Времени. Контроль хода реализации Рекламной кампании
После того как медиаплан составлен и утвержден, настает момент практической реализации рекламной кампании. Согласно медиаплану, осуществляется покупка времени, заказ рекламных площадей. В рекламных агентствах данную функцию могут осуществлять отдельные специалисты. На предприятиях это обычно входит в обязанности специалиста, занимающегося планированием рекламных кампаний.
Закупку рекламных площадей, рекламного времени называют медмабаингом. Чаще этот термин применяется для деятельности специализированных агентств, где подобная закупка осуществляется для реальных и потенциальных клиентов заранее и, что называется, массово. Медиабаинг (media buying) в рекламных, медиаагентствах — это оптовая закупка большого количества рекламного времени и получение за счет этого больших скидок. Затем агентствами осуществляет-
ся медиаселлинг (media selling) — продажа рекламного времени своим клиентам для размещения их рекламы. При этом рекламное агентство может предоставлять клиентам определенную часть скидок, полученных ими при массовой закупке рекламных площадей.
Для отдельных заказчиков, напрямую заказывающих рекламу на медианосителях, также выгоднее осуществлять заказ большими объемами, что определяет получение дополнительных скидок на размещение. Но такой подход предполагает размещение информации в одних и тех же носителях, что сокращает объем привлечения дополнительной, отличной от используемого носителя аудитории.
Еще до запуска рекламной кампании на этапе выбора носителей рекламы условия покупки рекламных площадей, скидки за объем являются важными критериями при выборе средств размещения рекламы.
Заказ на размещение в некоторых рекламных средствах следует осуществлять заранее, до наступления сезона массовой популярности данных носителей по медиапредпочтениям. Так, например, поверхности наружной рекламы следует бронировать еще зимой, так как весной-летом остаются только «неходовые» места, То же самое и с телевидением: к пику осенне-зимнего телесмотрения для закупки праймового времени подписываются предварительные соглашения с частичной или полной предоплатой.
После запуска рекламной кампании деятельность медиа-планера не прекращается. Он должен контролировать точность размещения рекламных материалов в средствах распространения рекламы согласно графику, отслеживать изменения в поведении целевой аудитории в ответ на рекламное воздействие.
В случае необходимости могут осуществляться корректировки, оптимизация размещения и на стадии реализации рекламной кампании. Обычно это выражается в изменении таких параметров, как частота выходов рекламных сообщений, их объем. Например, если к определенному моменту кампании не достигнуты запланированные показатели или задуманный
эффект от рекламы, возможно, стоит задуматься об увеличении рекламного нажима или смене носителя. Либо наоборот: при достижении запланированного результата раньше срока можно начать постепенное «свертывание» рекламной кампании или переход на следующий этап стратегии продвижения.
Безусловно, любое изменение рекламной стратегии на этапе реализации может свидетельствовать о неточности в разработке рекламной кампании.Однако лучше заранее исправиться и попытаться найти причину несоответствия, чем впоследствии отчитываться за недостижение результатов или перерасход рекламных средств. Кроме того, необходимость в изменении рекламной стратегии и тактики может быть вызвана внешними причинами, предвидеть которые достаточно трудно: изменение в поведении конкурентов, конъюнктуры рынка и т.д.
На определенных этапах реализации рекламной кампании медиапланер осуществляет контроль рекламной кампании и определяет промежуточные итоги. Контроль рекламной кампании не является строго обязательной процедурой. Часто просто анализируются показатели сбыта продукции до начала и в течение всей рекламной кампании, а затем делают вывод о том, работает реклама или нет. Но, как неоднократно отмечалось, сбыт зависит не только от рекламы. Контроль нужно осуществлять даже когда продажи увеличиваются. Необходимо быть уверенным, что именно реклама, а не иные факторы маркетинга и окружающей среды обусловили это увеличение.
Контроль хода рекламной кампании требует не меньше времени, сил и финансовых затрат, чем при ее разработке.
Проще всего осуществлять контроль рекламы, эффект от которой должен выражаться в непосредственном увеличении роста потребления продукта, марки. Также возможно контролировать рекламу, нацеленную на повышение лояльности, знания марки. Труднее отслеживать эффект от спонсорской
рекламы, паблисити, проведения каких-либо мероприятий и т.д. Но и в этом случае контроль рекламы желателен.
Для контроля скорости усвоения, запоминания информации, изменений соотношения знание-покупка, мнения и лояльности потребителей в ходе реализации рекламной кампании изначально проводятся предварительные контрольные исследования относительно указанных критериев. В ходе проведения кампании также осуществляются промежуточные исследования, результаты которых сравниваются с контрольными. Затраты времени и средств на данные исследования будут зависеть от того, насколько часто они проводятся, собственными силами они осуществляются или с привлечением посторонних организаций.
Важным представляется изучение того, как изменяется поведение целевой группы во время реализации рекламной кампании. Это необходимо по причине того, что от их действий зависит, в каком направлении в дальнейшем будут двигаться коммуникации по продвижению товара и какой общий эффект можно ожидать в итоге от рекламной кампании. Желаемым поведением представителей целевой аудитории является сохранение лояльности постоянных потребителей и переход к таковым непостоянных» сомневающихся или клиентов, предпочитающих ранее марши конкурентов. При этом важен переход «новичков» в категорию постоянных покупателей,
В ходе кампании осуществляется также изучение возможного изменения в поведении целевой аудитории, количественных показателей достижения аудитории (охват, частота контакта и т.д.), показателей изменения сбыта продукции и т.д. Полученные результаты сравниваются с планируемыми, в том числе по срокам достижения.
Наиболее распространенным количественным показателем является исследование числа контактов с рекламой. Контактом принято называть возможность хотя бы раз увидеть или услышать рекламное обращение. Исследование контактов связано с измерениями рекламной мощности используемых средств рекламы.
Если говорить о способах исследований, то в части изучения объема сбыта, доли рынка, прибыли данные добываются из различных внешних и внутренних источников: отчетов, аналитических справок, реестров. Информация по коммуникативным эффектам, действиям целевых групп обычно поступает из исследований рынка в виде результатов опросов.
Опросы могут осуществляться на основе постоянной выборки респондентов. В этом случае определяется, как влияет на человека тот или иной этап рекламной кампании. Периодичность проведения совпадает с обозначенными временными периодами кампании, а также до начала ее проведения. Такой метод позволяет выявить определенные закономерности в изменении потребительского сознания и поведения на уровне отдельных потребителей. Однако он несколько трудоемок и возможно последующее влияние таких опросов (как процесса) на мнение и предпочтение потребителя. Например, он будет больше обращать внимание на рекламу, более осознанно и «придирчиво» ее воспринимать, нежели если бы она проходила в общем рекламном ряду.
Опросы могут осуществляться также с определенной периодичностью на основе различных выборок. Это позволяет сравнить этапы рекламной кампании в усредненном, агрегированном виде. Опросы с периодичностью, скажем, раз в месяц, две недели позволяют получить более достоверные данные за счет опроса значительного числа респондентов. Однако при необходимости оперативного реагирования на изменения потребительского сознания и поведения такие методы малопригодны за счет низкой оперативности.
Для более частых опросов, позволяющих получать оперативные данные, объем выборки несколько сокращается. Однако именно такой метод опроса позволяет выявить и проследить зависимости между определенными факторами по мере их изменения. Такие опросы проводятся через короткий промежуток времени либо ежедневно. Метод лучше всего подходит для контрольных исследований: на респондентов не оказывает влияние постоянность опросов; дается возможность
установить причинную зависимость и обеспечить достаточно надежные результаты. Оперативность метода позволяет немедленно применить к рекламной кампании необходимые корректирующие меры.
При проведении контрольных опросов, как правило, выясняются некоторые положения.
1. Знание марки, вспоминаемость, узнаваемость. Здесь задается вопрос о том, какие марки вообще вспоминаются респондентом в данной товарной категории, к которой относится рекламируемый продукт. Затем обычно рекомендуют вспомнить рекламные сообщения подобных фирм. Уже после перечисления таковых задаются конкретные вопросы по интересующей марке.
2. Отношение, личное восприятие марки, в том числе мнение о ее выгодах перед марками конкурентов.
3. Реальная необходимость, заинтересованность в рекламируемом продукте. Выясняется еще до того, как называется конкретная марка. Например, при опросе о влиянии рекламы определенного салона по продаже бытовой техники задается вопрос о необходимости приобретения таковой в ближайшее время.
4. Запоминание, быстрота вспоминания рекламного сообщения, его узнаваемость. Как правило, выясняется в конце опроса, поскольку его упоминание, демонстрация может оказать влияние на ответы на последующие вопросы.
5. Намерение купить продукцию марки. Сначала запрашивается, как скоро и как необходим респонденту определенный (интересующий нас) продукт. Затем уже определяется, какой шанс у нашей марки, чтобы ее приобрели, при каких возможно измененных условиях.
6. Порядок совершения покупки, действия при покупке. 7. Характеристики самих респондентов (демографичес кие и по медиапредпочтениям).
Частота проведения контрольных исследований зависит от целей и состояния рекламной кампании (ее этапа).
Анализ результатов контрольных исследований независимо от методов исследования проводят с помощью сравнения
предварительных замеров (как правило, до начала кампании), проводимых на определенных этапах (в особенности на стадии пика рекламной кампании). При участии в исследовании одной и той же выборки респондентов проводят непосредственно причинно-следственную зависимость потребительского поведения от проводимой рекламной кампании. При участии разных групп респондентов выявление подобных зависимостей носит условный характер. Здесь можно говорить с определенной точностью только об изменении осведомленности, но не о стимулах к покупке.
По данным контрольных исследований проводят корректировки плана используемых медиасредств, распределения рекламного бюджета, частоты подачи сообщения, изменения характера и содержания рекламного послания.
Кроме изучения изменения потребительского сознания, поведения в ходе реализации рекламной кампании отслеживаются также изменения, происходящие в действиях, стратегии конкурентов и на самом рынке во время реализации рекламной кампании. Эти изменения следует также отслеживать и контролировать, так как они способны прямо или косвенно повлиять на эффективность рекламы конкретного товара.
Важно учитывать и вовремя проследить такую особенность рекламы, как ее устаревание, износ. Здесь может быть либо устаревание самой рекламы, привыкание к ней, либо потеря актуальности и привлекательности предложения. В этом случае реклама перестает работать или работает не в полную силу, а значит, рекламный бюджет тратится впустую.
Кроме контроля за достижением количественных и качественных показателей, в ходе реализации кампании меди-апланер отслеживает количество выходов и размещение рекламных сообщений в соответствии с графиками и объемом заказа. Это также требует времени и финансовых затрат, в особенности в случае сотрудничества с мониторинговыми и исследовательскими кампаниями.
|