Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ет, изменяя окружающую среду в связи со своими потреби* стями, намерениями и интересами. Это выражается в из вольных, т. е. волевых, действиях, предваряемых осозз нием цели и средств, необходимых для достижения це. Основной побудительной причиной возникновения и раз] тия волевых действий являются испытываемые человек* потребности.

Потребности испытываются человеком двояко: содн< стороны, как переживание действительных нужд, отложно требующих своего удовлетворения; с другой как осознание своих потребностей в форме тех или друг? представлений и понятие. Момент осознания потребно ти является важнейшей стороной воли, наиболее суз ственной для ее возникновения и развития. Исходным д. этого осознания всегда бывает наличие того или иного at) труднения, мешающего человеку удовлетворить внут] не переживаемую потребность. Генетически произвольз действия возникли из осознания человеком его потреба стей. Они явились сознательными действиями, направлю ными на удовлетворейие его потребностей. От того, потребности свойствейни данному человеку, во мноэ зависят качества его воли. В своей законченной фо] произвольные действия являются сознательными пос ками, совершаемыми человеком по определенным м< вам в соответствии с обдуманным намерением и по ченному плану.

Мотивом называется переживание, стимулирующее ловека к действию или задерживающее действие, бла приятствующее или препятствующее его разрешен! Мотивы волевых действий крайне разнообразны. К относятся чувства, окрашивающие наши желания в или иной эмоциональный тон, и идеальные стремление понятия о долге, и укоренившиеся привычки.



Эмоциональные и волевые процессы связаны таким зом, что воля выступает как средство регуляции, коррез ровки негативного влияшя эмоций на деятельность, ции, в свою очередь, придают субъективный тон воле] усилию, содействуют повышению его потенциала. В& связь эмоций и волевых прэцессов ведет к тому, что в ре* ном поведении они практически неразделимы и пере: ются субъектом в форме психических состояний.


§7. Эмоционолымиммеим процессы ■ регуляции профессиональной деятельности

\ ................................... ------------------ .............................................. •■ ■ - ■" - .- I -■■ I I - 1. . . ■ | .1________________________ -:- ■ ■ _-|Я____|........... J-----------------

В жизни часто встречаются состояния, связанные с чрез­мерным эмоциональным напряжением. Если у животного избыток возбудимости разряжается через двигательные ре­акции, то у человека естественная разрядка не всегда воз­можна. В этих случаях возникают явления застойного воз­буждения. Результатом является развитие так называемых трудных состояний. К ним относят доминантные состояния, состояния стресса, фрустрации, тревоги.

Доминантные состояния •— это состояния, в которых на­пряженность смещена в сферу внимания и является основ­ной. К ним относят рабочие или трудовые состояния. Это одна из самых устойчивых й«здоровых» доминант. Она оп­ределяет отношение к жизни, к себе, самочувствие. В рабо­те индивид утверждает себя как личность, реализует свои потенции, объективизирует способности. Важнейшим явля­ется познавательное доминантное состояние, которое прояв­ляется в трех вариантах: исследование предметного мира, учебная деятельность, научная деятельность. Наиболее на­пряженными являются ситуации, когда неизвестно время предстоящего события. Такое состояние называют бдитель­ностью. Из названия следует, что это состояние связано с активизацией функции наблюдения за значимыми сигна­лами, с готовностью адекватно реагировать на них. Другим видом доминантных состояний является состояние ожида­ния. Внешние и внутренние проявления состояния ожида­ния в значительной мере зависят от индивидуальной реак­тивности человека. Пассивное ожидание воспринимается большинством людей как активное предвосхищение буду­щего столкновения с напряженной ситуацией. Психическое выражение такого состояния — повышенная тревожность, неуверенность в себе. Она отражает физиологические сдви­ги, называемые предстартовыми, предрабочими. Чрезмер­но выраженное доминантное состояние ожидания может играть и отрицательную роль. В результате сильного волне­ния человек устает («перегорает») еще до того, как прихо­дится выполнять ожидаемукщеятельность.

Фрустрация — психическое состояние острого пережи­вания неудовлетворенной потребности. После стресса это наиболее распространенный вид трудных состояний. Фрус-трационные ситуации вызываются конфликтом между ак­туально значимой потребностью, невозможностью ее pea-






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.