J4. Способности как факторы профессиональной деятельности
циальные способности — свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или? ином виде деятельности.
К общим способностям относятся познавательные, психомоторные и духовные способности. Познавательные способ* ности — орудия познавательной деятельности и познавательной активности человека. К ним относятся способности! ощущения; восприятия (перцептивные); памяти (мнемич< кие); мышления (мыслительные); внимания (аттенцион-ные); представления; воображения (имажинитивные).
Способности ощущенияпроявляются как индивидуальна мера выраженности сенсорных процессов и могут рассматриваться как самостоятельные способности. Способности оэ щения проявляются в скорости возникновения ощущени; дифференцированное™, тонкости ощущений, позволяют;* человеку различать два или несколько раздражителей; сю рости различения; точности ощущений как соответствия в< никшего ощущения особенностям раздражителя; устойчива сти уровня чувствительности как длительности сохранен] требуемой интенсивности ощущения.
Перцептивные способностипредставляют собой псих: ческие средства формирования субъективного обра; объективного мира в момент его действия на орган] чувств. Иначе говоря, перцептивные способности мо: охарактеризовать как индивидуальную меру выражение сти и качественное своеобразие предметов и явлений в вокупности их свойств и частей при непосредственном в< действии их на органы чувств. В качестве показателе] эффективности перцептивных способностей выделяю' объем восприятия — количество объектов, которое мож< воспринять человек в течение одной фиксации; точность соответствие возникшего образа особенностям восприн] емого объекта; полноту —степень такого соответствия; б] строту — время, необходимое для адекватного восприят] предмета или явления; эмоциональную окрашенность.
Способности представленияхарактеризуются индив] альной мерой выраженности в качественном своеобраз] процессов оперирования вторичными образами, т. е. обр! зами предметов и явлений без наглядной основы.
Результативную сторону способностей представлен] можно охарактеризовать с помощью следующих показа1:
лей: яркости-четкости, указывающей на степень приближения вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивност-ных); точности образов, определяемых степенью соответствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее; полноты, характеризующей структуру образа, отражения в нем формы, размеров и пространственного положения объектов; деятельности представленной в образе информации.
Способности воображения(иманижинитивные способности) характеризуются индивидуальной мерой выраженности и качественным своеобразием процессов создания новых образов на основе уже известных. Способности воображения проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта; широте оперирования образами, понимаемой как возможность выполнять преобразования из различного материала; тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.
Мыслительные способностипредставляют собой психические средства опосредованного, обобщенного отражения объективной реальности, которые имеют индивидуальную выраженность и качественное своеобразие. Мыслительные способности — это психические орудия процессов решения различного рода зада^.
В качестве показателей результативной стороны мыслительных способностей выделяют:
• гибкость (подвижность) мыслительных процессов, свя занную с изменением аспектов рассмотрения предметов, яв лений, их свойств и отношений, с умением изменять наме ченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения й не могут быть учтены с самого начала, проявляющуюся в ак тивном переструктурировании исходных данных, понима нии и использовании их относительности;
• темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обоб щения принципа решения;
• быстроту — скорость протекания мыслительных про цессов;
Главд 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§4* Способности как факторы профессиональной деятельности
• самостоятельность — умение увидеть и поставить новы вопрос, а затем решить его своими силами;
• экономичность мыслительных способностей, определи емую количеством логических ходов (рассуждений), посред ством которых усваивается новая закономерность;
• широту — умение охватить широкий круг вопросо в различных областях знания и практики;
• глубину — умение вникать в сущность, вскрывать пр чины явлений, предвидеть последствия;
• последовательность мысли — умение соблюдать стро логический порядок в рассмотрении того или иного вопрос
• критичность — качество мыслительных способностей, п зволяющее осуществлять строгую оценку результатов мы лительной деятельности, находить в них сильные и слаб стороны, доказывать истинность выдвигаемых доложений*
Способности внимания(аттенционные способности) — э индивидуальная мера и качественное своеобразие процесса сосредоточения сознания на чем-либо.
Способности внимания проявляются в следующих пок зателях:
• сосредоточенность как степень выраженности напр ленности сознания на объект, являющейся основой помез усточивости;
• объем внимания — количество объектов, на которое м жет быть направлено внимание при условии их одновреме ного восприятця;
• распределение внимания как возможности выполнен двух или более видов деятельности;
• переключаемость внимания, проявляющаяся в перех де от одного объекта к другому либо от одной деятельное! к другой* Показателями продуктивности переключения вн мания являются время переключения, объем работы, выпо ненной в единицу времени, точность переключения;
• устойчивость внимания — длительность сосредоточе на объекте или явлении;
• оперативная подвижность — гибкое регулирование п цесса сосредоточения.
Среди познавательных способностей наиболее изуче мнемические как средства реализации процессов памят т. е. запоминания, сохранения, воспроизведения, забывани и узнавания.
Функциональные механизмы — основа мнемических способностей — обладают следующими свойствами:
• имеют генотипическую и врожденную обусловленность;
• характеризуются индивидуальной мерой выраженнос ти, но в определенных генотипически заданных пределах;
• мономодальны (т. е. специфичны для каждой модаль ности);
• пластичны (результаты их проявления могут варьировать);
• существуют в неразрывном единстве с разноуровневы ми процессами анализа воспринимаемой информации (раз нообразными способами обработки информации);
• представляют собой неосознаваемый уровень психической активности, но результат их проявления может осознаваться.
Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмысливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения. Виды операционных механизмов:
• группировка —■ разбивка материала на группы по каким- либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гешталь- та, фонетическим признакам и т. д.);
• опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (те зисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, при меры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незна комые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся, эмоциональная реакция субъекта и т. д.);
• мнемический план — совокупность опорных пунктов;
• классификация — распределение каких-либо предме тов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;
• структурирование — установление взаимного располо жения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;
• систематизация— установление определенного поряд ка в расположении частей целого и связей между ними;
• схематизация —'■ изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоми наемой информации;
• аналогии — установление сходства, подобия в опреде ленных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных;
|