чего оно хочет добиться в плане своего развития. Для медиапланирования особо важны три направления исследования, которые и будут рассмотрены в этой главе:
- изучение целевой аудитории для последующей разработки адресной рекламной кампании и составления рекламного послания;
- анализ конкурентного окружения, рекламной стратегии и активности конкурентов;
- медиаисследования и исследования медиапредпочте-ний.
Сегментация рынка.
Анализ потребителей
Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли путем реализаций изготовленного товара, предоставления услуг. Для достижения этой цели предприятию в числе прочего необходимо определять свою нишу на рынке, конкретную группу потребителей.
На стадии изучения рынка сбыта и определения в нем места предприятия, конкретной аудитории потребителей проводится изучение по следующим направлениям:
- разбивка рынков товара и групп потребителей на однородные сегменты с точки зрения общности определенных признаков;
- выбор целевых сегментов, исходя из направленности деятельности фирмы, позиций конкурентов;
- позицирование товара в каждом целевом рынке;
- разработка целевой маркетинговой программы и стратегии продвижения.
Сегментация — это разделение рынка на группы покупателей (сегменты), обладающих похожими характеристиками, которые предъявляют сходные, аналогичные требования к продукции, маркетинговым подходам и механизмам сбыта с целью изучения их состава и реакции на тот или иной товар или услугу.
Сегмент рынка — группа покупателей, обладающая похожими характеристиками, потребностями и желаниями, одинаково реагирующая на продвижение товара и товарные характеристики. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет предприятиям сконцентрировать внимание на наиболее интересных с точки зрения прибыльности сегментах (целевых).
Сегментация рынка осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации
распределения, рекламы и стимулирования сбыта. Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны, концентрировать ресурсы в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества.
При разделении рынка на отдельные сегменты необходимо учитывать следующие признаки:
- четкость очертаний, т.е. ключевые характеристики сегмента должны четко отличаться от характеристик смежных сегментов;
- доступность, т.е. сегмент должен быть доступен для освоения, сбора необходимой информации;
- величина, емкость сегмента, прибыльность, т.е. сегмент должен быть важен для предприятия, быть достаточно большим, чтобы обеспечивать прибыльность фирмы;
- устойчивость, т.е. сегмент должен быть устойчивым для целесообразности загрузки мощностей предприятия; возможная эффективность работы в этом сегменте на перспективу;
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции (уже завоеванные позиции, сформировавшийся положительный имидж предприятия).
Сегментация рынка может быть проведена на основе различных критериев, выбор которых предопределяется назначением товара. Чаще всего выделяют следующие признаки:
- демографические — возраст, пол потребителей, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и др. Необходимо отметить, что реакции покупателей на тот или иной товар, то или иное рекламное сообщение в наибольшей степени зависят именно от демографических факторов;
- социально-экономические — род занятий, образование, уровень доходов, социальная принадлежность;
- географические — плотность населения, климат, город, область или городской/сельский район. Компания должна решить, где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны;
- психографические — стиль жизни, особенности личности, хобби, черты характера, какие телевизионные программы смотрит или радиопередачи слушает и т.п. Психографическое сегментирование позволяет разделить покупателей на группы в соответствии с особенностями их личностей и образа жизни;
- поведенческие — повод совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность потребления, статус пользователя. Изучается интенсивность потребления (малая, средняя, высокая), степень готовности к покупке (ничего не знает, знает кое-что, информирован, заинтересован), статус пользователя (непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь), степень лояльности (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная), полезность покупки (экономия, удобство, престиж).
Помимо сегментации потребительских рынков проводят сегментацию и па промышленном рынке (рынке организаций), используя следующие признаки: отраслевую принадлежность и сферу деятельности, размер потребителей-организаций, специфику организации закупок, основных конкурентов и т.д. Но это больше относится к процессам управления предприятия в технологическом аспекте. С точки зрения социально ориентированного маркетинга и медиапланирова-ния, в частности, изучается рынок именно потребителей.
При медиапланировании особенное внимание уделяется демографическим характеристикам. Они учитываются в основном при выборе средств рекламы, соответствующих определенной целевой аудитории. Учет психографических и поведенческих факторов в медиапланировании проводится, но он играет второстепенную роль. В основном их используют при составлении рекламного сообщения. Принимаются во внимание два параметра: стиль покупки (доверяющий, экспериментатор, экономист и т.д.) и психологический тип личности (авантюрный, мыслитель, творческая личность и т.д.). В литературе по маркетингу можно найти подробные схемы и психотипы покупателей по различным критериям.
После разделения рынка потребителей на сегменты встает задача выбора конкретного целевого сегмента, на которого будет направлена вся последующая маркетинговая деятельность, разрабатываться концепция продвижения.
Любая фирма, выходящая на рынок, должна определиться, будет ли она предлагать товары и услуги для всех возможных потребителей или сфокусирует свои усилия на отдельных целевых группах. Возможны три вида стратегии маркетинга:
- массовый — массовое производство одного продукта, предназначенного для всех покупателей;
- дифференцированный — производство нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех, но рассчитанных на разные вкусы;
- целевой маркетинг характеризуется тем, что осуществляется производство и продуктов, разработанных специально для рыночных сегментов.
При современном изобилии товаров и конкурентности на рынке последний вариант маркетинга представляется наиболее эффективным.
Таким образом, производитель должен четко представлять портрет аудитории потенциальных покупателей, знать свою целевую аудиторию.
Целевая аудитория(target group, target audience) — часть аудитории, потенциальные и реальные потребители, объединенные общими демографическими характеристиками, вкусами, особенностями мышления и поведения, на которых ориентируются производители товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют возможностям предприятия и особенностям развития рынка.
Целевая аудитория в медиапланировании— это потенциальные потребители рекламируемого товара или услуг, отвечающие определенным критериям, люди, которые с наибольшей вероятностью купят предлагаемый товар или воспользуются услугой, которые подвержены воздействию системы продвижения.
Целевая аудитория рекламной кампании состоит из людей, которым адресуется сообщение. Обращение сразу ко всем не срабатывает. Для успешной рекламной кампании необхо-^ дима точная фокусировка рекламы на целевую аудиторию. Исходя из целевой аудитории, выбирают рекламные сообщения, способы их размещения, места размещения и пр.
Прежде чем разрабатывать рекламу, необходимо собрать сведения о наиболее перспективных покупателях рекламируемого товара, чтобы составить рекламное обращение, отвечающее их интересам, вкусам и желаниям. Многие компании проводят специальные опросы, и составляется «портрет потенциального покупателя». Иногда даже рисуется портрет конкретного потребителя с описанием его внешнего вида, семьи, окружения, стиля жизни и т.д. Целевая реклама намного эффективнее рекламы, обращенной к общей аудитории.
В медиапланировании основными характеристиками целевой аудитории являются пол, возраст и размер дохода. Затем целевая аудитория может определяться и по социальному положению, образу жизни, привычкам и другим факторам, наличие которых зависит от специфики рекламируемого продукта.
Необходимо постоянно отслеживать малейшие колебания спроса, изменение параметров целевой аудитории, находить их причину и, исходя из этого, менять политику продвижения.
Выделение целевой аудитории и сегментирование рынка позволяет более эффективно общаться с представителями разных сегментов, сконцентрировать свое внимание на чем-то важном для аудитории потребителей.
После выбора целевого сегмента необходимо разработать маркетинговую стратегию таким образом, чтобы продукт занял в сознании потребителя достойное место, определить позицию товара, выгодно отличающуюся от конкурентных предложений.
Процесс позиционирования — способ подачи продукта, который позволяет выделиться среди конкурентов; выбор по-
зиции, которую необходимо занять на рынке, чтобы заинтересовать потребителя.
На этом этапе следует определить особенности продукции, возможную выгоду от ее приобретения, свойства, на которые благоприятно реагируют. Выяснить потребности и желания целевого сегмента, как воспринимаются позиции конкурирующих фирм.
После позицирования товара разрабатывается маркетинговая стратегия по продвижению товара на рынок, определяется направление реализации.
Методы исследования Аудитории потребителей могут быть самыми различными в зависимости от поставленных целей изучения, наличия опыта, средств и времени. Это могут быть методы наблюдения, анализ документов, статистических справок, публикаций, опросы населения и т.д. Подробнее информацию обо всех возможных методах изучения можно найти в любых источниках по маркетингу и социологии. Организации могут привлекать в этот процесс и посторонних специалистов, использовать данные маркетинговых и медиа-исследований.
При этом важно уметь обрабатывать и анализировать собранную информацию, делать соответствующие выводы. Сегодня для многих организаций преуспевающее будущее зависит от понимания ожиданий и желаний клиентов. Главное для исследователя — уметь развивать в себе способность вникать в поступки и мотивы поведения потребителей, обладать воображением клиента, уметь интуитивно чувствовать и понимать его.
В части медиапланирования знание аудитории, понимание мотивов ее поведения и принимаемых решений играет определяющую роль. Выбор тех или иных средств рекламы напрямую зависит от предпочтений аудитории данных носителей информации, распорядка жизни и восприятия их потребителями. На знании аудитории базируется и составление рекламных посланий, рекомендации по составлению которых также предоставляет специалист по медиапланированию.
|