Экологическое право и его исторические корни Экологическое право: курс лекций
Вступление
Состояние окружающей природной среды заставляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимодействия человека, общества и природы. Все чаще проявляются следствия экологического кризиса, в том числе связанные с загрязнением среды обитания отходами жизнедеятельности и промышленного производства, истощаются и удорожаются природные ресурсы. В XXI веке эти вопросы, несомненно, станут в ряду основных экономических проблем в мире. Если человечеством в ближайшие годы не будут приняты необходимые меры, то последствия его деятельности могут оказаться катастрофическими для природы и для себя самого.
Негативное воздействие на окружающую среду активно оказывает российская промышленность, несоответствующая уровню развития науки и техники и современным масштабам загрязнений. Неупорядоченная хозяйственная деятельность уже нанесла серьезный, вплоть до почти полного разрушения, ущерб компонентам окружающей среды Российской Федерации, всем природно-географическим зонам страны.
Планирование комплекса мероприятий по снижению экологического риска в Российской Федерации возможно обеспечить путем создания в том числе системы правового регулирования охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Однако многие вопросы, касающиеся правовых основ экологии, пока недостаточно разработаны на теоретическом уровне, что сказывается на процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в этой области.
Конституция 1993 г. провозгласила, что именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Правовым фундаментом экологической безопасности населения являются закрепленные в ст. 42 три взаимосвязанных субъективных права человека и гражданина: на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. На основе конституционных норм развивается российское экологическое законодательство. Нормативно-правовые акты, регулирующие эти отношения, призваны гарантировать грамотную организацию природопользования и охрану окружающей природной среды с учетом общих закономерностей функционирования экосистемы и исходить из необходимости единства правовых требований и объединения общих усилий при организации использования природных ресурсов, для охраны здоровья населения и природы и гарантирования экологической безопасности.
Обеспечить планирование комплекса мероприятий по снижению экологического риска в Российской Федерации возможно путем создания действенной системы правового регулирования социоприродной деятельности. Однако многие вопросы, касающиеся правовых основ данной деятельности, пока недостаточно исследованы на теоретическом уровне, что сказывается на процессе разработки и принятия нормативных правовых актов в этой сфере.
В данной работе очевидная эколого-юридическая актуальность выбранной темы сочетается с отвечающей современному уровню эколого-правового и в целом гуманитарного знания постановкой актуальных проблем. В работе освещаются вопросы: конституционно-правового регулирования экологических правоотношений, применения норм экологического законодательства, определения понятия устойчивого развития, соответствия нормативных правовых актов основным законам развития биосферы.
Пособие включает цикл лекций, которые дают представление об основных проявлениях экологической проблемы в мире и в России, развитии и современном состоянии экологического права, системе управления и контроля охраной окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, реализации экологических прав граждан. Автором предпринята попытка анализа основных нормативных правовых актов, регламентирующих данную сферу, предложены варианты разрешения эколого-правовых коллизий.
В данной работе сформулированы вопросы, от решения которых зависит дальнейшее состояние и развитие экологического законодательства. Сегодня особенно необходимо:
- целенаправленное формирование экологического законодательства Российской Федерации, которое отвечало бы современным социально-экономическим, политическим и правовым реалиям и которое должно осуществляться как неотъемлемая часть правовой реформы;
- организация и проведение независимой (в том числе международной) юридической экспертизы законопроектов;
- включение экологических законопроектов в число приоритетных;
- координация усилий научно-исследовательских и государственных учреждений в области разработки экологического законодательства;
- учет того положения, что регулирование экологических отношений должно быть направлено на предупреждение любого вреда окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- подготовка управленцев, судей, предпринимателей, специализирующихся на вопросах природоохраны и природопользования.
Экологическое право и его исторические корни
Возникновение и развитие отрасли экологического права - результат углубления противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды. В отличие от иных отраслей права экологическое право имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правового регулирования, т.е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы отношений. Данные особенности обусловлены тем, что экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию - к экологии*(1).
В экологическом праве применение правовых норм связано с объективными законами природы, которые можно познать, учесть или игнорировать. Сегодня человеку как для сохранения своего вида вообще, так и для сиюминутного благополучия в частности необходимо считаться с ними при каждом своем действии, как связанном, так и не связанном с вторжением в природную среду*(2).
С целью управления деятельностью человека по отношению к окружающей среде возникло экологическое право, под которым понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы и в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений людей*(3).
Роль правового регулирования не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать: с одной стороны, государство и общество не могут игнорировать экономические основы, степень развития техники, науки, характер и уровень интеграционных связей между странами; с другой - правовые нормы способны упорядочивать общественные отношения, придавать им категорический, "письменный" характер, повышать степень их обязательности выполнения.
Экологическое право, как часть юридического знания, не относится к базовым правовым структурам, а рассматривается в числе межотраслевых институтов. Экологическую нагрузку несут многие отрасли права, его институты и нормы, связанные с регуляцией системы "общество - природа", основное же деление происходит по двум направлениям: природоресурсовое право и природоохранное. С учетом объекта правового регулирования существует два подхода к развитию экологического права: интегрированный (охрана окружающей среды в целом) и дифференцированный (охрана и использование отдельных природных объектов).
Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей, закрепляющих научно обоснованные нормативы и пределы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания, проведения экологически продуманной политики, сохранения естественных природных систем и объектов и т.д.
Актуальность данной отрасли права основана на том факте, что сегодня сохранение природы и самого человека замкнулось на его умении познать все основные процессы в биосфере и учитывать их при регулировании собственного поведения. Данный процесс во многом определяется: 1) экологическим образованием; 2) экологическим воспитанием; 3) государственными гарантиями экологических прав. Эти составляющие неразрывно связаны между собой, призваны постоянно, всесторонне дополнять и совершенствовать друг друга.
Цель правового регулирования экологических отношений состоит в обеспечении экономических интересов государства в использовании природных ресурсов с учетом требований охраны природы. Цель правового регулирования природоохранительных отношений выражается в удовлетворении экологических интересов общества при сохранении оптимальных темпов хозяйственного развития.
Эколого-правовое значение норм и институтов иных отраслей права приобретается двумя путями.
Во-первых, отмечается, что на службу правовой охране природы приходят традиционные нормы и институты базовых отраслей права. Например, таким институтом является возмещение вреда, предусмотренное нормами гражданского права. Практика показывает, что он успешно используется и в области охраны окружающей среды, что будет показано далее.
Во-вторых, отдельные нормы соответствующих отраслей права приобретают такое значение вследствие их "экологизации". Подобными признаками обладают нормы хозяйственного законодательства, регламентирующие порядок планирования, проектирования, строительства производственных объектов.
Взаимодействие природоохранительных и других правовых норм, преломляющих в своем содержании и применении требования охраны окружающей среды, строится на основе сочетания общего и особенного в правовой охране природы. Общее здесь связано с базовыми правилами охраны природной среды, особенное - с их проявлением и реализацией в конкретных условиях хозяйственного отношения.
Одной из самых действенных мер в управлении в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является установление строгих норм экологического права на всех уровнях - глобальном, национальном, региональном и местном. Правовые нормы - это правила поведения людей, отличающиеся от других социальных норм (моральных, этических, религиозных) тем, что они являются общеобязательными, формально определенными, т.е. записанными в тексте нормативного акта - закона, кодекса и др., и обеспечиваются принудительной силой государства и ответственностью за их неисполнение.
При регулировании экологических отношений следует учитывать четыре составляющие процесса регуляции.
Первая - нормы права как специальные эколого-правовые, так и экологизированные, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения, и нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию хозяйственно-правовых предписаний.
Вторая - эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием их взаимных прав и обязанностей по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Третья - акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в эти правоотношения, не выполняют возложенные на них обязанности.
Четвертая - реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм.
Каждой отрасли права присущи свой предмет, метод или комбинация методов. Предмет и метод обладают определенным единством, поскольку отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на самостоятельности и эффективности отрасли права. Комплекс методов отрасли права включает специфические приемы, присущие только данной отрасли права, и иные, более общие методы, представляющие, однако, такое сочетание, которое не свойственно другим отраслям права. В экологическом праве применяются как административный метод, проявляемый в установлении государством и выполнении административных предписаний природопользователями, так и гражданско-правовой метод, который предполагает равенство сторон при совершении каких-либо действий, например сделок.
Специфическим, присущим данной отрасли права, методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Этот метод связан с особенностями предмета экологического права, со знанием и применением в хозяйственной и иной деятельности законов природы.
Структуру экологического права составляют три его части: общая, особенная и специальная. Первая содержит общие положения, основные понятия, принципы, характеризующие механизмы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, вторая (особенная) охватывает нормы, регулирующие охрану и использование отдельных природных объектов, третья (специальная) - международно-правовые основы экологического права и зарубежное национальное законодательство.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, которые ведет ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Динамика развития отношения человека к природе прослеживается на разных исторических этапах. В мифологическом сознании уже были две установки в отношениях человека и природы: признание господства природы над человеком и обожествление природных явлений. Первобытный человек распространял отношения общения на всю окружающую его природу, взаимодействуя с природной средой, архаический человек не выделял себя из нее.
В странах Древнего Востока система ценностей тысячелетиями оставалась практически неизменной. Характерной чертой данного сознания являлось поклонение природе, ее боязнь. Это было обусловлено консервативностью социально-экономической структуры восточных цивилизаций, препятствующей дальнейшему развитию природопреобразующей деятельности человека.
Христианская культура имела установку на снижение интенсивности биологических потребностей, суровое ограничение материальных интересов, утверждала примат религиозных ценностей и религиозного происхождения всего мироздания.
Однако начавшееся после длительного перерыва оживление социально-экономической жизни в Европе, связанное с зарождением капиталистического производства, неизбежно должно было привести к смене господствовавших приоритетных ориентаций. Эпоха Возрождения возвращает человека к естественному мироощущению, меняется само отношение человека к природе, при котором развивается не статическая гармония человека и природы, а динамическая, где человек пытается подчинить природу. Новый интерес к природе вызвал интерес к природоведению, а географические путешествия расширили знания человека о растительном и животном мире.
В социокультурных условиях Возрождения гуманизм составил его главный смысл, поэтому в качестве высшей ценности жизни объявляется человек. Он превращается в земного Бога, который должен сотворить природу в соответствии со своими потребностями.
Позднее природа становится объектом научного познания и потому рассматривается как поприще человеческой деятельности, результатом которой должно стать выявление фундаментальных основ природы, покорение и укрощение ее стихии. Считалось, что инертные силы природы должны быть подчинены абсолютному господству разума. Достаточно четко эти взгляды выразил Ф. Бэкон в лозунге "Знание - сила", из содержания которого следовало, что нельзя управлять природой или изменять ее, пока должным образом не узнаешь ее особенности. Была создана методология естествознания, главная роль в которой отводилась рационалистическим средствам познания.
Тысячелетия, прошедшие после начала неолитической революции, признаются эпохой покорения Природы. Сегодня человечество наконец видит, какую большую опасность представляют для общества и биосферы последствия его хозяйственно-производственного воздействия на природные процессы: уничтожаются леса, скудеют водные ресурсы, образуются пустыни (среднеазиатские, Аравийская, Сахара и т.д.), овраги, пыльные бури, истощаются почвы, загрязняется промышленными и бытовыми отходами воздух, почва, вода, снижаются рыбные запасы, распространяются болезни и вредители сельскохозяйственных растений и т.д. На наш взгляд, в настоящее время основной особенностью жизни людей, их заботой должны стать преодоление наступающего экологического кризиса, борьба за сохранение на Земле самого человека. Важную, если не решающую роль в этом процессе должно сыграть право.
Хозяйственно-производственная деятельность общества в окружающей среде вызывает потребность организации специальной производственной деятельности по устранению или ослаблению этих неблагоприятных последствий, т.е. порождает необходимость дальнейшего расширения и укрепления разумного взаимодействия общества с природой. Например, уменьшение естественного воспроизводства рыбы, пресной воды, древесины стимулирует организацию и развитие специальных отраслей производства (рыбоводства, лесоводства и т.д.). Многие из процессов и предметов, обязанных своим появлением человеческой деятельности, не могут сами противостоять стихии природы и существовать без человека, без общественного труда. Обеспечение дальнейшего развития цивилизации есть задача перехода от неуправляемого стихийного развития в управляемое, гармоничное, стабильное (безопасное), во всех отношениях поступательное развитие при сохранении фундаментальных параметров и разнообразия биосферы. Данная задача, очевидно, является общей для всего мира, так как речь идет о выходе на новую траекторию и новые принципы социоэкоразвития.
Одной из предлагаемых моделей цивилизационного развития выступает модель устойчивого развития общества, принятая как стратегия жизни Земли и землян на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (РИО-92). Если в 70-х гг. шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы в условиях научно-технического развития, а в 80-х гг. вырабатывалась тактика смягчения социально-экологической ситуации и тушения острых "экологических пожаров" локального и регионального масштабов, то в 90-х гг. человечество, чтобы экологически выжить, должно приступить к активной реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, какой является концепция устойчивого развития, затрагивающей качество окружающей среды цивилизации XXI столетия.
Новая модель развития цивилизации получила свое название от английского слова sustainable, которое имеет кроме смысла "устойчивый" и иные значения - "долгий", "непрерывный", "длительный", "поддерживающий". Отдельные черты и особенности перехода к устойчивому развитию должны разъяснить его новую сущность, определить его основное содержание.
Устойчивость целого означает способность системы сохранять свою целостность в условиях постоянно изменяющихся по силе и направленности воздействий внешней среды, ее успешное противостояние разрушению своих внутренних связей и воспринимается как своеобразная целевая характеристика жизнедеятельности системы. Неустойчивость целого означает неустойчивость системного объекта адаптироваться к внешней среде, его разрушение как целостности и прекращение его жизнедеятельности.
При переходе на новую модель развития общества следует отметить, что:
- экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к деградации природы Земли;
- экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
- равенство без экономического развития- нищета для всех;
- экология без права на действие становится частью порабощения;
- право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению*(4).
На саммите РИО-92 лидеры государств и главы правительств 179 стран признали, что все завоевания цивилизации, включая рыночную экономику и демократию, без решения проблем окружающей среды поставлены под угрозу исчезновения. Они могут исчезнуть уже в ближайшие десятилетия просто потому, что все человечество ввергнуто в пучину экологической катастрофы. "Включение в мировой цивилизованный процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, должно быть сопряжено с реализацией нового типа движения вперед, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей не будет достигаться за счет наших потомков". Переход на модель устойчивого развития потребует системной оптимизации не только экономических и экологических характеристик, но и всех остальных параметров и тенденций социоприродной системы эволюции, достижения гармонии между людьми и между обществом и природой. Стабильность экономического роста и социального развития должна достигаться без неоправданной деградации природы, с сохранением, прежде всего, биосферы планеты. Во всей деятельности людей главным принципом должно стать постепенное снижение антропогенного давления на природу.
Императивы устойчивого развития потребуют формирования новых механизмов управления как в глобальном, так и в региональном масштабе. Это повлечет за собой кардинальные демографические, социально-экономические, культурные, политические и другие трансформации. Основными принципами устойчивого общества должны стать принципы экоразвития.
1. Региональные и локальные задачи экоразвития должны быть подчинены глобальным и национальным целям предотвращения экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека.
2. Региональное экоразвитие включает систему раннего предупреждения неблагоприятных экологических тенденций или предусматривает гарантии их минимизации.
3. Цели экоразвития должны быть первичны по отношению к целям экономического развития (принцип экологического императива).
4. Размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической выносливостью по отношению к техногенным воздействиям (принципы эколого-экономической сбалансированности).
"Если человечество действительно разумно, как это следует из названия биологического вида, к которому все мы принадлежим, то июнь 1992 г. и конференция в Рио-де-Жанейро войдут в историю как вехи, отмечающие начало сознательного поворота нашей цивилизации на новый путь развития- развития, при котором человек поумерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в ладу с природой" - этими словами начинается отчет РИО-92*(5).
Для формирования императивов устойчивого развития необходимы радикальные изменения в экополитике, технологии, культуре в целом. Важнейшим условием перехода современного общества к устойчивому развитию является видоизменение содержания и целевой установки культуры. Именно поэтому в одном из решений РИО-92 планировалось "превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества". В качестве центральных идей, упомянутых выше, конференция РИО-92 констатировала:
- неизбежность компромиссов и жертв, особенно со стороны развитых стран, на пути к более справедливому миру и устойчивому развитию;
- невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;
- необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого долговременного развития;
- требование ко всем слоям общества во всех странах осознать безусловную необходимость такого перехода и всячески ему способствовать.
В такой интерпретации модель устойчивого развития соединяет в единую социоприродную систему развития экологические, экономические и другие социальные процессы, не выделяя чисто экономические параметры, как это делалось ранее. Это системный подход к пониманию стратегии развития и требует для своего осмысления серьезных мировоззренческих трансформаций. В модели устойчивого развития совершенно очевиден отказ от целей и приоритетов потребительского индустриального общества, обосновывается необходимость перехода на постиндустриальный путь развития и становления экологического общества. В свете устойчивого развития меняется стратегия существования цивилизации, так как непрерывность развития должна достигаться без количественного роста населения и антропогенного давления на биосферу.
В разрабатываемых проектах обеспечения устойчивого развития уже рассматриваются, по меньшей мере, следующие виды устойчивости:
1) устойчивость социально-экономического развития и взаимодействия основных экономических сообществ и регионов;
2) медико-экологическая стабильность с учетом устойчивости социально-экономического развития при ограниченности природных и финансовых ресурсов;
3) социально-политическая, межнациональная и стратегическая стабильность, стабильность в мире и его регионах в условиях разоружения;
4) устойчивость демографического, культурного (включая образование) и научно-технического развития и т.д.
Концепция устойчивого развития охватывает вопросы, которые условно можно разделить на группу технологического обеспечения и группу совершенствования человека.
Необходимыми условиями перехода современной цивилизации к модели устойчивого развития являются:
- правовое государство и наличие разработанных законов, позволяющих осуществлять правовую защиту экосистем и экологических потребностей каждого человека;
- наличие экономических механизмов, стимулирующих массовое создание природосберегающих технологий;
- доминирование в обществе экологической культуры.
Одно из основных положений государственной стратегии России по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития, утвержденной Указом Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 2361, состоит в ориентации хозяйственной деятельности на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России. Основные направления деятельности по обеспечению экобезопасного устойчивого развития сводятся к экологически обоснованному размещению производительных сил, экологически безопасному развитию промышленности, энергетики, транспорта, коммунального, сельского хозяйства; к охране среды обитания человека; к участию в решении глобальных экологических проблем. Согласно Указу Президента РФ N 4402 от 1 апреля 1996 г. основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются: совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды; ... установление пределов ответственности за экологические результаты хозяйственной деятельности; ... оценка хозяйственной емкости локальных и региональных систем.
Важнейшим направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития служат не только постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных решений, но и понимание того, что развитие экономики должно осуществляться в масштабах и темпах, которые позволили бы удовлетворять разумные потребности человека при обеспечении воспроизводства возобновимых и экономии невозобновимых природных ресурсов. Это требует взаимоувязанных изменений в структуре производства и потребления и осуществления ряда мер, важнейшими из которых являются:
- формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования, включая экологизацию экономического механизма;
- создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу;
- формирование прогрессивной структуры общественного производства, ориентированной на увеличение доли продукции конечного потребления;
- создание замкнутых производственных циклов при минимизации производственных отходов;
- экологизация системы норм и нормативов, а также деятельности в области стандартизации;
- совершенствование структуры экспорта;
- упорядочение системы учета производства продукции в целях более полного отражения в ней стоимости природных ресурсов;
- формирование региональной структуры регионального природопользования и охраны окружающей среды.
Региональная политика и экономика строятся на принципах сочетания интересов Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, отдельных физических и юридических лиц. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
На базе международных основ развивается национальное законодательство, учитывающее специфику территории, особенности правовой системы. Своеобразие отечественного экологического права заключается в том, что в целом большая территории России, относительно слабая заселенность и обеспеченность самыми разнообразными ресурсами не слишком способствовали выработке в России бережливого отношения к использованию природных богатств, это обусловливало и то, что государство постоянно расширялось, присоединяя все новые территории, обеспечивало восполнение ресурсной базы. Международное сотрудничество базируется на общих принципах международного права.
Однако нормы об охране природы можно найти уже в первых законодательных актах Российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны окружающей среды и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам:
1) до 1917 г.;
2) в советский период;
3) на современном этапе. Первый период. Из теории государства и права известно,
что правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. Многие последующие источники права представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев, например Русская Правда. Не зафиксированные в праве обычаи нередко используются до сих пор в республиках с преобладанием населения с традиционной культурой. Например, велико значение буддистских традиций и обычаев, связанных с отношением к природе, в республиках Бурятия, Тыва, Калмыкия.
|