Обратная связь
|
Глава 1 ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ет, изменяя окружающую среду в связи со своими потреби* стями, намерениями и интересами. Это выражается в из вольных, т. е. волевых, действиях, предваряемых осозз нием цели и средств, необходимых для достижения це. Основной побудительной причиной возникновения и раз] тия волевых действий являются испытываемые человек* потребности.
Потребности испытываются человеком двояко: содн< стороны, как переживание действительных нужд, -щ отложно требующих своего удовлетворения; с другой как осознание своих потребностей в форме тех или друг? представлений и понятие. Момент осознания потребно ти является важнейшей стороной воли, наиболее суз ственной для ее возникновения и развития. Исходным д. этого осознания всегда бывает наличие того или иного at) труднения, мешающего человеку удовлетворить внут] не переживаемую потребность. Генетически произвольз действия возникли из осознания человеком его потреба стей. Они явились сознательными действиями, направлю ными на удовлетворейие его потребностей. От того, потребности свойствейни данному человеку, во мноэ зависят качества его воли. В своей законченной фо] произвольные действия являются сознательными пос ками, совершаемыми человеком по определенным м< вам в соответствии с обдуманным намерением и по ченному плану.
Мотивом называется переживание, стимулирующее ловека к действию или задерживающее действие, бла приятствующее или препятствующее его разрешен! Мотивы волевых действий крайне разнообразны. К относятся чувства, окрашивающие наши желания в или иной эмоциональный тон, и идеальные стремление понятия о долге, и укоренившиеся привычки.
Эмоциональные и волевые процессы связаны таким зом, что воля выступает как средство регуляции, коррез ровки негативного влияшя эмоций на деятельность, ции, в свою очередь, придают субъективный тон воле] усилию, содействуют повышению его потенциала. В& связь эмоций и волевых прэцессов ведет к тому, что в ре* ном поведении они практически неразделимы и пере: ются субъектом в форме психических состояний.
§7. Эмоционолымиммеим процессы ■ регуляции профессиональной деятельности
\ ................................... ------------------ .............................................. •■ ■ - ■" - .- I -■■ I I - 1. . . ■ | .1________________________ -:- ■ ■ _-|Я____|........... J-----------------
В жизни часто встречаются состояния, связанные с чрезмерным эмоциональным напряжением. Если у животного избыток возбудимости разряжается через двигательные реакции, то у человека естественная разрядка не всегда возможна. В этих случаях возникают явления застойного возбуждения. Результатом является развитие так называемых трудных состояний. К ним относят доминантные состояния, состояния стресса, фрустрации, тревоги.
Доминантные состояния •— это состояния, в которых напряженность смещена в сферу внимания и является основной. К ним относят рабочие или трудовые состояния. Это одна из самых устойчивых й«здоровых» доминант. Она определяет отношение к жизни, к себе, самочувствие. В работе индивид утверждает себя как личность, реализует свои потенции, объективизирует способности. Важнейшим является познавательное доминантное состояние, которое проявляется в трех вариантах: исследование предметного мира, учебная деятельность, научная деятельность. Наиболее напряженными являются ситуации, когда неизвестно время предстоящего события. Такое состояние называют бдительностью. Из названия следует, что это состояние связано с активизацией функции наблюдения за значимыми сигналами, с готовностью адекватно реагировать на них. Другим видом доминантных состояний является состояние ожидания. Внешние и внутренние проявления состояния ожидания в значительной мере зависят от индивидуальной реактивности человека. Пассивное ожидание воспринимается большинством людей как активное предвосхищение будущего столкновения с напряженной ситуацией. Психическое выражение такого состояния — повышенная тревожность, неуверенность в себе. Она отражает физиологические сдвиги, называемые предстартовыми, предрабочими. Чрезмерно выраженное доминантное состояние ожидания может играть и отрицательную роль. В результате сильного волнения человек устает («перегорает») еще до того, как приходится выполнять ожидаемукщеятельность.
Фрустрация — психическое состояние острого переживания неудовлетворенной потребности. После стресса это наиболее распространенный вид трудных состояний. Фрус-трационные ситуации вызываются конфликтом между актуально значимой потребностью, невозможностью ее pea-
|
|