ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В наиболее общем и схематизированном виде психологическая и личностная структура субъекта такова. Во-первых, она включает три группы психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление), волевые и эмоциональные. Это разделение является наиболее традиционным и общепринятым, хотя и небезупречным. Во-вторых, все психические процессы составляют в своей совокупности о дну из трех областей общей структз?р^ личности, включающей также и психические свойства личности, в том числе и ее способности. Психические свойства крайне многообразны и включают как черты личности, так и синтетические их проявления — характер, темперамент, направленности личности. Наряду с процессами и свойствами, существует еще один компонент — психические состояния. В-третьих, в качестве важной и самостоятельной выделяется базовая система личности, обозначаемая понятием мотивационная сфера личности. Она — источник побудительных сил поведения, динамическая основа для деятельности личности. Эти традиционные представления о структуре психической организации субъекта являются простой и удобной схемой для упорядочивания проблем, которые возникают при характеристике профессиональной деятельности. Вместе с тем, их необходимо дополнить.
Следует дополнить три традиционно выделяемые класса психических процессов (познавательные, волевые, эмоциональные) еще двумя — очень важными именно для профессиональной деятельности классами — регулятивными и коммуникативными. Это тем более необходимо, что в современной психологии сложилось и становится все более распространенным разделение психических процессов на три основные подсистемы —- когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Первая включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней; вторая — процессы, направ-
,112 ,
|1. Котитимт* процессы • структуре профессиональной деятельности
ленные на построение, организацию и регуляцию деятельности и поведения; третья— процессы, обеспечивающие коммуникацию, взаимодействие между людьми/
Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных (когнитивных) процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познание внешней среды, ориентировку в ней, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Сфера этих процессов, их состав достаточно четко очерчены; это процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти, мышления.
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовая деятельность требует активного участця всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем, определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обуславливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности. Обратимся к характеристике основных психических процессов трудовой деятельности.
Сенсорно-перцептивная сфера
Осуществляя трудовую деятельность, человек использует все возможности своей психической организации. Управление деятельностью человека обеспечивают функции ощущения и восприятия (сенсорика). Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивность— это состояние повышенной чувствительности той или иной функции к определенного рода влияниям окружающей действительности.Сензитивность связана с типом нервной системы человека и одновременно является относительно устойчивой характеристикой личности. В силу его
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_____________
универсальности свойство сензитивности можно использовать как показательную диагностическую структуру эффективности трудового процесса.
Важной характеристикой сенсорных процессов, имеющей значение для профессиональной деятельности, является уровень чувствительности анализаторов.Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность. У одного и того же человека может быть повышена чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и одновременно понижена чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или развитием его в профессиональной деятельности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта и специальной тренировки. Например, исследование зрительных дифференциальных порогов шлифовальщиков показало, что различительная чувствительность мастеров в 20 раз выше среднего.
Вопрос изменения уровня чувствительности анализаторов и формирования сенсорных навыков очень сложен. Для того чтобы сформировался тот или иной сенсорный навык, необходимы достаточно низкие пороги чувствительности. Сенсорные навыки складываются из запаса сенсорных эталонов и овладения способами оперирования образами. Сенсорный эталон— система чувственных признаков, которая усваивается как образец восприятия объектов и их свойств, Основной механизм сенсорного навыка — сопоставление воспринимаемого сигнала и эталона. Например, опытные сварщики быстро и точно определяют качество шва по оттенкам пламени сварки. По мере накопления знаний о сенсорных эталонах повышается чувствительность анализаторов.
Если чувствительности данного анализатора оказывается недостаточно, чтобы обеспечить требуемую эффективность деятельности, то результат достигается за счет механизма компенсации. Компенсация— это замещение слаборазвитых или отсутствующих функций другими психическими свойствами или их комбинацией для маскировки внутреннего дефектаи достижения эффективного результата деятельности.На уровне профессиональной деятельности компенсация
|1. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
выступает в форме взаимозамещения профессионально важных качеств.
В структуре сенсорной основы трудовой деятельности выделяют ведущий (или ведущие) и вспомогательные анализаторы.Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение анализаторы сохраняют или постоянно, или на отдельных этапах и операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятельности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение и выключение того или иного анализатора при переходе от операции к Операции. По мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным свойствам профессионал а повышаются и перерастают в требования высокой сенсорной культуры.
Исследования восприятия и ощущений занимают особое место в психологическом изучении различных профессий и в инженерной психологии. Перцептивные процессы лежат в основе формирования оперативных образов. Именно они обеспечивают сенсорную систему управления деятельностью. Первичная информация, полученная с помощью ощущения, формируется в образы восприятия.
Восприятие — психический процесс, порождающий чувственный субъективный образ объективного мира.Назначение системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору или шоферу нуяСно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого нужна перцептивная информация. Отсюда следует, что в процессе труда восприятие следует рассматривать как компонент некоторой замкнутой системы управления с обратной связью (схема 5).
|