Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДОТЕЛЬНОСТИ §1. Когнитивные процессы ■ структуре профессиональной деятельности
субъект—объект или субъект—субъект. В профессиях субъект—субъектного типа (врач, учитель, руководитель^ анализ взаимодействующей системы является сложней?; шим процессом. Необходимо учитывать не только обппцИ ный ряд психологических свойств человека как партнера! по общению, но и связи этих свойств между собой, их взаи?| мовлияния друг на друга, диапазон их изменений вследствие различных воздействий. Это, в свою очередь, требуем от профессионала развитого умения выделять в ходе общения соответствующие признаки внешности и поведение партнера. Такая способность в значительной степени о деляет успешность человека при выполнении деятельное* ти субъект—субъектного плана.
На всем протяжении решения мыслительной задач] в практической деятельности так или иначе проявляются ocf новные черты практического мышления? направленность hi реализацию, индивидуализированы ость, слабая осознавав мость и низкая вербализуем ость, функционирование в модейртвующей системы * црогностичность, податливое объектов, которыми оперирует мышление, и связанная с этим необходимость использования операций оценивание
Свойственные разрешение проблемных ситуаций в npi тической деятельности черты профессионал переносит в мы< лительную деятельность вне рабочего места, в бытовую, об] денную сферу. Перенос состоит, прежде всего, в том, чг субъект выделяет в обычной жизни схожие с трудовой тельностью мыслительные задачи и использует аналогичнз приемы их решения. Даже максимально нейтральная эк< периментальная ситуация способствует проявлению особез ностей, свойственных решению мыслительных задач в п] фессиональной сфере. Это еще одно выражение влиян: профессиональной деятельности на функционирование пс) хики индивида.
^Литература
■ ■ >
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноме] логия и эксперимент / Сб. переводов. Ч. III. —Душанбе, 197&
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 198( Бочарова СЛ. Память как базовая функциональная система в струю ре деятельности человека — оператора // Психол. журн. 1981. № 3. Т.
Гостев АЛ. Образная сфера человека. — М., 1992.
Грановская РМ. Элементы практической психологии. — Л., 1988.
Завалова ЯД., Ломов Б.Ф., Пономаренко В А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М., 1986.
Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М., 1980.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
Зинченко ТЛ. Опознание и кодирование. —■ Л.\ 1981.
Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. — М., 1978.
Конева Е.В. Особенности мышления в субъект—субъектных видах деятельности // Психологический журнал. Т. 17. № 6. 1996.
Корнилов ЮЖ. Психология практической мышления. — Ярославль, 2000.
Норман Д. Память и научение. — М., 1985.
Ошанин ДА. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. / Инженерная психология: теория, методология, практическое применение.—М,, 1977.
Платонов КЖ. Вопросы психологии труда. — М., 1970.
Смирнов АЛ. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. — М., 1987.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология.— М., 1996.
Стрелков ЮЖ. Психические процессы в операторском труде. ■—- М., 1989.
Хофман И. Активная память: экспериментальные исследования и теории человеческой памяти: Пер. с нем. — М., 1986. .
Человеческий фактор. / Под ред. Г. Валвенди. — М., 1990.
ШадриковВД., Чёремошкина Л Л. Мнемические способности: развитие и диагностика.— М., 1990.
Ч ' '
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные сенсорные закономерности > обеспечивающие тру довую деятельность?
2. Какова роль системы восприятия в адаптации трудовой деятель ности? ;
Какова специфика функции внимания в трудовой деятельности?
4. Какие этапы можно выделить в развитии творческого воображе ния?
Что такое творческая инициатива?
Что такое память?
Какие виды памяти выделяются в психологии?
Каковы основания выделения различных видов памяти?
Какими мнемическими процессами можно описать память?
10. Охарактеризуйте разницу между процессами запоминания и вос произведения.
Охарактеризуйте разницу между процессами сохранения и забывания,
Глдад 3. ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДШЕЛЬНОСТИ
"—-------------------- ;----------------------------------- . ' " I---------------------- !------------------------------------- ~—-------------------------------------------------------------------------------------------------------- km .'I i ................... -I ■................................
12. Охарактеризуйте разницу между процессами воспроизведения узнавания.
|