Мотшация трудовой деятельности
Поддержание этой стресс-реакции обеспечивается не толь: ко гормональными механизмами, но длительной активацией мозговых структур за счет нейрогенных и прямых гормо^ нальных влияний на мозговые структуры. Стероидные гормоны являются мощным активатором для центральных^ нейронов, что обеспечивает длительность и застойност] стресс-реакции.
Выделяют системный, или физический, стресс, отражающий, в основном, напряжение биологических систем (отравление, ушибы, воспаление), и психологический стресс отражающий вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. Существенной чертой психологического стресса является наличие в стрессовой реакций эмоции или включение вн< мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловли-* вает стресс психического порядка, —эмоциональный строй личности по отношению к стрессору. При физическо] стрессе раздражитель вызывает стереотипную реакцию, раз-j витие которой не определяется какими-либо защитными интеллектуальными механизмами. При эмоциональном стрессе психический фактор позволяет индивидууму производит] оценку стимула, анализировать значение угрозы и противопоставлять ей защитные механизмы, что не всегда привод] к ожидаемым результатам.
В широком понимании стресс— это любое более или менее выраженное напряжение организма, это нормально состояние для человека.Дело в его выраженности. При дос-] таточно сильном и продолжительном действии стресс-фак< тора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь вс< ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающим миром. Практически, современнэ человек постоянно находится в состоянии стресса. Выделя1 ют шесть основных симптомов хронического стресса: 6eccoHi| ница, мышечные боли в груди, кашель (покашливание «, очистки горла»), сексуальная неудовлетворенность, эмоциональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми проявлениями стресса бывают хроническая усталость и избыточный вес. Профилактика психологического стресса мож< идти по следующим направлениям* Выяснение прирр; причин стрессового состояния. Выявление стресс-фактора? и выработка условий, позволяющих их контролировать ил]
нейтрализовать. Организация рационального питания, исключение из пищи активаторов ЦНС. Использование различных способов релаксации: психологическая, мышечная, дыхательная, саморегуляция, аутотренинг. Применение физических нагрузок: бег трусцой, ходьба и другие виды активности в аэробном режиме.
Литература
Психологические состояния: Серия «Хрестоматия по психологии» / Ред. Куликов Л.В. — СПб., 2000.
Гримак ЛЛ. Общение с собой. — М., 1991. Карпов АВ. Психология менеджмента. — М., 1999. КитаевСмык Л Л, Психология стресса. — М., 1983. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.
Вопросы для самопроверки
Что такое эмоции?
Какие функции выполняют эмоции?
Каковы основные этапы развития стресса?
4. Какие состояния обусловлены чрезмерным эмоциональным возбуж дением?
Темы рефератов
Состояние стресса, механизм развития, влияние на деятельность.
Трудные состояния, их виды и влияние на деятельность.
3. Роль потребностей в формировании эмоциональных и волевых про цессов.
Мотивация трудовой деятельности
Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у работника не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация выполняет оценочную и компенсирующую роль. Формирование деятельности начинается с принятия ее личностью. Возникает желание выполнить эту деятельность, которое стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Мотивация побуждает тру-
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотивация трудовой деятельности
Г ,
довую активность и влияет на формирование цели и ее достижения. Функция мотивирования является необх* димым структурным элементом общей системы деятельнг ти. Она включает две стороны: во-первых, активизирует деятельности все потребности личности, во-вторых, помог; ет оценить реальный вклад каждого работника в общем ит< ге деятельности. Отношение к труду вообще и к конкретно)! профессиональной деятельности в частности принципиалг но определяют успешность деятельности. Эти отношени выражаются в мотивах деятельности. Мотивы — это поб: дители деятельности. Все побудительные источники акт ности личности объединяются понятием мотивационт сферы. Она включает потребности личности, интересу стремления, убеждения, влечения, установки и т. п. Вме~ с тем, мотивирующей силой могут обладать также со: альные нормы и правила, жизненные принципы, цели, ц< ности, система мировоззрения в целом. Однако важнейш: источником мотивов являются потребности, в которых ражается зависимость человека от условий существоваг и развития. Через потребности осуществляется регул я) поведения человека. Потребности могут отражать мате] альную, духовную или социальную зависимость. Соотв* ственно выделяются и группы мотивов.
Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой ятельности является исследование глубинных механизм* формирования мотивов и мотивационных тенденций лг ности. Основные теории, раскрывающие механизмы мог вации, разделяют на две группы: содержательные и прог
суальные.
В содержательных теориях акцент делается на выявле] и изучение тех внутренних побуждений (потребностез мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их -***1 фессиональной деятельности. В реальной практике повед< человек довольно редко мотивируется какой-то одной пс ~ ностью. Между потребностями складываются сложные шения взаимозависимости и взаимообусловленности. Hi лее конструктивную с точки зрения трудовой деятельн* теорию формирования мотивационно-потребностной сф предложил А. Маслоу. Он разработал концепцию «иерар: ческая теория потребностей». Ядром этой концепции яг ется представление о иерархии потребностей личности:
зиологические — безопасности — самосохранения — социальные — эгоистические — самоутверждения (высшая потребность).
Согласно данной концепции, выделяют следующие группы потребностей:
• экзистенциальные — удовлетворение этих потребнос тей необходимо для безопасного выживания индивида, еще их называют базисными потребностями;
• потребности в контакте — направлены на установле ние связей, выражают чувство близости с другими людьми, стремление получить внимание с их стороны;
• потребности самоактуализации (развития) — связаны со стремлением человека к творчеству, созиданию, самоут верждению. В отличие от других, эти потребности ненасы- щаемы. Чем больше человек осуществляет творческую дея тельность, тем больше он к ней стремится.
Эти потребности постепенно заменяют друг друга по степени активности. Причем каждый следующий уровень актуализируется в том случае, если удовлетворены все предыдущие. Здесь действует принцип доминанты, т. е. направленность деятельности соответствует той потребности, которая является первой в ряду неудовлетворенных. В этой связи были выявлены следующие закономерности:
• чем слабее удовлетворены базисные потребности, тем сильнее стремление к их реализации. Например, потребность в пище тем более актуализирована, чем меньше она удовлет воряется;
• чем меньше удовлетворены потребности в контакте, тем сильнее базисные потребности. Например, одинокий чело век, лишенный возможности много и плодотворно общать ся, начинает видеть смысл жизни в постоянном бесшцсой- стве о своем здоровье, материальных приобретениях, чревоугодии и т. п.;
• чем меньше удовлетворена потребность в самоактуализа ции, тем сильнее потребность в контакте. Если работник не смог заявить себя в высокорезультативной деятельности, то он стре мится компенсировать неспособность к творчеству гипертро фированной активностью в системе социальных отношений. Он легко и активно вступает в многообразные социальные кон такты, имеет множество знакомых и приятелей, легко откли кается на любую форму социального взаимодействия.
Я-687
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУвЫСТА ГУОФ!ССИОНАЛЬНОЙ ДИТШНОСТИ
§8. Мотикщиятрудотой дмтельмости
Социальные
Материальные
Физиологически необходимые
В общении
Познавательные
В социальном познании
Специфические познавательные
| Направленные на
существование в
обществе
Познание
эмоциональных
отношений
| Синтетические потребности
| Познание окружающего мира
Схема 10. Классификация потребностей личности
Данная концепция объясняет ведущие мотивы трудовой деятельности. Человек находит высшее удовольствие в самореализации, в осуществлении творческой деятельности. Однако такая деятельность возможна только в том случае, когда человек имеет приличные условия жизни, испытывает социальное признание и уважение, имеет в своем окружении людей, о которых может заботиться (семью). У такой личности актуализирован высший уровень потребностей, а его деятельность характеризуется наибольшими для него результатами. Чтобы сформировать творческого профессионала, нужно обеспечить ему такой материальный и социальный уровень жизни, который удовлетворит данные потребности полностью.
Мотивация самоактуализации является одним из главных стимулов трудового саморазвития личности. Он$ тесно связана с мотивацией достижений. Важнейший механизм мотивации, обеспечивающий активность трудовой деятельности, раскрыт в концепции мотивации достижений. В ней выявлена связь между побуждением успеха (избегания неудачи) и трудностью задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность. Иначе говоря, человек принимает решение о начале деятельности, если у него есть в ней определенная нужда. Потребность включает определенное соотношение мотива достижения успеха (МУ) и мотива избегания неудачи (МН). Принятие решения о начале выполнения деятельности соотносится с оценкой того, насколько вероятно успешное выполнение деятельности или риск неудачи. Если успешность оценивается достаточно высоко, а риск — субъективно приемлемым, принимается решение о начале деятельности. Побуждение к деятельности определенного уровня зависит от субъективной вероятности успеха. В процессе профессиональной деятельности субъект воспринимает цель деятельности в виде определенного эталона, «нормативного уровня» выполнения данной профессии. Этот уровень характеризуется качественными и количественными параметрами. Субъект воспринимает эту нормативную цель, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной вероятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения деятельности, или уровень притязаний. Уровень притязаний включает субъективные
|