Обратная связь
|
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИС Эмоции и чувства являются одной из форм отражен реального мира. В отличие от познавательных процес эмоции — это отражение не самих предметов и явлений д ствительцости, а того отношения, в каком они находя к потребностям человека. Эмоциональные переживания но связаны с поведением, практической деятельностью ловека, определяя уровень активности организма и резу тативность деятельности. Эмоции, выражая активн сторону потребности, неизбежно включают стремление, чение к тому, в чем нуждается человек, или избегание приятного. Связь эмоций с деятельностью взаимная: с ной стороны, эмоциональное состояние человека влияет деятельность, с другой стороны, деятельность влияет на циональное состояние, вызывает те или иные эмоции.
Эмоции — это психические процессы, в которых чело оценивает свое отношениек тем или иным явлениям о жающей действительности. Вэмоциях получают с субъективное отражение различные состояния органи человека, его отношение к собственному поведению и ев деятельности.
Целостное определение эмоции должно принимать во вмание три аспекта, характеризующих это явление: пере ваемое или осознаваемое ощущецие эмоции; процессы в гетативной нервной сфере (эндокринной, дыхательн
сердечно-сосудистой и др.); поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (мимика, пантомимика, речь). С этих позиций эмоция — сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и феноменологический аспекты. Иа нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы, в частности коры, гипоталамуса, базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого, тройничного нервов. На нервно-мышечном уровне эмоция — это, прежде всего, ми-мцческая деятельность, а вторично—пантомимические и голосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание, которое имеет непрсредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов. Когда нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция, которая одновременно является и мотивирующим, и смысл ообразу-ющим переживанием. Феноменологически положительные эмоции имеют врожденные характеристики, которые склонны усиливать чувство благополучия, поддерживать его и побуждать к нему. Они облегчают взаимодействие между людьми, а также понимание связей и ситуаций между объектами. Отрицательные эмоции ощущаются как вредные и труднопереносимые и не способствуют взаимодействию.
Возникновение эмоции обусловлено следующими процессами или явлениями. Во-первых, эмоциональным возбуждением, определяющим мобилизационные сдвиги в организме. Оно связано с повышением уровня активации организма, ибо сопровождается изменением скорости и интенсивности протекания психических, моторных, вегетативных процессов. Во-вторых, значением эмоциогенного события для субъекта: позитивным, негативным/Негативный эмоциональный процесс вызывается фактором, дезорганизующим протекание регуляторной деятельности. Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на устранение вредного явления. Положительный эмоцио-
ГлдвдЗ, ПСИХОЛОГИЯ СУБЬЕШ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Д£ЯТЕЛЬНОСТИ
на^ьный процесс побуждает действия, поддерживая контакт с положительным событием. В-третьих, содержанием, каче*< ством эмоциональных процессов, их значением для субъекта. Оно может быть специфическим и неспецифическим* Специфические — обусловленные определенными потребностями (пищевые, половые, удушье). Неспецифические—' субъективная оценка собственного состояния, эффективность выполняемой деятельности. Основные функции эмоций:
• оценочная. Эмоции являются той системой сигналов, тем языком, посредством которого субъект узнает о потребност- ной значимости происходящего. Кроме того, эмоции выра жают оценочное отношение субъекта к отдельным событи* ям, условиям, которые способствуют или препятствуют ег< деятельности;
• побуждения. Специфические переживания, имеющие побуждающий характер: желания, влечения, стремления -; всегда имеют эмоциональную окраску. О способности эмо ций побуждать действия говорят и другие, более специфи ческие функции. Так, в критических ситуациях при несп< собности субъекта найти адекватный выход возникает нов] вид эмоциональных процессов — аффекты. Одно из прояви лений аффекта — стереотипные действия субъекта, которз представляют определенный, закрепившийся в эмоции сп< соб аварийного разрешения ситуации: бегство, агрессий] оцепенение. Причем эмоции могут оказывать как дезоргА; низующую,так и организующую роль;
• регулирующая. Заключается во влиянии эмоций на п] цессы познания и поведения. Они влияют на накопление актуализацию индивидуального опыта. Первый этап т копления, называемый с ледообразование, подкреплени< указывает на способность эмоций оставлять следы в опьг индивидуума, закрепляя в нем те удавшиеся или неуда] шиеся действия, которые ее побудили. Но сам по бебе след, опыт не имел бы смысла, если бы он не использовал* в будущем. Второй этап (актуализации) обычно опережав развитие событий, и возникающие эмоции сигнализир, ют о приятном или неприятном. Поэтому выделяют пре; восхищающую функцию, а так как сокращается пои< правильного решения, выделяют и эвристическую фую цию;
214 >
§7. Эмоционйльно-еолевые процессы ■ регуляции профессиональной деятельности
• синтезирующая. Обеспечивает возможность построения целостного образа. Под влиянием эмоций единицы отраже ния объединяются в более сложные структуры. Кроме того, примерами эмоциональных синтезов могут быть случаи, когда совокупность образов, прямо или косвенно связанная с ситуацией, образует в памяти прочный комплекс, актуа лизация одного из элементов которого влечет за собой вспо минание остальных;
• актиеационная (мобилизационная или демобилизаци онная функция). Усиление обменных процессов и нервных структур: мобилизация при направленности наружу (отри цательная эмоция при агрессии извне), демобилизация (ак тивация внутренних процессов накопления энергии —; по ложительная эмоция);
• экспрессивная — главный фактор, обеспечивающий не вербальную коммуникацию;
• сигнальная. Выражается в том, что отношение субъек та к тем или иным раздражителям становится сигналом бла гоприятного или неблагоприятного для него развития собы тий. Ориентируясь на свои эмоции, субъект совершает необходимые действия (избегание опасности).
В процессе эволюции эмоции закреплялись как своеобразный мехацизм, удерживающий жизненные процессы в их оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов. В ходе исторического развития характер деятельности человека и его отношение к окружающей действительности претерпели существенные изменения, а механизмы эмоциональности, органические и висцеральные изменения остались в основном теми же* В силу этого, эмоции во многих ситуациях утратили свое приспособительное значение и стали часто играть отрицательную роль, дезорганизируя трудовую деятельность.
Эмоциональные процессы, влияя на деятельность и участвуя в формировании функциональных состояний, неразрывно связаны с другой категорией психических процессов — волевыми процессами. Волей называется способность человека, проявляющаяся в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательных целей. Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях и эмоциях, но еще и действу-
|
|