Воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего. Пассивное воображение выступает преднамеренным или непреднамеренным. Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс воображения не обязательно сразу заканчивается результатом*
§1. Когнмпшные процессы ■ структуре профессиональной деятельности
например, идея о взаимосвязи элементов по атомной массе реализовалась у Д. Менделеева в «Периодическую таблицу» по йрошествии многих лет. Различают следующие механизмы создания образов воображения:
• агглютинация обеспечивает создание образа воображе ния путем соединения деталей различных объектов, не со единимых в реальности. Так появляется сказочный кентавр с головой и грудью человека и туловищем и ногами лошади, такое понятие, как «визгливый бас» и т. п. В творческой де ятельности механизм агглютинации используется для созда ния некоторых механизмов, например, сочетание судна и крыла самолета позволили создать судно на подводных кры льях;
• аналогия — механизм, сущность которого заключается в созданий нового образа по сходству с уже имеющимся/На пример, конструкторы нередко используют для создания но вых машин идею анатомобиологической конструкции како го-либо животного. На аналогии, как механизме творческого воображения, основана целая наука — бионика. Бионика со вершенствует конструкции технических систем на основе изучения живых. Например, цифровые и аналоговые маши ны по переработке информации содержат в своей основе мо дели психических способностей — памяти, мышления, вос приятия;
• акцентировка обеспечивает формирование образов во ображения. Ее суть в выделении, подчеркивании части, де тали в предмете или ситуации. Классической иллюстраци ей действия этого механизма является создание художником шаржа, карикатуры. Элемент смешного привносится за счет гипертрофированного, гротескного выделения элемента об лика шаржируемого субъекта (большого носа, выпученных глаз, толстых губ и т. п.);
• типизация — наиболее сложный механизм формирова ния образа воображения, суть которого заключается в созда нии нового образа, типичного относительно какой-то кате гории. Механизм состоит в аналитичном разложении образа восприятия и конструировании путем синтеза на основе этого образа нового образа воображения.
Воображение в трудовой деятельности обеспечивает психологическую основу творчества. Практически любую трудовую деятельность можно отнести к одной из точек оси ак-
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тивизации воображения: с одной стороны, бледность, скудность, ограниченность образов воображения; с другой— яркость, оригинальность, плодотворность этих образов.
При изучении творческой деятельности приемы творческого воображения объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется продуктивностью, при его активизации создаются Принципиально новые образы, идеи, продукты. Воображение предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной ложки и кончая космическим кораблем или компьютером.
Гораздо шире в трудовой деятельности используется создающее воображение. Осознание работником цели своей деятельности как потенциального желаемого результата обеспечивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным содержанием которых является one-1 рирование образами воссоздающего воображения, например, закройщица или диспетчер.
Основным механизмом воображения является анализ —] синтез. Вначале человек анализирует информацию, распределяя ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синтезирует ее в новые схемы, «склеивая» новые образы и идеи. Функционирование творческого воображения подчинен* определенным этапам:
1. Возникновение творческой идеи.
2. Сбор информации, концентрация знаний, прямо ил: косвенно относящихся к данной идее. Сбор недостающе] информации.
3. Анализ и синтез материала, определение возможны: вариантов решения, озарение.
4. Реализация идеи. Существуют более детальные схе: реализации творческого процесса для конкретных сфер да* ятельности: изобретательства, художественного творчества] науки.
Функция воображения лежит в основе творческой инициативы. Инициатива —- это способность человека стави' новые проблемы и находить им оригинальное решениеИнициатива связана с уровнем интеллектуальной активы* сти работника. Выделяют три уровня интеллектуальной тивности: стимулъно-продуктивный, при котором рабо1 ник не выходит за рамки найденного способа действи; эвристический у при котором работник может перестрои*
§1 • Когнитимы* процессы 1 структуре профессиональной дмтельности
способ действия по собственной инициативе, но в пределах изначально поставленной задачи; креативный — самостоятельная, не стимулированная извне постановка задачи и нахождение ее решения/Последний уровень — наиболее творческий, и его психологическим ядром является воображение.
Память и представление
Субъекту деятельности необходимо сохранять воспринятую информацию. Это происходит благодаря памяти. Память можно определить как процессы организации информации в целях предстоящей деятельности; как систему «присвоения» информации личностью, превращение ее
в «свою».
Вобщем виде память — это система средств запоминания и воспроизведения хранящейсяу человека информации.Средства запоминания — это мнемические способности, орудия реализации мнемических процессов.
Мнемические способности и хранящаяся у субъекта информация являются многоуровневыми образованиями. Проблема организации знаний, умений в памяти субъекта деятельности называется проблемой репрезентации информации в памяти человека. Экспериментально показано, что каждый человек помнит и признаки, и образы, и ассоциации, и слова, и понятия. Взаимодействие этих уровней, индивидуальные и типические характеристики этого процесса и составляют основные направления исследования проблемы репрезентации информации в памяти человека.
В основе мнемических способностей лежат природные механизмы запечатлевать информацию. Их называют функциональными механизмами. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, сущность которых заключается в обработке запоминаемой информации, например, с помощью группировки материала, сравнения, расположения его в ряд и т. д. Эти механизмы называются операционными. Операционные механизмы в процессе освоения деятельности достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении человека управлять процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
|