Обратная связь
|
Глава 3. ПСИХОЛОГИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДОТЕЛЬНОСТИ
Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности
г ,
Кроме того, любое новое слово (новая информация), появившееся среди привычной информации, запоминается бы> стрее, точнее и надежнее. Тот же самый эффект распростра*| няется и на привычную информацию, если она окружен! непонятным материалом. В этом случае вероятность запо-Ц минания и воспроизведения привычной информации резко возрастает.
Связи запоминаемого материала с мотивами, личностныеми смыслами, эмоциями, Я-концепцией субъекта деятельно? сти, а также с возрастными, половыми, профессиональным] и этнопсихологическими особенностями человека. Информа? ция, затрагивающая актуальное состояние мотивационноз сферы личности, имеющая личностный смысл, запоминается полнее и надежнее. Эмоционально окрашенный матери! (вызывающий положительные илд отрицательные эмоции^ запоминается и воспроизводится быстрее, полнее и надежнее!
Характер взаимодействия субъекта деятельности с материалом. Чем значительнее степень взаимодействие человека с той или иной информацией, тем выше вероят; ность точного и полного запоминания и воспроизведения Экспериментально показано, что профессионал помнит только результаты деятельности, но и э*апы, особенностиJ нюансы того или иного процесса. Эта закономерность ра пространяется практически на любые виды деятельности.
Наибольшую сохранность в памяти приобретают прерви ные (незавершенные) действия. Другими словами, если до ятельность завершена, достигла определенного результат* то вероятность забывания той или иной информации, cbj занной с этой деятельностью, увеличивается.
Уровень развития природных и культурных (функции нальных, операционных и регулирующих) механизмов т мяти. Чем выше уровень развития функциональных, ощ рационных и регулирующих механизмов памяти, те! значительнее вероятность успешного запоминания и восп] изведения любого материала (большого объема, незнаком* го, плохо структурированного, неинтересного и непонятно го). Профессиональная память отличается тем, что субъез деятельности способен проявить максимальную активно* в отношении профессионально-важной информации. В эт< случае работник сознательно управляет процессами оргаз зации индивидуального опыта. а
Процессы представления
Представление — это процесс оперирования вторичными образами, т. е. образами предметов и явлений без наглядной основы.Представление — это образ предмета, основанный на прошлом восприятии и сохранении его. Представления носят, как правило, обобщенный характер благодаря процессам преобразования воспринимаемой и запоминаемой информации. Вместе с тем, представления можно классифицировать по модальностям, ибо, несмотря на обобщенность, они сохраняют чувственно-предметный характер. Выделяют: обонятельные, зрительные, слуховые, тактильные и вкусовые представления.
В зависимости от содержания отражаемой реальности выделяют пространственные и временные представления. Образы представления — это сложные, многоуровневые^образования. В них отражаются не только различные модальные характеристики объекта (форма, величина, пространственные соотношения, временные соотношения и т. д.), но и способы их мысленных (практических) преобразований. Образы представлений имеют свою структуру. Структура вторичных образов динамична.
Структура обр>аза представления зависит не только от физических свойств воздействующих объектов, но и от того, настолько у субъекта сформированы соответствующие задаче перцептивные действия, позволяющие выделить в объекте, его восприятии наиболее информативное содержание, идентифицировать; опознать и обнаружить отдельные свойства и признаки:
• эффективна ли память, функциональные и оперативные механизмы мнемических способностей, позволяющие субъекту извлечь из памяти хранящийся образ;
• сформированы ли Действия оперирования вторичными образами, т. е. операционные механизмы представлений;
• какое значение имеют для субъекта те или иные свой ства воспринимаемого объекта, какую сигнальную функцию они реализуют в данной деятельности.
Для того чтобы понять происхождение структуры вторичного образа, необходимо проанализировать основные характеристики предметно-практической деятельности конкретного человека. В реальном процессе познания, в любой
|
|