Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Зарубежный опыт организации управления охраной окружающей среды 4 глава

- самовольная вырубка деревьев, кустарников;

- уничтожение газонов и цветников.

Штрафы применяются по факту нарушений в пределах, определенных вышеуказанным Законом, с составлением протокола и выдачей предписания о сроке устранения нарушения. В случае неявки или отказа от подписания протокола представителем организации-нарушителя протокол может быть подписан двумя свидетелями нарушения. Право налагать штрафы за перечисленные нарушения предоставляется также Управлению ГИБДД Главного управления внутренних дел Москвы, транспортной инспекции и муниципальной милиции в соответствии с их компетенцией.

Правоохранительная деятельность судов по рассмотрению экологических дел будет рассмотрена в следующих темах.

 

Организационно-правовой механизм обеспечения
экологической безопасности

 

В Законе РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. экологическая безопасность нашла отражение как одна из составляющих национальной безопасности. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В нашей стране постоянно наблюдается нарушение требований экологической безопасности.

Наиболее тяжелая экологическая обстановка имеется в таких городах, как Ангарск, Братск Иркутской области, Каменск-Уральский Свердловской области, Кузбасс Кемеровской области, Орск Оренбургской области, Карабаш и Магнитогорск Челябинской области, Кирово-Чепецк Кировской области, Новочеркасск Ростовской области, Чапаевск Самарской области, и других, которые уже в настоящее время можно отнести к зонам экологического бедствия.



Неблагополучная экологическая обстановка сложилась также во многих промышленно развитых городах, например, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Ейск Краснодарского края, Краснодар, Кемерово, Курск, Липецк, Норильск, Омск, Рыбинск Ярославской области, Саратов, Стерлитамак, Томск, Череповец.

По данным Росгидромета, за последнее десятилетие произошло ухудшение показателей относительных выбросов и сбросов на единицу валового внутреннего продукта, характеризующего "экологическую эффективность" и уровень экологической безопасности национальной экономики. Уровень загрязнения атмосферного воздуха больших городов оценивается как многокомпонентный, многофакторный и интенсивный.

Эту характеристику можно применить и к загрязнению водных объектов. Многолетнее ведение социально-гигиенического мониторинга по состоянию водных объектов показывает, что практически все водоисточники, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропогенному и техногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что отрицательно отражается на качестве питьевой воды.

Основными элементами системы экологической безопасности являются: органы государственной власти, организации, граждане - субъекты обеспечения безопасности; законодательство, руководствуясь которым субъекты обеспечения безопасности реализуют комплекс мер обеспечения безопасности. Основные элементы закреплены Законом "О безопасности"*(111) (ст. 8), Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 4)*(112), Законом "Об охране окружающей среды" и рядом иных правовых нормативных актов. Различия перечней объектов безопасности, обеспечиваемых видов безопасности, состава систем безопасности и комплекса мер нейтрализации угроз предопределяют многообразие и масштаб создаваемых систем безопасности.

Объекты экологической безопасности: личность, ее экологические права; население (личный состав воинских частей), территория (включая предприятия, учреждения, объекты промышленной и социальной структуры, дислоцированные воинские части, оборонные и военные объекты); природные объекты; эколого-экономические системы. Перечень объектов не является исчерпывающим и формируется исходя из целей создания системы экологической безопасности.

Включение эколого-экономической системы в перечень объектов обеспечения экологической безопасности обусловлено необходимостью соблюдения одного из принципов экоразвития: размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической выносливостью по отношению к техногенным воздействиям (принцип эколого-экономической сбалансированности).

Под эколого-экономической системой понимается ограниченная определенной территорией часть технобиосферы, в которой природные, социальные, производственные структуры и процессы связаны взаимоподдерживающими потоками вещества, энергии и информации*(113).

В условиях проведения правовой, военной реформ и экономических преобразований, сформировавшихся рыночных отношений в России возникло значительное число новых "нетрадиционных" структур, для привлечения которых в сферу обеспечения экологической безопасности имеются экономические предпосылки и правовые основы.

Организационный механизм состоит из следующих правовых инструментов: экологическое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологическая экспертиза; экологический мониторинг; экологический контроль; экологическое лицензирование. Уже после принятия Закона "Об охране окружающей среды" существенное развитие получили оценка и управление риском, экологическое аудирование, экологическая сертификация, которые дополняют организационный механизм обеспечения экологической безопасности.

Правовой механизм образует следующие правовые институты: информационное обеспечение и правовое регулирование доступа к информации; ответственность за экологические правонарушения и экологические преступления; возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей среды. В правовой механизм обеспечения экологической безопасности целесообразно дополнительно включить: правовое регулирование природопользования, хозяйственной и военно-оборонной деятельности в зонах с напряженной экологической обстановкой, а также в зонах наблюдения, воздействия на экспериментальных экологических территориях; ответственность за ранее нанесенный экологический ущерб.

Масштабы и сложность реализации указанных мер различны. Например, в 1996 г. осуществлены меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности атомной подводной лодки "Комсомолец" как первичного источника техногенной опасности для окружающей морской среды путем реализации инженерно-технических мер (остекловывание части корпуса лодки).

Эколого-экономическое обоснование состава и последовательности применения соответствующих комплексных мер по обеспечению безопасности определяет существо разработки планов превентивных мероприятий по снижению вероятности и масштабов негативного воздействия потенциальных источников техногенной и экологической опасности на защищаемые объекты (т.е., по снижению величины ожидаемого риска).

Реализация планов превентивных мероприятий и мер обеспечения экологической безопасности происходит по своего рода "технологическим цепочкам", обусловленным:

- механизмом возникновения источников техногенной и экологической опасности и взаимосвязью различных видов безопасности техногенных объектов;

- зависимостью достижения главной цели (обеспечение экологической безопасности) от успеха всех видов деятельности по нейтрализации угроз со стороны первичного источника техногенной опасности, рационального природопользования, по охране окружающей среды, по выполнению планов превентивных мероприятий по обеспечению экологической безопасности, по защите от чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- зависимостью достижения главной цели (обеспечение экологической безопасности) от успеха применения механизмов обеспечения техногенной безопасности на всех этапах жизненного цикла промышленных объектов.

В Российской Федерации разрабатываются федеральная, региональные и межрегиональные системы экологической безопасности в тесной организационно-функциональной увязке с созданием Российской системы предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Федеральная система экологической безопасности предусмотрена как функциональная подсистема РСЧС, осуществляющая информационный обмен со следующими подсистемами РСЧС: информационно-управляющей; защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях (МЧС - ответственное за создание подсистемы); охраны лесов от пожаров; контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах; сейсмологических наблюдений и прогнозов землетрясений; защиты городов и населенных пунктов от аварий и стихийных бедствий; службы противопожарных и аварийно-спасательных работ (МВД - ответственное за создание подсистемы); санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях; предотвращения и ликвидации последствий аварий и катастроф на морском и речном транспорте; службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации; чрезвычайных резервных фондов, финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов; целевых видов страхования.

Приказом Минприроды России от 12 июля 1996 г. N 326 утверждено Положение о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (п. 4)*(114), утвердившего Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Данное Положение определяет принципы построения, назначение, основные задачи и порядок взаимодействия основных структурных элементов функциональной подсистемы экологической безопасности РСЧС, возглавляемой Минприроды России на федеральном уровне и территориальными органами Минприроды России в субъектах Федерации. Функциональная подсистема экологической безопасности предназначена для предупреждения, предотвращения и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций, а также оценки и снижения ущерба окружающей среде и природным ресурсам. Все работы по предотвращению и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций выполняются при тесном взаимодействии государственных органов управления, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций головная координирующая роль в этом вопросе на федеральном уровне принадлежит Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В данном Положении в соответствии с его целевой направленностью не рассматриваются проблемы обеспечения экологической безопасности зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (ст. 58 Закона "Об охране окружающей среды"), для которых характерным признаком является наличие устойчивых длительных отрицательных изменений в окружающей природной среде. Обеспечение экологической безопасности таких зон является самостоятельной проблемой и регламентируется соответствующей системой нормативно-правовых документов Минприроды России.

Основными задачами функциональной подсистемы экологической безопасности являются:

- формирование и проведение на территории России единой государственной политики в области экологической безопасности посредством разработки и реализации взаимосвязанного и согласованного с МЧС России и другими федеральными органами комплекса нормативно-правовых, информационно-методических, эколого-экономических и социальных мер по экологической защите населения и природной среды при чрезвычайных ситуациях;

- разработка и реализация федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по обеспечению экологической безопасности и их согласование с программами МЧС России;

- организация взаимодействия на федеральном и территориальном уровнях между Минприроды России, МЧС России, объектами, осуществляющими хозяйственную деятельность (министерства и ведомства, промышленные и другие предприятия, являющиеся потенциальными источниками возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций), по вопросам предупреждения, ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и методическое обеспечение научно-исследовательскими учреждениями Минприроды России по составу и содержанию всего ожидаемого объема работ по обеспечению экологической безопасности;

- организация в рамках общего руководства со стороны Минприроды России системой общегосударственного мониторинга (ЕГСЭМ) порядка и содержания информационного обмена и взаимодействия на федеральном и территориальном уровнях между Минприроды России, МЧС России и центральными органами федеральной исполнительной власти согласно их функциям в ЕГСЭМ;

- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на природную среду и зон их прямого воздействия в первую очередь на объектах, предприятиях и территориях (в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях), являющихся потенциальными источниками возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций;

- организация и проведение государственной экологической экспертизы как средства предупреждения чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями на всех создаваемых, модернизируемых и реконструируемых хозяйственных и других объектах и территориях;

- организация и проведение государственного экологического контроля в первую очередь потенциально опасных объектов и территорий для разработки комплекса мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и по восстановлению экосистем, а также для статистического анализа с целью прогнозирования возможных экологических последствий техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Организационно-функциональная структура подсистемы соответствует целям ее создания и решаемым задачам в рамках РСЧС.

На федеральном уровне основными структурными элементами подсистемы являются:

- руководящий орган - Минприроды России (комиссия по чрезвычайным ситуациям, возглавляемая первым заместителем министра);

- средство управления - информационно-аналитическая система (ИАС) Минприроды России (подсистема "Экологическая безопасность").

ИАС Минприроды России предназначена для сбора, обработки, хранения и накопления информации, оперативного анализа и прогнозирования (в том числе превентивного) динамики развития экологической обстановки на всей территории России. ИАС Минприроды России должна сопрягаться с другими информационными системами межгосударственного, федерального, отраслевого и регионального уровней, в первую очередь с системой МЧС России.

Информационную основу взаимодействия ИАС Минприроды России с информационными системами МЧС России составляют системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды. Техническую основу информационного сопряжения должны составлять действующие и проектируемые федеральные и территориальные информационно-вычислительные (ситуационные) центры, а также существующие и перспективные государственные, отраслевые, ведомственные и коммерческие системы связи и передачи данных. Силы и средства ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и восстановления экосистем, их состав и оснащение определяются органами Минприроды России по результатам экологического контроля последствий чрезвычайных ситуаций и финансируются за счет средств виновника чрезвычайной ситуации с экологическими последствиями, а в случае ликвидации экологических последствий стихийных бедствий и катастроф - за счет государственных средств.

Координацию деятельности организаций в рамках функциональной подсистемы экологической безопасности РСЧС осуществляет Управление экологической безопасности Минприроды России. На территориальном и местном уровнях руководство работами по оказанию срочной экологической помощи и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют соответствующие комиссии территориальных природоохранных органов в тесном взаимодействии с объектовыми, местными и территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Структурным элементом функциональной подсистемы экологической безопасности на территориальном уровне также являются территориальные информационно-аналитические системы (ТИАС), которые создаются в республиках, краях и областях России, а также в Москве и Санкт-Петербурге для информационного обеспечения территориальных органов Минприроды России, органов представительной и исполнительной власти, государственных служб и комиссий по чрезвычайным ситуациям данными о состоянии природной среды (в том числе и прогностических) и потенциально опасных объектах, а также для обеспечения информационного взаимодействия с территориальными органами других ведомств. ТИАС является объектом, в котором собирается, хранится, обобщается и анализируется информация, поступающая от звеньев ведомственных систем локального и территориального уровней, требуемая для оценки и прогноза экологического состояния природной среды конкретного региона. ТИАС является территориальным научно-методическим центром, обеспечивающим совместимость информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ, находящихся на данной территории, и осуществляет единую политику в интересах Минприроды России при проведении экологического мониторинга.

В связи с тем что наиболее типичное сочетание экологических проблем имеет место на территориальном уровне, проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности в рамках территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является главным (приоритетным) звеном функциональной подсистемы экологической безопасности. В зависимости от экологической обстановки различают три режима функционирования подсистемы (аналогично режимам РСЧС):

- режим повседневной деятельности - функционирование подсистемы при нормальной производственной, сейсмической, гидрометеорологической обстановке, при отсутствии превышения над фоновыми значениями радиационных, химических, биологических (бактериологических) и физических факторов воздействия на природную среду, ведение плановых долгосрочных работ по ликвидации экологических последствий и восстановлению целостности экосистем в зонах, объявленных зонами экологического бедствия и экологических катастроф;

- режим повышенной готовности - функционирование подсистемы при прогнозировании возможного ухудшения производственной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), физической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, в том числе при прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;

- чрезвычайный режим - функционирование подсистемы при возникновении и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций.

Функционирование подсистемы, ее федеральных и территориальных (в том числе и местных) органов, звеньев и служб в конкретном режиме осуществляется на основании решения Правительства РФ, МЧС России, соответствующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям в зависимости от характера, масштаба и возможных и (или) реальных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

В зависимости от конкретной обстановки федеральные и территориальные органы подсистемы экологической безопасности могут функционировать в неодинаковых режимах.

Подсистема экологической безопасности в целом в зависимости от режима осуществляет деятельность по следующим направлениям:

а) в режиме повседневной деятельности:

- совместно с органами государственной власти и МЧС России принимает участие в планировании мероприятий по ликвидации ожидаемых последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения в части обеспечения экологической безопасности и восстановления целостности экосистем, а также в части оценки потребностей в природных ресурсах при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- принимает участие в разработке с другими министерствами и ведомствами (МЧС России, Росгидромет, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (ранее Госкомсанэпиднадзор России), Федеральная служба по атомному надзору (ранее Госатомнадзор России) и др.) нормативно-правовых, научно-методических и информационных материалов в целях проведения единой государственной политики при обеспечении экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях;

- организует и осуществляет государственную экологическую экспертизу в целях обеспечения экологической безопасности создаваемых (строящихся) и модернизируемых народно-хозяйственных объектов различной формы собственности и новых технологий (процессов) на уже созданных объектах;

- организует и осуществляет государственный экологический контроль на территории страны и в регионах средствами экологического мониторинга (в рамках ЕГСЭМ) с целью получения качественного, достоверного и своевременного прогноза возможных экологических последствий повседневной народно-хозяйственной деятельности и чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;

- организует и осуществляет прогнозирование экологического и экономического ущерба, состава, содержания и стоимости работ по восстановлению экологического равновесия для возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения в каждом регионе и в стране в целом;

- организует выполнение государственных и региональных целевых и научно-технических программ и мероприятий по предупреждению и уменьшению возможных экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

- обобщает и формирует предварительные заявки от территориальных органов по составу сил и средств, по потребным материально-техническим ресурсам для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и по восстановлению экосистем с целью представления их к финансированию государственными органами власти или потенциальными виновниками чрезвычайных ситуаций;

- участвует в разработке программ и организации обучения населения способам действий при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения с учетом специфики конкретных регионов в части обеспечения экологической безопасности;

- совместно с МЧС России и другими ведомствами участвует в разработке планов и организации проведения учений, тренировок и проверок по вопросам обеспечения экологической безопасности при чрезвычайных ситуациях;

б) в режиме повышенной готовности:

- организует и непосредственно руководит проведением оперативного государственного экологического контроля в потенциально опасных регионах, в первую очередь экологически опасных объектов и источников выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую природную среду;

- осуществляет уточнение и корректировку ранее выполненных прогнозов характера, масштабов и ожидаемого ущерба экологических последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и территориях;

- осуществляет проверку готовности и организации взаимодействия федеральных и территориальных звеньев управления экологической безопасностью, наличия и готовности сил и средств, выделяемых потенциально опасными объектами или (и) территориальными органами МЧС России (по согласованию) для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и для последующего восстановления экосистемы в соответствии с прогнозируемой обстановкой;

- организует и контролирует проведение предварительных (подготовительных) мер по обеспечению экологической безопасности на потенциально опасных объектах и территориях, а также по ликвидации возможных экологических последствий прогнозируемых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;

- участвует совместно с территориальными органами МЧС России в организации возможных способов использования природных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- организует государственный экологический контроль за использованием природных ресурсов в интересах ликвидации чрезвычайных ситуаций и за потенциальными выбросами и сбросами в окружающую среду после их использования;

- совместно с МЧС России участвует в организации оперативного информирования населения и заинтересованных органов и служб о характере возможной опасности, правилах и порядке действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) при чрезвычайном режиме:

- совместно с органами МЧС России участвует в экстренном уведомлении и оповещении о факте чрезвычайных ситуаций глобального, регионального и местного масштаба;

- совместно с МЧС России обеспечивает сбор, обработку и доведение до соответствующих органов управления в пределах их компетенции срочной информации о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и о ходе работ по ликвидации их экологических последствий;

- совместно с МЧС России организует обмен информацией по управлению силами и средствами, предназначенными для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и для восстановления экосистем;

- организует и осуществляет постоянный оперативный государственный экологический контроль за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях (акваториях), за состоянием природных ресурсов, используемых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, за качеством восстановительных работ и при приемке санированных территорий;

- совместно с МЧС России проводит оценку экологического ущерба чрезвычайной ситуации, затрат на ликвидацию их последствий и на восстановление экосистем;

- участвует в организации ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и восстановления экосистем, проводимых за счет средств из различных источников в зависимости от масштаба, характера и последствий чрезвычайных ситуаций.

Сегодня система экологической безопасности объединяет органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России в республиках, краях, областях, автономных образованиях, Москве и Санкт-Петербурге, подведомственные предприятия, учреждения и организации, а также министерства и ведомства, располагающие информацией о состоянии окружающей среды. Она включает: руководящий орган, органы повседневного управления, силы и средства обеспечения экологической безопасности, силы и средства контроля за экологической обстановкой, систему оценки опасных факторов воздействия на окружающую среду, систему научного обеспечения, систему связи и информации*(115).

Руководящим органом системы является Комиссия по чрезвычайным экологическим ситуациям и экологической безопасности Минприроды России (в настоящее время - Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования России). Комиссия по чрезвычайным ситуациям Минприроды России в составе, утвержденном приказом министра от 30 ноября 1995 г., действует в соответствии с Положением, утвержденным приказом министра от 13 февраля 1996 г., и готовит предложения для принятия решений на уровне министерства, Президента РФ, Правительства РФ и Совета Безопасности РФ.

В Комиссию входят руководители подразделений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России, Государственного института прикладной экологии и руководители тех природоохранных органов, на территории которых складывается угрожающая обстановка или возникла чрезвычайная экологическая ситуация. Территориальные звенья системы экологической безопасности создаются природоохранными органами на местах по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования России и при взаимодействии с территориальными комиссиями МЧС.

Силы и средства контроля за экологической обстановкой и обеспечения экологической безопасности складываются из создаваемой совместно с Минобороны России службой мониторинга состояния окружающей среды, а также контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах; центральной специализированной инспекции аналитического контроля; государственной автоматизированной информационно-управляющей системы экологической безопасности; сил и средств государственных и ведомственных служб контроля за состоянием окружающей среды и деятельностью природопользователей.

В составе федеральной системы экологической безопасности разрабатывается автоматизированная информационно-управляющая система "Экологическая безопасность".

Региональные системы экологической безопасности создаются в связи с проведением Президентом РФ и Правительством РФ курса на перемещение центра тяжести социально-экономического развития в регионы, что выдвигает проблему обеспечения их экологической безопасности в разряд ключевых.

Отсутствие системы государственных стандартов и контроля экологической безопасности в регионах создает условия для неконтролируемой хозяйственной деятельности, нерагламентируемого крупномасштабного загрязнения обширных территорий, повышает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. При трансграничных переносах возможно глобальное загрязнение атмосферы, поверхностных вод и территорий, во много раз превышающих размеры отдельного региона. Указанные обстоятельства привели к тому, что суммарный ущерб окружающей среде, нанесенный при отсутствии государственной системы контроля и управления экологической безопасностью в регионах, вывел из хозяйственного оборота территории, по размерам сопоставимые с рядом стран Европы. Именно в регионах на территориях закрытых административно-территориальных образований сосредоточены особо экологически опасные ядерные и химические производства Министерства промышленности и энергетики России, Минобороны России и другие промышленные и военные объекты, воинские части, могильники, хранилища и склады отравляющих веществ и оружия массового уничтожения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.