Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ натив. Релевантная информация — та, которая адекват] содержанию возникающих проблемных ситуаций, хар* теризует их содержание и необходима для выработки об< нованного решения. Под сложностью среды принятия А шения понимается очень большое количество фактороз которые необходимо учитывать в процессе ПР, а также тесная взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. Дин| мичность среды принятия решения — постоянная и выс< кая степень изменчивости внешних и внутренних услов] деятельности.
Важной и общей для всех типов процессов ПР особенна тью является наличие у них так называемой инвариантен (формальной) структуры основных компонентов. Она вюи чает информационную основу, правила, критерии, альт* нативы, способы, гипотезы. Информационная основа вся совокупность данных, на основе которых осуществлю ся выработка и принятие решения. Правила решения пр#| ставляют собой различные требования, нормативные щ писания, условия и ограничения, которые необходи: учитывать в процессе его выработки и которые поэтому вз ступают в качестве основных регуляторов данного прощ са. Критерий является своеобразной формой конкретизацз в решении общей цели деятельности и наиболее важн] фактором, который должен быть обеспечен в результате шения. Например, принятие инновационного решения следует или нет внедрять новую технику на каком-либо щ изводственном участке — будет зависеть от доминирую] го критерия. Если им является фактор минимизации тез щих затрат, то решение, скорее всего, будет отрицательнз если же критерием будет максимизация производитель] ти в будущем, то решение, скорее всего, окажется пол< тельным. Способы — это конкретные процедуры, такта подготовки и принятие решения. Альтернативами обо; чаются любые субъективно различаемые варианты вы: из проблемной ситуации, независимо от того, сформулз ваны они самим субъектом или заданы ему извне.
Характерной психологической особенностью проц< является наличие у них закономерной последователь! сти основных этапов развёртывания. Она обозначается нятием процессуального инварианта выработки и приня' решения. Он включает следующие основные этапы.
§2. Регулятивные процессы • структура профессиональной деятельности
Определение проблемной ситуации, требующей выходаиз нее посредством реализации процесса ПР, предполагает диагностику — выявление ситуации как таковой, определение ее зоны; установление взаимосвязей с другими сторонами деятельности; характеристику особенностей ее содержания, выявление ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения в ней. Дается ответ на три исходных вопроса: Что имеем? Чего необходимо достичь? В чем трудности перехода от наличного к желаемому?
Анализ содержания проблемной ситуации, включающийтри основных аспекта: 1) информационный анализ ситуации с целью уменьшения (редукции) её неопределенности и приведения к виду, более доступному для контроля над ней; важным при этом является поиск и обнаружение скрытых — имплицитных параметров ситуации; 2) определение основных ограничивающих факторов, которые обычно и порождают проблему, требующую принятия решения; 3) формулировка основных требований к решению — его критериев, которые будут положены в основу выбора одного из нескольких альтернативных вариантов.
Формулировка альтернатив включает поиск, выявление,а также генерацию новых, т. е. не заданных нормативно, возможных выходов из проблемной ситуации. Итоговое качество решений является прямой функцией количества альтернатив, сформулированных на этой стадии. Часто (особенно в простых, стереотипных ситуациях) данный этап не выражен и не осознается субъектом как самостоятельный и важный, поскольку необходимая — искомая альтернатива представляется ему достаточно очевидной. Такое представление, как показывает практика, очень часто приводит к ошибочным решениям.
На этапе оценки альтернатив по системе сформулированных критериев и в соответствии с основными целями деятельности йроводится многоаспектное рассмотрение преимуществ и недостатков каждого альтернативного варианта. Они рассматриваются и в прогностическом плане — с учетом параметра динамичности среды. Данный этап обозначается также как фаза взвешивания альтернатив.
Выбор альтернативы является основным этапом во всей структуре нормативного процесса ПР, поскольку йа нем де-
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДОТЕЛЬНОСТИ
$2. Регулятивныепроцессы • структуре профессиональной деятельности
лается ключевой (а часто — необратимый) шаг— осуще< ствляется собственно принятие решения. Основным норшм тивным принципом данного этапа является постулат мак< симизации: следует выбирать ту альтернативу, которая имеет наибольшую интегральнук> полезность, т. е. ту, ко* торая максимизирует возможные выигрыши и одновремен^ но минимизирует ожидаемые проигрыши, убытки.
После выбора альтернативы необходима разработка опр< деленных способов, направленных на ее осуществление, Обычно на этапе реализации принятого решения альтерна| тива, прийятая в результате решения, подвергается дошх нительной конкретизации и приведению к виду, допуск; ющему наиболее эффективную реализацию.
Контроль исполнения, оценка эффективности икоррех ция решения. Любое решение предполагает необходимое обратной связи о его результатах. Лишь в этом случае деяг ность может быть эффективной и результативной, появлж ся возможность извлечения и накопления опыта профессии нальных решений. Любой опыт учит, но в особенности — о] неудачных решений. Лишь при условии контроля за реш< ниями и получения информации о их результатах возмож] коррекция принятых и (или) принятие новых решений, прежние оказались неверными. Оценка и коррекция осущ! ствляются путем сличения полученных результатов с темз которые были сформулированы в качестве ожидаемых на пе] вом этапе — этапе оценки исходной проблемной ситуациз В результате этого общая структура процесса ПР приобретя ет вид замкнутого контура, обозначаемого понятием решёз ческого кольца (схема 7). ,
|