Тема № 5. Оценка воздействия на окружающую среду И экологическая экспертиза
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза – виды деятельности, направленные на недопущение экологически опасной деятельности на этапе предпроектных, проектных работ и планирования, поэтому от реализации законодательства по ОВОС и экологической экспертизе во многом зависит состояние окружающей природной среды.
На основе изучения рекомендованной специальной литературы и нормативных актов необходимо получить представление об оценке воздействия на окружающую среду как о виде деятельности, которую осуществляет сам заказчик документации, и направленную на минимизацию экологически опасных последствий от планируемой деятельности на основе подбора различных вариантов, включая «нулевой», то есть полный отказ от осуществления намечаемой деятельности.
Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В зависимости от субъекта организации она может быть государственной или общественной. Изучив действующее законодательство об экологической экспертизе, следует получить представление обо всех видах экспертизы. Особое внимание следует уделить государственной экологической экспертизе, так как именно она является основной. При изучении вопроса о субъектах государственной экологической экспертизы необходимо учесть все изменения в действующем законодательстве об экологической экспертизе.
План
1. Оценка воздействия на окружающую среду (понятие, процедура, субъекты, объекты, документация).
2. Понятие и виды экологической экспертизы.
3. Принципы экологической экспертизы.
4. Государственная экологическая экспертиза (объекты экспертизы, субъекты, эколого-экспертный процесс, ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе).
5. Общественная экологическая экспертиза.
Задачи
Задача 1.Областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект не проходил государственной экологической экспертизы.
Заказчик документации возражал против назначения такой экспертизы, ссылаясь на то, что земельный участок под строительство ТЭЦ уже предоставлен и вся необходимая документация утверждена.
Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка без прохождения экологической экспертизы.
Арбитражный суд отказался принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение местной администрации не обладает правами юридического лица и, следовательно, не вправе подавать исковое заявление в суд.
Дайте разъяснения по этим вопросам.
Задача 2.По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными.
Несмотря на это, строительство объекта началось, городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, просило отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.
Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы?
Какую юридическую силу имеет ее заключение?
Задача 3.В декабре 1992 г. Советом Министров — Правительством РФ было принято постановление № 1026 «Вопросы строительства атомных электростанций на территории Российской Федерации». В нем предусматривалось начало строительства конкретных объектов АЭС вблизи крупных городов, водоемов республиканского значения, в сейсмически опасных зонах.
Общественное объединение «Юристы за экологию» обратилось с иском в Бауманский народный суд Москвы (по месту нахождения в то время Правительства) о признании постановления в этой части недействительным, как противоречащего Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды», и о назначении экспертизы.
Но ни районный суд, ни городской, куда потом обращался истец, не приняли данный иск к рассмотрению на том основании, что суд не может обсуждать решения правительства.
Какие нормы Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» нарушены?
Каково Ваше мнение по существу дела?
Задача 4.Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в интересах государства и граждан о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту перекладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, из заключения которой вытекает, что права граждан на охрану здоровья не нарушаются воздействием хозяйственной деятельности комбината на окружающую природную среду (материалы дела см.: БВС РФ. 1994. № 8. С. 3—5).
Могут ли выводы экспертной комиссии быть обжалованы в суд или в арбитражный суд?
Вправе ли прокурор возбудить гражданское дело в суде в защиту прав неопределенного круга лиц, проживающих в данном населенном пункте?
Какое право граждан затронуто в данном деле?
Задача 5.Группа граждан — жители г. Мытищи Московской области — обратилась в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда с заявлением о признании незаконным распоряжения главы администрации Московской области от 16 декабря 1991 г. «О продолжении строительства Северной ТЭЦ» по тем основаниям, что оно издано с нарушением требований Положения о государственной экологической экспертизе, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г., и в нарушение решений Мытищинского городского Совета народных депутатов от 10 мая и 31 октября 1990 г., а также решений Московского городского Совета народных депутатов от 28 мая 1990 г. и 16 января 1991 г. о прекращении строительства Северной ТЭЦ.
При рассмотрении дела по существу представители истца утверждали, что изданным распоряжением при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы нарушены гарантированные Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» права на здоровую и благоприятную окружающую среду, право на благоприятную среду обитания, закрепленное в ст. 5 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, истцы заявили, что были допущены нарушения на стадии проектирования строительства Северной ТЭЦ:
1) отсутствует технико-экономическое обоснование строительства ТЭЦ;
2) необоснованно произведен землеотвод под строительную площадку;
3) не произведено обязательное согласование с территориальными органами контроля и надзора, участвующими в определении условий природопользования;
4) не обеспечено соблюдение требований ст. 12, 14, 15 Водного кодекса РСФСР 1972 г.
Представители главы администрации Московской области с заявленными требованиями не согласились, считая необоснованными доводы истцов о несоответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства. В качестве одного из доводов был приведен следующий: согласие главы администрации на продолжение строительства Северной ТЭЦ основано на данных заключения международной экологической экспертизы, проведенной финской фирмой ИВО Интернешнл.
Решите дело по существу.
Задача 6.При подготовке к строительству высокоскоростной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» главы администраций ряда районов приняли решение об отводе земельных участков без учета того, что ряд из них расположен в природоохранных и водоохранных зонах.
Новгородский областной комитет по охране окружающей среды провел экологическую экспертизу проектной документации по участку дороги, которую предполагается провести по территории Новгородской области. По результатам экспертизы было дано отрицательное заключение.
Новгородская природоохранная прокуратура опротестовала решения глав администраций об отводе земель.
Решите дело.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Анисимов Алексей Павлович. Экологическое право России [Текст] : учебник для вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец ; Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Волгоградская академия государственной службы, Научно-исследовательский институт [НИИ] современного права. - Волгоград: Альянс "Югполиграфиздат", 2005. - 439 с.
2.Боголюбов Сергей Александрович. Экологическое право [Текст] : учебник для вузов по специальности "Юриспруденция": допущено Министерством образования и науки РФ / С. А. Боголюбов. - Москва : Юрист, 2004. - 430 с.
3. Бринчук Михаил Михайлович. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов по специальности "Юриспруденция" : допущено Министерством образования РФ / М. М. Бринчук. - Москва : Высшее образование, 2005. - 473 с.
4. Бринчук Михаил Михайлович. Экологическое право [Текст] : учебник / М. М. Бринчук. - 4-е изд. - Москва : ЭКСМО, 2010. - 670 с.
5.Голиченков Александр Константинович. Экологическое право России [Текст] : словарь юридических терминов : учебное пособие для вузов по направлению 521400 и специальности 021100 "Юриспруденция" : рекомендовано Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов РФ / А. К. Голиченков ; Московский университет [МГУ] им. М.В. Ломоносова. Юридический факультет. Кафедра экологического и земельного права. - Москва : Городец, 2008.
6.Дубовик Ольга Леонидовна. Экологическое право [Текст] : учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция" : рекомендовано УМО / О. Л. Дубовик ; Российская академия наук [РАН]. Институт государства и права. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2010. - 719 с.
7.Духно Николай Алексеевич. Экологическое право России [Текст] : учебник / Н. А. Духно, Г. В. Чубуков ; Московская академия экономики и права. - Москва : Экзамен, 2006. - 446 с.
8.Ерофеев, Борис Владимирович. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования по специальностям правоведческого профиля : рекомендовано Министерством образования РФ / Б. В. Ерофеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Форум, 2010 ; Москва : ИНФРА-М, 2010. - 399 с.
9.Крассов Олег Игоревич. Экологическое право [Текст] : учебник для вузов / О. И. Крассов. - Москва : НОРМА, 2004. - 575 с.
10.Федцов Владимир Георгиевич. Экологическое право России [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по экологическим, юридическим и экономическим специальностям (направлениям) : рекомендовано Учебно-методическим объединением Института русского предпринимательства / В. Г. Федцов, А. В. Федцова, Ю. А. Ежов ; Институт русского предпринимательства. - 2-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 572 с.
11.Экологическое право [Электронный ресурс] : электронный учебник / под ред. С. А. Боголюбов. - Москва : Кнорус, 2009.
12.Экологическое право России [Текст] : конспект лекций / авт.-сост. А. В. Желудков. - Москва : ПРИОР, 2001. - 158 с.
13. Экологическое право России [Текст] : конспект лекций / авт.-сост. С. М. Петров. - Москва : Приор-издат, 2007. - 173 с.
Специальная литература
1. Андрейцев В.А. Правовое обеспечение экологической экспертизы / В.А. Андрейцев. – Киев, 1990.
2. Бринчук М.М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений / М.М. Бринчук // Государство и право. – 2000. – №9.
4. Вылегжанина Е.Е. Международно-правовое развитие процедуры оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду / Н.Е. Вылегжанина // Экологическое право. – 2005. – №3.
5. Голиченков А.К. Концепция Закона РФ «Об экологической экспертизе» / А.К. Голиченков //Вест. МГУ. Право. – 1994. – № 2.
6. Государственно-правовые проблемы экологической экспертизы // Государство и право. – 1996. – № 1.
7. Гришин Н.Н. О разработке нормативного акта, регламентирующего обсуждение с общественностью объектов государственной экологической экспертизы / Н.Н. Гришин // Журн. рос. права. – 2000. – № 3.
8. Желудков А. Экологическое право России: Конспект лекций / А. Желудков. – М.: Приор, 2000.
9. К вопросу о правовом обеспечении оценки воздействия на окружающую среду (материалы конференции) // Государство и право. – 1998. – № 7.
10. Комментарий к ФЗ «Об экологической экспертизе»/ Отв. ред. проф. М.М. Бринчук. – М.: БЕК, 1999.
11. Краснова И.О. Оценка воздействия на окружающую среду и порядок вынесения государственных решений: опыт США / И.О. Краснова // Экол. право. – 2001. – № 2.
12. Максимова Е.А. Экспертиза промышленной безопасности опасных производств и объектов в экологическом праве России / Е.А. Максимова. – Саратов, 2002.
13. Сапранова О.Н. Законопроекты по экологической экспертизе / О.Н. Сапранова // Вест. МГУ. Право. – 1994. – № 4.
14. Сапранова О.Н. Проблемы экологической экспертизы в эколого-правовых и иных специальных исследованиях / О.Н. Сапранова // Вест. МГУ. Право. – 1994. – № 6.
15. Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы / Ю.Р. Храмова // Государство и право. – 2000. – № 8.
Нормативные правовые акты
1. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
3. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 ноября 1995г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.
4. Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы: Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 // СЗ РФ. - 1996. - № 40. - Ст. 4648.
5. О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий: Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007г. N 145 // СЗ РФ. – 2007. - № 11. – Ст. 1336.
6.Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности: Приказ Минприроды РФ от 29.12.1995г. N 539 // Документ опубликован не был. См.: ИСС КонсультантПлюс.
7. Об утверждении Требований к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия: Приказ Минприроды РФ от 28 марта 1996 г. № 113 // Документ опубликован не был. См.: ИСС КонсультантПлюс.
8. Об утверждении Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации: Приказ Госкомэкологии РФ от 22.04.1998г. N 238 // БНА. – 1998. - № 13.
9. Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ: Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000г. № 372 // БНА. – 2000. - № 31.
10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе: Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 N 1421-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2011. - № 2.
11.Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 17.06.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 13.01.2010 N 1: Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2010 N КАС10-358 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. - № 8.
|