Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Способности кок факторы профессиональной деятельности
• мнемотехнические приемы — совокупность готовых, и; вестных способов запоминания;
• перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной формв§ преобразование информации на основе семантических, фей нематических признаков и т. д.;
• достраивание запоминаемого материала — привнесен^ в запоминаемое субъектом; использование вербальных по< средников; объединение и привнесение чего-либо по ситув| тивным признакам; распределение по местам (метод локалз ной привязки или метод мест);
• серийная организация материала— установление ил! построение различных последовательностей; распределен] по объему; распределение по времени; упорядочение в странствеит. Д.;
• ассоциация— установление связей по сходству, сме: ности или противоположности запоминаемого с индивид] альным опытом субъекта и т. д.
Регулирующие механизмы мнемических способностей система внешней по отношению к памяти регуляции и в: ренней регуляции, находящейся внутри мнемических щ цессов. Внешняя по отношению к памяти регуляция; мотз вы, цели деятельности, Я-концепция, эмоции, волев: качества, которые в совокупном детерминирующем влияний на мнемические процессы выражаются как личности] смыслы запомнить, узнать, воспроизвести или забыть, нова регулирующих механизмов — внутренняя регуляций которую составляют следующие действия:
• отражение условий запоминания и воспроизведения;
• принятие решения (выбор оперативной единицы зап< минания и воспроизведения);
• антиципация процесса и результата запоминания и в< произведения;
• формирование представления о программе запоминай] и воспроизведения (план);
• контроль процесса запоминания и воспроизведения рез оценку параметров результата;
• коррекция.
Психомоторные способности проявляются при реали; ции сенсомоторных процессов, идеомоторных процессов моторных действий. В качестве основных показателей п< хомоторных способностей выделяют:
• скорость (быстрота прохождения траекторий);
• силу;
• темп (количество движений за определенный промежу ток времени);
• ритм (временной, пространственный и силовой);
• координиро ванн ость;
• точность и легкость;
• пластичность и ловкость.
Духовные способности — это индивидуальное своеобразие психических процессов человека, понимающего свое место в мире. Духовные способности — это способности сопереживания, сочувствия, сострадания; это способности к самопознанию и самосознанию, способности видеть красивое, отражать гармонию объективного мира; это способности быть благодарным, помнить сделанное тебе добро. Духовные способности проявляются в отношении к окружающему миру, в отношении к проблемам окружающих людей» Критерием духовных способностей является поступок.
Способности развиваются в процессе деятельности благодаря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что ключевым моментом развития способностей являются операционные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимодействия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспосабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специальные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью. Каждая специальная способность имеет свою структуру,.где ведущими компонентами являются особенности обнщх способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являвэтся:
— в литературных: особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка;
Гмм 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБШТД ПРОФКСИОНАЛЫЮЙ ДШМЬНОСТИ
|