Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Зарубежный опыт организации управления охраной окружающей среды 6 глава

Мониторинговые наблюдения показали, что концентрация радона в подпочвенном воздухе и приземной атмосфере имеет тенденцию повышаться в зимний период, что объясняется замерзанием вод зоны аэрации, улавливающих глубинные летучие компоненты.

Наибольшую опасность представляют жидкие промышленные стоки, которые характеризуются высокими концентрациями многих токсичных веществ и могут проникать в гидрографическую сеть и подземные воды, загрязняя их и отрицательно воздействуя на биоту, почвенно-растительный покров. Одними из наиболее распространенных компонентов жидких отходов являются нефтепродукты, связанные с широким употреблением углеводородов не только в автотранспорте, но и в различных отраслях промышленности.

Промышленные отходы, как и ТБО, разнообразны по химическому составу. При функционировании ТЭЦ и в системе теплосети образуются обмывочные воды мазутных котлов, хлоридно-натриевые стоки, токсичные шламы, содержащие ванадий и другие тяжелые металлы. Особенно опасны отходы химической и нефтеперерабатывающей промышленности и биохимических производств, имеющих дело с высокотоксичными химическими элементами и соединениями, бактериями и вирусами. К таким химическим элементам относятся прежде всего тяжелые металлы ввиду того, что они не подвержены биохимическом разложению и легко проникают в организм человека и пищевую цепь. Например, при переработке руд цветных, редких, благородных и черных металлов в большом количестве образуются отходы технологического передела в виде хвостов обогащения, которые складируются в специальных хвостохранилищах. Опасность отходов производства пестицидов заключается в том, что некоторые пестициды термодинамически устойчивы, обладают повышенной растворимостью в воде и способностью накапливаться в живых организмах. Поэтому попадание таких пестицидов в гидросеть представляет угрозу для среды обитания человека. На территории России известны водоемы и водотоки с чрезвычайно высокими концентрациями пестицидов в донных отложениях.



Воздействие твердых и опасных отходов на приземную атмосферу состоит прежде всего в том, что с их поверхности в теплые периоды времени происходит интенсивное испарение разнообразных загрязняющих веществ (ртуть, мышьяк и другие летучие тяжелые металлы, газообразные соединения химических реакций в теле свалки). Частые самовозгорания и пожары на полигонах отходов также способствуют загрязнению приземной атмосферы. При горении могут образовываться такие очень вредные соединения, как диоксины, фураны, хлорированный дибензодиозон. Поэтому в ряде стран, например в Швеции, сжигание бытовых отходов запрещено.

Многие мегаполисы и крупные города сталкиваются с проблемой загрязнения приземного слоя атмосферы метаном и его гомологами из-за того, что новые дома и производственные помещения построены на бывших городских свалках. Метан и другие углеводороды, образующиеся при разложении засыпанных отходов, проникают в подвалы, нижние этажи зданий, и их окисление может привести к формированию в воздухе повышенных концентраций угарного и углекислого газов, что, в свою очередь, является причиной тяжелых отравлений и гибели людей.

Длительное поступление в подземные воды загрязненного поверхностного стока от полигонов ТБО может привести к образованию обширных и контрастных гидрохимических полей разнообразных токсичных веществ в водоносных горизонтах питьевого водоснабжения. Проникновению загрязнителей на глубину способствуют депрессионные воронки, связанные с усиленным отбором подземных вод на промышленно-урбанизированных территориях.

В ходе реализации программ по оптимизации управления отходами выполняются комплексные геологические, геохимические и гидрогеологические исследования на региональном и локальном уровнях, включающие инженерно-геологическое и эколого-геохимическое картирование района расположения полигонов отходов, проведения специального бурения с участием в работах специалистов разного профиля. По существу такие исследования являются междисциплинарными. Изучаются ближнее поле, геосфера и биосфера как объекты, представляющие интерес при прогнозировании воздействия опасных отходов на окружающую среду.

Результаты исследований, проведенных на территории России, указывают на то, что одним из наиболее существенных природных факторов, негативно влияющих на безопасность условий хранения и захоронения твердых и опасных отходов, являются узлы сочленения активных глубинных разломов. В этих узлах наблюдаются не только импульсные тектонические дислокации, но и интенсивный вертикальный водогазообмен, интенсивный разнос загрязняющих веществ в латеральном направлении, привнос в подземную гидросферу, зону аэрации, поверхностный сток и приземную атмосферу химически агрессивных соединений (сульфаты, хлориды, фториды, сероводород и другие газы). Наиболее эффективный, быстрый и экономичный метод выявления активных глубинных разломов - водногелиевая съемка, разработанная в России (ВИМС) и основанная на изучении распределения в подземных водах гелия как самого надежного и чувствительного индикатора современной флюидной активности Земли. Особенно это касается закрытых и промышленно-урбанизированных территорий с мощным чехлом обводненных осадочных отложений.

В связи с тем что масштаб и интенсивность воздействия твердых и опасных отходов на окружающую среду оказались более значительными, чем представлялось раньше, а его характер и влияющие природные факторы слабоизученными, нормативные требования СНиП и ряда ведомственных инструкций, касающиеся выбора метода переработки отходов, до сих пор отстают от требований реальной ситуации.

Поэтому без последовательного проведения комплексных региональных и затем детальных исследований надежная оценка и тем более прогноз воздействия твердых и опасных отходов на среду обитания невозможны.

Законодательство в области обращения с отходами в Российской Федерации включает международные правовые договоры, участником которых является Российская Федерация, ряд специализированных федеральных законов, федеральные законы, содержащие правовые нормы в области обращения с отходами, специализированные законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты Правительства РФ. К ним, в частности, относятся:

Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. N 89-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением";

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 22);

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 52-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 18);

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 670 "О первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением";

постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов";

постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов";

постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами";

постановление Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";

постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов";

постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по обращению с отходами, является Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Им введено понятие "специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами", на которые возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами. В настоящий момент Положением о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, установлено, что этот федеральный орган исполнительной власти является специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных). Нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены иные специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами. Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" перечислены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами:

1. Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

2. Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.

3. Использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий.

4. Комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов.

5. Использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

6. Доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.

7. Участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

К мерам правового характера, которые предусмотрены и принимаются по реализации данных принципов, относятся:

1. Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия отходов.

Для решения этой задачи предписывается разделять отходы на классы опасности для окружающей природной среды. С этой целью приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511, который в соответствии с решением Министерства юстиции РФ от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД не требует государственной регистрации, утверждены такие критерии.

В соответствии с критериями выделяется 5 классов опасности отходов: 1-й класс - чрезвычайно опасные, 2-й класс - высоко опасные, 3-й класс - умеренно опасные, 4-й класс - малоопасные, 5-й класс - практически неопасные для окружающей природной среды.

Критериями также предусмотрено два способа определения классов опасности отходов: расчетный и экспериментальный. Расчетный метод основан на оценке различных параметров компонентов отхода в соответствии с приведенной в документе таблицей и определении суммарной опасности воздействия отхода на окружающую среду. Кроме того, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтверждать отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и иметь паспорт на них. Проект такого порядка разработан и проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. После его утверждения Министерством природных ресурсов РФ будет утверждена и форма паспорта опасного отхода.

Для снижения воздействия отходов на окружающую среду хозяйствующим субъектам устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Такое нормирование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11 марта 2002 г. N 115 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Этот документ предназначен для хозяйствующих субъектов.

К сожалению, эти принципы фактически ограничиваются декларативными положениями законодательства о том, что хозяйствующие субъекты обязаны внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений.

Министерство природных ресурсов РФ ведет банк данных о технологиях переработки отходов, который является частью государственного кадастра отходов. Доступ к информационным массивам этого банка осуществляется свободно и бесплатно. Информация из банка используется территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов.

2. Лицензирование деятельности по удалению отходов в окружающую среду. В данном случае речь идет о лицензировании выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод и захоронения твердых отходов производства и потребления, вредных веществ, отходов и сброса. Лицензирование данного вида деятельности регламентируется Федеральным законом N 7-ФЗ от 10 января 2002 г.*(120) "Об охране окружающей среды", Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г., а также приказом Минприроды РФ от 18 июня 1996 г. "О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и т.д.

3. Экологическая сертификация (экосертификация) - новое направление природоохранительной деятельности в России. Сертификация продукции в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг" - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Экологическая сертификация- деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды. Термин "сертификация" в буквальном переводе с латыни означает "сделано верно". Сертификация соответствия представляет собой действия, удостоверяющие посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другому нормативному документу. При этом чаще всего различают две формы сертификации: заявление о соответствии, сделанное производителем данной продукции (так называемая самосертификация), и то же самое соответствие, гарантируемое независимой от производителя и потребителя третьей стороной. Простейшим видом самосертификации является реклама, когда производитель сам заявляет, что его продукция обладает определенными свойствами. В отношении практики обращения с отходами в России, к сожалению, следует констатировать, что именно такая форма сертификации является до настоящего времени, по сути, единственной. Так, в прежде действующих формах статистической отчетности и в ныне практикуемой форме 2ТП ("Токсичные отходы"), а также в многочисленных региональных формах учета отходов - везде производитель сам заявляет не только об ограниченном числе физико-химических характеристик своих отходов, но и степени их опасности (классе токсичности, других опасных характеристиках).

Эти документы служат основой для решения комплекса вопросов по обращению с отходами (в том числе для начисления платежей и штрафов, налагаемых на предприятие, порой весьма значительных). Отсюда следует вся важность внедрения системы сертификации в практику обращения с отходами, когда вся тяжесть определения производителем основных, в первую очередь опасных, характеристик отходов подтверждается третьей, независимой от двух первых стороной.

Рассмотрим те моменты сертификации отходов, которые наиболее важны в практике обращения с ними. Первый момент состоит в том, что сертификация отходов с необходимостью предполагает проведение испытаний какой-либо партии конкретных отходов. При этом, естественно, испытывается не вся партия, а представительная выборка (или проба) отходов из данной партии. В этом случае следует особо подчеркнуть, что определение представительной выборки является весьма сложной и ответственной процедурой даже в случае сертификации первичной продукции и требует применения методов математической статистики и теории вероятностей. Данная проблема многократно усложняется при переходе от первичной продукции к отходам, поскольку последние, как известно, характеризуются большой, зачастую априорно непредсказуемой вариабельностью, а также стохастичностью своих свойств. Кроме того, должны быть разработаны и критерии оценки результатов испытаний выборки, позволяющие с определенной вероятностью распространить их на всю партию. Это настолько важный момент, что нередко авторитет системы сертификации может зависеть от принятых в ней методов отбора проб, формирования представительных выборок из партий сертифицируемой продукции и критериев оценки результатов. В настоящее время разрабатывается подобная методика отбора проб отходов.

Второй, не менее важный момент касается того, что сертификация- не более чем подтверждение соответствия, отсюда очевидно, что основа любой безопасности лежит в тех нормативах, на соответствие которым проводится сертификация, последняя же является не более чем инструментом достижения такого положения, при котором эти нормативы будут действительно соблюдаться.

В отношении отходов данное положение многократно осложняется тем, что до последнего времени в России практически полностью отсутствовала нормативная документация, касающаяся как обращения с отходами, так и отходов вообще. Без такой документации, естественно, в принципе немыслимо проведение никакой сертификации отходов. Разработанный нами и принятый в эти годы ряд нормативных основополагающих и профильных документов по отходам направлен в общем плане или при решении конкретных задач на становление системы сертификации отходов. К числу таких документов относятся основополагающие - проект ГОСТ Р "Технический паспорт отходов", ГОСТ 30774-2001 "Паспорт опасности отходов", ГОСТ 30775-2001 "Классификация, идентификация и кодирование отходов", ГОСТ Р 51679-2001 "Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами" и профильные стандарты были разработаны на примере ГОСТ Р 51678-2001 "Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах".

Наиболее распространенной формой государственного регулирования обращения с отходами, принятой во всех развитых странах мира, является паспортизация отходов. Суть паспортизации заключается в том, что отходу при его появлении придается определенный документ (который в России называется паспортом отхода, хотя в разных странах он имеет самые различные наименования), в котором отражены все основные свойства этого отхода. При этом, как следует из вышеизложенного, паспорт должен отражать две группы свойств отхода - опасную и ресурсную. Такой паспорт далее сопровождает отход на протяжении всего его технологического цикла, вплоть до прекращения его существования вследствие утилизации, уничтожения, захоронения или переработки. Более того, информация об отходе, представленная в его паспорте, в подавляющем большинстве случаев и является основанием для самых разных государственных и негосударственных организаций для принятия в отношении конкретных отходов самых различных решений, начиная от начисления платежей и штрафов за их сверхнормативное образование, хранение и захоронение до определения его рыночной стоимости и конкретных технологий его переработки.

До настоящего времени во всем мире отход характеризовался лишь документом, определяющим его опасность, - паспортом опасности отхода. Аналогами же второй составляющей паспортизации, направленной на то, чтобы описать отход наиболее полно, с представлением в нем не только опасных, но и ресурсных характеристик отхода, включая методы и оборудование для его возможной переработки, служит соответствующая техническая документация, которая в России имеет статус технических условий (ТУ). Последняя разрабатывается производителями как на собственные отходы, так и на оборудование по их переработке, что было проиллюстрировано на примере разработки ТУ 3110-001-00205489-2001 на установку по термическому обезвреживанию отходов, на соответствие которым организация- производитель серийно выпускаемого оборудования, Техэнергохимпром, произвела его сертификацию.

В качестве основополагающего документа второго, ресурсного, аспекта паспортизации был разработан проект ГОСТ Р "Технический паспорт отхода". Необходимость разработки для целей сертификации не одного, а двух основополагающих документов, характеризующих каждый отход, вызвана следующими обстоятельствами. Аналогов подобных нормативов для отходов, представляющих ресурсные качества, в мире пока не существует. Вместе с тем, по нашему мнению, в связи с распространением концепции устойчивого развития и, как следствие, все большим значением, которое приобретает понятие "ресурсосбережение", аналогичные нормативы появятся в ближайшее время и в развитых странах. Проведение технической паспортизации отходов по унифицированной форме единого документа позволяет снять вышеназванные вопросы.

Еще одним существенным вопросом разработки системы сертификации отходов является вопрос ее добровольности либо обязательности. При этом следует отметить, что в случае сертификации по ресурсным характеристикам отходов в ней будет заинтересован сам производитель, поэтому, очевидно, она должна носить добровольный характер. Не столь очевиден данный вопрос в случае сертификации опасных свойств отходов. В большинстве стран мира сертификация носит в этом случае заявительный характер, что отражено и в Законе "Об отходах производства и потребления". В ряде стран система паспортизации называется системой самосертификации, в этом случае понятия паспорта и сертификата на отходы совпадают. Вообще говоря, обязательность такой паспортизации предполагает и обязательность сертификации конкретных отходов (партий отходов) на соответствие нормам, представленным в их паспортах. Тем не менее в настоящий момент едва ли целесообразно вводить подобную сертификацию в качестве обязательной, особенно с учетом того, что к настоящему моменту нормативные, методические и хозяйственно-экономические аспекты как паспортизации, так и сертификации отходов совершенно не проработаны. Поэтому нам представляется целесообразным первоначально разработать ряд документов, восполняющих упомянутые выше пробелы, после чего совершить апробацию, своеобразную добровольную обкатку создаваемой системы сертификации отходов до придания ей обязательного характера. Ниже приведен перечень разработанных и принятых стандартов, имеющих прямое отношение к организации работ по сертификации отходов.

1. ГОСТ Р 51768-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами". Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования.

2. ГОСТ Р 51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами". Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами. Основные положения.

3. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами". Термины и определения.

4. ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами". Этапы технологического цикла. Основные положения.

5. ГОСТ 30774-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами". Паспорт опасности отходов. Основные требования.

6. ГОСТ 30775-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами". Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения.

Применительно к отходам целесообразно использование накопленного опыта в области государственной стандартизации веществ, сырья, материалов и изделий, так как единый учет и контроль материальных потоков веществ, сырья, материалов, изделий и техногенных отходов позволил бы в значительной степени упорядочить в стране товарооборот сырья. Такой единый подход выгоден одновременно производителю, потребителю и органам, регулирующим товаропотоки, так как позволяет стимулировать успешное решение проблем ресурсосбережения, безопасности, введения прогрессивных технологий, видов сырья, в том числе и замещенных веществ. Другими словами, для отходов с целью их максимального вовлечения в народно-хозяйственный оборот необходимы такие же инструменты, которые с успехом используются при регулировании работ с веществами, сырьем, материалами и изделиями и на основе которых создана современная инфраструктура работ с ними на федеральном и региональном уровнях. В случае обращения с отходами в качестве названных инструментов, прежде всего, выступают такие, как информационное, нормативное и правовое обеспечение, стандартизация, сертификация, лицензирование и другие инструменты. В последние годы в ряде регионов страны в местных законах об отходах предписывается проведение их сертификации, при которой отходы являются предметом купли-продажи, по организации системы паспортизации и сертификации отходов региона и создании информационного центра вторичных ресурсов, а также повышения на этой основе эффективности регулирования работ в сфере обращения с отходами.

Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям, принципиальное различие между этими мерами - в объекте. Объекты обязательной государственной экологической экспертизы:

1) проекты технической документации на новые технологии, материалы, вещества, сертифицируемые товары;

2) сертификация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

3) экспертиза промышленной безопасности проектной документации (требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта);

4) контроль за выполнением требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов; б) лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта; в) укомплектованность штата работников, предъявляемые квалификационные требования; г) хранение опасных веществ; д) разработка декларации промышленной безопасности; е) заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при его эксплуатации; ж) ведение учета аварий и инцидентов на нем и др.

Для правового регулирования размещения промышленных отходов 21 июля 1997 г. принят Федеральный закон N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в котором определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Следующим этапом обращения с отходами является их перемещение. Трансграничная перевозка отходов бывает внешняя и внутренняя:

внешней считается любое перемещение (перевозка) отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств;

внутренней признается любое перемещение отходов по территории России из одних субъектов Федерации в другие.

Действуют специальные условия при трансграничном перемещении отходов. Так, их ввоз на территорию России в целях захоронения и обезвреживания запрещается, однако в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном Правительством РФ порядке.

Далее следует утилизация, переработка или захоронение отходов. Основные требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, являются:

лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами*(121);

внедрение малоотходных технологий;

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния ОС и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот;

доступ к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве России в области обращения с отходами.

Государственный кадастр отходов учитывает федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов*(122).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.