Гшд з. психология субъекта лроф1Ссиональж)й дтшности f 1. Колштишыбпроцессы ■ структуре профессионально* деятельности
Исследования показывают, что для облегчения запо] нания, увеличения объема памяти важнейшее значение им< ет рациональное преобразование исходного, чаще всего переход на более крупные оперативные единицы памяг Для того чтобы перегруппировка материала была более у< пешной, необходимо помнить:
— в определенных условиях переход на укрупненные ош ративные единицы памяти оказывается выгодным, ибо п< зволяет сократить количество символов в запоминаемо! материале без увеличения количества информации;
— для облегчения запоминания важное значение име< нахождение в запоминаемом сообщении избыточной инфо] мации;
— в качестве способов сокращения информации, кро] группировки, можно выделить приемы классификации, т рекодирования, схематизации, структурирования, систем* тизации, поиска аналогий запоминаний информации.
Большую роль при запоминании играет установка на о] ределенный результат, например направленность на про1 ность запоминания. Экспериментально доказано, что ее. перед человеком ставится задача запомнить материал короткий срок или надолго, то во втором случае матери* хранится более длительное время, чем в первом.
Считается, что йамять сохраняет прошлый опыт. В дез ствительности память обращена в будущее. Успешность поминания в значительной степени зависит от характе] планирования предстоящей деятельности у от умен] субъекта прогнозировать, т. е. антиципировать возможна события. Эксперименты показывают, что объем и точное запоминания зависят не только от того, что человек й шил, но и от того, что он предполагает делать в будущей Программы будущих действий человека, его предсказан] образуют своего рода систему координат, относительно торой происходят контроль, коррекция и оценка происх| дящих событий. Система ориентиров, т. е. совокупное* наиболее принципиальных моментов для данного субъез та или данной деятельности, запоминается в первую о< редь и служит канвой для эффективного запоминания, ким образом, успешность запоминания зависит от того, человек обрабатывает информацию (какие мнемическ] приемы использует) и как реализует этот процесс (как:
образом планирует, контролирует, корректирует и оценивает свои действия).
Сохранение и забывание — противоположные процессы, характеризующие вероятность извлечения информации из памяти. О сохранении говорят в тех случаях, ксщда хотят подчеркнуть долговременное удержание воспринятой информации вскрытом состоянии. Эффективность сохранения зависит от уровня развития способов запоминания и проявляется через отсутствие забывания. Чем выше эффективность сохранения, тем меньше вероятность забывания. Эксперименты показывают, что потеря информации в первые часы после запоминания составляет около двух третей от первоначального объема; усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% до 30—35%.
В психологии памяти выделяют четыре вида забывания:
• потеря информации из-за того, что она не используется;
• потеря информации в результате интерференции (про- активной и ретроактивной);
• забывание, обусловленное переструктурированием ин формации;
• забывание, обусловленное внешней по отношению к па мяти регуляцией (мотивами, эмоциями, личностными смыс лами, состоянием Я-концепции личности).
Причиной первого вида забывания является «стирание следов» в первой системе. Второй вид обусловлен действием закона индукции нервных процессов (отрицательной индукцией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием возбуждения). Причиной и первого, и второго видов забывания является слабость природных механизмов памяти.
Проактивная интерференция возникает как результат влияние предшествующей деятельности на последующую (информация, сохраненная во время деятельности, которая уже закончена, мешает запоминанию новой информации). Ретроактивная интерференция -— это отрицательное влияние последующей деятельности на предстоящую (новая информация как бы подавляет старую).
Третий вид забывания характеризуется тем, что элементы заученной структуры стали позднее компонентами других функциональных систем и вследствие этого выпали из первоначальной структуры. Иначе говоря, забывание может
Я-687
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1> Когнитивные процессы в структуре профессиональной детальности
произойти не столько потому, что связь А—В не повторялась^ сколько потому, что за это время образовались связи А—■*? В—Д, что привело к выходу элементов Аи В из первичного^ функционального образования. Этот вид забывания можно рассматривать как конкретизацию процессов ретроактивного торможения. Его причиной является недоразвитость процессов обработки запоминаемой информации, т. е. операционных механизмов памяти.
Четвертый вид забывания выражается в том, что инфор^ мация перемещается из сознания в бессознательные или неосознаваемые уровни психического отражения. Как правило, исключается (вытесняется) тот материал, который противоречит эмоциям, личностным смыслам, мотивам,] Я-концепции личности (например, человек забывает то, *и ему нецриятно; то, что снижает его самооценку). Причиноз четвертого вида забывания являются регулирующие механизмы памяти.
Воспроизведение— процессы извлечения информации ш памяти, процессы восстановления и реконструкции ране< запомненного материала. В тех случаях, когда информации извлекается в образной форме, эти процессы называются представлением. Эксперименты показывают, что воспроизведение — это вге механическая калька запомненного, сложный процесс, включающий преобразование информа-ции. Выделяют сознательное, неосознаваемое (относител^' но неосознаваемое) и бессознательное преобразование инфо] мации. На характер реконструкции информации мщу4. оказывать влияние профессиональные знания субъекта, вень развития и тип его интеллекта, возрастные, половые этнопсихологические особенности. Принципиальным м< ментом, определяющим характер искажений оригинал; является цель деятельности, цель воспроизведения. Э] риментально показано, что минимальная трансформ; цели субъектом деятельности (уточнение цели), обозш ная руководителем, влечет за собой минимальные пр< зования оригинала. В тех случаях, когда субъект не п] принял, уточнил или конкретизировал цель, а перефо] ровал ее, происходит значительная трансформация орз ла, привнесение в материал различного рода информа Характер привнесенный информации детерминирован . ностными тенденциями субъекта деятельности. В тех
деятельности, где выводы основываются на свидетельских показаниях (судебно-следственная деятельность, журналистская и т. д.), необходимо учитывать то обстоятельство, что субъект почти всегда (сознательно или бессознательно) видоизменяет оригинал. Трансформация оригинала субъектом деятельности — это своего рода подгонка материала под себя.
Узнавание — процесс опознания воспринимаемого объекта как такового, который уже известен субъекту, но воспроизведение было затруднено. В основе узнавания лежат процессы сличения наличного восприятия со следами, хранившимися в памяти. Узнавание — это процесс взаимодействия восприятия и памяти.
Результативную сторону памяти характеризуют следу ющие показатели: ■■...-.,
• производительность: количество заполненного и воспро изведенного материала (объем памяти); скорость запомина ния и воспроизведения;
• качество памяти: точность запоминания и воспроизве дения;
• надежность: прочность, вероятность быстрого и точно го запоминания и воспроизведения.
Эффективность памяти, т. е. выраженность указанных показателей, предопределяют следующие факторы.
Характер запоминаемого материала: объем; структурированность;новизна и привычность; однородность и неоднородность.
Если число запоминаемых элементов превышает объем восприятия (7 =ь 2 единицы), то число проб, необходимых для научения, резко возрастает. Из этого следует, что количество материала, с которым работает субъект, не должно превышать верхней границы — 9 единиц. В противном случает резко возрастает количество ошибочных действий работника. Хорошо структурированный материал (в котором отчетливо представлены элементы и связи между ними: главное и второстепенное, актуальное и менее актуальное) запоминается и воспроизводится быстрее, полнее и точнее. Если материал расположен в ряд, то прочнее запоминается информация, находящаяся в начале и конце ряда.
Если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные.
|