Список основных нормативных правовых актов и литературы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.
Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г, N 73-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.
Закон Российской Федерации "О недрах" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 16.
Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-I "О стандартизации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 25. Ст. 917.
Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-I "О сертификации продукции и услуг" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 26. Ст. 966.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
Федеральный закон "О животном мире" от 24 мая 1995 г. N 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 "Об Утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. N 6. Ст. 330.
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1992. N 10. Ст. 726.
Постановление Правительства РФ от 3 октября 1993 г. N 1063 "О Федеральной программе "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. N 48. Ст. 4688.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3379.
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 марта 2002 г. N 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 ноября 1993 г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1994. N 3.
Литература
Административное право: учеб. / под ред. В.П. Сальникова. М., 2000.
Азаров Г.И., Волков В.И. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. М., 1990.
Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России. Волгоград, 2005.
Балезин В.П. Право природопользования в СССР // Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / под ред. В.В. Петрова. М., 1978.
Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.
Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984.
Бирюков П.Н. Международное право. М., 2000.
Блынская И.В. Законы Москвы. М., 2000.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.
Безопасность России. Словарь терминов и определений. М.: Знамя, 1998.
Безопасность мореплавания и ведения промысла. Вып. 10. СПб., 1999.
Благое В.П., Куленкова И.В. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Новороссийск, 2000.
Благосклонов К.Н. и др. Охрана природы. М., 1997.
Бобылев А.И. Законность и правопорядок: понятие, принципы их соотношения // Сборник научных трудов. Оренбург, 1999.
Боголепов Р.Д. Охрана природы ведомственной милицией: учеб. пособие. М., 1980.
Боголепов Р.Д. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по охране окружающей среды населенных пунктов. М., 1990.
Боголюбов С.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". М., 2000.
Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2000.
Бринчук М.М. и др. Проблемы развития системы российского экологического законодательства // Государство и право. 1995. N 2.
Бринчук М.М. Комментарий к ФЗ "Об экологической экспертизе". М., 1999.
Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1999.
Булгаков М.Е. и др. Природоохранные акты: от Русской Правды до Петровских времен // Государство и право. 1996. N 8.
Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003.
Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. М., 1996.
Введение в социальную экологию: учеб. пособие. Ч. 2 / под. ред. А.Д. Урсула. М., 1994.
Веденин Н.Н. Экологическое право. М., 2000.
Везиров Р.З. О взаимодействии общественных инспекций по охране природы с органами внутренних дел // Совершенствование административной деятельности ОВД. Труды Академии МВД РФ. М., 1994.
Винокуров А.Ю. Природоохранная деятельность Российской Федерации. М.: МНЭПУ. Московская региональная природоохранная прокуратура, 1999.
Вылегжанина Е.Е. Россия - Мировой банк экологическое сотрудничество // Бизнес: Восток-Запад. 1993. N 5-6.
Гинзбург Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994. N 3. С. 111.
Государственная служба: вопросы истории, теории и практики правового обеспечения интересов граждан Российской Федерации. РАГС / отв. за выпуск Е.И. Голубева. М., 2000.
Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. II. Право. 1991. N 1.
Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во МГУ, 1992.
Государственное право России / под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юридическая литература, 1996.
Гунель М. Введение в публичное право. М., 1995.
Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М., 1992.
Добрынин Н. Конституционно-правовые основы отношений края и области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 1998.
Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим. М., 1994.
Институт "Экоюрис" (Ecojuris Institute), 1996.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2000.
Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.
Комментарии к Лесному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997.
Крассов О.И. Экологическое право. М.: ДЕЛО. 2001.
Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992.
Краснова И.О. Земельное право. М., 2001.
Лазарев В.В. Теория права и государства: учеб. М.: Новый юрист, 1997.
Лукашук М.И. Нормы международного права в правовой системе России: учеб.-практ. пособие. М., 1997.
Лукичев Ю.В. Правоохранительные органы: конспект лекций. М., 2000.
Малеин Н.С. Охрана личных прав советских граждан. Социалистическое право и научно-техническая революция / отв. ред. Р.О. Халфина. М., 1979.
Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.: Прометей, 1999.
Манов Г.Н. Правовое государство и глобальные проблемы современности // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991.
Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. СПб., 1999.
Мышко Ф.Г. Административно-правовая охрана окружающей природной среды. Понятие и цели. М., 1998.
Мышко Ф.Г. Вопросы компетенции и взаимодействия государственных органов в сфере охраны природы. М., 2000.
Мышко Ф.Г. Проблемы предупреждения противоправных посягательств на объекты природы. М., 1999.
Нарышева Н.Г. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды и природных ресурсах. М., 1998.
Национальный доклад СССР к конференции ООН 1991 г. по окружающей среде и развитию. М., 1992.
Нурмухамедова Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека. М.: Едиториал УРСС, 2004.
О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями (по материалам Всероссийского совещания) // Государство и право. 1997. N 1.
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: сб. законодательных и нормативных правовых документов. М.: "Ось-89", 2004.
Об охране окружающей среды: сб. документов партии и правительства, 1917-1985 гг. / сост. А.М. Галеева, М.Л. Курок. 3-е изд., доп. М., 1986.
Охрана окружающей среды и экономическое развитие. Софийская инициатива по экономическим инструментам. Региональный экологический центр Центральной и Восточной Европы. Венгрия. 2000.
Правовые проблемы охраны окружающей среды / под ред. Э.Н. Желвакова. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
Правовой и экономический механизм организации управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации: рекомендации парламентских слушаний // В федеральном вестнике экологического права "Экос-информ". М., 2001. N 5. С. 3-14.
Правовые вопросы Российской государственности: сб. научный трудов. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002.
Проект "Экологическое право новых независимых государств" в Центре Тайдc (NIS ELP at the Tides Center), 1996.
Плохих Г.П. Радиация и окружающая среда. Населению просто о сложном. Челябинск: "Движение за ядерную безопасность". 1998.
Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. В.И. Покровский. 5-е изд. М.: "Издательский Дом Оникс", "Альянс-В", 1998.
Тер-Акопов и др. Проблемы юридического обеспечения экологической безопасности. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: Изд-во РАГС, 2002.
Радиация на Урале. О правовом положении граждан, пострадавших от радиации. Челябинск: НП "Тауфик", 1997.
Соколов В.И. Механизмы регламентации освоения природных ресурсов в США. М., 1998.
Труды 5-й Всероссийской и 3-й Международной конференций "Теория и практика экологического страхования". М.: ИПРРАН, 2002.
Осипов Ю.Б. и др. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: МГУ, 2001.
Формирование политики природопользования (зарубежный опыт) / под ред. М.М. Циканова и др. М.: ЗАО "Информдинамо", 2000.
Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Т. 1, 2. М.: МНЭПУ, 1997.
Экология и права человека // Материалы международной конференции. Челябинск, 2003.
Гейт Н.А.
────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: Петров В.В. Экологическое право. М., 1994. С. 2.
*(2) См.: Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2000. С. 13.
*(3) См.: Петров В.В. Указ. соч. С. 50.
*(4) См.: Лукьянчиков Н.Н. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. М., 1994. С. 12.
*(5) См.: Программа действий. Повестка дня на XX век и др. документы. Рио-де-Жанейро; Женева, 1993.
*(6) См.: Булгаков М.Е. и др. Природоохранные акты: от Русской Правды до Петровских времен // Государство и право. 1996. N 8. С. 136-146.
*(7) См.: Булгаков М.Е. Охрана природы в российском законодательстве XVII в. // История взаимодействия общества и природы: факты и концепции. М., 1990. С. 120.
*(8) Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М., 1992. С. 13.
*(9) См.: Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права. Управление и контроль за природопользованием по советскому законодательству 1917-1936 годов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1991. N 3. С. 62.
*(10) См.: Ляпунов Ю.И. Основные теоретические проблемы уголовно-правовой охраны природы в СССР. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1974. С. 8.
*(11) См.: Черноголовкин Н.В. Функциональные характеристики социалистического государства // Советское государство и право. 1973. N 7. С. 16-17.
*(12) См.: Проблемы охраны природы в СССР / под общ. ред. О.С. Колбасова. Минск, 1975.
*(13) Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 2. Ст. 586.
*(14) Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. N 37. Ст. 1083.
*(15) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
*(16) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 10. Ст. 457.
*(17) Me Goldrick. The Human Right Committee. Oxford, 1991. P. 329-330. Хартия Европейского союза об основных правах (с комментариями) / под ред. В.А. Карташкина. М., 2001.
*(18) Human Rights and the Environment, Final Report of the Special RAPPORTEUR. Un Doc. E/CN. 4/Sub. 2/1994/9. 6 P. 74.
*(19) Боголюбов С.А., Колбасов О.С. Закон об охране природы в СССР. Каким ему быть. Мнения и предложения ученых. М., 1991. С. 26.
*(20) Лунга И.Н. Разработка системы оценки отдаленных последствий мутагенного воздействия факторов внешней среды на наследственность человека. Наследственность человека и окружающая среда. М., 1992. С. 128-139.
*(21) САПП РФ. 1993. N 29. Ст. 2675.
*(22) СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2247.
*(23) САПП РФ. 1993. N 29. Ст. 2675.
*(24) Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.
*(25) Вестник ВАС РФ. 1994. N 3.
*(26) Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. в ред. Указа Президента от 16 мая 1997 г. N 490 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
*(27) Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск. ун. Сер. 11. Право. 1991. N 1, 3, 6.
*(28) См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1995; Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. М., 2000.
*(29) Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. С. 7.
*(30) См. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольф Г. Экологическое право: учеб. / отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ЭКСМО, 2005. С. 401.
*(31) Там же.
*(32) В настоящее время система управления лесным хозяйством претерпела существенные изменения в связи с изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной власти согласно указам Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", а также с последующими изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ (см. ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований").
*(33) См., например, гл. 8, 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
*(34) См.: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2528.
*(35) См.: Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 "Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; 2002. N 39. Ст. 3801.
*(36) См.: Федеральный закон "Об экологической экспертизе" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556; 1998. N 16. Ст. 1800.
*(37) Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби, 2003. С. 80.
*(38) См.: Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400; Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293; Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283; Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282; Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, и др.
*(39) См. ст. 7, 68 и 68.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25.
*(40) СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376.
*(41) См.: Постановления Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370".
*(42) См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольф Г. Экологическое право: учеб. / отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ЭКСМО. 2005. С. 272-617 (разд. IV. Экологическое право России).
*(43) См.: Бринчук М.М. Экологическое право России. М., 1998; Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. М., 2000. С. 234-258; Духно Н.А. Экологический правопорядок. М., 2000. С. 118-193.
*(44) СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2168.
*(45) СЗ РФ 2004. N 11. Ст. 945.
*(46) См.: Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.
*(47) См.: Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 202 "Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1494; N 21. Ст. 2071; N 34. Ст. 3554; от 19 августа 2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3554.
*(48) СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4685.
*(49) См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 373 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3263.
*(50) См.: Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1492; и от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.
*(51) См.: Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе" // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637.
*(52) См.: Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 304 "Об утверждении Правил использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г." // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2168.
*(53) См.: Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 179 "Вопросы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1472; 2005. N 5. Ст. 390; и от 16 июня 2004 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2566; N 38. Ст. 3803; 2005. N 5. Ст. 390.
*(54) См. Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 190 "Вопросы Федерального агентства по промышленности" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1484; и от 16 июня 2004 г. N 285 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по промышленности" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2567.
*(55) Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 682. Вступила в силу для Российской Федерации 5 декабря 1997 г.
*(56) Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 5 ноября 1997 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 682. Вступила в силу для Российской Федерации 5 декабря 1997 г.
*(57) См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575; N 44. Ст. 4357.
*(58) На Ростехрегулирование возложено руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.
*(59) См.: Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 197 "Вопросы Федерального агентства по энергетике" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1489; и от 16 июня 2004 г. N 287 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по энергетике" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2569.
*(60) См.: Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. N 501 "Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации" и от 26 января 2005 г. N 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3956; N 41. Ст. 4056; 2005. N 5. Ст. 390.
*(61) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342.
*(62) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3345.
*(63) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3343.
*(64) См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3264.
*(65) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3344.
*(66) См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3261.
*(67) См.: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2004 г. N 386 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве геодезии и картографии" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3272.
*(68) См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2004 г. N 314 "Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве" // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2777.
*(69) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3346.
*(70) См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258; N 49. Ст. 4908.
*(71) См.: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961; 2005. N 8. Ст. 654.
*(72) В частности, Служба утверждает форму представления сведений о выдаче лицензий (разрешений) на пользование объектами животного мира.
*(73) См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 289 "О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2571; 2005. N 5. Ст. 390.
*(74) См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 301 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия" // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2671).
*(75) См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 291 "О Федеральном агентстве по культуре и кинематографии" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2573.
*(76) См.: Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства / под ред. А.С. Шестакова. М.: Изд-во КМК, 2003. С. 125.
*(77) Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства / под ред. А.С. Шестакова. М.: Изд-во КМК, 2003. С. 126-127.
*(78) См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538.
*(79) Минобороны России организует проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
*(80) См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3541.
*(81) Так, Совет по глобальной экологической политике США выполняет некоторые распорядительные функции. Функции по прогнозированию воздействий на окружающую среду осуществляются Королевской комиссией по контролю за загрязнением окружающей среды в Великобритании, Центральным советом по контролю за загрязнением в Японии. Собственная и очень оригинальная система управления, в том числе в области охраны окружающей среды, существует в Европейском сообществе, которая привела к созданию особенных, частично даже суперорганизаций (наднациональных институтов).
*(82) Например, в Украине создано Министерство экологии и природных ресурсов Украины. В Республике Беларусь основными государственными органами, осуществляющими функции по охране природы, являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство лесного хозяйства.
*(83) См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольф Г. Экологическое право: учеб. / отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ЭКСМО, 2005. С. 635-638.
*(84) При этом определено, что решения органов водного контроля могут быть отменены, только когда они противоречат закону или общественным интересам.
*(85) Леса занимают 60% территории Швеции.
*(86) См.: Журнал "Лесохозяйственная информация. Сборник научно-технической информации по лесному хозяйству", N 9. ВНИИЛМ, 2002. С. 64.
*(87) См.: Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М.: Байкальская Академия, 1992. С. 117-180.
*(88) Составление ежегодных докладов о состоянии окружающей среды; научно-исследовательская работа; подготовка законодательной программы президента; контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, воздействующих на окружающую среду, предотвращение дублирования в их деятельности, координация проводимых ими природоохранных мероприятий, предотвращение споров между ними; консультативная помощь по разработке природоохранных программ; издание меморандумов и других документов, предназначенных для обеспечения выполнения положений национальных природоохранных законов.
*(89) В том числе 9 федеральных законов в области охраны атмосферного воздуха, водоемов, включая моря и океаны, подземных вод, контроля за удалением отходов, включая токсичные вещества, использования пестицидов, устранения негативных воздействий радиации и шума.
*(90) 20% всех федеральных земель.
*(91) Служба наделена полномочиями по обеспечению соблюдения особого режима природопользования на территориях национальных заповедников диких животных, охраны мигрирующих птиц, отдельных видов млекопитающих и спортивных видов рыб, а также по регулированию охоты, торговли и импорта отдельных видов животных.
*(92) Осуществление мероприятий по борьбе с наводнениями, улучшением среды обитания рыб и диких животных при сооружении и эксплуатации водохранилищ.
*(93) В США 81% лесных ресурсов находится в собственности федерального правительства.
*(94) Реализует положения законов о многоцелевом использовании лесов и подержании их продуктивности, об управлении национальными лесами, об изучении экосистем лесов и атмосферного загрязнения и др.
*(95) Реализует положения Закона об управлении и охране рыбных запасов, Закона об охране морских млекопитающих и об охране исчезающих видов, а также осуществляет контрольные полномочия и полномочия по созданию заповедников по охране некоторых видов животных.
*(96) Осуществляет функции в соответствии с Законом об управлении береговой зоной путем планирования и финансовой помощи штатам на разработку и выполнение штатных программ.
*(97) Обеспечивает соблюдение морского законодательства и требований природоохранительного законодательства в части контроля за качеством вод в территориальном море, исключительной экономической зоне и Великих озерах, устанавливает правила для предотвращения разливов нефти и отвечает за выдачу разрешений на транспортировку и сброс отходов в море.
*(98) Разрабатывает стандарты шумового воздействия, а также обеспечивает проведение мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия на окружающую среду аэропортов.
*(99) Осуществляет полномочия по управлению несколькими подземными хранилищами радиоактивных отходов, разрабатывает методы безопасного их хранения.
*(100) В маленьких землях экологическое управление организовано двухступенчатым образом.
*(101) Планирование на уровне районов, в том числе за выделение некоторых видов особо охраняемых природных территорий, за разрешения особенно значимых в экологическом плане объектов и видов деятельности, например свалок и др.
*(102) См.: Бринчук М.М. Экологическое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 602.
*(103) См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 55.
*(104) См.: Устойчивое развитие: ресурсы России / под общ. ред. Н.П. Лавеова. М.: Издательский центр РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. С. 6, 22.
*(105) См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
*(106) См.: Нурмухамедова Э.Ф. Международный экологический правопорядок и экологические права человека.
*(107) См.: Винокуров А.Ю., Виноградов В.П. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996.
*(108) Экологияи право. 2002. N 1. С. 32-34.
*(109) Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 15. Ст. 769; Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 8. Ст. 366; Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ // Собрание законодательства. 1995; Закон РСФСР "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; и др.
*(110) Ведомости Московской думы. 1996. N 4. С. 4; N 6. С. 22; 1998. N 2. С. 77.
*(111) Российская газета. 1992. N 103. Май.
*(112) СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
*(113) Акимова Т.А., Батоян В.В., Моисеенков О.В., Хаскин В.В. Основные критерии экоразвития. М., 1994.
*(114) СЗ РФ. 1995. N 46. Ст. 4459.
*(115) Концепция экологической безопасности Российской Федерации // Зеленый мир. 1994. N 13.
*(116) Материалы парламентских слушаний на тему "О законодательном обеспечении экологического контроля в Российской Федерации" от 11 ноября 2004 г. Федеральное Собрание РФ/ПМ2/04-114
*(117) СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.
*(118) См.: Бедный О.П. Экологическая безопасность России. Собрание научных трудов. М., 2003.
*(119) СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.
*(120) Российская газета. 2002. 10 янв.
*(121) Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 556.
*(122) Приказ Госкомэкологии России от 27 ноября 1997 г. N 527.
*(123) Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545.
*(124) Отходы в доходы // Деньги. 2003. N 43. С. 27-31.
*(125) Там же.
*(126) Приложение к постановлению Правительства РФ от 21 декабря 1992 г. "Перечень ядерных материалов, технологий и установок, услуг в области применения и использования ядерной энергии и радиоактивных отходов".
*(127) См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М.: Юристъ, 1996. С. 282.
*(128) См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 1998. С. 476.
*(129) См.: Нарышева Н.Г. Возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды и природных ресурсах. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М.: Диалог МГУ, 1998. С. 46.
*(130) См.: Мишель Думенк. Законодательство об уголовных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды. Тезисы лекции на курсах Российской академии Государственной службы при Президенте РФ, 1999 г., ноябрь.
*(131) См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 192.
*(132) См.: Виноградова Е. Российская юстиция. 2001. N 8.
*(133) См.: Экологическое право России: сб. нормативных актов. М., 1997. С. 575-576.
*(134) См.: Новицкий И.В. Римское право. М., 1994. С. 153.
*(135) См.: Петров В.В. Экологическая ответственность: понятие, структура, основания. // Проблемы совершенствования экологического законодательства и эффективность его реализации. М., 1991. С. 22.
*(136) См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998. С. 495.
*(137) Архив Высшего Арбитражного Суда РФ. Дело N 5916/96, 1997 г.
*(138) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // Российская газета. 1998. 24 нояб.
*(139) См.: Петров В.В. Экологическое право России: учеб. М., 1995. С. 332.
*(140) См.: Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 182.
*(141) См.: там же.
*(142) См.: Петров В.В. Указ. соч. С. 340-341.
*(143) См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учеб. М., 1996. С. 307.
*(144) См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: учеб. для вузов. М., 1998. С. 219.
*(145) См.: Бобылев А.И. Законность и правопорядок: понятие, принципы их соотношения // Сборник научных трудов. Оренбург, 1999. С. 30-31.
*(146) См.: Лазарев В.В. Теория права и государства: учеб. М.: Новый юрист, 1997. С. 245.
*(147) Архив Высшего Арбитражного Суда РФ. Дело N 8612/98, 1999 г.
*(148) См.: Жевлаков Э.Н., Жаркова Ю.Г., Рубина Е.А. Проблемы соблюдения законности в сфере экологии // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М., 1998. С. 120-121.
*(149) См.: Калпин А.Г., Масляев А.И. Гражданское право. Часть первая: учеб. М.: Юристь, 1997. С. 442.
*(150) Российская газета. 1998. 24 нояб.
*(151) Архив Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, дело N 8200/98, 1999 г.
*(152) См.: Иоффе О.С. Обязательства по возмещению вреда. Л., 1951. С. 64-65.
*(153) См.: Смирнов В.Т., Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л.: ЛУ, 1983. С. 49.
*(154) См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1996. С. 655.
*(155) См.: Нарышева Н.Г. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды и природных ресурсах. М., 1998. С. 14.
*(156) Комментарии к Лесному кодексу РФ / под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997. С. 252.
*(157) СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553.
*(158) Сборник нормативных актов. Экологическое право России / отв. ред. А.К. Голиченков. М.: ИД Городец, 2004.
*(159) Архив Высшего Арбитражного Суда РФ. Дело N 5916/96, 1997 г.
*(160) См.: Новикова Е. Частно-правовые институты и нормы в системе экологического законодательства // Российская юстиция. 1999. N 5.
*(161) Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1994. N 3.
*(162) Доклад уполномоченного по правам человека в Пермской области в 2001 году. Пермь, 2002. С. 30.
*(163) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" // Российская газета. 1998. 24 нояб.
*(164) Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Волгоградской области М.А. Таранцова за 2001 год. Волгоград, 2002. С. 218-219.
|