Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности

или иное изменение, начинает анализировать сложившие­ся обстоятельства, рассматривать варианты продолжения деятельности, соизмерять их со своими возможностями, это данный эпизод стал для него проблемной ситуацией* даже если процесс ее анализа и разрешения протекает настолько быстро, что почти не фиксируется сознанием индивида. В противном случае деятельность продолжается на основе име­ющихся у субъекта ресурсов, и поиска новых вариантов ее осуществления не требуется.

Чувствительность к проблемным ситуациям детермини­руется не только опытом профессионала, но и его индивиду­альными чертами. Например, люди, остро реагирующие на вторжение посторонних в свой внутренний мир, испытыва­ют затруднения в ходе собеседования при приеме на работу. Эта процедура может вызвать у них целый ряд проблемных ситуаций. Личность противоположного склада обусловли­вает относительно беспроблемное в данном случае взаимо­действие с собеседником. Индивидуализация является од­ной из основных особенностей мышления в практической деятельности. Это связано с .тем, что в ней не так много пра­вил, регламентирующих поиск решения задачи, как в учеб­ной деятельности, которая оставляет мало возможностей для проявления индивидуальности.

Индивидуальные особенности профессионала влияют не только на количество, но и на качественный состав выде­ляемых проблемных ситуаций. В практической деятельно­сти действие этой детерминанты сливается с влиянием дру­гой — требованиями самой деятельности. Совместное воздействие этих детерминант на характеристики практи­ческого мышления объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, профессия выбирается человеком в соответ­ствии с его индивидуальными склонностями; во-вторых, трудовая деятельность активно формирует личность. Чело­век в процессе профессионализации приобретает личност­ные свойства, спосббствующие успешному осуществлению деятельности. В результате профессионалы одинакового профиля выделяют сходный набор проблемных ситуаций, однако этот набор различается у представителей различных профессий.,



В исследовании, посвященном изучению особенностей проблемных ситуаций, характерных для разных видов дея-


Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Д£ДШТЬНОШ

тельности, принимали участие врачи, школьные учителя^ преподаватели вузов и следователи/Специфика профессио-J нальной деятельности проявилась, в частности, в том, что| значительная доля проблемных ситуаций преподавателей вузов относится к типу, условно названному «нечеткость^ установленных правил, возможность их варьирования» Такой результат объясняется нерегламентированностью (по| сравнению с другими профессиями) деятельности препода­вателя. Ситуации данного типа возникают, например, пр] решении вопроса о допуске или недрпуске студента к экза­мену, В других профессиях подобные проблемные ситуациз практически отсутствуют, тогда как в деятельности препо­давателя они занимают самое значительное место по сравне* нию с другими видами. Аналогичным образом в деятельное^ ти следователя присутствует не встречающийся в друг] профессиях тип ситуаций «противоречие между требовани­ями инструкции и выполнением служебного долга».

Формулирование мыслительной задачи. Название этог< этапа в значительной мере условно. Профессионал не фор­мулирует решаемую задачу. Слабая вербализуемость процес? са мышления в практической деятельности — одна из его осо? бенностей, затрудняющих научные исследования в данно] области. Сущность рассматриваемого этапа ■-— сбор инфо] мации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Исследо^ ватели практического мышления отмечают необходимости учета в ходе решения задачи очень широкого круга сведений^ Однако в реальной деятельности человек э силу ограничез ности объема памяти и внимания не может оперировать все] спектром данных о ситуации. Процесс отбора необходим* информации облегчается наличием у субъекта особых ког? нитивных образований, получивших в теории практически го мышления название заготовки синтезов. Заготовки син­тезов — это некоторые представления о будущем результат решения задачи, которые задают определенное направление и отбору информации, и поиску решения. Данные образова­ния могут выступать, например, в форме требования к буду| щему результату, т. е. в форме некоторых параметров, кот* рым этот результат должен соответствовать. Таким образов этап решения практической мыслительной задачи начина­ется раньше, чем бывает собран необходимый для этого | териал. Требование к результату определяется как индивз


§ I, Когниттшые процессы ■ структуре профессиональной деятельности

дуальными чертами профессионала, так и условиями дея­тельности, в которую он включен. Так, результаты исследо­вания, о котором уже упоминалось в этой главе, показали, что требования представителей разных профессий к резуль­тату своего решения относятся к шести типам: сохранение авторитета профессионала; сохранение хороших отношений с партнером; следование индивидуальному подходу, под­держка проявлений индивидуальности; следование формаль­ным требованиям; обеспечение высокого качества деятель­ности; сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.

Следующий пример показывает, как требованиям реше­нию задачи влияют на процесс решения. Больной, находя­щийся на лечении в стационаре, заявляет палатному врачу, что не будет принимать назначенное ему лекарство. Такой эпизод рассматривается как проблемный большинством вра­чей. При разрешении этой проблемной ситуации професси­оналы могут руководствоваться разными требованиями к ре­зультату. Это может быть требование обеспечения высокого качества деятельности (в данном случае — эффективного лечения). Для выработки решения, отвечающего этому тре­бованию, врач должен располагать ответами на следующие вопросы. Уверен ли он сам в необходимости для больного принимать этот препарат? Есть ли альтернатива этому ле­карству? Какое воздействие на других больных палаты ока­жет согласие врача с мнением этого больного? Насколько он восприимчив к аргументам? Каков уровень его медицинской грамотности? и т. д.

Другой профессионал в этой же ситуации может ориен­тироваться на иной результат. Если это защита собственно­го авторитета, то на первый план выступает необходимость доказать больному, что он, врач, не может ошибиться, что пациент нб должен оспаривать лечение. Соответственно, и набор информации, необходимой для решения, будет другой.

Роль заготовок синтезов может выполнять и какой-либо иной прием, хорошо удающийся профессионалу и широко применяемый в различных ситуациях. Например, руково­дитель может использовать для стимулирования активнос­ти подчиненных ту или иную форму психологического дав­ления. В этом случае сбор информации для решения задачи будет состоять в анализе подверженности партнера психо-


Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


11. Котипюные процессы ■ структуре профессиональном деятельности


 


логическому давлению вообще, имеющихся у него психоло^ гических слабостях и т. д. Использование готового средству воздействия не означает отсутствия мыслительного процесй са как такового, поскольку это происходит каждый раз в| новых условиях и требует соответствующей модификации! приема, однако его наличие способствует значительному су? жению круга анализируемой информации, что немаловажно! с точки зрения экономии времени и психических усили] профессионала.

Реализация решения в некоторой степени начинается ещ< до его выработки, так как направленность на реализаци: представляет собой важнейшее свойство практического мыш­ления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы ис| кать не принципиально возможное, как в исследовательское деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В дави ной ситуации — значит именно в этих условиях и силам] именно этого человека, поэтому принимаемое решение мож< быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым из возможных. Однако ойо, как правило, оптимально учиты­вает внутренние условия его предстоящего осуществления, В некоторых случаях реализация принятого решения стано*? вится самостоятельной мыслительной задачей. Предпол< жим, учитель считает, что ребенок не справляется с учебноз программой, и это обстоятельство является для учителя щ блемной ситуацией. В результате ^е решения педагог при» дит к выводу, что необходимо поговорить с родителями уч< ника по поводу его перевода в класс коррекции. Сам* организация общения с родителями может представляв собой проблемность, так как допускает большое количеств* вариантов: поставить собеседника перед фактом, не подлежа щим обсуждению, и объяснить, какие документы необходим мо собрать; обрисовать ситуацию и дать возможность сами] принять решение, предложить несколько вариантов на выбо] сочетать разные стратегии и т. д. Такая двухэтажность блемной ситуации типична для деятельности руководителе который, как правило, реализует управленческие решения ч( рез своих подчиненных, что требует специальных усилий щ доведению до них необходимой информации.

Выработка и реализация решения в практической де: тельности немыслимы без учета последствий, которые м< жет повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроз


того, в ходе его реализации ситуация не остается неизмен­ной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслитель­ной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность — способность пред­видеть ближайшие и отдаленные перспективы развития си­туации, в том числе и под влиянием предпринимаемых про­фессионалом действий.

На этапах развития проблемной ситуации и решения за­дачи функционирует особая операция, свойственная лишь мышлению в практической деятельности и называемая оце­ниванием. Оценивание — это своеобразное приблизитель­ное измерение различных параметров ситуации с цельюопределения возможностей воздействия на нее. Действие оценивания начинается еще на этапе выделения проблемной ситуации: субъект мыщления определяет, насколько проис­шедшее в деятельности изменение может повлиять на ее про­текание и качественное осуществление. В процессе выработ­ки решения с помощью оценивания выясняется, например, в достаточной ли степени собеседник расположен к взаимо­действию, до какой степени возможно отступление от обще­принятой производственной технологии и т. д.

Необходимость оценивания практической ситуации выз­вана тем* что большинство ее элементов не имеет четкой за-данности, как бывает, например, в учебной задаче. Часть параметров (такие, как агрессивность партнера) в принципе не поддаются точному измерению. Другие, казалось бы, ко­личественно определены, однако в некоторых пределах под­вержены произвольному варьированию, т. е. обладают тем свойством, которое в психологии практического мышления принято называть податливостью. Преподаватель может принять у студента экзамен не три, как положено, а четыре или пять раз, но вряд ли допустимо это делать восемь или десять раз. Определение границ податливости также явля­ется функцией оценивания. При этом Профессионал ориен­тируется на критерии, которые вырабатываются в ходе на­копления профессионального опыта.

С помощью операции оценивания происходит и опреде­ление реализуемости решения. Оцениванию подлежит не одна из сторон ситуации — возможности субъекта решения или свойства объекта, — а взаимодействующая система






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.