Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Способности кок факторы профессиональной деятельности


 


мнемотехнические приемы — совокупность готовых, и;
вестных способов запоминания;

перекодирование — вербализация, или проговаривание,
называние, представление информации в образной формв§
преобразование информации на основе семантических, фей
нематических признаков и т. д.;

достраивание запоминаемого материала — привнесен^
в запоминаемое субъектом; использование вербальных по<
средников; объединение и привнесение чего-либо по ситув|
тивным признакам; распределение по местам (метод локалз
ной привязки или метод мест);

серийная организация материала— установление ил!
построение различных последовательностей; распределен]
по объему; распределение по времени; упорядочение в
странствеит. Д.;

ассоциация— установление связей по сходству, сме:
ности или противоположности запоминаемого с индивид]
альным опытом субъекта и т. д.

Регулирующие механизмы мнемических способностей система внешней по отношению к памяти регуляции и в: ренней регуляции, находящейся внутри мнемических щ цессов. Внешняя по отношению к памяти регуляция; мотз вы, цели деятельности, Я-концепция, эмоции, волев: качества, которые в совокупном детерминирующем влияний на мнемические процессы выражаются как личности] смыслы запомнить, узнать, воспроизвести или забыть, нова регулирующих механизмов — внутренняя регуляций которую составляют следующие действия:

отражение условий запоминания и воспроизведения;

принятие решения (выбор оперативной единицы зап<
минания и воспроизведения);

антиципация процесса и результата запоминания и в<
произведения;



формирование представления о программе запоминай]
и воспроизведения (план);

контроль процесса запоминания и воспроизведения
рез оценку параметров результата;

коррекция.

Психомоторные способности проявляются при реали; ции сенсомоторных процессов, идеомоторных процессов моторных действий. В качестве основных показателей п< хомоторных способностей выделяют:


 

скорость (быстрота прохождения траекторий);

силу;

темп (количество движений за определенный промежу­
ток времени);

ритм (временной, пространственный и силовой);

координиро ванн ость;

точность и легкость;

пластичность и ловкость.

Духовные способности — это индивидуальное своеобразие психических процессов человека, понимающего свое место в мире. Духовные способности — это способности сопережи­вания, сочувствия, сострадания; это способности к самопоз­нанию и самосознанию, способности видеть красивое, отра­жать гармонию объективного мира; это способности быть благодарным, помнить сделанное тебе добро. Духовные спо­собности проявляются в отношении к окружающему миру, в отношении к проблемам окружающих людей» Критерием духовных способностей является поступок.

Способности развиваются в процессе деятельности благо­даря развитию операционных и регулирующих механизмов. На примере мнемических способностей доказано, что клю­чевым моментом развития способностей являются операци­онные механизмы, появление которых кардинально меняет строение памяти и создает условия для системного взаимо­действия функциональных, операционных и регулирующих механизмов, что выражается в увеличении эффективности запоминания, сохранения и забывания любого материала. Любая деятельность осваивается человеком на основе общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Операционные и регулирующие механизмы тонко приспо­сабливаются к требованиям деятельности, и в результате происходит превращение общих способностей в специаль­ные, характеризующиеся спецификой, обусловленной той или иной деятельностью. Каждая специальная способность имеет свою структуру,.где ведущими компонентами явля­ются особенности обнщх способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свой­ствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являвэтся:

в литературных: особенность творческого воображе­ния и мышления; яркие и наглядные образы памяти; разви­тие эстетических чувств; чувство языка;


Гмм 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБШТД ПРОФКСИОНАЛЫЮЙ ДШМЬНОСТИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.