Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪША ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ §8. Мотмваци! трудоми деятельности
всегда стояла в центре внимания исследователей и практиков управления. Анализ природы мотивации при формировании исполнительской деятельности нашел свое отражение в триаде теорий, условно обозначенных теория X, теория Y, теория Z.
Теория X базируется на следующих положениях:
• людям свойственно врожденное чувство неприязни к ра боте, по возможности они стараются ее избежать. Она не яв ляется для них мотиватором;
• людей необходимо принуждать к работе с помощью уг розы наказания и постоянно контролировать их;
• обычный (средний) человек всегда стремится избежать ответственности. Он испытывает желание, чтобы им руко водили; >
• основным мотиватором всегда выступают экономические потребности. Их цель — наибольшая экономическая выгода;
• исходно люди пассивны. Их нужно стимулировать, за ставлять работать.
Теория Y выступает альтернативой теории X и основывается ца противоположных тезисах:
• людям изначально присуща потребность реализовать себя в умственной или физической работе. Для них это так же ес тественно и необходимо, как играть, общаться или отдыхать;
• человеку свойственен самоконтроль и саморуководство. Для творческой деятельности это основные регуляторы. Уг роза и внешний контроль — это крайние средства мотива ции в труде;
• работу людей мотивирует це только вознаграждение, но и цели деятельности;
• человеку свойственны инициатива и потребность нести
ответственность за свою деятельность;
• мотиваторами деятельности часто выступает само содер*
жание труда и интерес к нему;
• мощной мотивирующей силой выступает стремление чеу ловека проявить в труде свою индивидуальность, завоевать более высокий социальный статус.
Теория Z развивает концепцию Y с учетом современных
достижений теории управления:
• высокую мотивацию на деятельность обеспечивает га рантия занятости и создание доверительной обстановки меж ду работниками;
• важнейшим фактором является создание атмосферы корпоративной общности, преданности организации;
• мотивирующей силой обладают максимально частые контакты между работником и управляющим;
• эффективная мотивация обеспечивается гласностью внутрифирменной информации, общностью целей всех ра ботников;
• стимулом работы является создание атмосферы общей ответственности;
• необходимо предоставление работникам как можно больше свободы в выборе средств деятельности;
• определенный мотивационный эффект могут иметь и не формальные связи между субъектами организации.
Эти три теории обеспечивают различный выбор той или иной стратегии для формирования мотивации исполнительной деятельности.
Большое значение для раскрытия системы мотивов трудовой деятельности имеет еще одна концепция, получившая широкое распространение в организации профессиональной деятельности. Это так называемая двухфакторная теория. Согласно ей, тот или иной род занятий характеризуется рядом требований и признаков, которые непосредственно становятся мотиваторами для людей, ориентированных на выполнение работы. Однако для некоторых работников мощной мотивирующей силой может являться стремление к общению, идентификаций себя с группой и т. п. Это мотиваторы совсем другого рода. Все факторы, стимулирующие работника, делятся на две группы. Те, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, — факторы-мотиваторы.К ним относятся возможность карьеры, социальное признание работника, сложность и йнтересность работы, высокая ответственность, удобный режим работы и т. п. Вторая группа— это факторы, прямо не обусловливающие мотивацию процесса труда, но снимающие или уменьшающие неудовлетворенность человека работой, — факторы гигиены.К ним относятся, например, условия труда, общая политика фирмы, степень контроля за работой, заработная плата, психологический климат рабочей группы и т. п. В целом факторы гигиены соотносятся с условиями работы, а факторы-мотиваторы — с самим характером, сущностью и содержанием работы. При наличии благоприятных фак-
|
|
|
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
...... .................................... ^_._... _............... ____ ц________________________________________________________ ,.......................................... „м_^_.^^^.^ t
торов гигиены возникает особое состояние, приводящее к уменьшению чувства неудовлетворенности трудовой деятельностью. Однако усилить это чувство можно лишь через факторы-мотиваторы. Из двухфакторной теории следует важный практический вывод о возможности создания программ обогащения труда, направленных на расширение мотйвационного потенциала трудовой деятельности. Обогащение труда предполагает такую организацию работы, при которой исполнитель осбзнает сложность и важность порученного ему дела, независимость в выборе решения/отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за задание, в целом у работников возникает ощущение ценности, социальной значимости и самостоятельности своей трудовой деятельности.
Теории X, Y, Z, а также двухфакторная концепция в значительной степени направлены на характеристику содержания мотивации исполнительской деятельности.
Конкретизация двухфакторной концепции нашла свое отражение в частных теориях, рассматривающих непосредственные мотивы, активизирующие трудовую деятельность. Сложная трудовая деятельность, как правило, имеет в основе синтетические потребности. Последние возникают как комбинация материальных, духовных и социальных потребностей. Многообразие типов потребностей определяет чрезвычайную сложность формирующихся на их основе мотивов. Следовательно, воздействовать на мотивационную сферу можно многочисленными путями, через подключение различных потребностей. Воздействие синтетических потребностей провоцирует активность множественности мотивов в ситуации одной деятельности. Иначе говоря, трудовая деятельность всегда полимотивирована. Иллюстрацией этого феномена моркет служить концепция А.А. Русалйновой*
В зависимости от действующего мотива или их системы, трудовая деятельность развивается в том или другом направлении с той или иной степенью успешности. Отношение к труду определяется различным сочетанием материальной заинтересованности в конкретной работе, интересом к процессу труда и переживанием социальной ценности результата. Соответственно выделяют шесть типов возможного отношения к труду, стимулирующего активность личности (табл. 3).
{8. Мотивация трудошой деятельности
Таблица 3
|