Обратная связь
|
Функциональные состояния как регулятор профессиональной деятельности
Развитие утомления обусловлено влиянием двух груз факторов. Во-первых, развитие тормозных процессов в ЦН( во-вторых, нарушение обменных процессов и уменьшение энергетических ресурсов в работающих органах и тканях^ Теоретическое обоснование этих представлений заключает^ ся в следующем. При любой деятельности на нервные ры ложится большая работа по переработке потоков возбуждений, связанных с формированием управляющих ком; на основе следов предыдущих раздражений и сигналов, идущих в кору во время работы (обратная афферентация). ^ же от органов и тканей в ЦНС идут сигналы, отражающ] химические сдвиги в их работе. Кроме этого, факторами утомления являются наступающие при длительных и и сивных нагрузках изменения во внутренней среде органи; ма,- в частности сдвиги физико-химических свойств кров] накопление продуктов обмена в крови, уменьшение колич< ства сахара — Гипогликемия. Эти сдвиги сцижают работа способность нервных центров как непосредственно в свя; с изменением внутренней среды, к состоянию которой кор1 ковые клетки весьма чувствительны, так и опосредованно^ путем раздражения различных рецепторов. В зависимое от конкретных условий на первый план в развитии утомления выступают различные факторы.
Состояние нервных центров определяется во время ра( ты тремя основными факторами: расходованием энергетических ресурсов, восстановлением их по ходу работы, про; цессами торможения. Происходящее при работе нервны: клеток нарастание процесса расходования ресурсов сопро* вождается усилением процесса восстановления, идущего т ходу работы. Исследования биохимиков показали, что пр< цесс расщепления всегда вызывает усиление реакции, изводящей синтез, поэтому в работающей ткани процесс становления идет быстрее, чем в покоящейся. Значит, не-верно считать, что с самого начала работы функциональные ресурсы организма неуклонно снижаются. В начально] стадии деятельности приходящие потоки афферентных воз? буждений тонизируют корковые центры, повышают их возбудимость. Материальной основой этих благоприятны: сдвигов является активация восстановительного процесса,! В этом состоит процесс врабатывания, благодаря котрро] работоспособность повышается. Работоспособность-*■-■
поддержание заданного уровня деятельности в течение определенного времени.Во второй стадии расход ресурсов примерно равен восстановительным процессам. Это стадия устойчивой работоспособности. В тех случаях, когда работа является достаточно интенсивной или длительной, в ходе дальнейшей деятельности может отмечаться нарастание процессов расходования ресурсов, недостаточно компенсируемых восстановительным процессом. Если разрыв между ними становится значительным, начинается третья стадия — процесс охранительного торможения. Появление тормозного процесса в нервных центрах вызывает необходимость дополнительного волевого усилия. Эти изменения находят свое отражение в сознании в виде ощущения усталости и желания прекратить работу.
В практическом отношении нельзя рассматривать утомление как только вредное и отрицательное явление. В смысле понижения продуктивности работы утомление действительно можно считать нежелательным. Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного. Без утом;ления, т. е. без возникновения затруднений в функционировании систем организма, не будет и должного воздействия, в ответ на которое организм мобилизует приспособительные реакции, повышает функциональный потенциал. Поэтому вопрос профилактики утомления стоит, во-первых, в плане отдаления утомления и, во-вторых, в плане стимуляции процесса восстановления.
Есть меры, которые дают устойчивое и длительное повышение работоспособности, т.е. воздействующие на ее общий уровень; и меры, применяемые для временной стимуляции, т. е. воздействующие на наличное состояние работоспособ-ности. К мерам првышения работоспособности относят рациональное использование возможностей упражнений, т. е. правильное профессиональное обучение. Данный путь обеспечивает повышение общего уровня работоспособности. Важнейшее значение имеет рациональный режим труда и отдыха, обеспечивающий повышение как общего уровня работоспособности, так и ее наличного состояния. К мерам стимуляции наличного уровня работоспособности относят
|
|