Функциональные состояния кок регулятор профессиональной деятельности
как состояние различных подсистем, обеспечивающих лизацию данной деятельности;
• комплексности. Под этим подразумевается необход мость разработки психодиагностического комплекса, вклз чающего регистрацию показателей разного уровня анали; психологического, психофизиологического, деятельности*
• деятельной отнесенности, или включенности. Это цр полагает включение в диагностический комплекс в качес определяющих параметров показателей деятельности;
• динамичности, туе. динамический анализ, позволяв щий контролировать наличие детерминант исследуемых стояний, моментов их проявления на разных уровнях и следствий в развитии состояний;
• целостности. Означает, что психодиагностика ФС должна нарушать целостности выполняемой человеком ятельности, особенно в реальных условиях, не прерывать не переключать человека на другую деятельность, что ъ жет в реальных условиях вызвать ошибки и даже срыв д< тельности;
• объективности. Предполагает, что психодиагност] ФС не должна зависеть от квалификации эксперимента1: или эксперта и должна иметь однозначную интерпрет* быть статистически достоверной;
• достоверности. Является существенным для ситу^ когда высока цена ошибки человека; когда оценка готовз сти человека к деятельности должна быть проверена в оч< короткие сроки, в реальном режиме времени;
• прогностичности, позволяющий на основе проведе] психодиагностики текущего наличного состояния пре^ деть качественные и количественные сдвиги в состоя] работоспособности человека;
• выделения системообразующего фактора исследуем tq континуума состояний. Позволяет направленно созд; психодиагностический комплекс;
• валидности. Предполагает выделение области прим* ния психодиагностической процедуры, разработку йзд дуальных норм для различных групп.
Для диагностики состояний нужны, в основном, нес; ективные признаки, которые, не нарушая естественной недеятельности человека, не изменяя обычной мотива позволяли бы различать интересующие наблюдателю с<
яния. Для этого необходимо, чтобы различным субъективным явлениям соответствовали бы различные объективные процессы. К сожалению, многие важные психофизиологические состояния могут не иметь даже субъективной определенности. Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.
Значение физиологических методов состоит в том, что они дают возможность, во-первых, объективной диагностики состояния, обеспечивают возможность соотнесения психологических явлений с органической основой; во-вторых, количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы. Наиболее распространейы электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — индикатор уровня активации головного мозга; электрокардиограмма (ЭКГ) — оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиограмма (ЭМГ) — показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц; кожно-гальваническая реакция (КГР) — индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга; реоплетизмограмма (РПГ) — характеризует сосудистый тонус и уровень кровоснабжения органа. Вегетативные показатели: частота пульса, дыхания, кровяное давление, состояние тонуса сосудов, температура тела, биохимические сдвиги, исследование гормональной активности. Главная проблема, возникающая перед исследователем при использовании физиологических методов, — проблема неспецифичности физиологических показателей. Выход из этого положения — использование комплекса методов.
В психологических методах исследования выделяют два направления: методики субъективной диагностики, среди которых — методы субъективного шкалирования и опросники; и методы психометрического тестирования. Преимущества опросников —хорошо разработанная симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобства обработки. Недостатки — отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Обычно опросник рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, утомление, монотония), т. е. заранее предполагается наличие определенного состояния. Применение шкал для изучения состояний базируется на оценке возникающих пережи-
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ваний в процессе того или иного состояния. Достоинства шка~, лирования состояния — в возможности получения количе* ственнои оценки признака. Недостатки данного метода состо^ ят в трудности дифференцировки и анализа признаков, необходим определенный уровень обучения, культуры, интел^ лекта у исследуемого. Использование психометрических ме тодов тестирования связано с оценкой успешности выполне ния определенного вида деятельности. Преимущества это группы методик заключаются в том, что непосредственно ха? рактеризуют функциональные возможности субъекта в цессе конкретной деятельности, исключают возможность со знательного завышения эффективности деятельности, т. е в какой-то мере объективны. Недостатки связаны с тем, чт задачи, по выполнению которых судят о ФС, часто имеют мад< общего с реальной деятельностью. Методы позволяют дат оценку лишь результативной стороне деятельности, ниче не сообщая о причине ц процессуальной стороне.
Исходя из понимания ФС как интегральной характерней стики наличных свойств и качеств человека, определи ющих эффективность деятельности, можно сделать вывод! необходимо применение комплексных методов, объединяв ющих достоинства всех подходов. Комплексный подхо, дает возможность изучать деятельность и состояния систему но и обобщенно.
|