Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 3, ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


§7. Эмоцжикшминкмюмю процессы ■ регуляции профессмонольной деятельности


 


лизации* срывом мотивационного поведения. Причины мо­гут быть биологические (физиологические —голод, сон, сек| суальные потребности) и социальные (трудовые, познаватель^ ные, межличностные, нравственные). Для фрустраций характерны отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, чувство лишения. Особенн трудно переносятся переживания человеком, когда он отвер гается обществом, лишается привычных социальных связей Часто фрустрация развивается в результате неудовлетворен­ности собственным профессиональным трудом, его содержа нием, результатом, когда человек реально не знает своих жиа ненных программ, своих возможностей, часто ощущает, ч растратил по пустякам свои жизненные силы, мог бы ра тать лучше.

Старея и приближаясь к завершению карьеры, челов начинает сомневаться в важности своих достижений. Он и пытывает чувство крушения от мысли, что хотел и мог сд лать что-то гораздо более значительное. Такие люди час проводят остаток жизни в поисках виноватых, ворчат и ж луются на отсутствие условий, на обременяющие семейн обязанности — лишь бы избежать горького признания: в: нить некого, кроме себя.

Возникновение фрустрации, ее выраженность обусло вается не только объективными, но и личностными особ ностями. Изменение, например, жизненных стереотид вызывает нарушение удовлетворения привычного комплб са потребностей (перемена места жительства, призыв в мию, свадьба). Фрустрационная напряженность — чрезмв] ное усиление психофизиологических механизмов адапт (нервной, гормональной систем) — может вызвать ада ционные нарушения и способствует истощению резерва возможностей.



Тревога — результат возникновения фрустрации или ожидания— является первичным проявлением психол ческого стресса. Тревога характеризуется как чувство фузного опасения, ожидания, беспокойства, ощущения пределенной угрозы. Главным для ее возникновен является наличие угрозы или ее предвидение. Тревога ф логенетически оформилась и закрепилась в виде псих кого предвестника возможной боли — сигнала об рпас ти, которая еще не наступила. Предвидение опасности н


вероятностный характер и зависит не только от ситуацион­ных, но и в большей степени от личностных особенностей. Тревога, несоразмерная с вызвавшим ее явлением, препят­ствует формированию нормального адаптивного доведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги.

Выделен ряд состояний, сменяющих друг друга по мере нарастания тревоги:

ощущение внутренней напряженности — начальный
этап напряженности, настороженность, при достаточной вы­
раженности — тягостный душевный дискомфорт;

гиперстезические реакции. Суть явления в toml, что ра­
нее нейтральные раздражители приобретают особое зна­
чение, вызывая нарастание тревоги. Человеку начинают
действовать на нервы ранее нейтральные события и обстоя­
тельства;

собственно тревога. Проявляется как переживание не­
определенной угрозы, чувство неясной (неосознанной) опас­
ности. Рост интенсивности тревоги снижает возможность
логической оценки воспринимаемой информации, ее пра­
вильной переработки;

страх. Неосознанность причин тревоги затрудняет их по­
иск и устранение, не дает возможности организовать дея­
тельность по ликвидации угрозы. Психологическая непри­
емлемость такой ситуации заставляет человека искать
причины тревоги. Часто они усматриваются во внешних кон­
кретных явлениях и обстоятельствах. У субъекта начинает
формироваться страх именно на эти конкретные ситуации
(страх одиночества, страх толпы, темноты). Возникает ог­
раничительное поведение;

ощущение необратимости надвигающейся катастро­
фы — в таком состоянии возникает неотвратимость возник­
новения катастрофы, угрозы. Ощущение безысходности,
неотвратимости вызывает повышенную двигательную ак­
тивность, панические поиски помощи;

тревожно-боязливое возбуждение — в атом состоянии де­
зорганизация поведения достигает максимума, исключена
возможность целенаправленной деятельности.

Стресс является сегодня одним из самых популярных ме­дико-психологических терминов. Его используют для обо­значения проблем широкого круга: личностных, бытовых, социальных, производственных. В настоящее время, наря-


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБШТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯГЕЛЬНОаИ____________

ду с термином «стресс», как особой физиологической реак­ции, широко используется такое понятие, как психологичес­кий, или эмоциональный, стресс, под которым подразуме­ваются стрессовые реакции, вызываемые в организме действиями различных психологических раздражителей. Используемый термин «психоэмоциональный стресс» под­черкивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже при­мат эмоций в этой комплексной реакции/Доказательством могут служить эксперименты, при которых электрическое и химическое раздражение гипоталамуса вызывало как эмо­циональные, так и стрессовые реакции. С другой стороны, стресс развивается и после отсечения от него всех нервных связей. Поэтому механизмы стресса и эмоции могут быть различны, но в сознании человека стресс и эмоции актуали­зируются одновременно.

Возникновение соответствующих эмоций после оценки опасности нужно для последующего сознательного управле­ния и выбора тактики поведения. Стрессор вызывает избы­точную реакцию на неосознаваемом уровне, обеспечивая не­обходимую степень гомеостаза, и только затем возникающие эмоции подключают свои компенсаторные механизмы для осознания, упорядочения и оценки адекватности реакций организма. Большинство исследователей считает природу эмоций и стресса общей. Различие лишь в уровнях актива­ции: на физиологическом уровне — реакция на стрессор, на психологическом уровне — формирование оценочного отно­шения к стрессору.

Термин «стресс» получил распространение после работ ка­надского физиолога Ганса Селье. В 1936 г, он опубликовал результаты своих опытов, где было показано, что при воз­действии на организм разнообразных агентов (он назвал их стрессорами) в организме возникает стереотипная физиоло­гическая реакция. Независимо 6т того, каков характер стрес­сора (мышечная нагрузка, кратковременный холод, дей­ствие какого-либо ядра, тревога, семейный конфликт, неприятная критика в свой адрес и т. д.), ответ организма проявляется в учащении пульса, увеличении артериально­го давления, повышении в крови кортикостероидов — гор­монов коры надпочечников. Комплекс физиологических ре­акций Селье назвал стрессом — напряжением, или общим адаптационным синдромом, представляющим собой трех-


§7. Эмоционольно-волевые процессы ■ регуляции профессиональном двятельноаи

фазную реакцию адаптации, состоящую из фаз: тревоги, по­вышенной резистентности и истощения. Стресс — это неспе­цифический ответ организма на любое воздействие — стрес­сор. Любой раздражитель — стрессор (психологический, физический) — всегда строго специфичен для организма, так как имеет определенное значение и одновременно несет об­щее требование — приспособиться к новым условиям. Это заставляет организм адаптироваться к возникшей ситуации. Неспецифические требования, предъявляемые к воздействи­ям как таковым, — это и есть сущность стресса. Дрвдюда стрессоров может быть различной, но они запускают в орга­низме генетически запрограммированную неспецифическую реакцию защиты.

Основные структуры, участвующие в возникновении стрес­са: кора мозга, лимбические структуры, ретикулярная форма­ция. Первоначально происходит активация вегетативных цен­тров гипоталамуса, мозгового слоя надпочечников. В ответ происходит выброс в кровь гормонов адреналина и ноардена-лина. За счет этого повышаются функциональные возможнос­ти сердечно-сосудистой, дыхательной систем, скелетных мышц, обеспечивается эффективность восстановительных про­цессов, направленных на сохранение гомеостаза в организме. Адреналин стимулирует восходящую ретикулярную форма­цию, что ведет к повышению возбудимости коры мозга. В це­лом, начальный механизм стресс-реакции называют симпато-адреналовой реакцией (САР), или реакцией битвы-бегства. Если стрессор йродолжает оказывать повреждающее действие, не компенсируемое реакцией битвы-бегства, то наступает сле­дующий этап в стресс-реакции— активация других эндокрин­ных механизмов: адренокортикотропного, соматотропного и тиреоидного. Однако чрезмерное выделение различных гормо­нов приводит одновременно и к отрицательным эффектам. В ор­ганизме возникают неспецифические стандартные ответу бо­лее широкого диапазона: возрастает риск образования язв желудка и развития инфаркта миокарда за счет спазма сосу­дов, резко снижается интенсивность иммунных механизмов, сопровождающаяся повышением активности коркового слоя надпочечников, инволюцией зобной железы и лимфатическо­го аппарата, изменением состава лейкоцитов, повышением свертываемости крови. Это есть плата за адаптацию, связан­ная с перестройкой защитных и иммунных сил организма.


Глш 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.