Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Зарубежный опыт организации управления охраной окружающей среды 5 глава

Возникающие на уровне регионов проблемы экологической безопасности многообразны, отличаются новизной и сложностью. Решение их возможно только на системном уровне, за счет глубокой научной проработки методологии и средств требуемого решения проблемы, создания государственной структуры эффективно действующих региональных систем обеспечения экологической безопасности. Основным требованием к ним является способность прогнозирования экологически опасных ситуаций антропогенного и природного характера, проведение превентивных мероприятий, снижающих уровень аварийности, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и компенсация нанесенного ущерба. Межрегиональные системы экологической безопасности - перспективный инструмент решения проблемы экологической безопасности в условиях ограниченных финансовых, материальных и иных возможностей. Участниками межрегиональной системы экологической безопасности являются: органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия-природопользователи, финансовые посредники, образовательные, научные, общественные организации.

Межрегиональные системы экологической безопасности создают наиболее благоприятные условия для вовлечения в деятельность по ее обеспечению финансовых посредников, а также новых финансово-промышленных структур, сформировавшихся в условиях рыночных отношений в России.

Для решения данной задачи необходимо прежде всего создать законодательную базу в области обеспечения экологической безопасности.

В связи с разработкой проекта закона "Об экологической безопасности" возникает необходимость предварительного определения концептуальной основы, на которой он будет базироваться.



Возможны два принципиально различных методических подхода к формированию законодательной базы в этой сфере.

Первый подход сходен с тем, которым руководствовались разработчики проекта закона "Об экологической безопасности". Также правовое регулирование выполнения мероприятий и программ, направленных на обеспечение экологической безопасности, придется осуществлять не только на основе закона об экологической безопасности, а путем применения норм прямого действия иных законодательных актов. В этом случае экологическая безопасность фактически только декларируется, т.е. ставится задача без последующей юридической конкретизации.

В другом варианте экологическая безопасность определяется законом как юридическая категория со всеми вытекающими из этого нормативными требованиями. В этом законе должны преобладать нормы прямого действия. Созданная на такой концептуальной основе законодательная база обеспечит необходимые условия повышения эффективности природоохранной деятельности, контроля и прокурорского надзора в этой сфере.

Возможно и третье - компромиссное - направление формирования законодательной базы для обеспечения экологической безопасности, в котором найдут отражение оба подхода. Разработка законодательных норм на такой концептуальной основе, скорее всего, и будет реально осуществляться.

Экологической проблематике были посвящены состоявшиеся в Государственной Думе парламентские слушания "Правовой и экономический механизм организации управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации" (20 апреля 2001 г.), "О совершенствовании природоохранного законодательства и практике применения Федерального закона "Об охране окружающей среды" (22 апреля 2003 г.), "О законодательном обеспечении экологического контроля в Российской Федерации" (11 ноября 2004 г.) и по аналогичным вопросам 2005, 2006 гг.

В констатирующей части рекомендаций, принятых на этих слушаниях, отмечается, что анализ экологической ситуации в стране за последние 10 лет свидетельствует об устойчивой тенденции ухудшения качества окружающей среды в местах компактного проживания населения, несмотря на снижение объемов производства.

В настоящее время в Государственной Думе готовятся проекты законов в области обеспечения экологической безопасности: "Об экологическом страховании", "О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории", "Об экологическом контроле", "Об обращении с радиоактивными отходами" и др.*(116)

Имеет важное значение решение следующих вопросов:

- пороговые характеристики различных уровней экологической безопасности;

- экономические инструментарии, позволяющие эффективно и своевременно обеспечивать выполнение нормативных экологических требований;

- система контроля, включающая как административные

структуры, так и соответствующие технические средства.

В части пороговых значений экологической безопасности с учетом мирового опыта и реально сложившейся в России ситуации (не только экологической, но и социально-экономической) можно с достаточной степенью достоверности определить как минимум три уровня:

- экологическая обстановка ухудшилась до такого критического состояния, что возникает необходимость отнести отдельные территории к зонам экологического бедствия;

- загрязнение окружающей среды сохраняется в пределах установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и водных объектах, допустимых уровней радиации и т.д.;

- наивысший уровень экологической безопасности обеспечивается путем широкого внедрения ресурсосберегающих производств, безотходных комплексов и максимальной утилизации отходов, в результате чего негативные антропогенные воздействия на окружающую среду сводятся к минимуму.

На сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос о необходимости правового регулирования обеспечения экологической безопасности в зонах экологического бедствия. О важности проблемы свидетельствует и факт внесения группой депутатов в Государственную Думу на рассмотрение упоминавшегося выше законопроекта "О статусе зон экологического бедствия и регулировании хозяйственной и иной деятельности на их территории".

Одним из сложных вопросов в законодательстве России является и вопрос рационального использования природных ресурсов. Основными критериями экологического благополучия являются показатели рационального использования природных ресурсов и утилизация отходов. Конечной целью при таком подходе к решению экологической проблемы должно стать преобразование всей производственной инфраструктуры в единый безотходный комплекс, что, в свою очередь, должно быть закреплено в законодательном порядке.

24 июня 1998 г. принят Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"*(117), которым определены правовые основы указанной в названии Закона проблемы. Закон должен служить целям предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду. В Законе предусмотрено вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Однако для его применения требуется разработка ряда подзаконных нормативных актов, большинство которых на сегодняшний день отсутствует.

Рамочный характер этого Закона в значительной мере обусловлен экономическим положением, поскольку на современном этапе экономического развития России трудно обеспечить коренную перестройку производственной инфраструктуры страны по принципу безотходного комплекса или хотя бы перейти на широкое внедрение ресурсосберегающих производств. Отдельно данная проблема будет рассмотрена в рамках следующей темы.

В настоящее время имеется возможность определить методические подходы к формированию экономических инструментариев, позволяющих эффективно улучшить качество окружающей среды на территориях с особо напряженной экологической обстановкой. Приняты отдельные нормативно-правовые акты и накоплен опыт их применения для решения этих задач.

В последние годы наметилась противоположная тенденция регулирования финансовых потоков в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Государственные экологические фонды упраздняются, а у оставшихся резко снижается наполняемость, поскольку платежи за загрязнение окружающей среды должны направляться непосредственно в бюджеты разных уровней. В Бюджетном кодексе РФ (ст. 85) установлено, что расходы на охрану окружающей природной среды финансируются совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Планируется создание региональных целевых экологических фондов, в которых должны аккумулироваться средства, предназначенные для финансирования мероприятий по улучшению до нормативного уровня качества окружающей среды в зонах экологического бедствия.

В ходе решения задач по улучшению качества окружающей природной среды в зонах экологического бедствия нецелесообразно полностью отвергать возможность финансирования природоохранных мероприятий из государственных бюджетов разных уровней. Главное, что предлагаемая модель экономического механизма позволит большую часть необходимых средств собрать на территории зоны экологического бедствия. Источниками формирования таких фондов в зонах экологического бедствия могут стать промышленные предприятия, расположенные на этой территории.

Систему контроля и надзора за исполнением природоохранных требований следует отнести к числу трех основных условий обеспечения экологической безопасности. Необходимы сильные контролирующие органы.

В природоохранном законодательстве должны найти отражение также и особые условия возможности возникновения экологической опасности. К ним относятся хранение и уничтожение химического и бактериологического оружия, мероприятия по переработке радиоактивных отходов, утилизация атомных подводных лодок и др. Эти потенциальные источники загрязнения окружающей среды представляют настолько серьезную опасность, что для эффективного решения связанных с ними экологических проблем необходимо принять специальные законодательные акты.

Проблема экологической безопасности не ограничивается только сохранением окружающей среды и обеспечением благоприятных условий проживания населения. Огромное значение для устойчивого развития экономики имеет обеспеченность страны природными ресурсами на долгосрочную перспективу.

В марте 2001 г. вопрос о сырьевой безопасности России в XXI в. рассматривался на Межведомственной комиссии Совета безопасности по безопасности в сфере экономики, где было отмечено, что минерально-сырьевой комплекс является важнейшей составляющей российской экономики. Между тем современное состояние и перспективы развития минерально-сырьевой базы России с позиций обеспечения национальной безопасности страны вызывают серьезную озабоченность.

В современных экономических условиях в России с особой остротой встала проблема воссоздания стратегических запасов, к числу которых отнесены топливно-энергетические ресурсы, благородные металлы, руды цветных и редких металлов и неметаллов, используемые при производстве специальных сплавов, в военной технике и новейших технологических процессах. Вместе с тем, как показывает анализ, на преобладающем большинстве горно-добывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами достигла критически низкого уровня, стратегический резерв многих видов сырья на действующих месторождениях малонадежен.

Положение усугубляется тем, что по большинству видов сырья полностью прекращены работы по созданию новых горно-добывающих мощностей, резко сократились объемы геолого-разведочных работ.

Обеспеченность экономики России минеральными ресурсами в начале XXI в. может еще более ухудшиться из-за проявившихся в последнее десятилетие негативных тенденций, дальнейшее развитие которых создает реальную угрозу ее экономической безопасности.

Россия в 1,5-2 раза отстала от развитых стран по уровню потребления минерального сырья на душу населения, тогда как высокий уровень потребления полезных ископаемых является материальной основой экономики и национальной безопасности ведущих государств мира*(118).

В решении Межведомственной комиссии Совета безопасности в сфере экономики рекомендуется, в частности:

принять федеральную целевую программу (ФЦП) "Экология и природные ресурсы", включающую, в частности, подпрограмму "Воспроизводство и использование минерально-сырьевых ресурсов", а также механизмы и источники ее финансирования, мероприятия по совершенствованию системы налогообложения горного дела и недропользования; обратить особое внимание на эффективность использования разведанного фонда недр и целевое использование средств, направляемых на геологическое изучение недр.

Проблема сырьевой безопасности не ограничивается только сферой недропользования. Хищническими методами ведется незаконная рубка лесов, в первую очередь таких ценных пород, как кедровые. На промышленной основе осуществляется незаконная добыча валютоемких водных биоресурсов и других представителей животного мира. Перечень массовых правонарушений в сфере природопользования этим не исчерпывается.

Научно обоснованное регулирование численности объектов животного мира, т.е. рациональное использование охотничьих животных, водных биоресурсов позволит не только сохранить и улучшить качественное состояние сложившихся экосистем, но и создать природно-ресурсную базу для устойчивого роста благосостояния населения России.

Таким образом, законом об экологической безопасности должны регламентироваться не только условия защищенности природной среды от негативных антропогенных воздействий и не только нормативы качества окружающей среды, обеспечивающие благоприятные условия проживания населения, но и требования по рациональному, неистощительному использованию природных ресурсов.

Успешное решение проблемы экологической безопасности Российской Федерации в первую очередь зависит от эффективности экономического механизма природопользования, действенности контролирующих и правоохранительных органов, достаточно совершенной законодательной базы.

Согласно п. "д" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся не только обеспечение экологической безопасности, но и природопользование; охрана окружающей среды; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Однако на федеральном уровне все перечисленные предметы совместного ведения, за исключением обеспечения экологической безопасности, реализованы путем издания по ним соответствующих федеральных законов или кодексов Российской Федерации и принятия в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации.

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании обеспечения экологической безопасности на региональном уровне уместно отметить, что ряд субъектов Федерации, опираясь на федеральный законопроект "Об экологической безопасности" и в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, разработали и приняли свои законы об экологической безопасности. Так, в Республике Башкортостан, помимо действующего Экологического кодекса Республики Башкортостан (в ред. Закона Республики Башкортостан от 1 ноября 2000 г.), в преамбуле которого сказано, что "охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека - неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития Республики Башкортостан", в июне 1997 г. был принят Закон об экологической безопасности Республики Башкортостан. Экологическая безопасность в Законе трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее (данное понятие экологической безопасности идентично понятию, сформулированному в ст. 3 проекта Федерального закона "Об экологической безопасности").

Аналогичен Закон Волгоградской области от 3 апреля 1998 г. "Об экологической безопасности на территории Волгоградской области" (в ред. от 7 июня 1999 г.), в нем экологическая безопасность определена как "защита жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего прав на здоровую, благоприятную окружающую природную среду".

Правовые основы обеспечения экологической безопасности на территории Ульяновской области определяет Закон Ульяновской области от 4 октября 1996 г. "Об экологической безопасности на территории Ульяновской области".

Приняты Закон Ненецкого автономного округа от 11 января 2000 г. "Об экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа", Закон Курской области от 5 июля 1997 г. (в ред. от 8 мая 2001 г.), законы Нижегородской и Оренбургской областей и др.

Анализ соответствующего регионального законодательства показывает отсутствие единства в трактовке основных понятий. Такое разночтение объясняется в первую очередь несистемным подходом к правовому регулированию этих вопросов на федеральном уровне.

Это может быть принятие Федерального закона "Об экологической безопасности" либо соответствующих модельных региональных законов. Обеспечение экологической безопасности следует рассматривать не только в качестве самостоятельного элемента обеспечения национальной безопасности, но и элемента экологической функции государства. Такая экологическая функция должна отражать объективную деятельность всех органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений по обеспечению экологической безопасности населения и территории России.

Обеспечение экологической безопасности является одним из элементов защиты населения и территорий от природных и техногенных катастроф, а также направлением обеспечения общественной безопасности. Такая трактовка является теоретической предпосылкой разграничения компетенции по обеспечению экологической безопасности между различными органами (Советом безопасности, МВД России, МЧС России и др.).

 

Законодательное регулирование обращения
с отходами производства и потребления

 

Проблема экологической безопасности может на долгие годы объединить усилия ученых и специалистов различного профиля, поскольку в России сложилась серьезная ситуация как в различных областях промышленности, так и в повседневной жизни. Сегодня нет необходимых мощностей, технологий, финансовых средств, правовой поддержки механизма обеспечения экологической безопасности, отсутствует механизм государственного регулирования. Все это приводит к значительным издержкам в природоохранной деятельности, ухудшению экологической ситуации.

Рост объемов промышленных и бытовых отходов сегодня значительно превышает возможности национального потенциала их обезвреживания, переработки и захоронения. Нарушения этих процессов непременно сопровождаются явлениями, отрицательно влияющими на здоровье населения и окружающую среду.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения. Суточная норма накопления твердых бытовых отходов за год в благоустроенных жилых зданиях составляет 0,52 кг/чел. или 0,96 м3/чел. при плотности до 0,2 т/м3. Многие крупные и небольшие города России сегодня сталкиваются с проблемой загрязнения объектов окружающей среды как физическими, так и химическими веществами, образующимися при разложении отходов. На территории страны в отвалах, полигонах, хранилищах и организованных свалках накоплено около 80 млрд т твердых отходов производства и потребления различного типа из-за чего из хозяйственного оборота вышли сотни тысяч гектаров земель. Сконцентрированные в отвалах, хранилищах и свалках отходы являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв. Если эти отходы разместить в стандартные контейнеры и выстроить по линии экватора, то они опояшут его более 400 раз.

Особую тревогу вызывают токсичные и экологически опасные отходы. По официальной статистике, их накоплено на принадлежащих предприятиям полигонах, свалках, в хранилищах и других объектах более 1 млрд т. Ежегодно индустрия добавляет к этому около 125 млн т токсичных отходов. Из 100 тыс. т ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть.

Приземная атмосфера полигонов размещения твердых и опасных отходов часто загрязнена пылью, сажей, пестицидами и другими тонкодисперсными твердыми частицами, которые поднимаются вверх воздушными потоками и оседают на земной поверхности вблизи свалок. Преобладающее количество отходов 1-го класса опасности (отходы гальванических производств, отходы, содержащие ртуть, хлорорганику, хром и др.) образуется на предприятиях Уральского региона (65%), затем Западно-Сибирского (9%), Центрального (8%) и Северо-Западного (7%) регионов. Однако уровень использования этих токсичных отходов в Уральском и Северо-Западном регионах значительно ниже среднего по Российской Федерации и составляет менее 1% к их общему количеству. С отходами теряются миллиарды тонн материальных ресурсов, многими из которых страна практически уже не располагает. На территории России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд т горно-промышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд т. Под полигонами для складирования, шламонакопителями и хвостохранилищами занято свыше 300 тыс. гектаров земель. В отходах содержатся: железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье.

В Российской Федерации приняты нормативные правовые документы, регламентирующие обращение с отходами, в частности по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами, ведению государственного кадастра отходов, определению порядка паспортизации опасных отходов, об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также трансграничного перемещения отходов. Однако до настоящего времени разработка мер по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами не завершена.

Основной поставщик промышленных отходов - это предприятия базовых отраслей промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, черную и цветную металлургию, горно-химическое производство, стройиндустрию. Низкий уровень использования сырья, отсутствие безотходных технологий приводят к стремительному образованию отвалов горных пород и отходов обогащения, занимающих в местах добычи дополнительные площади. Их суммарная площадь превышает 1,3 млн га. На горно-рудных предприятиях каждый год образуется более 750 млн м3 пород. К этому добавляется ежегодный выход хвостов обогащения руд, который составляет более 200 млн м3. Дренирующие стоки загрязняют металлами и другими токсичными веществами почвы, реки, водоносные горизонты, грунтовые воды, нанося серьезный вред окружающей среде. Контрольные скважины для наблюдения за уровнем грунтовых вод на территории свалок часто отсутствуют. Добыча твердых полезных ископаемых (уголь, горючие сланцы, фосфориты, соли, руды металлов и радиоактивных элементов, гипс, глинистое и цементное сырье) вызывает как нарушение сложившихся гидродинамических, геохимических условий, так и перемещение, складирование огромных масс горных пород, содержащих многие токсичные химические элементы и соединения.

Примерами могут служить терриконы угольных шахт, отвалы вблизи карьеров при наземной добыче сульфидных руд. Эти терриконы и отвалы подвергаются интенсивной физико-химической обработке под воздействием многочисленных природных факторов и являются крупными источниками комплексного загрязнения окружающей среды.

Наиболее остро стоит вопрос утилизации неуклонно накапливающихся отходов угольной промышленности. На некоторых шахтах Донбасса добыча 1 тыс. т угля сопровождается выдачей на-гора более 800 т породы. Микроэлементы в углях и вмещающих их породах связаны в основном с органическим веществом и сульфидами. На земной поверхности при участии кислорода воздуха и бактерий сульфиды окисляются, что является одной из причин самовозгорания углей и углефицированных пород терриконов, образования кислотных поверхностных водотоков.

Отходы потребления и твердые бытовые отходы, объем которых весьма значителен и составляет 140 млн м3, по всем прогнозам, будет расти. Из-за отсутствия раздельного механизма сбора твердых бытовых отходов вопрос их переработки в России практически не решается. Общая мощность мусороперерабатывающих заводов составляет всего 3,5% от необходимой потребности.

Характеристика экологической ситуации будет неполной, если исключить влияние на этот процесс сельскохозяйственных предприятий. Здесь уже много лет существуют две проблемы: запрещенные и пришедшие в негодность пестициды и отходы животноводства. Общее количество пестицидов, подлежащих обезвреживанию, составляет в хозяйствах России свыше 13 тыс. т. Их физическое состояние, неопределенность химического состава, не везде удовлетворительные условия хранения представляют потенциальную угрозу для окружающей среды и здоровья людей. Утилизацияих до настоящего времени практически не проводилась. Ежегодно в сельском хозяйстве накапливается около 150 млн т отходов животноводческих комплексов. Каких-либо ощутимых перемен в ближайшее время здесь также не предвидится. В сельских местностях обострилась проблема загрязнения продовольствия микотоксикантами. Продолжается практика использования медицинских антибиотиков в качестве кормовых добавок. Остаточные количества их обнаруживают в пятой части продукции и отходах сельскохозяйственного производства. Особая опасность связана с бактериальным загрязнением среды обитания и возможностью вспышек различных эпидемических заболеваний. В опасные отходы сельскохозяйственного производства входят: оставшиеся на полях остатки ядохимикатов, химических удобрений, пестицидов, а также не обустроенные кладбища животных, погибших в период эпидемий. Хотя эти отходы имеют точечный характер, их большое количество и высокая концентрация в них токсичных веществ могут оказать заметное отрицательное воздействие на окружающую среду.

Отходы медицинских учреждений, как правило, токсичные, инфицированные отходы в не обезвреженном виде направляются на обычные городские свалки или мусороперерабатывающие предприятия, что создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, опасную для окружающей среды и населения.

Это связано с тем, что регулирование данного вида деятельности государством в полной мере не осуществляется. Отсутствуют условия переработки медицинских отходов, нет эффективных технологий, разработаны критерии гигиенического контроля за эффективностью переработки и степенью опасности образующихся при этом отходов.

Промышленные центры России все чаще сталкиваются с необходимостью переработки осадков водопроводных и канализационных станций очистки вод. Общее количество осадков, скопившихся вокруг городов, составляет более 200 млн т. Они разнообразны по качественному составу и свойствам и содержат значительное количество ионов тяжелых металлов, токсичных органических и минеральных соединений (нефтепродуктов).

В соответствии с принципом превентивности (предупреждения) главное внимание сегодня должно уделяться обеспечению безопасности переработки и захоронения отходов, гарантирующих охрану здоровья населения на такой срок, пока они не станут безвредными для человека. В России ратифицирована Базельская конвенция по контролю за перевозкой опасных отходов и их удалением. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды разработаны в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления"*(119). В Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых документов различного уровня, утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов от 10 февраля 1997 г. N 155.

Отходы подразделяются на бытовые, промышленные, отходы, связанные с добычей полезных ископаемых, и радиоактивные. По фазовому состоянию они могут быть твердыми, жидкими или смесью твердой, жидкой и газовой фаз.

При хранении все отходы претерпевают изменения, обусловленные как внутренними физико-химическими процессами, так и влиянием внешних условий. В результате этого на полигонах хранения и захоронения отходов могут образоваться новые экологически опасные вещества, которые при проникновении в биосферу будут представлять серьезную угрозу для среды обитания человека. Поэтому хранение и захоронение опасных отходов следует рассматривать как складирование физико-химических процессов.

Твердые бытовые отходы (ТБО) чрезвычайно разнородны по составу: пищевые остатки, бумага, металлолом, резина, стекло, древесина, ткань, синтетические и другие вещества. Пищевые остатки привлекают птиц, грызунов, крупных животных, трупы которых являются источником бактерий и вирусов. Атмосферные осадки, солнечная радиация и выделение тепла в связи с поверхностными, подземными пожарами, возгораниями способствуют протеканию на полигонах ТБО непредсказуемых физико-химических и биохимических процессов, продуктами которых являются многочисленные накопления компонентов загрязненного поверхностного стока и радиоактивных атмосферных осадков. Поступление радионуклидов по зонам разломов в подземные воды и вышеуказанные природные среды носит пульсационный характер, вследствие чего могут иметь место залповые выбросы радиоактивных элементов в окружающую среду.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.