Обратная связь
|
Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности или иное изменение, начинает анализировать сложившиеся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, это данный эпизод стал для него проблемной ситуацией* даже если процесс ее анализа и разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида. В противном случае деятельность продолжается на основе имеющихся у субъекта ресурсов, и поиска новых вариантов ее осуществления не требуется.
Чувствительность к проблемным ситуациям детерминируется не только опытом профессионала, но и его индивидуальными чертами. Например, люди, остро реагирующие на вторжение посторонних в свой внутренний мир, испытывают затруднения в ходе собеседования при приеме на работу. Эта процедура может вызвать у них целый ряд проблемных ситуаций. Личность противоположного склада обусловливает относительно беспроблемное в данном случае взаимодействие с собеседником. Индивидуализация является одной из основных особенностей мышления в практической деятельности. Это связано с .тем, что в ней не так много правил, регламентирующих поиск решения задачи, как в учебной деятельности, которая оставляет мало возможностей для проявления индивидуальности.
Индивидуальные особенности профессионала влияют не только на количество, но и на качественный состав выделяемых проблемных ситуаций. В практической деятельности действие этой детерминанты сливается с влиянием другой — требованиями самой деятельности. Совместное воздействие этих детерминант на характеристики практического мышления объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, профессия выбирается человеком в соответствии с его индивидуальными склонностями; во-вторых, трудовая деятельность активно формирует личность. Человек в процессе профессионализации приобретает личностные свойства, спосббствующие успешному осуществлению деятельности. В результате профессионалы одинакового профиля выделяют сходный набор проблемных ситуаций, однако этот набор различается у представителей различных профессий.,
В исследовании, посвященном изучению особенностей проблемных ситуаций, характерных для разных видов дея-
Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Д£ДШТЬНОШ
тельности, принимали участие врачи, школьные учителя^ преподаватели вузов и следователи/Специфика профессио-J нальной деятельности проявилась, в частности, в том, что| значительная доля проблемных ситуаций преподавателей вузов относится к типу, условно названному «нечеткость^ установленных правил, возможность их варьирования» Такой результат объясняется нерегламентированностью (по| сравнению с другими профессиями) деятельности преподавателя. Ситуации данного типа возникают, например, пр] решении вопроса о допуске или недрпуске студента к экзамену, В других профессиях подобные проблемные ситуациз практически отсутствуют, тогда как в деятельности преподавателя они занимают самое значительное место по сравне* нию с другими видами. Аналогичным образом в деятельное^ ти следователя присутствует не встречающийся в друг] профессиях тип ситуаций «противоречие между требованиями инструкции и выполнением служебного долга».
Формулирование мыслительной задачи. Название этог< этапа в значительной мере условно. Профессионал не формулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процес? са мышления в практической деятельности — одна из его осо? бенностей, затрудняющих научные исследования в данно] области. Сущность рассматриваемого этапа ■-— сбор инфо] мации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Исследо^ ватели практического мышления отмечают необходимости учета в ходе решения задачи очень широкого круга сведений^ Однако в реальной деятельности человек э силу ограничез ности объема памяти и внимания не может оперировать все] спектром данных о ситуации. Процесс отбора необходим* информации облегчается наличием у субъекта особых ког? нитивных образований, получивших в теории практически го мышления название заготовки синтезов. Заготовки синтезов — это некоторые представления о будущем результат решения задачи, которые задают определенное направление и отбору информации, и поиску решения. Данные образования могут выступать, например, в форме требования к буду| щему результату, т. е. в форме некоторых параметров, кот* рым этот результат должен соответствовать. Таким образов этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого | териал. Требование к результату определяется как индивз
§ I, Когниттшые процессы ■ структуре профессиональной деятельности
дуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. Так, результаты исследования, о котором уже упоминалось в этой главе, показали, что требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам: сохранение авторитета профессионала; сохранение хороших отношений с партнером; следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности; следование формальным требованиям; обеспечение высокого качества деятельности; сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.
Следующий пример показывает, как требованиям решению задачи влияют на процесс решения. Больной, находящийся на лечении в стационаре, заявляет палатному врачу, что не будет принимать назначенное ему лекарство. Такой эпизод рассматривается как проблемный большинством врачей. При разрешении этой проблемной ситуации профессионалы могут руководствоваться разными требованиями к результату. Это может быть требование обеспечения высокого качества деятельности (в данном случае — эффективного лечения). Для выработки решения, отвечающего этому требованию, врач должен располагать ответами на следующие вопросы. Уверен ли он сам в необходимости для больного принимать этот препарат? Есть ли альтернатива этому лекарству? Какое воздействие на других больных палаты окажет согласие врача с мнением этого больного? Насколько он восприимчив к аргументам? Каков уровень его медицинской грамотности? и т. д.
Другой профессионал в этой же ситуации может ориентироваться на иной результат. Если это защита собственного авторитета, то на первый план выступает необходимость доказать больному, что он, врач, не может ошибиться, что пациент нб должен оспаривать лечение. Соответственно, и набор информации, необходимой для решения, будет другой.
Роль заготовок синтезов может выполнять и какой-либо иной прием, хорошо удающийся профессионалу и широко применяемый в различных ситуациях. Например, руководитель может использовать для стимулирования активности подчиненных ту или иную форму психологического давления. В этом случае сбор информации для решения задачи будет состоять в анализе подверженности партнера психо-
Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11. Котипюные процессы ■ структуре профессиональном деятельности
логическому давлению вообще, имеющихся у него психоло^ гических слабостях и т. д. Использование готового средству воздействия не означает отсутствия мыслительного процесй са как такового, поскольку это происходит каждый раз в| новых условиях и требует соответствующей модификации! приема, однако его наличие способствует значительному су? жению круга анализируемой информации, что немаловажно! с точки зрения экономии времени и психических усили] профессионала.
Реализация решения в некоторой степени начинается ещ< до его выработки, так как направленность на реализаци: представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы ис| кать не принципиально возможное, как в исследовательское деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В дави ной ситуации — значит именно в этих условиях и силам] именно этого человека, поэтому принимаемое решение мож< быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым из возможных. Однако ойо, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления, В некоторых случаях реализация принятого решения стано*? вится самостоятельной мыслительной задачей. Предпол< жим, учитель считает, что ребенок не справляется с учебноз программой, и это обстоятельство является для учителя щ блемной ситуацией. В результате ^е решения педагог при» дит к выводу, что необходимо поговорить с родителями уч< ника по поводу его перевода в класс коррекции. Сам* организация общения с родителями может представляв собой проблемность, так как допускает большое количеств* вариантов: поставить собеседника перед фактом, не подлежа щим обсуждению, и объяснить, какие документы необходим мо собрать; обрисовать ситуацию и дать возможность сами] принять решение, предложить несколько вариантов на выбо] сочетать разные стратегии и т. д. Такая двухэтажность блемной ситуации типична для деятельности руководителе который, как правило, реализует управленческие решения ч( рез своих подчиненных, что требует специальных усилий щ доведению до них необходимой информации.
Выработка и реализация решения в практической де: тельности немыслимы без учета последствий, которые м< жет повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроз
того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность — способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.
На этапах развития проблемной ситуации и решения задачи функционирует особая операция, свойственная лишь мышлению в практической деятельности и называемая оцениванием. Оценивание — это своеобразное приблизительное измерение различных параметров ситуации с цельюопределения возможностей воздействия на нее. Действие оценивания начинается еще на этапе выделения проблемной ситуации: субъект мыщления определяет, насколько происшедшее в деятельности изменение может повлиять на ее протекание и качественное осуществление. В процессе выработки решения с помощью оценивания выясняется, например, в достаточной ли степени собеседник расположен к взаимодействию, до какой степени возможно отступление от общепринятой производственной технологии и т. д.
Необходимость оценивания практической ситуации вызвана тем* что большинство ее элементов не имеет четкой за-данности, как бывает, например, в учебной задаче. Часть параметров (такие, как агрессивность партнера) в принципе не поддаются точному измерению. Другие, казалось бы, количественно определены, однако в некоторых пределах подвержены произвольному варьированию, т. е. обладают тем свойством, которое в психологии практического мышления принято называть податливостью. Преподаватель может принять у студента экзамен не три, как положено, а четыре или пять раз, но вряд ли допустимо это делать восемь или десять раз. Определение границ податливости также является функцией оценивания. При этом Профессионал ориентируется на критерии, которые вырабатываются в ходе накопления профессионального опыта.
С помощью операции оценивания происходит и определение реализуемости решения. Оцениванию подлежит не одна из сторон ситуации — возможности субъекта решения или свойства объекта, — а взаимодействующая система
|
|