Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема №2. Информационное обеспечение охраны окружающей среды.

 

Определенные знания по вопросу об информации как объекте правоотношений были получены при изучении таких дисциплин как теория государства и права, административное право, гражданское право.

При изучении данной темы следует получить представление о правовом режиме специфического вида информации – экологической. Вопрос о понятии экологической информации, а также о ее видах и составе является достаточно теоретическим и спорным. В связи с этим следует внимательно изучить рекомендованную литературу и нормативные акты и сформировать собственное мнение по этому вопросу. Особое внимание следует уделить изучению порядка доступа к информации, предоставления информации заинтересованным субъектам, а также ответственности за необоснованный отказ в предоставлении информации.

 

План

1. Понятие и состав экологической информации.

2. Требования к экологической информации (полная, достоверная, своевременная и доступная).

3. Формы данных, составляющих экологическую информацию (письменная, визуальная, устная, форма базы данных и иные формы).

4. Требования, обеспечивающие права лиц, предоставивших информацию государственному органу, на охрану их секретов, включая личную и профессиональную (коммерческую) тайны. Обеспечение государственной тайны при передаче экологической информации.

5. Отказ в предоставлении экологической информации.

6. Обжалование необоснованного отказа в предоставлении информации, оставления запроса об информации без ответа или неполного ответа на запрос.

 

Задачи

Задача 1.Гражданин Р. предъявил в районный, а затем и городской суд г. Санкт-Петербурга иск к мэру Санкт-Петербурга о при­знании его действий, выразившихся в непринятии мер по обес­печению права граждан на охрану здоровья от неблагоприят­ных воздействий окружающей природной среды, неправомер­ными и о предоставлении экологической информации.



Суды отказали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Их доводы сводились к тому, что данный спор неподведомствен суду, что право, за защитой которого обратился гражданин, в законодательстве закреплено нечет­ко, а формы его обеспечения неконкретны.

Правомерен ли отказ судов?

Какие шаги вы посоветовали бы предпринять в данной или аналогичной ситуации?

Задача 2.Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место склади­рования — село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора. Здесь же — уникальный геологический разрез, объявленный охраняемой зоной ландшафта.

Кировский городской комитет по охране природы предпи­сал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в со­гласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.

Однако ССК продолжал складирование и вывоз песка по той же технологии и в том же месте.

Нововятское общество охраны природы (далее — Общест­во) послало ССК запрос, в котором просило сообщить следую­щую информацию:

— на каких юридических основаниях осуществляется хо­зяйственная деятельность в селе Красном;

— что делает ССК для охраны окружающей природной среды;

— как выполняются предписания Кировского городского комитета по охране природы.

Одновременно такой же запрос направил гражданин С.

Руководство ССК в течение года на эти и повторные ана­логичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.

Общество обосновало свой иск ссылкой на ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Суд отказал в принятии иска на том основании, что в соот­ветствии с нормами ГПК РСФСР споры между юридическими лицами разрешаются арбитражным судом. В связи с отсут­ствием у Общества денег для оплаты пошлины иск в арбит­ражный суд предъявлен не был.

В обоснование своего иска гражданин С. ссылался на нор­мы ст. 12 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 5 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологичес­ком благополучии населения», п. 4 ст. 29 и ст. 42 Конституции

Российской Федерации. Одновременно им было заявлено тре­бование о компенсации морального вреда, причиненного годо­вой волокитой в предоставлении информации.

В принятии искового заявления гражданина С. судом было отказано.

Гражданин С. повторно предъявил иск, в котором, учиты­вая, что право Общества на получение экологической инфор­мации также нарушено, ходатайствовал о привлечении Об­щества к делу в качестве третьего лица.

Кроме того, он обратился с заявлением в прокуратуру, в котором просил защитить его конституционное право на полу­чение экологической информации и в связи с тем, что речь идет о нарушении конституционного права, просил прокура­туру принять участие в процессе. Ответа из прокуратуры граж­данин С. в сроки, установленные законом для ответа на заяв­ление граждан, не получил.

Заподозрив волокиту, бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не рабо­тающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатиза­ции и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Какие права граждан и общественного объединения нару­шены?

Имеются ли юридические основания для защиты нару­шенных прав в судебном порядке?

Какова подведомственность данных дел?

В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?

Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять гражда­нам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав? Решите дело.

Рекомендуемая литература

Специальная литература

1. Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Рос. юстиция. 2000. № 1.

2. Выпханова Г.В. К вопросу об информационном обеспечении природопользования // Аграрное и земельное право. 2006. №5.

3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М., 2003.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М., 2003.

5. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М., 2004.

6. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М.. 1995.

7. Разбаш О.А. Обеспечение экологических прав граждан на информацию, на участие в принятии решений, на судебную защиту. М., 1999.

8. Яблоков А.В. Экологическая информация и секретность: как преодолеть противоречия? // Зеленый мир. 1996. № 23.

 

Нормативные правовые акты

1.Конституция РФ. 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 237.

2.Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Парлам. газ. - 2002. - № 9 (889). – 12 января.

3.Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. - № 31 (Ч. 1). – Ст. 3448.

4.Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ // СЗ РФ. – 2008. - № 52 (Ч. 1). – Ст. 6217.

5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ // СЗ РФ. – 2009. - № 7. – Ст. 776.

6.О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - N 7. - Ст. 300.

7. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 21 сентября.

8. Об утверждении положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 128 // СЗ РФ. - 2000. - № 8. - Ст. 964.

9. О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах: Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 540 // САПП. - 1992. - №6. - Ст. 328.

10. Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 // СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5410.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.