Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В наиболее общем и схематизированном виде психологи­ческая и личностная структура субъекта такова. Во-первых, она включает три группы психических процессов: познава­тельные (ощущение, восприятие, представление, вообра­жение, внимание, память, мышление), волевые и эмоцио­нальные. Это разделение является наиболее традиционным и общепринятым, хотя и небезупречным. Во-вторых, все психические процессы составляют в своей совокупности о дну из трех областей общей структз?р^ личности, включающей также и психические свойства личности, в том числе и ее способности. Психические свойства крайне многообразны и включают как черты личности, так и синтетические их про­явления — характер, темперамент, направленности лично­сти. Наряду с процессами и свойствами, существует еще один компонент — психические состояния. В-третьих, в ка­честве важной и самостоятельной выделяется базовая сис­тема личности, обозначаемая понятием мотивационная сфе­ра личности. Она — источник побудительных сил поведения, динамическая основа для деятельности личности. Эти тра­диционные представления о структуре психической орга­низации субъекта являются простой и удобной схемой для упорядочивания проблем, которые возникают при характе­ристике профессиональной деятельности. Вместе с тем, их необходимо дополнить.

Следует дополнить три традиционно выделяемые класса психических процессов (познавательные, волевые, эмоцио­нальные) еще двумя — очень важными именно для професси­ональной деятельности классами — регулятивными и ком­муникативными. Это тем более необходимо, что в современной психологии сложилось и становится все более распространен­ным разделение психических процессов на три основные под­системы —- когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Первая включает процессы, обеспечивающие познание внеш­ней среды, ориентировку в ней; вторая — процессы, направ-



,112 ,


|1. Котитимт* процессы • структуре профессиональной деятельности

ленные на построение, организацию и регуляцию деятельно­сти и поведения; третья— процессы, обеспечивающие ком­муникацию, взаимодействие между людьми/

Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности яв­ляется рассмотрение закономерностей познавательных (ког­нитивных) процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познание внешней среды, ориентировку в ней, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой про­фессиональной деятельности чрезвычайно важна. Сфера этих процессов, их состав достаточно четко очерчены; это процессы ощущения, восприятия, представления, внима­ния, воображения, памяти, мышления.

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Трудовая деятельность требует активного участця всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные зако­номерности и механизмы, присущие психике человека в це­лом. Вместе с тем, определенные стороны и механизмы до­минируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обуславливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности. Обратимся к характеристике основ­ных психических процессов трудовой деятельности.

Сенсорно-перцептивная сфера

Осуществляя трудовую деятельность, человек использует все возможности своей психической организации. Управле­ние деятельностью человека обеспечивают функции ощуще­ния и восприятия (сенсорика). Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивностьэто состояние повышенной чувствительно­сти той или иной функции к определенного рода влияниям окружающей действительности.Сензитивность связана с ти­пом нервной системы человека и одновременно является от­носительно устойчивой характеристикой личности. В силу его


Информация, закодиро-

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_____________

универсальности свойство сензитивности можно использо­вать как показательную диагностическую структуру эффек­тивности трудового процесса.

Важной характеристикой сенсорных процессов, имеющей значение для профессиональной деятельности, является уро­вень чувствительности анализаторов.Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации че­ловека характерна неравномерность. У одного и того же че­ловека может быть повышена чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и одновре­менно понижена чувствительность цветового зрения или му­зыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с при­родным преобладанием одного из анализаторов или развитием его в профессиональной деятельности. Многочисленные ис­следования свидетельствуют о том, что эффективность реше­ния сенсорных и перцептивных задач значительно повыша­ется под влиянием профессионального опыта и специальной тренировки. Например, исследование зрительных дифферен­циальных порогов шлифовальщиков показало, что различи­тельная чувствительность мастеров в 20 раз выше среднего.

Вопрос изменения уровня чувствительности анализаторов и формирования сенсорных навыков очень сложен. Для того чтобы сформировался тот или иной сенсорный навык, необ­ходимы достаточно низкие пороги чувствительности. Сенсор­ные навыки складываются из запаса сенсорных эталонов и овладения способами оперирования образами. Сенсорный эта­лон— система чувственных признаков, которая усваивается как образец восприятия объектов и их свойств, Основной ме­ханизм сенсорного навыка — сопоставление воспринимаемо­го сигнала и эталона. Например, опытные сварщики быстро и точно определяют качество шва по оттенкам пламени свар­ки. По мере накопления знаний о сенсорных эталонах повы­шается чувствительность анализаторов.

Если чувствительности данного анализатора оказывается недостаточно, чтобы обеспечить требуемую эффективность деятельности, то результат достигается за счет механизма компенсации. Компенсацияэто замещение слаборазвитых или отсутствующих функций другими психическими свой­ствами или их комбинацией для маскировки внутреннего дефектаи достижения эффективного результата деятельно­сти.На уровне профессиональной деятельности компенсация


|1. Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности

выступает в форме взаимозамещения профессионально важ­ных качеств.

В структуре сенсорной основы трудовой деятельности выделяют ведущий (или ведущие) и вспомогательные анали­заторы.Через ведущий анализатор поступает основная инфор­мация о ходе трудового процесса. Ведущее положение анали­заторы сохраняют или постоянно, или на отдельных этапах и операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятельности может быть неизменным на протяжении всего трудового про­цесса, но может иметь место включение и выключение того или иного анализатора при переходе от операции к Операции. По мере усложнения техники в ходе автоматизации требова­ния к сенсорным свойствам профессионал а повышаются и пе­рерастают в требования высокой сенсорной культуры.

Исследования восприятия и ощущений занимают особое место в психологическом изучении различных профессий и в инженерной психологии. Перцептивные процессы лежат в основе формирования оперативных образов. Именно они обеспечивают сенсорную систему управления деятельнос­тью. Первичная информация, полученная с помощью ощу­щения, формируется в образы восприятия.

Восприятие — психический процесс, порождающий чув­ственный субъективный образ объективного мира.Назначе­ние системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору или шоферу нуяСно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого нужна перцептивная информация. Отсюда следует, что в процессе труда восприятие следует рассматривать как ком­понент некоторой замкнутой системы управления с обратной связью (схема 5).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.