Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

J4. Способности как факторы профессиональной деятельности


 


циальные способности — свойства личности, которые по­зволяют достигать значительных результатов в том или? ином виде деятельности.

К общим способностям относятся познавательные, психо­моторные и духовные способности. Познавательные способ* ности — орудия познавательной деятельности и познаватель­ной активности человека. К ним относятся способности! ощущения; восприятия (перцептивные); памяти (мнемич< кие); мышления (мыслительные); внимания (аттенцион-ные); представления; воображения (имажинитивные).

Способности ощущенияпроявляются как индивидуальна мера выраженности сенсорных процессов и могут рассматри­ваться как самостоятельные способности. Способности оэ щения проявляются в скорости возникновения ощущени; дифференцированное™, тонкости ощущений, позволяют;* человеку различать два или несколько раздражителей; сю рости различения; точности ощущений как соответствия в< никшего ощущения особенностям раздражителя; устойчива сти уровня чувствительности как длительности сохранен] требуемой интенсивности ощущения.

Перцептивные способностипредставляют собой псих: ческие средства формирования субъективного обра; объективного мира в момент его действия на орган] чувств. Иначе говоря, перцептивные способности мо: охарактеризовать как индивидуальную меру выражение сти и качественное своеобразие предметов и явлений в вокупности их свойств и частей при непосредственном в< действии их на органы чувств. В качестве показателе] эффективности перцептивных способностей выделяю' объем восприятия — количество объектов, которое мож< воспринять человек в течение одной фиксации; точность соответствие возникшего образа особенностям восприн] емого объекта; полноту —степень такого соответствия; б] строту — время, необходимое для адекватного восприят] предмета или явления; эмоциональную окрашенность.



Способности представленияхарактеризуются индив] альной мерой выраженности в качественном своеобраз] процессов оперирования вторичными образами, т. е. обр! зами предметов и явлений без наглядной основы.

Результативную сторону способностей представлен] можно охарактеризовать с помощью следующих показа1:


лей: яркости-четкости, указывающей на степень приближе­ния вторичного образа к результату визуального отражения свойств объекта (метрических, модальных, интенсивност-ных); точности образов, определяемых степенью соответ­ствия образа объекту, воспринимавшемуся ранее; полноты, характеризующей структуру образа, отражения в нем фор­мы, размеров и пространственного положения объектов; де­ятельности представленной в образе информации.

Способности воображения(иманижинитивные способно­сти) характеризуются индивидуальной мерой выраженнос­ти и качественным своеобразием процессов создания новых образов на основе уже известных. Способности воображения проявляются в новизне, оригинальности и осмысленности переработки данных опыта; широте оперирования образами, понимаемой как возможность выполнять преобразования из различного материала; тип оперирования (доступный спо­соб преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преоб­разований.

Мыслительные способностипредставляют собой психи­ческие средства опосредованного, обобщенного отражения объективной реальности, которые имеют индивидуальную выраженность и качественное своеобразие. Мыслительные способности — это психические орудия процессов решения различного рода зада^.

В качестве показателей результативной стороны мысли­тельных способностей выделяют:

• гибкость (подвижность) мыслительных процессов, свя­
занную с изменением аспектов рассмотрения предметов, яв­
лений, их свойств и отношений, с умением изменять наме­
ченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем
условиям, которые вычленяются в процессе решения й не
могут быть учтены с самого начала, проявляющуюся в ак­
тивном переструктурировании исходных данных, понима­
нии и использовании их относительности;

• темп развития мыслительных процессов, определяемый
минимальным числом упражнений, необходимых для обоб­
щения принципа решения;

• быстроту — скорость протекания мыслительных про­
цессов;


 




Главд 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


§4* Способности как факторы профессиональной деятельности


 


самостоятельность — умение увидеть и поставить новы
вопрос, а затем решить его своими силами;

• экономичность мыслительных способностей, определи
емую количеством логических ходов (рассуждений), посред
ством которых усваивается новая закономерность;

• широту — умение охватить широкий круг вопросо
в различных областях знания и практики;

• глубину — умение вникать в сущность, вскрывать пр
чины явлений, предвидеть последствия;

• последовательность мысли — умение соблюдать стро
логический порядок в рассмотрении того или иного вопрос

• критичность — качество мыслительных способностей, п
зволяющее осуществлять строгую оценку результатов мы
лительной деятельности, находить в них сильные и слаб
стороны, доказывать истинность выдвигаемых доложений*

Способности внимания(аттенционные способности) — э индивидуальная мера и качественное своеобразие процесса сосредоточения сознания на чем-либо.

Способности внимания проявляются в следующих пок зателях:

• сосредоточенность как степень выраженности напр
ленности сознания на объект, являющейся основой помез
усточивости;

• объем внимания — количество объектов, на которое м
жет быть направлено внимание при условии их одновреме
ного восприятця;

• распределение внимания как возможности выполнен
двух или более видов деятельности;

• переключаемость внимания, проявляющаяся в перех
де от одного объекта к другому либо от одной деятельное!
к другой* Показателями продуктивности переключения вн
мания являются время переключения, объем работы, выпо
ненной в единицу времени, точность переключения;

• устойчивость внимания — длительность сосредоточе
на объекте или явлении;

• оперативная подвижность — гибкое регулирование п
цесса сосредоточения.

Среди познавательных способностей наиболее изуче мнемические как средства реализации процессов памят т. е. запоминания, сохранения, воспроизведения, забывани и узнавания.


Функциональные механизмы — основа мнемических спо­собностей — обладают следующими свойствами:

• имеют генотипическую и врожденную обусловленность;

• характеризуются индивидуальной мерой выраженнос­
ти, но в определенных генотипически заданных пределах;

• мономодальны (т. е. специфичны для каждой модаль­
ности);

• пластичны (результаты их проявления могут варьировать);

• существуют в неразрывном единстве с разноуровневы­
ми процессами анализа воспринимаемой информации (раз­
нообразными способами обработки информации);

• представляют собой неосознаваемый уровень психической
активности, но результат их проявления может осознаваться.

Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия, позволяющие обрабатывать (осмыс­ливать) материал в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения. Виды операционных механизмов:

• группировка —■ разбивка материала на группы по каким-
либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гешталь-
та, фонетическим признакам и т. д.);

• опорные пункты — выделение какого-либо краткого
пункта, служащего опорой более широкого содержания (те­
зисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, при­
меры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незна­
комые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся,
эмоциональная реакция субъекта и т. д.);

• мнемический план — совокупность опорных пунктов;

• классификация — распределение каких-либо предме­
тов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на
основе определенных общих признаков;

• структурирование — установление взаимного располо­
жения частей, составляющих целое, внутреннего строения
запоминаемого;

• систематизация— установление определенного поряд­
ка в расположении частей целого и связей между ними;

• схематизация —'■ изображение или описание чего-либо
в основных чертах или упрощенного представления запоми­
наемой информации;

• аналогии — установление сходства, подобия в опреде­
ленных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом
различных;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.