Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |2. Регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности
точно свободным, гибким, допускать возможности его трансформации в случае необходимости.
Существует ряд условий эффективности планирование 1) способность к быстрой генерации ряда альтернативны: планов; 2) выработка общей стратегии поведения на ochoi анализа и сравнения нескольких планов; 3) наличие в стр; туре плана двух уровней — стратегического и тактического стратегический уровень определяет общую направленно* действий й не должен подвергаться изменениям; тактич< кий уровень, наоборот, не только может, но и должен тран< формироваться с учетом меняющейся ситуации; 4) сочет! ние гибкости планов на стадии разработки с их твердость] на стадии реализации; 5) способность не только видеть планов, ведущих к выходу из ситуации и являющихся п< этому приемлемыми, но также к поиску и нахождению л; шегоизних.
Отличительной особенностью планов в сложных вид; деятельности (например в деятельности руководителя) яз ляется их иерархичность. Этим свойством процессы рования отличаются от очень сходных с ними, но более чаа ных процессов программирования. План в начале е: разработки определяет не столько конкретную жесткую т следовательность действий, сколько их общую структур; т. е. то, что и как должно быть реализовано. Иерархия этз мероприятий определяет затем последовательность испол] тельских действий. Программа же деятельности — это у: выстроенная вдоль оси времени конкретная цепь действ] их алгоритм. Программа отличается от плана тем, что о| имеет одномерную, а не иерархическую структуру, поэтоз существует положение, согласно которому, процесс про: мирования есть не что иное, как завершающий этап прощ са планирования. Сама же программа есть окончательн] результат — продукт процесса планирования.
Значимую и специфическую роль в структуре деятельз сти играет процесс самоконтроля. Благодаря э1чшу регу. тивному процессу деятельность обретает свойства саморез лируемости, адаптивности по отношению к изменени, внешних и (особенно) внутренних условий ее выполнен] Формы и виды самоконтроля принято классифицировать четырем основным принципам: временному, модальностз му, структурному и принципу произвольности.
В соответствии с временным принципом различают предварительный (антиципирующий), текущий (промежуточный) и результирующий (заключительный) виды самоконтроля.
В соответствии с модальностным принципом (понятие модальности обозначает ту или иную разновидность ощущений) выделяют зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический, а также комбинированный виды самоконтроля. Они различаются по тому каналу, который обеспечивает поступление информации о результатах выполнения действий. Эта информация сличается затем с контрольными эталонами. Ведущая роль в деятельности в целом принадлежит зрительному и слуховому видам самоконтроля.
В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля (гомеостазе); о физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности; о психофизиологической регуляции состояний; о психологическом самоконтроле деятельности; о социальном контроле и самоконтроле поведения.
Наконец, в соответствии с принципом произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Непроизвольный самоконтроль реализуется автоматически, без его осознания, и включен в выполнение практически всех действий. Произвольный самоконтроль, напротив, характеризуется постановкой осознаваемой цели— «проконтролировать, проверить себя». Поэтому он выступает в качестве вполне самостоятельных действий и их систем.
Коррекция как процесс организации деятельности наиболее специфична среди регулятивных процессов. Во-первых, она завершает, замыкает собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого отдельного ее этапа. Сам результат деятельности как таковой еще не говорит о том, достигнута цель деятельности или нет. После получения результата имеют место дополнительные и сложные процессы. Так, результат должен быть вначале воспринят и получена информация о нем* Она обозначается понятием обратносвязевой информации о результате. Эта информация Должна быть сопоставлена с идеальной целью (процесс сличения «цель—результат»). Наконец, должно быть определе-
|