Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности


 


2. Ставится под сомнение целесообразность такого стиля
общения.

3. Предлагается более оптимальный вариант взаимодей­
ствия.

Например, в ситуации дефицита времени указанные эта-1 пы реализуются следующим образом:

1) «Я вижу, вы очень хотите, чтобы ваше заявление было подписано мною сегодня». 2) «Я не уверен, что в такие сро-> ки я приму правильное решение». 3) «Давайте встретимся завтра, когда у меня будет больше времени, и все обсудим» ^

В некоторых случаях профессионального общения манипут! ляция неизбежна. Имеются в виду ситуации, в которых адми-! цистратор вступает в общение с клиентом, настроенным агрес­сивно или не вполне психически адекватным. Далеко не эо все: аналогичных случаях профессионал имеет возможность реа­лизовать схему субъект-субъектного взаимодействия. Мани-] пулятивное воздействие в этих ситуациях оказывается адек­ватным способом разрешения проблем. В большинстве же] эпизодов манипуляция подчиненным со стороны руководите: ля или клиентом со стороны администратора препятствует до­стижению эффективного результата, и ее следует избегать.

Под ситуативностью профессионального общения подра­зумевается то обстоятельство, что сама ситуация совмест­ной деятельности представляет собой средство общения. Ситуация, известная всем участникам деятельности, прмо; гает, в частности, экономить речевое сообщение путем ис*| пользования ситуативной речи. Ситуативная речь являег ся противоположностью контекстной речи у которой понятна всем за счет использования в ней полных предло­жений, включающих подлежащее, сказуемое и другие со* ставляющие литературно оформленной фразы. В отличие нее, ситуативная речь кратка, сжата, допускает отсутстви| отдельных элементов предложений, замену существитель^ ных местоимениями. В предложении «Такая продукция tj не годится» не указывается, какая такая ц где там, межда тем фраза понятна участникам деятельности. В условия; дефицита времени этот способ рбщения позволяет обеспечиг достаточно высокий уровень взаимопонимания, однаэд в ряде случаев может приводить к ошибкам в цередаче и при| еме информации, особенно в случае различного видения сй| туации общающимися.




Другое проявление ситуативное™ общения касается той его стороны, которая связана с межличностным восприяти­ем. В совместной деятельности ситуация способствует более адекватному восприятию человека человеком, чем при слу­чайных контактах с ним. Часть сведений о нем изначально известна в силу того, что он представляет собой какую-либо социальную группу. Например, человек, являющийся руко­водителем, уже самим фактом своей принадлежности к этой категории работников сообщает о наличии в структуре своей личности определенных качеств. Удобство восприятия, одна­ко, ив этом случае сопровождается риском, стандартных, ошибочных суждений о человеке, игнорировании его инди­видуальности, излишней унифицированности восприятия.

Наконец, ситуативность общения в профессиональной деятельности влияет и на успешность совместной деятель­ности. Способствуя сплочению группы, объединенной об­щей ситуацией взаимодействия, она негативно сказывает­ся на возможностях широкого взгляда на обстоятельства деятельности, сужает спектр гипотез при выработке реше­ния. Крайнее выражение этого феномена — так называемое Groupthink, означающее чрезмерное единство группы, ко­торое ведет к игнорированию «неудобной» информации, не­дооценке оппонентов, пренебрежению моральными аспек­тами принимаемого решения. В этой ситуации ценными оказываются люди, способные освободиться от ее воздей­ствия и взглянуть на происходящее непредвзято. Их мйе-ние должно быть значимым для группы, стремящейся рас­ширить свой творческий потенциал.

В общении, так же как и в других формах коммуникации, действует ряд специфических для этой сферы психологичес­кой реальности феноменов. Во-первых, это средства осуще­ствления коммуникации. Среди них наиболее известными являются заражение, внушение и убеждение. В последние годы предметом изучения стал такой вид психологического воздействия, как аргументация, отличающийся от убеждения тем, что аргументатор не настроен изменить систему взгля­дов и установок партнера, как бывает при убеждении, а лишь предлагает ему свою точку зрения на предмет в качестве воз­можной. Вторая группа феноменов касается коммуникатив­ных способностей субъекта общения. Это эмпатия (вчувство-вание в другого человека), идентификация (уподобление


Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ__________

другому, попытка встать на его точку зрения), атрибуция] (объяснение мотивов поведения другого человека) и др.

Наименее изученной частью деловой коммуникации яв­ляется на данный момент межгрупповая коммуникация. Наличие соответствующей феноменологии не вызывает со­мнения, однако понятия как субъекта, так и объекта меж-групповой коммуникации нуждаются в серьезной разработ< ке, так же как и механизмы межгруппового взаимодействия,

Один из наиболее общих и наиболее важных процессо] в структуре коммуникации — рефлексия. Будучи формо! синтеза коммуникативных процессов, рефлексия характер ризуртсй наивысшей степенью сложности интегративнос? ти среди всех известных в настоящее время психически;, процессов. Рефлексия является продуктом интеграции оё новных классов психических процессов — когнитивны^ регулятивных и коммуникативных.

Как психическое свойство рефлексия выступает в четь| рех основных аспектах: интеллектуальном, личностном! коммуникативном и кооперативном.

Рефлексия — необходимый компонент общения и ___^ личностного восприятия, специфическое средство Познани! человека человеком. Объектом рефлексии может быть только сам познающий субъект, но и сознание партнера общению. Здесь рефлексия выступает как «размышление другое лицо», способность понять, что думает и переживш другой человек, осознание субъектом того, как он сам понз мается в качестве партнера по общению. Таким образо: в процессе общения реализуются две формы рефлексии рефлексия собственной деятельности и рефлексия внутрез него мира другого человека.

В основе любого вида рефлексии лежит механизм децех трации9 включающий мысленный выход за пределы нет редственного процесса жизнедеятельности с целью заня' позицию вне ее для суждения о ней.

Коммуникация является одним из основных условий фо] мирования способности субъекта к рефлексии. Развитие лексии проходит ряд последовательных этапов, при этом зования, формирующиеся на болеё.ранних этапах, станов: необходимым условием прохождения последующих.

На первом этапе формируется своеобразное когнитивй пространство для будущего рефлексивного знания. На ел щем этапе ребенок оказывается способным выделить ре;






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.