Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мотшация трудовой деятельности


 


Поддержание этой стресс-реакции обеспечивается не толь: ко гормональными механизмами, но длительной активаци­ей мозговых структур за счет нейрогенных и прямых гормо^ нальных влияний на мозговые структуры. Стероидные гормоны являются мощным активатором для центральных^ нейронов, что обеспечивает длительность и застойност] стресс-реакции.

Выделяют системный, или физический, стресс, отража­ющий, в основном, напряжение биологических систем (от­равление, ушибы, воспаление), и психологический стресс отражающий вовлечение в реакцию эмоциональной сферы. Существенной чертой психологического стресса является наличие в стрессовой реакций эмоции или включение вн< мотивации, вызывающей эмоцию. Главное, что обусловли-* вает стресс психического порядка, —эмоциональный строй личности по отношению к стрессору. При физическо] стрессе раздражитель вызывает стереотипную реакцию, раз-j витие которой не определяется какими-либо защитными ин­теллектуальными механизмами. При эмоциональном стрес­се психический фактор позволяет индивидууму производит] оценку стимула, анализировать значение угрозы и противо­поставлять ей защитные механизмы, что не всегда привод] к ожидаемым результатам.

В широком понимании стрессэто любое более или ме­нее выраженное напряжение организма, это нормально состояние для человека.Дело в его выраженности. При дос-] таточно сильном и продолжительном действии стресс-фак< тора реакция может стать болезнетворной основой различ­ных функциональных нарушений. Современная жизнь вс< ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений че­ловека с окружающим миром. Практически, современнэ человек постоянно находится в состоянии стресса. Выделя1 ют шесть основных симптомов хронического стресса: 6eccoHi| ница, мышечные боли в груди, кашель (покашливание «, очистки горла»), сексуальная неудовлетворенность, эмоци­ональный дисбаланс (перепады настроения). Частыми про­явлениями стресса бывают хроническая усталость и избы­точный вес. Профилактика психологического стресса мож< идти по следующим направлениям* Выяснение прирр; причин стрессового состояния. Выявление стресс-фактора? и выработка условий, позволяющих их контролировать ил]




нейтрализовать. Организация рационального питания, ис­ключение из пищи активаторов ЦНС. Использование раз­личных способов релаксации: психологическая, мышечная, дыхательная, саморегуляция, аутотренинг. Применение физических нагрузок: бег трусцой, ходьба и другие виды активности в аэробном режиме.

Литература

Психологические состояния: Серия «Хрестоматия по психологии» / Ред. Куликов Л.В. — СПб., 2000.

Гримак ЛЛ. Общение с собой. — М., 1991. Карпов АВ. Психология менеджмента. — М., 1999. КитаевСмык Л Л, Психология стресса. — М., 1983. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

Вопросы для самопроверки

Что такое эмоции?

Какие функции выполняют эмоции?

Каковы основные этапы развития стресса?

4. Какие состояния обусловлены чрезмерным эмоциональным возбуж­
дением?

Темы рефератов

Состояние стресса, механизм развития, влияние на деятельность.

Трудные состояния, их виды и влияние на деятельность.

3. Роль потребностей в формировании эмоциональных и волевых про­
цессов.

Мотивация трудовой деятельности

Любая деятельность окажется малоэффективной или во­обще неэффективной, если у работника не будет заинтересо­ванности в ее реализации. Эта заинтересованность выража­ется в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация выполняет оценочную и компен­сирующую роль. Формирование деятельности начинается с принятия ее личностью. Возникает желание выполнить эту деятельность, которое стимулирует активность личности в соответствующем направлении. Мотивация побуждает тру-


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Мотивация трудовой деятельности


 


       
 
   
 


Г ,


довую активность и влияет на формирование цели и ее достижения. Функция мотивирования является необх* димым структурным элементом общей системы деятельнг ти. Она включает две стороны: во-первых, активизирует деятельности все потребности личности, во-вторых, помог; ет оценить реальный вклад каждого работника в общем ит< ге деятельности. Отношение к труду вообще и к конкретно)! профессиональной деятельности в частности принципиалг но определяют успешность деятельности. Эти отношени выражаются в мотивах деятельности. Мотивы — это поб: дители деятельности. Все побудительные источники акт ности личности объединяются понятием мотивационт сферы. Она включает потребности личности, интересу стремления, убеждения, влечения, установки и т. п. Вме~ с тем, мотивирующей силой могут обладать также со: альные нормы и правила, жизненные принципы, цели, ц< ности, система мировоззрения в целом. Однако важнейш: источником мотивов являются потребности, в которых ражается зависимость человека от условий существоваг и развития. Через потребности осуществляется регул я) поведения человека. Потребности могут отражать мате] альную, духовную или социальную зависимость. Соотв* ственно выделяются и группы мотивов.

Одним из важнейших вопросов мотивации трудовой ятельности является исследование глубинных механизм* формирования мотивов и мотивационных тенденций лг ности. Основные теории, раскрывающие механизмы мог вации, разделяют на две группы: содержательные и прог

суальные.

В содержательных теориях акцент делается на выявле] и изучение тех внутренних побуждений (потребностез мотивов), которые лежат в основе поведения людей, их -***1 фессиональной деятельности. В реальной практике повед< человек довольно редко мотивируется какой-то одной пс ~ ностью. Между потребностями складываются сложные шения взаимозависимости и взаимообусловленности. Hi лее конструктивную с точки зрения трудовой деятельн* теорию формирования мотивационно-потребностной сф предложил А. Маслоу. Он разработал концепцию «иерар: ческая теория потребностей». Ядром этой концепции яг ется представление о иерархии потребностей личности:


зиологические — безопасности — самосохранения — соци­альные — эгоистические — самоутверждения (высшая по­требность).

Согласно данной концепции, выделяют следующие груп­пы потребностей:

экзистенциальные — удовлетворение этих потребнос­
тей необходимо для безопасного выживания индивида, еще
их называют базисными потребностями;

потребности в контакте — направлены на установле­
ние связей, выражают чувство близости с другими людьми,
стремление получить внимание с их стороны;

потребности самоактуализации (развития) — связаны
со стремлением человека к творчеству, созиданию, самоут­
верждению. В отличие от других, эти потребности ненасы-
щаемы. Чем больше человек осуществляет творческую дея­
тельность, тем больше он к ней стремится.

Эти потребности постепенно заменяют друг друга по сте­пени активности. Причем каждый следующий уровень ак­туализируется в том случае, если удовлетворены все пре­дыдущие. Здесь действует принцип доминанты, т. е. направленность деятельности соответствует той потребно­сти, которая является первой в ряду неудовлетворенных. В этой связи были выявлены следующие закономерности:

• чем слабее удовлетворены базисные потребности, тем
сильнее стремление к их реализации. Например, потребность
в пище тем более актуализирована, чем меньше она удовлет­
воряется;

• чем меньше удовлетворены потребности в контакте, тем
сильнее базисные потребности. Например, одинокий чело­
век, лишенный возможности много и плодотворно общать­
ся, начинает видеть смысл жизни в постоянном бесшцсой-
стве о своем здоровье, материальных приобретениях,
чревоугодии и т. п.;

• чем меньше удовлетворена потребность в самоактуализа­
ции, тем сильнее потребность в контакте. Если работник не смог
заявить себя в высокорезультативной деятельности, то он стре­
мится компенсировать неспособность к творчеству гипертро­
фированной активностью в системе социальных отношений.
Он легко и активно вступает в многообразные социальные кон­
такты, имеет множество знакомых и приятелей, легко откли­
кается на любую форму социального взаимодействия.

Я-687


Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУвЫСТА ГУОФ!ССИОНАЛЬНОЙ ДИТШНОСТИ


§8. Мотикщиятрудотой дмтельмости


 


                                       
   
   
 
   
 
   
   
 
 
 
   
     
 
 
   
 
   
 


Потребности

В самоактуализации
Материальных

Духовные

Социальные

Материальные

Эстетические

Физиологически необходимые

В общении

Познавательные

В социальном познании

Специфические познавательные

Направленные на

В служении обществу

существование в

обществе

Познание самого себя
Познание эмоциональных отношений

Социальных явлений


Синтетические потребности

Познание окружающего мира

Схема 10. Классификация потребностей личности


Данная концепция объясняет ведущие мотивы трудовой деятельности. Человек находит высшее удовольствие в са­мореализации, в осуществлении творческой деятельности. Однако такая деятельность возможна только в том случае, когда человек имеет приличные условия жизни, испытыва­ет социальное признание и уважение, имеет в своем окру­жении людей, о которых может заботиться (семью). У такой личности актуализирован высший уровень потребностей, а его деятельность характеризуется наибольшими для него результатами. Чтобы сформировать творческого професси­онала, нужно обеспечить ему такой материальный и соци­альный уровень жизни, который удовлетворит данные по­требности полностью.

Мотивация самоактуализации является одним из глав­ных стимулов трудового саморазвития личности. Он$ тесно связана с мотивацией достижений. Важнейший механизм мотивации, обеспечивающий активность трудовой деятель­ности, раскрыт в концепции мотивации достижений. В ней выявлена связь между побуждением успеха (избегания не­удачи) и трудностью задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность. Иначе гово­ря, человек принимает решение о начале деятельности, если у него есть в ней определенная нужда. Потребность включа­ет определенное соотношение мотива достижения успеха (МУ) и мотива избегания неудачи (МН). Принятие решения о начале выполнения деятельности соотносится с оценкой того, насколько вероятно успешное выполнение деятельнос­ти или риск неудачи. Если успешность оценивается достаточ­но высоко, а риск — субъективно приемлемым, принимается решение о начале деятельности. Побуждение к деятельности определенного уровня зависит от субъективной вероятности успеха. В процессе профессиональной деятельности субъект воспринимает цель деятельности в виде определенного эта­лона, «нормативного уровня» выполнения данной профес­сии. Этот уровень характеризуется качественными и коли­чественными параметрами. Субъект воспринимает эту нормативную цель, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной вероятностью достичь ус­пеха и избежать неудачи. В результате формируется лич­ный стандарт исполнения деятельности, или уровень при­тязаний. Уровень притязаний включает субъективные






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.