Обратная связь
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Когнитивные процессы являются хотя и важнейшим, все же одним из классов психических процессов, обеспе1 вающих профессиональную деятельность.
Объективная необходимость регулятивных процессов с] зана с тем, что наличия только когнитивных процессов достаточно для организации целостной деятельности, когнитивные процессы по своей основной функции, исх ной ориентации направлены, прежде всего, на познание, ориентировку в среде, на переработку информации (что ражено в их обобщающем названий). На основе результа обработки информации осуществляется организация
U4
§2. Регумтивные процессы ■ структуре профессиональной деятельности
тельности. Однако организация деятельности, ер построение и реализация — очень сложная и вполне самостоятельная задача. Поэтому она требует специальных средств ее решения, специальных психических процессов, направленных на это. В оЪобой мере это относится к субъект—субъектным видам деятельности, поскольку именно они характеризуются наибольшей степенью сложности. Деятельность не может реализовываться автоматически, не будучи снабженной специальными психическими процессами, обеспечивающими ее регуляцию.
Состав этого класса процессов определяется задачами, которые необходимо решать при построении деятельности. Любая деятельность направлена на достижение определенной цели, однако это возможно лишь в том случае, если сама цель будет сформулирована человеком, т. е. будет реализован специальный и очень сложный процесс целеобразования. Любая деятельность немыслима без плана, что требует реализации другого, также очень сложного, специального процесса— планирования.
Построение деятельности объективно предполагает необходимость прогноза изменений среды и, следовательно, требует реализации процесса прогнозирования. Процесс прогнозирования во многом сходен с процессом антиципации — предвосхищения будущих событий. По ходу деятельности постоянно возникают проблемные ситуации, задачи, условия неопределенности, которые объективно требуют от человека решения — выбора. Тем самым появляется необходимость в еще одном деятельностном процессе — процессе принятая решения. Постоянно возникает также и необходимость в контроле промежуточных и конечных результатов деятельности, а также самого ее хода, что предполагает необходимость подключения другого деятельностного процесса — самоконтроля. Построение деятельности требует также процессов самопрограммирования своих действий и процессов внесения корректив в ход деятельности — процессов коррекции.
Рассмотрим общие психологические характеристики и особенности, которые и позволяют объединять регулятивные процессы в особый, качественно специфический класс процессов.
По механизмам реализации регулятивные процессы выступают как собственно психические образования, им прису-
>. 145
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУВЫКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
щи все те основные свойства, которыми характеризуйте иные классы психических процессов — идеальность, цел направленность, субъективность, предметность.
Синтетичность состава регулятивных процессов: люб< процесс является комплексным и формируется на базе синте всех иных типов психических процессов — когнитивных, эм циональных, волевых, мотивационных. Например, проц принятия решения требует от человека реализации всех его ._ знавательных процессов — восприятия информации, актуал, зации информации прошлого опыта (памяти), мысленной ее п реработки, подключения интеллектуального цотенци человека. Однако он не исчерпывается только когнитивна процессами, только рациональными механизмами. Хорошо вестна та роль, которую играют в процессах принятия рещ* ния, особенно в трудных или даже критически важных ж, ненных ситуациях, эмоциональные и волевые фактор мотивация личности. Синтетичность состава регулятивн процессов—характернейшая их черта, в силу чего их еще _ значают понятием интегральных процессов психической ре ляции деятельности. Они образуют вторрй основной класс цессов (наряду с когнитивными) — класс регулятивных» интегральных, процессов.
Исходная ориентировка каждого регулятивного проц направлена на организацию деятельности и — более конк но — на обеспечение какой-либо одной из базовых функ-по ее организации (выработку целей, принятие решений, ставление плана и др.).
Интегральные процессы — связующее звено, мост от к нитивных процессов к исполнительским действиям. В caul деле, после того как человек сориентировался в среде, вь вил и осознал ее особенности (т. е. реализовал когнитивн процессы), он должен действовать в ней. Но для того чте действия, деятельность в целом были организованы, необ: димы специальные процессы такой организации — регу тивные процессы. Иначе говоря, регулятивные, или ин ральные, процессы развертываются не только на осн когнитивных, но и, главным образом, после них; они п му выступают и как метакогнитивные.
Соотнесенность каждого интегрального процесса с оц деленным этапом организации деятельности. Началь этап предполагает реализацию процесса целеобразов
|
|